Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное и местное управление 5 страница




6) судебная власть

Суды защищают права и законные интересы государственных органов, которые могут нарушаться гражданами, другими государственными органами, общественными объединениями. В Конституции установлены принципы правосудия, которыми должны руководствоваться судья при применения закона.

Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его вина не будет признана вступившим в законную силу приговором суда. В суде каждый имеет право быть выслушанным. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Конституционным принципом является непридание юридической силы доказательствам, полученные незаконным способом.

7) конституционная власть

Конституционный совет Р.К. состоит из семи членов полномочия, которых длятся шесть лет. Пожизненными членами конституционного совета являются по праву экс – Президенты Республики. Особенности членов Конституционного совета состоят в следующих моментах: при выполнении своих обязанностей они независимы и подчиняются только Конституции и указу Президента о Конституционном Совете. Конституционный Совет не является судебным органом. Он является государственным органом, обеспечивает верховенство Конституции РК, осуществляет свою компетенцию путем конституционного производства. Конституционный Совет принимает решения коллегиально. Никто из его членов, участвующих в заседании, не в праве воздерживаться или не участвовать в голосовании. Решения принимаются простым большинством голосов.

8) Местные государственные органы.

Местные представительные органы называются Маслихатами. Они образуются на территории области, столицы, района, города. Депутатом маслихата может быть гражданин Р.К. достигший 20 лет. Маслихат может устанавливать правила. За нарушения, которых предусматривает административная ответственность. Эти правила касаются:

· Охраны земель, лесов, водных ресурсов, животного мира.

· Торговли (где торговать, как соблюдать порядок торговли);

· Обеспечения общественного порядка, пожарной и дорожной безопасности;

· Санитарной очистки территории

· Пользования общественным транспортом.

Маслихат собирается на сессии не реже четырех раза в год.

Акимат работает в нескольких направлениях. Он должен обеспечивать исполнения гражданами и организациями Конституции, законов, других нормативных актов, должен принимать меры по защите прав и свобод граждан.

9)Правоохранительные органы.

К правоохранительным органам относятся: прокуратура, органы внутренних дел, органы национальной безопасности. Прокуратура следит за тем, чтобы органы следствия не нарушали закон. Министерство внутренних дел занимается охраной общественного порядка и обеспечения безопасности.

· Проверяют документы, удостоверяющие личность, если человека подозревают в совершении преступления.

· Защита граждан от нападения преступников, освобождения заложников

· Отражения нападения на сотрудников на жилые помещения граждан.

Они не дублируют работу друг друга, но в процессе работы содействуют друг другу.

 

 

Тема 5. Государственное местное управление.

Вопросы лекции

1.Местное государственное управление как социально-экономическая система. Признаки местного управления.

2.Основные функции местного самоуправления.

1. Согласно статьи 85 Конституции Республики Казахстан местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

Функционирование местных государственных органов определяются Конституцией Республики Казахстан, Законом РК «О местном государственном управлении» и другими законодательными и нормативно-правовыми актами. Все государственные органы создаются по определенным правилам с обязательной государственной регистрацией и получением свидетельства в органах юстиции.

Информационно-аналитическое, организационно-правовое и материально-техническое обеспечение деятельности акима осуществляется аппаратом акима. Аппарат акима является государственным органом и содержится за счет местного бюджета. Также является госорганом аппарат районного маслихата. В состав местных госорганов входят все структурные подразделения аппарата акима района.

Примерная схема структуры аппарата акима района:

       
   
Аким района
 
 

 


Отдел орг. контрольной работы   Общий отдел Отдел внутренней политики Отдел экономики

           
 
Служба обеспечения
 
Архив
 
Другие службы

 


