Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. 2 страница




Перечень методов поиска новых решений

 

Наименование метода Страна Год публикации Автор
Метод каталога Германия   Ф. Кунце
Метод морфологического анализа США   Ф. Цвикки
Метод синектики США   В. Гордон
Метод контрольных вопросов США   Дж. Пойа
Метод поэлементного анализа СССР   Ю. Соболев
Метод организующих понятий ГДР   Ф. Ханзен
Метод контрольных вопросов США   Р. Кроуфорд
Метод "матриц открытий" США   А. Моль
Алгоритм изобретения СССР   Г. Альтшуллер
Метод "мозгового штурма" США   А. Осборн
Метод фокальных объектов США   Ч. Вайтинг
Метод направленного решения СССР   Н. Середа
Метод инженерно-стоимостного анализа США   Л. Майлз
Метод контрольных вопросов США   А. Осборн
Метод семикратного поиска США   Г. Буш
Метод рационального конструирования США   Р. Мак-Крори
Функциональный метод проектирования Великобритания   Е. Мэтчетт
Метод "Дельфы" США   О. Хелмер
Метод комплексного решения проблем ЧСФР   С. Вит
Метод психоэвристического программирования СССР   В. Чавчанидзе
Метод контрольных вопросов Великобритания   Т. Эйлоарт
Метод ступенчатого подхода к решению США   А. Фрейзер
Метод использования библиотеки эвристических приемов СССР   А. Половинкин
Метод функционального изобретательства Великобритания   Коллектив авторов
Метод конференции идей ГДР   В. Гильде, К. Штарке
Метод систематической эвристики ГДР   М. Мюллер
Метод "Креатике" Франция   М. Димор, Х. Эберт
Анализ затрат на основе потребительской стоимости ГДР   К. Томас
Метод десятичных матриц поиска СССР   Р. Повилейко
Метод системно-логического подхода к решению изобретательских задач СССР   В. Шубин
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций СССР   Г. Буш
Интегральный метод "Метра" Франция   Н. Бувен
Метод ликвидаций тупиковых ситуаций Великобританий   Дж. Джонс
Метод трансформации систем Великобританий   Дж. Джонс
Вепольный (структурный) анализ СССР   Г. Альтшуллер
Моделирование "маленькими человечками" СССР   Г. Альтшуллер
Обобщенный эвристический алгоритм СССР   Г. Альтшуллер
Метод выявления обощенных приемов на основе анализа описаний изобретений СССР   М. Зарипов
Вепольный анализ СССР   Г. Альтшуллер
Многоэкранная схема анализа СССР   Г. Альтшуллер
Стандартные решения изобретальских задач СССР   Г. Альтшуллер
Методика анализа свойств и синтеза технических решений СССР   А. Чус
Аксиоматический метод понятий СССР   В. Скоморохов
Эволюционный синтез систем СССР   Е. Балашов
Функционально-идеальное моделирование (свертывание) систем СССР 1987-88 В. Герасимов, С. Литвин
Методика объединения альтернативных технических систем СССР   В. Герасимов, С. Литвин
Методика прогнозирования нежелательных явлений СССР   Б. Злотин, А. Зусман
Алгоритм решения исследовательских задач СССР   Б. Злотин, А. Зусман
Методика объяснения непонятных эффектов построением противоположных экспериментов Россия 1993-95 В. Митрофанов

 

МОЖО ОЗНКОМИТЬСЯ С ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ КАЖДОГО МЕТОДА……

……………..

Продвижение и диффузия – конечный этап инновационного процесса

 

