Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы разработки стратегии маркетинга 1 страница




В стратегии маркетинга целесообразно выделить следующие кон­цепции:

1) сегментации рынка;
2) выбора целевого рынка («ниши» рынка);
3) выбора методов выхода на рынок;
4) выбора маркетинговых средств;
5) выбора времени выхода на рынок.

Сегментация рынка представляет собой деление рынка на от­дельные звенья (сегменты). Для каждого такого звена (сегмента) характерна своя специфика, особенности функционирования, свои правила совершения сделок с продуктами и т.п. На этих сегментах выступают группы потребителей, имеющие различные потребно­сти, свой потребительский стереотип и поведение. В условиях кон­куренции ни один хозяйствующий субъект не может удовлетво­рить все потребности рынка в определенном продукте. Поэтому он сосредоточивает все свои возможности, ресурсы и усилия на каком-то определенном сегменте рынка (т.е. «нише» рынка). Этот про­цесс называется выбор целевого рынка, или выбор своей «ниши» рынка.

После этого хозяйствующий субъект выбирает метод выхода на рынок, маркетинговые средства и время выхода на рынок. Методами выхода на рынок могут являться или собственное разви­тие хозяйствующего субъекта или сотрудничество его с другими хо­зяйствующими субъектами (совместное предпринимательство). Время выхода на рынок предполагает исследование рынка, нали­чие спроса на продукт, объем спроса, экономической ситуации в стране и позиции конкурентов.

Тактика маркетинга представляет собой конкретные приемы для достижения цели плана маркетинга. Они включают в себя рекламу, продвижение продукта на рынке, организацию работы пунктов по их продаже (или покупке) и др.

На основе плана маркетинга составляется план организацион­ных действий, например, планируются рекламные мероприятия.

Комплекс маркетинга состоит из ценовой политики, коммуника­ционной политики и диффузии инноваций.

Ценовая политика – это система принципов и правил, использу­емых при установлении цен на инновации. Эта политика положена в основу ценового приема управления инновациями и будет рас­смотрена ниже.

Коммуникационная политика – это система форма­лизованного взаимодействия продуцента, продавца и покупателя ин­новации. Она включает в себя рекламу, стимулирование реализации инноваций, работу по связям с потребителями и персональную про­дажу инноваций.

Совокупность видов маркетинговой деятельности в области ин­новаций представляет собой функции маркетинга инноваций. Такими функциями являются:

1) сбор информации;

2) маркетинговые исследования;

3) планирование деятельности по выпуску и реализации инно­ваций;

4) реклама;

5) реализация инноваций.

Маркетинговые исследования охватывают весь процесс маркетинга от поиска новых идей и видов продуктов до их использова­ния конечным потребителем. Поэтому маркетинговому исследованию подвергаются все виды деятельности и сферы маркетинга, а именно: сами продукты, операции (технологии), покупатели, продавцы, рынки, места продажи продуктов и/или операций, рек­лама и т.д. Маркетинговое исследование включает в себя комплекс видов деятельности: изучение поведения продуцентов, продавцов и покупателей на рынке реализации данной инновации; анализ возможностей рынка и его секторов; изучение инноваций по их привлекательности, качеству, до­ходности и другим характеристикам; анализ реализации инноваций; изучение конкурентов; выбор «ниши» рынка, т.е. наиболее благоприятного сегмента рынка для данной инновации.

…………………..

Инжиниринг инноваций

 

Термин «инжиниринг» происходит от англ. engineering – означающего «изобретательность, знание» и означает комплекс инженерно-консультационных услуг по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринг затрагивает прежде всего создание инновационно­го проекта. Поэтому его можно представить как инжиниринг инно­ваций. Инжиниринг инноваций – это комплекс работ и услуг по созда­нию инновационного проекта, включающий в себя создание, реали­зацию, продвижение и диффузию определенной инновации. В этот комплекс работ и услуг входят: 1) проведение предварительных исследований рынка и выбор перспективного сегмента рынка для нововведений; 2) установление цели финансовых изменений на рынке и опреде­ление задач, встающих перед инновациями; 3) технико-экономическое обоснование инновационного проекта; 4) разработка рекомендаций по созданию нового продукта или операции; 5) определение объема затрат всех видов ресурсов и численности работников, необходимых для создания проекта, а также сроков выполнения работ по проекту и экономической эффективности инновационного проекта в целом; 6) оформление проекта в виде документа; 7) консультации работников-исполнителей мероприятий по это­му проекту. Инжиниринг инноваций ставит своей задачей получение наилуч­шего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый про­дукт и определение будущих перспективных направлений иннова­ционной деятельности. Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем: 1) инжиниринг инноваций воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. Этот полезный эффект мо­жет иметь материальный носитель в виде документации, черте­жей» планов, графиков и т.п. или не иметь такого носителя, например, обучение персонала, консультации и т.п.; 2) инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику. Коммерческая характеристика финансовой инновации воплощается прежде всего в ее брэнде; 3) инжиниринг инноваций в отличие от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, сто­имость которых определяется общественно необходимыми за­тратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов их реализации. На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетает­ся с продажей ноу-хау. Это ведет к смешению понятий инжиниринго­вых услуг и обмена технологиями. В действительности инжинирин­говые услуги – это способ передачи новых технологических и других знаний, а сами услуги представляют собой товар, отличный от техно­логии. Стоимость инжиниринговых услуг оценивается как: 1) повременная оплата специалистов; 2) оплата фактических услуг плюс фиксированное вознагражде­ние; 3) процент от стоимости инновационного проекта; 4) оплата фактических услуг плюс процент прибыли от реализации инновационного проекта. При разработке крупных инновационных проектов продуцент может привлечь к работе специалистов или на основе прямых пере­говоров с ними (заключение трудового контракта), или путем про­ведения подрядных торгов (тендеров). Тендер (от англ. tender – предложение) представляет собой конку­рентную форму проведения подрядных торгов, представляющих собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации. Офферта (лат. offertus – предложенный) означает формальное предложение определенному лицу заключить сделку с указанием всех необходимых для ее заключения условий. Лицо, выступаю­щее с этим предложением (оффертой), является офферентом.