2.Мстное самоуправление является одной из форм народовластия, через оторую осуществляется выражение власти народа. Конституция РК определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления. Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной
разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о
местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не являетсягосударственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную игосударственную власти как самостоятельные формы публичной власти,
поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой совпадают и разнятся лишь пространственным территориальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на региональном уровнях, муниципальная
власть — в городских, сельских поселениях и на других территориях
муниципальных образований.
Самостоятельность муниципальной власти находит свое выражение в отделенности, обособленности местного самоуправления от государства и его
структур, что прямо закреплено в Конституции РК: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".
Структура этих органов, в соответствии с Конституции РК,
определяется населением самостоятельно. Свое правовое закрепление структура
местной власти получает в уставе местного образования.
Самостоятельность местной власти проявляется также в обязанности для
исполнения всеми расположенными на территории муниципального образованияпредприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-
правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданамирешений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и
должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.
Самостоятельный характер местной власти выражается в наличии
собственных предметов ведения местного самоуправления и полномочий,
которыми обладают органы местной власти.
Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе:
• право на судебную защиту;
• право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;
• запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных
Конституцией.
Будучи самостоятельной, местная власть несет ответственность за свою
деятельность перед населением муниципального образования, государством,
физическими и юридическими лицами.
Исторический аспект исследования данного вопроса непосредственным
образом связан с выявлением основных параметров соотношения государственных
и самоуправленческих структур, их взаимодействия в процессе становления иразвития государства, его выделения из общества и функционирования какотносительно самостоятельного многопланового социального явления.
Касаясь истоков соотношения названных структур, связанных с проблемой
происхождения государства, в научной литературе в последние годы все
активнее обсуждается теория происхождения государства не только как
результат борьбы антагонистических классов, но и в силу действия иных
факторов, прежде всего задач управления. В этой связи, опираясь на данные
истории, этнографии, археологии, которые, по мнению А. И. Ковлера, дают
основание считать, что "происходило не некое поглощение государством
институтов общинно-родового самоуправления, а поэтапное "огосударствление"
институтов самоуправления в смысле их дальнейшего развития на собственной
основе до размеров институтов государственного управления".
Важнейшим фактором такого "огосударствления" стало усложнение задач
управления разросшихся общностей — племени, этнической группы, народности.
Возникают обособленные функции управления и властвования. При этом в сферу
управления естественным образом вживаются институты общинно-племенного
самоуправления, причем в одних случаях — в малых, компактных общинах —
управление и самоуправление выступают как тождественные понятия, в других —
больших по территории и населению общинах — самоуправление выступает как
автономия в рамках общей системы управления. Но и в том и в другом, случае
самоуправление утрачивает свою самодовлеющую самостоятельность, подчиняясь
основным целям и задачам политического властвования.
Таким образом, с возникновением государственно-организованного
общества самоуправление утрачивает свою изначальную самостоятельность и
становится либо придатком государственной структуры, продолжением
государственной власти на местном уровне, либо обособленным от государства
институтом гражданского общества, оставаясь относительно самостоятельным от
государственных институтов, но в любом случае действующим в рамках
государственно-правовых предписаний.
На протяжении всей истории государственности прослеживается тесная
органическая взаимосвязь между развитием государства и самоуправлением. В
различных типах государства, на разных этапах эволюции существовали
различные модели местного самоуправления, которые, в конечном счете, всегда
следуют за государственным развитием, подчиняясь предписаниям, которые
устанавливает государство, будь то в форме правовых норм либо в форме
директивных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типа
государства, его устройства, формы правления и политического режима.
Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих началобусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых
степень социально-экономической зрелости общества, соотношение ирасстановка социальных групп — классовых, сословных, этнических и т. д.,характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные
традиции, особенности геополитического положения, исторического развития,
демографического состояния общества и др
Современное местное самоуправление, будучи формой самоорганизации
населения, имеет признаки, как государства, так и общественных институтов.
Местное самоуправление в современных условиях имеет двойственную природу и
по своей сути является общественно-государственным институтом.