Чем жиже идея, тем шире она разольется. Нестор Бегемотов Пять этапов внедрения новаций: шумиха, неразбериха, поиск виновных, наказание невиновных, награждение непричастных   Продвижение инновации означает функционирование целостной системы приемов по эффективной продаже инноваций на рынке. Другими словами, продвижение — это комплекс мер, направлен­ных на реализацию инновации. Этот комплекс мер включает в себя производство и использование информации (т.е. информационного продукта), рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации), индивидуаль­ные консультации покупателей, стимулирование продажи инно­вации и др. Рекламную компанию инновации целесообразно проводить с уче­том следующих моментов: реклама должна быть систематической, чтобы охватить большое количество потребителей рекламы; рекла­ма должна быть интересной; реклама требует применения всех ее форм (печать, Интернет, радио и т. п.). Диффузия инновации означает деятельность по доведению инно­вации до конечных потребителей. Эта деятельность включает вы­бор каналов продвижения, организацию сбытовой (торговой) сети и т. п. Здесь могут быть использованы три основных метода продажи инновации: 1) прямой метод; 2) косвенный метод; 3) смешанный метод. Прямой метод продажи означает, что происходит непосред­ственный контакт между продуцентом и покупателем инновации. Здесь продажа часто сопровождается консультациями и другими условиями. Косвенный метод продажи означает, что контакт между продуцен­том и покупателем осуществляется через посредника (продавца). Смешанный метод продажи означает, что в качестве посредника выступают торговые и другие предприятия, в уставном капитале которых присутствует доля средств продуцента, и, таким образом, это посредническое звено уже не является независимым. Выбор того или иного метода продажи зависит от рыночной ситу­ации. При продвижении и диффузии инновации важное значение при­дается связям с общественностью. Данная работа направлена на формирование благоприятного отношения к учреждению (проду­центу или продавцу), реализующему инновацию и в конечном счете к самой инновации со стороны общественного мнения. Надо иметь в виду, что юридический принцип уголовного права «презумпция (от лат. praesumptio – предположение) невиновности» для общественного мнения не имеет значения. При общественном мнении никакие юридические доводы не действуют. Работа по связям с общественностью называется «паблик-релейшнз». Паблик-релейшнз (англ. public relations) учреждения – это дея­тельность по формированию благоприятного общественного мне­ния о продуценте или продавце инновации, являющееся формой рекламы с широким привлечением всех средств массовой информа­ции. Мероприятия паблик-релейшнз направлены не на пропаганду потребительских достоинств и свойств нового продукта, а прежде всего на создание имиджа продуценту или продавцу, на разъяснение преимуществ нового продукта перед уже имеющимися аналогичными продуктами. Работа по связям с общественностью предполагает установление и поддержание контактов с прессой, информирование населения о специфике работы продуцента, взаимодействие с органами власти по вопросам законодательства, консультирования, информирован­ности. Вышеперечисленные меры характеризуются следующим: Информация (лат. informatio — разъяснение, изложение) – это сообщение о чем-либо. В хозяйственной практике речь обычно идет об информационном продукте. Информационный продукт пред­ставляет собой материализованную форму сведений, являющихся объектом хранения, переработки и передачи. Информационный продукт имеет особые свойства, отличающие его от других видов продуктов. Эти свойства состоят в следующем: 1. Информационный продукт несет в себе только один вид изно­са – моральный износ. В то время как материальные предметы подвержены двум видам износа: физическому и моральному. 2. Информационный продукт в отличие от материального пред­мета может быть использован одновременно несколькими людьми в разных предприятиях или в разных хозяйственных процессах. 3. Затраты на диффузию (т.е. распространение, тиражирование) первой единицы информационного продукта значительно пре­вышают затраты на производство. 4. Сильно влияние качества информационного продукта на систему управления. Качество и эффективность любого процесса управления, в т.ч. и управления инновацией, во многом определяется каче­ством информационного продукта. Чем более расплывчата ин­формация, тем неопределеннее решение. Качество информа­ции должно оцениваться при ее получении, а не при передаче. 5. Быстрое старение информационного продукта. Информация есть функция времени. Она очень быстро стареет во времени, а это требует оперативного использования получен­ного информационного продукта. Другими словами, информа­ционный продукт не может долго храниться. В настоящее время лучшей картотекой для сбора и хранения ин­формации является компьютер, т.е. машина, обладающая огромной памятью и возможностью (при наличии хоро­ших программ) быстро находить нужную информацию. Компьютер выполняет решения, но не корректирует их, поэтому неправильная кодификация вле­чет за собой неправильную классификацию информации. Качество информационного продукта определяется разнообраз­ными факторами, основными из которых являются: 1) релевантность; 2) пертинентность; 3) креативность; 4) удобство в обращении. Релевантность (англ. relevant – уместный, относящийся к делу) информационного продукта означает смысловое соответствие меж­ду информационным запросом и полученным сообщением. Пертинентность (англ. pertinent – подходящий, имеющий отно­шение) указывает на соответствие информационного продукта по­требности в нем. Креативность (лат. creatio – созидание) полученной информации выражает возможную широту использования данного информационного продукта. Распространение информации создает популярность новому про­дукту, оповещает потребителей и создает спрос на него, т.е. создает рекламу. Реклама – это разновидность социальной информации, т.е. средств связи между людьми. Социальная информация несет в себе активный элемент новизны. Реклама воздействует на человеческое сознание. Поэтому ее методы должны быть обосно­ваны. Текст рекламы должен быть ярким, лаконичным и броским.