Анализ соотношения государства и местного самоуправления позволяет выявить ряд их общих признаков, в том числе: оба являются институтом общественного развития; каждый из них имеет территориальную организацию; имеют одинисточник власти — народ; осуществляют публичную власть, одна разновидность
которой — государственная власть — распространяется на всю территорию,
другая — муниципальная власть — на территории местного самоуправления;
осуществляют сбор налогов; осуществляют функции по обеспечению общественной безопасности и порядка — одни (государственные структуры) в виде органов
внутренних дел и других силовых структур, другие (самоуправленческие
структуры) — в виде муниципальных органов охраны общественного порядка;
осуществляют правовое регулирование и управление, т.е. имеют собственные
правовые акты, а также собственные аппараты управления.
Следует также иметь в виду общие социально-экономические, духовные и
политико-правовые основы, на которых строятся казахстанское государство и
самоуправление, закрепленные ныне в ряде статей "Основы
конституционного строя" Конституции РК. Это — демократический, правовой
характер общества; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
провозглашение многонационального народа единственным источника власти в
РК; равенство прав, свобод и обязанностей граждан РК на всей ее территории; социальная направленность политики РК; единство экономического пространства; равная защита всех форм собственности; политическое и идеологическое многообразие;
обязанность соблюдать Конституцию РК и законы; включение общепризнанныхпринципов и норм международного права и международных договоров РК.
Принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления:
народовластие; законность; гласность; выборность представленных органов, их
самостоятельность и независимость друг от друга и от общественных
объединений; разграничение предметов ведения и полномочий; учет
общественного мнения; оптимальное сочетание централизации идецентрализации.
Местное самоуправление в широком понимании — это институт
самоорганизации общества. В силу своей двойственной природы, как
общественной, так и государственной, оно может реализоваться в виде властного института. И именно в таком виде местное самоуправление существует сегодня в Казахстане и гарантируется действующей Конституцией. В тоже время местное самоуправление может реализовываться в виде территориального общественного самоуправления. Наконец, местное самоуправление может существовать в сочетании как первого, так и второго.Властная структура государства должна включать в себя как института государственной власти, так и властную составляющую местногосамоуправления. Речь идет о местном самоуправлении, предусмотренномКонституцией РК. Вместе с тем остается принципиальный вопрос о соотношении государственного и общественного элемента в современном государстве, т. е.о соотношении государственной власти и местного самоуправления какинститутов публичной власти. Становление государства резко меняет роль и место местного
самоуправления в организации общественной жизни и в системе власти. Местное
самоуправление начало длительный (на протяжении столетий и тысячелетий) период поиска своего места в государственной системе. С развитиемгосударства формы и принципы организации управления на местах претерпевали
изменения. Местное самоуправление принято рассматривать в аспекте
расширительного толкования в качестве одной из возможных форм
самоорганизации населения на локальном уровне, выражающейся в длительном (т.е. относительно независимо от государства) решении местных вопросов. Хотя опыт государственного и общественного строительства демонстрируетхаотичность формирования современных форм и принципов реализации местного самоуправления, все же в этом процессе можно проследить определенную закономерность. В исследованиях отмечается, что этот процесс носил циклический характер, периоды расцвета которого сменялись периодами
кризиса. И определяющую роль в этом процессе играло государство и уровень
социально-экономического развития общества и государства в целом. Как
показывает отечественный и зарубежный опыт, на определенном этапе
исторического развития наблюдалось огосударствление местной жизни.
Государство в этот период было достаточно мощным для того, чтобы взять
часть местных дел на себя. В другие же периоды, когда государство слабело,
местное самоуправление брало на себя решение локальных, а также
государственных вопросов, набирало силу, в то время как органы
государственной власти сосредотачивались на решении главных государственныхдел. Подобное перераспределение полномочий в целом укрепляло государство и
было основой его развития на новом качественном уровне.
Государство — это сложная система, имеющая в своем составе социально-экономические и территориально-государственные в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории. В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.
Самоуправление в политологии рассматривается как тип управления, при
котором объект и субъект управления совпадают. Самоуправление, по мнению политологов, основывается на принципах свободы, равенства и
непосредственного участия в управлении. Самоуправление традиционно
рассматривается альтернативой государственному управлению.
Местное самоуправление — важнейший элемент организации публичной
власти. Его специфика,, заключается в двойственной политической природе. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единый государственный механизм управления страной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, наделенный правом использовать "средства законодательно-институированного насилия", оно может самостоятельно формировать бюджет,устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление
является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ (использующей в числе прочих и