 

 

 

 

Управление инновационным процессом

 

Предвидеть – значит управлять Блез Паскаль   Инновация как экономическая категория является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Последний воздействует как на процессы создания, реализации, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, воз­никающие между продуцентами, продавцами и покупателями ин­новаций. Местом возникновения этих отношений является ры­нок. Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуще­ствляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновацион­ный менеджмент. Инновационный менеджмент – это система управления иннова­циями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Инновационный менеджмент базируется на осново­полагающих моментах: 1) целенаправленного поиска идеи, служащей фундаментом для данной инновации; 2) организации инновационного процесса для данной инновации (что предполагает проведение организационно-тех­нического комплекса работ по превращению идеи в вещь (новый продукт, материализованная форма операции), готовую для продвижения на финансовом рынке и для продажи); 3) процесса продвижения и реализации инновации на рынке (что составляет определенное искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов). Любое управление включает в себя определенную стратегию и тактику. Стратегия означает общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели, естественно, ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики иннова­ционного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемле­мых в данной хозяйственной ситуации. Инновационный менеджмент – это определенная система управления Как система он состоит из двух подсистем: управ­ляющей (субъект управления) и управляемой(объект управления). Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством движения информации. Это движение информации представляет собой сам процесс управ­ления. Таким образом, процесс управления – это процесс выработ­ки и осуществления управляющего воздействия субъекта управле­ния на объект управления. Выработка управляющего воздействия включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, а также принятие решений, обязательно включающее определение управ­ляющего воздействия. Осуществление управляющего воздействия включает передачу управляющих воздействий и при необходимости переоборудование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления. Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть одни работник или группа работников (специалистов по мар­кетингу, по финансам и т.п.), которые посредством различных при­емов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации (продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей). Третьим элементом инновационного менеджмента является информационный продукт. Процесс управления ин­новациями осуществляется через движение информации: внешней, командной, о состоянии объекта управления до управления им и пос­ле управления и др. Движение информации означает процесс сбора, хранения, переработки, передачи информации, контроля за ее движе­нием и оценку результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления.   Инновационный менеджмент выполняет определенные функ­ции, которые определяют формирование структуры системы управ­ления. Различают два типа функций: 1) функции субъекта управления; 2) функции объекта управления. К первым относятся: 1) прогнозирование; 2) планирование; 3) организация; 4) регулирование; 5) координация; 6) стимулирование; 7) контроль. К функциям объекта управления относятся: 1) рисковое вложение капитала; 2) организация инновационного процесса; 3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии. Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздей­ствия на отношения людей в хозяйственном процессе. Эти функции есть конкретный вид управленческой деятельности. Они последова­тельно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду. Функция прогнозирования (от греч. prognosis – предвидение) в инновационном менеджменте охватывает разработку на длитель­ную перспективу изменения технико-технологического и экономи­ческого состояния объекта управления в целом и его различных час­тей. Результатом прогнозирования являются прогнозы, т.е. предвиде­ние соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования инноваций является альтернативность технико-экономических по­казателей, заложенных в создании инновации. Альтернативность означает необходимость выбора одного решения из взаимоисключа­ющих возможностей. В этом процессе исключительно важное значение имеет правильность определе­ния наметившихся тенденций научно-технического прогресса и тен­денций изменения спроса потребителей, а также маркетинговые ис­следования. Управление инновациями на основе их предвидения требует выработки у менеджера определенного чутья рыночного меха­низма и интуиции, а также применения гибких экстренных реше­ний. Функция управления – планирование – охватывает весь комп­лекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инноваци­онном процессе, так и по воплощению их на практике. Функция организациисводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную про­грамму на базе каких-либо правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управ­ления, установление взаимосвязи между управленческими подразде­лениями, разработка методических указаний, инструкций и т.п. Функция регулирования (от лат. regulate – подчинение опреде­ленному закону, порядку) в инновационном менеджменте заклю­чается в воздействии на объект управления для достижения состо­яния устойчивости технико-технологической и экономической системы в случае, когда эта система отклоняется от установленных параметров. Функция координации (от лат. со – с, вместе + ordinatio – распо­ложенные в порядке) означает со­гласованность работ всех звеньев системы управления. Координация «работает» на обеспечение единства отношений субъекта и объекта управления. Функция стимулирования выра­жается в побуждении работников к заинтересованности в результа­тах своего труда по созданию и реализации инноваций. Функция контроля в инновационном менеджменте заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций. Посредством контроля собирается ин­формация об использовании инноваций, о ходе жизненного цикла этой инновации, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию инновационного менеджмента. Контроль предпола­гает анализ технико-экономических результатов. Анализ также яв­ляется частью планирования. Следовательно, контроль в инноваци­онном менеджменте должен рассматриваться как оборотная сторона планирования инноваций. Управляемая подсистема инновационного менеджмента, как называлось выше, выполняет функции рискового вложения капитала, организации инновационного процесса и организации продвижения инноваций на рынке и ее диффузии. Содержание этих функций объекта управления за­ключается в следующем. Функция рискового вложения капитала проявляется в организа­ции венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт (операцию) всегда связано с неопределенностью. Поэтому оно обыч­но осуществляется через создание инновационных венчурных фон­дов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций. Действие этой функции затрагивает весь инновационный процесс. Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и состоит в создании эффективной системы мер по про­движению и распространению новых продуктов (операций): рек­ламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.п.