механизмы прямой демократии). Поэтому ему свойственны: относительная независимость как от органов государственной власти, так и от внегосударственных структур (двоякого рода автономия); способность осуществлять коллективные акции по защите и достижению своих интересов (коллективное действие); отсутствие стремления присваивать себе функции по управлению политикой в целом (неузурпация чужих полномочий); готовность действовать в рамках сложившихся гражданских и правовых норм (гражданственность). Возможность передачи органам местного самоуправления полномочий как местным органам, определяет роль органов местного самоуправления как одной из составляющих РК Развитие местного самоуправления нуждается в поддержке госорганов, его политических решениях, опирающихся на гражданские инициативы населения. Задача местного самоуправления — обеспечить социальный комфорт каждому
члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства —
о создании достойного уровня жизни человека.
Сочетание государственного и общественного в самоуправлении оченьважно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются
важнейшие общественно-государственные задачи.
Таким образом, если смотреть на проблему широко, то можно трактоватьорганы государственного управления и органы местного самоуправления какэлементы единой системы социального управления, публичной власти,
обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше
государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим
управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления
включаются в общее управление.
Представляется необходимым:
• разграничить полномочия между органами государственной власти и
органами местного самоуправления;
• создать систему правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и
интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства в их
деятельность должностных лиц и органов государственной власти.
В число назревших вопросов, с нашей точки зрения, входит вопрос о
предоставлении органам местного самоуправления права непосредственного
обращения в Конституционный Суд РК по вопросам собственной компетенции и
законных прав граждан.
Необходимо также законодательно закрепить принципы и порядок
взаимодействия территориальных структур федеральных органов государственной
власти с органами государственной власти субъектов РК и органами местного
самоуправления.
Необходимо создать законодательный механизм, направленный на повышение
статуса представительного органа местного самоуправления и его
председателя.
Местная власть при наличии финансово-экономических гарантий,
призванная удовлетворять основные, насущные потребности населения, может
стать стабилизирующим фактором в случае социальных кризисов. Справедливо
отмечается, что значение местного самоуправления в современных условиях
РК определяется его возможностями как интегрирующего фактора: оно
объединяет людей, проживающих в границах муниципального образования,
предоставляя равные возможности для решения общих проблем, независимо от
социального статуса индивидов, их национальной принадлежности, политических
пристрастий. Оно может способствовать предотвращению национальных и
религиозных конфликтов, так как строится не по этническому и
конфессиональному признаку. Работа в органах местного самоуправления может
стать механизмом отбора новой генерации казахстанской политической элиты — это
будут молодые энергичные политики, управленцы, прошедшие "сито"
муниципальных выборов, знающие реальные проблемы населения и
продемонстрировавшие умение эффективно их решать. Таким образом, анализ проблем соотношения общества, государства,
местного самоуправления, личности позволяет сделать вывод о том, что
местное самоуправление является относительно самостоятельным институтомгражданского общества, выступающим в качестве территориально-управленческой структурной части в системе гражданского общества. В этом качестве местное самоуправление выступает как связующее звено в системе централизованного и децентрализованного управления. В рамках своих полномочий оно самостоятельно управляет местными делами, решает переданные ему отдельные государственные полномочия, используя различные формы самоорганизации и самореализации.
Т.О. Местное самоуправление исторически хранит основные черты общинного строя, в котором оно зародилось и функционировало в догосударственных структурах. В государственно-организованном обществе оно приобретает новые черты, не утрачивая вместе с тем качества социального общественного элемента. При этом мы исходим из того, что местное самоуправление как социальный институт должно обладать возможностями для многообразия форм самоорганизации граждан; именно на местном уровне в полной мере должно проявиться живое творчество масс, при этом оно не должно жестко ограничиваться законодательными оковами. Дело закона — открыть простор для инициативы, творческого порыва народа, а каковы будут его каналы и формы —дело самого народа, каждого местного сообщества, исходя из их нужд иинтересов, традиций и образа жизни, исторического опыта и национальных особенностей. Оно находится в тесном взаимодействии и взаимосвязи с другим структурными элементами гражданского общества, которые действуют на местном уровне, зачастую в тех же территориальных границах, что и местноесамоуправление. Это — общественные объединения, религиозные организации,средства массовой информации, предприятия и другие экономические структурыразличной подчиненности и разных форм собственности, учреждения культуры, образования, здравоохранения, спорта и множество других. В одних случаях, с рядом таких структур органы местного самоуправлениявыступают как равноправный партнер, в других — как орган местной власти,который является источником существования некоторых из них, выступая вкачестве учредителя, в третьих — как орган управления, действуя на началах соподчиненности, координации, административного вмешательства.