 

Организация инновационного менеджмента

 

A potential ad actum (лат.) – от возможного к действительному.   Организация – это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаи­мосвязей между частями целого. Элементами любого трудового процесса являются работник, орудия труда, предмет труда и применяемая в процессе труда тех­нология. Для нормального осуществления трудового процесса все его элементы надо скоординировать во времени и простран­стве, что и делается с помощью организации. Таким образом, орга­низация любого процесса (трудового, хозяйственного, управлен­ческого) является координацией во времени и пространстве всех элементов этого процесса. Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его эле­ментов в едином процессе управления инновациями. Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента. В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора ана­лиза, хранения и передачи информации (компьютеры и сети (в т.ч. Интер­нет), терминалы, электронные устройства, телефаксы и т.п.). Предметом труда является информационный продукт (прежде всего командная информация), а технология инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного про­дукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций. Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему функционирования во времени и пространстве указанные выше элементы процесса управления. Инновационный менеджмент состоит из следующих элементов: 1) инновационного процесса; 2) определения цели управления инновацией; 3) выбора стратегии менеджмента инновации; 4) определения приемов управления инновацией; 5) разработки программы управления инновацией; 6) организации работ по выполнению программы; 7) контроля за выполнением намеченной программы; 8) анализа и оценки эффективности приемов управления; 9) корректировки приемов менеджмента инновации. Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации, т.е. в самом инновационном процессе. Инновационный процесс – это базис, от которого зависит в дальнейшем эффективность использова­ния приемов инновационного менеджмента. Он определяет основ­ную идею инновации, характерные черты и специфику функциони­рования нового продукта или новой операции, особенности их создания, реализации и продвижения на рынке, комплекс мер по эффективному продвижению и какие приемы следует применять для диффузии конкретной инновации. На втором плане организации инновационного менеджмента оп­ределяется цель управления данным новым продуктом или опера­цией. Цель – это результат, который необходимо получить. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, привлечение денежных средств, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок, поглощение других институтов, поднятие имиджа и т.п. Инновации тесно связаны с риском и с рисковым вложением ка­питала, поэтому конечная цель инноваций – это оправдание риска и получение максимальной прибыли на все свои затраты (денег, времени, труда). Любое действие, связанное с риском, всегда целе­направленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Важным этапом организации является выбор стратегии управления инновациями. От пра­вильно выбранной стратегии управления зависит и правильность выбора приемов управления инновацией, их результативность и эффективность. На этих двух этапах важная роль принадлежит ин­женеру, менеджеру, аналитикам, экспертам и консультантам. Глав­ным субъектом управления, безусловно, является менеджер. Он имеет два права: право выбора и право ответственности за него. Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели. Решение должно приниматься менеджером единолично. Для управления инновациями могут создаваться специализированные группы людей, состоящие из анали­тиков, консультантов, экспертов. Каждый из них вы­полняет порученную ему работу и отвечает только за свой участок работ. Эти работники могут подготовить предварительное коллектив­ное решение и принять его простым или квалифицированным (двумя третями, тремя четвертями или единогласно) большинством го­лосов. Однако окончательно выбрать вариант принятия решения дол­жен только один человек, т.к. он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение, за его выполнение и эффективность. При выборе стратегии и приемов менеджмента инноваций часто используется определенный стереотип, который склады­вается из опыта и знаний менеджера в процессе его работы. Большую роль в принятии эффективного решения играет интуиция менеджера, его чутье и прозорливость в работе. На­личие стереотипных действий дает менеджеру возможность в опре­деленных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых ситуаций менед­жер должен переходить от стереотипных решений к поиску опти­мальных, приемлемых для себя решений. Подходы к решению задач по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть разнообразными. Поэтому инновационный менеджмент обладает многовариантностью. Последнее означает со­четание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и не­повторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуа­ции. Инновационный менеджмент отличается высокой динамичностью. Его эффектив­ность во многом зависит от быстроты реак­ции на изменение условий рынка и экономической ситуации. Поэтому инновационный менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов менеджмента, умении быстро и пра­вильно оценивать конкретную ситуацию в стране, состояние рын­ка, место и положение на нем данного продуцента, а также способ­ности менеджера быстро найти хорошее решение в данной ситуации в данный момент времени. Готовых рецептов в инновационном менеджменте нет и быть не может, но, зная приемы и методы решения тех или иных задач, можно добиться ощутимого успеха в конкретной ситу­ации. Важные этапы организации инновационного менеджмента – разработка программы управления инновацией и орга­низация работы по выполнению намеченных работ. Программа управления инновацией пред­ставляет собой комплекс действий исполнителей, согласованный по срокам, результатам и фи­нансовому обеспечению для достижения поставленной цели. Программы могут быть целевые и рабочие комплексные. Рабочая программа представляет собой программу, разработан­ную для реализации какой-то частной цели. Это частная программа, тогда как целевая комплексная программа есть результат применения про­граммно-целевого метода планирования, который предполагает на­личие цели и программы по ее реализации. В ней пре­дусматривается: что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией. Программно-целевой метод планирования инноваций – это процесс, включающий: 1) наличие проблемы; 2) разработку различных вариантов ее решения; 3) разработку комплексной программы развития системы; 4) создание механизма реализации комплексной программы (с указанием конкретных исполнителей, их прав и обязанностей, уча­стков работы).

 

Сетевое планирование – эффективный метод организации и управления инновационным процессом

 

Для ловли рыбы нужны сети; но вот рыба поймана и люди забывают о сетях… Для передачи идей нужны слова; но постигнув идеи люди забывают о словах… Чжуан-цзы   Прообразом программы в программно-целевом методе планирования инноваций часто выступает сетевой график. Последний составляется для выполнения программы, он отражает все ра­боты, необходимые для достижения цели. Сетевой график – это модель достижения поставленной цели, причем цель является моделью, динамично приспособленной для анализа вариантов достижения цели, для оптимизации плано­вых заданий, для внесения изменений и т.п. Метод работы с сетевыми графиками – сетевое планирование – базируется на теории гра­фов. В переводе с греческого граф (grafpho – пишу) представляет систему точек, некоторые из них соединены линиями – дугами (или ребрами). Это топологическая (математическая) модель взаимодействующих систем. С помощью графов можно решать не только задачи сете­вого планирования, но и другие задачи. Метод сетевого планирования применяется при планировании проведения комплекса взаимосвязанных работ. Он позволяет наглядно представить организационно-техно­логическую последовательность выполнения работ и уста­новить взаимосвязь между ними. Кроме этого, он позволяет обеспечить координацию операций различ­ной степени сложности и выявить операции, от которых зависит продолжительность всей работы (т.е. организационного меро­приятия), а также сосредоточить внимание на своевременном выполне­нии каждой операции. Сетевой метод – это система приемов и способов, позволяющих на основе применения сетевого графика (сетевой модели) рациональ­но осуществлять весь управленческий процесс, планировать, организовывать, координировать и контролировать любой комп­лекс работ, обеспечивая эффективное использование денежных и материаль­ных ресурсов. Применение этого метода позво­ляет улучшить: 1) планирование, обеспечивая его комплексность, непрерыв­ность, создавая условия для улучшения определения требуемых ресурсов и распределения уже имеющихся ресурсов; 2) финансирование работ, т.к. появляются способы более точ­ного расчет себестоимости работ, их трудоемкости и формиро­вания нормативно-справочной базы; 3) структуру системы управления путем четкого определения и распределения задач, прав, обязанностей; 4) организацию процедур координации и контроля за ходом ра­бот на базе оперативной и точной информации, а также оценку выпол­нения плана. Сетевой график – это информационная модель, отображающая процесс выполнения комплекса работ, направленных на достижение единой цели. Цель сетевого планирование – воздействие на управ­ление, а управление призвано поддерживать рациональ­ный режим работы, восстанавливать нарушенное состояние под­вижного равновесия динамических систем, обеспечивая слаженную работу всех ее звеньев. При этом управление системой ведется по ряду параметрам: времени, стоимости, ресурсам, технико-экономическим показателям. Однако наиболее распространенными являются системы с параметром «время». Процесс управления при представлении управляемой системы в виде модели существенно упрощается. Основой сетевого планирования и управления является сетевой график, отражающий тех­нологическую и логическую взаимосвязь всех операций предстоящей работы. Он состоит из трех со­ставных частей (главных понятий), таких как «работа», «событие» и «путь». «Работа» – это любой процесс, требующий затрат времени и ре­сурсов или только времени. Если на выполнение работы не требуется ресурсов, а зат­рачивается лишь время, то они называются «ожиданием». Работу на сетевом графике обозначают сплошной стрелкой (ду­гой графа), над которой числом обозначается продолжитель­ность выполнения данной работы. Существует фиктивная работа (ожидание, простая зависимость) – работа, не требующая затрат времени, труда и средств. На графике она отоб­ражается пунктирной стрелкой. Работы в виде стрелки (тогда граф называется ориентированным, или орграфом) на графике не являются векторами, поэто­му вычерчиваются без масштаба. Каждая работа начинается и кончается «событием», которое обо­значается кружочком, в котором цифра обозначает название (имя) данного события. Событие – это результат выполнения одной или нескольких работ, являющийся необходимым для начала после­дующих работ. Предшествующее событие является отправной точ­кой для работы (причиной), а последующее событие – ее результатом. События в отличие от работ совершаются в определенные момен­ты времени, не используя при этом никаких ресурсов. Начало вы­полнения комплекса работ есть начальное событие. Момент завер­шения всех работ есть конечное событие. Любой сетевой график имеет одно исходное (начальное) и одно завершающее (конечное) событие. Любая работа – стрелка – соеди­няет только два события. Событие, из которого стрелка выходит, называется предшествую­щим данной работе, а событие, в которое стрелка входит, является – последующим. Одно и то же собы­тие, кроме исходного и завершающего, является