Тема 6. Управление государственной и местной собственностью.

Вопросы лекции

1.Государственный и местный сектор экономики. Объекты государственной и местной собственности.

2.Унитарные предприятия и учреждения. Хозяйственное ведение и оперативное управление.

Собственность в экономическом смысле выражает собой экономические отношения, в которых реализуется присвоение материальных, духовных благ и доходов, и собственности соединения факторов производства.

Если экономические отношения собственности выражают отношения между субъектами в части присвоения того или иного объекта, то юридическое отношения собственности выражают отношения субъекта к объекту, т.е. отношения людей к «вещам».

 

 

 

Субъективно – субъективно отношения возникают – по поводу:

 

1. Группа отношений связана по поводу организации создания стоимости

2. Связана с разделением вновь созданной стоимости.

 

Экономические и правовые отношения собственности тесно взаимосвязаны и взаимно друг друга обуславливают. Правовые отношения собственности выступают формой выражения, существование и закрепления в законодательных и нормативных актах экономических отношений. Можно сказать, что право собственности выступает как результат и как предпосылка экономических отношений собственности. В качестве предпосылки оно выступает в связи с тем, что, вступая в экономические отношения, … субъект должен учитывать наличие правового пространства, которое связывает определенным образом линию их поведения. Устанавливая … связи, субъектам следует помнить о закреплённых законами правах собственности, → субъект собственности → это активная сторона отношений, собственности, или сообществ людей обладающим правом на объект.

Объект – это пассивная сторона отношений собственности (здания, оборудования, машины и т.д.,).

Право собственности – закрепляет, фиксирует и регулирует отношения людей к вещам, и в этом смысле оно всегда произвольно от экономических отношений собственности. Но в то же время оно выступает предпосылкой экономического присвоения, ибо закрепленное право собственности, богатство. Имущественное право может быть исключительным, абсолютным, относительным и соответственно выражается в отношениях распоряжения, владения и пользования.

Объектом собственности территориального образования могут выступать следующие элементы: средства территориального бюджета, внебюджетные фонды, основные и оборотные средства предприятий и учреждений, земли, банки и финансово кредитные органы, движимое и недвижимое имущество. Объекты собственности территориальных образований вступают средством формирования доходной базы территории и служат формообразующим основанием для государственного и местного органов власти располагают возможностью учреждать предприятия, формировать условия для развития предприятий всех форм собственности, воздействовать на формирование потребительского спроса на услуги предприятий. Стр 125

 

 

Тема 7. Бюджет – как основа разграничения полномочий между уровнями государственной власти.

Вопросы лекции

1.Сущность и основные проблемы местного бюджета.

2. Основные направления бюджетного регулирования. Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления.

 

Механизм функционирования бюджетной системы регламен­тируется юридическими нормами. Совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система, а так­же определяется компетенция государственных органов власти и управления по разработке, рассмотрению, утверждению и испол­нению бюджетов, представляет собой бюджетное право.

Порядок разработки, рассмотрения, утверждения и исполне­ния республиканского и местных бюджетов определены Бюджет­ным кодексом Республики Казахстан и Законом РК «О местном государственном управлении в РК», который действует с 2001 г.

В Бюджетном кодексе по всем видам бюджетов дается их оп­ределение, устанавливается наименование доходов и расходов, рассматривается порядок составления отчетов об исполнении бюджета, их утверждения и регламентируются вопросы контро­ля исполнения бюджетов. Здесь же определен перечень налогов, по которым в соответствующий бюджет поступают доходы пол­ностью, указаны доходы, по которым в доход соответствующего бюджета зачисляется часть доходов по нормативам, установлен­ным вышестоящим органом. Бюджетным кодексом определяется порядок формирования Национального фонда, источники его фор­мирования и использования, а также определены функции Совета по управлению этим фондом.

Порядок разработки, рассмотрения и утверждения респуб­ликанского бюджета определен Конституцией РК и Бюджетным кодексом РК. Структуру государственных органов в области ре­гулирования бюджетных отношений составляют: Президент РК, Парламент РК, Счетный комитет по контролю исполнения республиканского бюджета, Правительство РК, центральные упол­номоченные органы по бюджетному планированию, исполнению бюджета, местные представительные и исполнительные органы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.