по отношению к од­ной работе предшествующим, а к другой – последующим. Такое со­бытие называется промежуточным. События могут быть простыми и сложными. Простые события имеют только одну входящую и одну выходящую работу. Сложные события имеют несколько входящих или несколько вы­ходящих работ. Деление событий на простые и сложные имеет большое значение при расчете сетевых графиков. Событие считает­ся свершившимся, когда будет закончена самая длинная по продолжительности из всех входящих в него работ. Непрерывная технологическая последователь­ность работ (цепь) от первого события до последнего называется путем. Такой путь является полным путем. Полных путей может быть несколько. Длина пути определяется суммой продолжительности лежащих па нем работ. Используя метод графиков, можно определить каждый из путей. Это достигается последовательным выявлением элементов каждого пути. В результате сравнения различных путей выбирают путь, на ко­тором продолжительность всех содержащихся работ наибольшая. Этот путь носит название «критический путь». Он определяет время, необходимое для выполне­ния всего плана, на который составлен график. Именно от работ, лежащих на критическом пути, и их продолжи­тельности зависит конечный срок выполнения плана. Критический путь – основа оптимизации плана. Для того чтобы сократить срок выполнения всего плана, необходимо уменьшить продолжительность выполнения тех работ, которые на­ходятся на критическом пути. Все полные пути, продолжительность которых меньше критиче­ского, называются некритическими. Они обладают резервами вре­мени. Под резервами времени понимаются допустимые сдвиги сро­ков совершения событий и выполнения работ, не меняющие сроков наступления завершающего события. Резервы времени бывают полные и свободные. Полный резерв времени – это срок, на который можно перенести начало работы или увеличить ее продолжительность при неизмен­ной длине критического пути. Полный резерв времени определяют как разность между поздним и ранним началом работы или между поздним и ранним окончанием работы. Работы критического пути полного резерва времени не имеют, т.к. их ранние параметры равны поздним. Использование полного ре­зерва времени на других некритических путях приводит к тому, что путь, к которому принадлежал запас времени, становится критическим. Свободным резервом времени называется срок, на который мож­но перенести начало работы или увеличить ее продолжительность при условии, что ранние начала последующих работ не изменяются. Этот резерв времени используют в том случае, когда в одно событие входит две и более работ. Свободный резерв времени определяют как разность раннего начала последующей работы и раннего окон­чания рассматриваемой работы. Резерв времени позволяет увеличить продолжительность выпол­нения работ или же начать их несколько позднее, а также дает воз­можность маневрировать внутренними финансовыми, материаль­ными и трудовыми ресурсами (деньгами, количеством техники, численностью работников, временем начала работ). Анализируя сетевые графики, можно заметить, что они отлича­ются не только количеством событий, но и числом взаимосвязей между ними. Сложность сетевого графика оценивается коэффициентом слож­ности. Коэффициент сложности представляет собой отношение количества работ сетевого графика к количеству событий и определя­ется по формуле: К = Р / С, (3) где К – коэффициент сложности сетевого графика; Р и С – количество работ и событий, ед. Сетевые графики, имеющие коэффициент сложности от 1,0 до 1,5, являются простыми, от 1,51 до 2,0 – средней сложности, более 2,1 – сложными. Приступая к построению сетевого графика, следует установить: 1) какие работы должны быть завершены ранее, чем начнется дан­ная работа; 2) какие работы могут быть начаты после завершения данной ра­боты; 3) какие работы могут выполняться одновременно с данной работой. Кроме того, надо придерживаться общих положений и правил: а) сеть вычерчивается слева направо (это же направление имеют и стрелки-работы); б) каждое событие с большим порядковым номером изображается правее предыдущего; в) график должен быть простым, без лишних пересечений; г) все события, кроме завершающего, должны иметь последую­щую работу (в сети не должно быть события, кроме исходного, в которое не входила бы ни одна работа); д) один и тот же номер события нельзя использовать дважды; е) в сетевом графике ни один путь не должен проходить дважды через одно и то же событие (если такие пути обнаружены, то это свидетельствует об ошибке); ж) если начало какой-либо работы зависит от окончания двух предшествующих работ, выходящих из одного события, тогда между событиями – окончаниями этих двух работ – вводится фиктивная работа (зависимость). Использование сетевых моделей способно оказать существенную помощь в планировании и осуществлении мероприятий в рамках инновационного менеджмента, поэтому ими нельзя пренебрегать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.