………………………..

Бенчмаркинг

 

Функциональный бенчмаркинг означает сравнение параметров работы отдельных функций. Бенчмаркинг (от англ. bench – место, marking – отметить) представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с це­лью использования и положительного опыта в своей работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать и организовывать исполь­зование всех положительных достоинств чужого опыта в работе своей компании. Применительно к инновациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других пред­принимателей с целью выявления основополагающих характерис­тик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций. При бенчмаркинге важное значение имеет пре­одоление психологической закомплексованности специалистов. Последняя включает: 1) самоуспокоенность руководителя хозяйствующего субъекта до­стигнутыми результатами; 2) нежелание рисковать денежными средствами, что означает нежелание тратить деньги на покупку информации, оплачивать консультации аналитиков и экспертов, экономию всех видов ресурсов и денежных затрат на маркетинговых исследованиях; 3) опасение, что сделать лучше, чем конкурент, очень трудно или невозможно из-за больших затрат всех ресурсов, в т.ч. денег. Бенчмаркинг бывает двух видов: общий и функциональный Первый представляет сравнение показателей производства и продажи своих продуктов с показателями бизнеса достаточно большого количества продуцентов или продавцов ана­логичного продукта. Такое сравнение позволяет наметить четкие направления инвестиционной деятельности. Параметры, используемые для сравнения характеристик продук­та, зависят от конкретного вида продукта. Функциональный бенчмаркинг означает сравнение параметров работы отдельных функций (операций, процессов, приемов работ и т.п.) продавца с аналогичными параметрами наиболее лучших предприятий (продавцов), работающих в похожих усло­виях. Для осуществления бенчмаркинга создается специальная рабочая группа. Методология функционального бенчмаркинга состоит из следу­ющих этапов: 1) Выбор определенной функции бизнеса продавца; 2) Выбор параметров сравнения для данной функции бизнеса. При этом может использоваться один параметр или группа параметров. Единственным, т.е. однозначным, параметром сравнения функции бизнеса может являться, например, рентабельность операции, уровень затрат на операцию, продолжительность во времени активного периода использования данной функции, степень риска и т. п. Группа параметров применяется при сравнении таких комплексных функций бизнеса, как управление качеством продукта, управление наличностью и др.; 3) Сбор необходимой информации по аналогичным продавцам; 4) Анализ полученной информации; 5) Разработка проекта изменений, вносимых в данную функцию; 6) Технико-экономическое обоснование предлагаемых измене­ний; 7) Внедрение изменений в практику организации данного бизнеса; 8) Контроль за ходом осуществления данного бизнеса и оконча­тельная оценка качества изменения данной функции.

……………………….

Брэнд-стратегия инновации

 

Причиной выхода инновации на рынок является жесткая конкурен­ция между хозяйствующими субъектами. Успех победы в этой кон­курентной борьбе во многом определяется правильно разработан­ной бранд-стратегией, а также эффективностью ее применения. В широком понимании брэнд-стратегия означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвиже­ния его брэндов на рынке. В основе брэнд-стратегии лежит разработка и движение брэнда. Брэнд (от англ. brand – клеймо, фабричная марка) представляет собой совокупность материальных (вещественных) и нематериаль­ных (неосязаемых) характеристик товара (услуги), которые, соеди­ненные воедино, формируют сознание потребителя и определяют место хозяйствующего субъекта на рынке. Иначе говоря, брэнд – это целостный маркетинговый комплекс по созданию дополнитель­ных конкурентных преимуществ у данного предпринимателя на рынке. Это понятие достаточно тесно связано с понятием гудвилл (от англ. good will – престиж), означающим денежную оценку имиджа фирмы, ее деловых связей на рынке. Как прием менеджмента инноваций брэнд-стратегия означает управление процессом реализации на рынке новых продуктов и опе­раций на основе продвижения брэндов инноваций. Брэнд инновации можно определить как систему характерных (ма­териальных и нематериальных) свойств нового продукта или опера­ции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также ее продуцента или продавца. Брэнд содержит материальные и нематериальные характеристи­ки, которые в совокупности и составляют предмет продажи, т.е. то­вар. Поэтому они являются коммерческими характеристиками. Соединен­ные в единый комплекс материальные и нематериальные характеристики создают у покупателя полный образ инновации, а также производителя или продавца. Брэнд за­ставляет покупателя выбрать именно этот продукт из всех возможных на рынке продуктов. К материальным характеристикам относятся такие характерис­тики продукта, имеющего форму вещи, как сырье, из которого сде­лан данный продукт, его вес, внешний вид, его устройство и т.д. Нематериальные характеристики инновации включают в себя преимущества или удобства, которые дает владельцу пользование данной инновацией, например продолжительность операции, рек­лама, цена и т.п. Брэнд производителя инновации включает в себя только немате­риальные характеристики: надежность, удобство, комфорт, сервисное и гарантийное обслуживание, сопутствующие (дополнитель­ные) услуги, товарный знак, знак обслуживания, фирменный стиль, рекламу и т.п. Он позволяет продавцу инновации конкретизировать данный продукт (операцию) на уровне программной версии, при которой существенными признаками являются их значение, уровень пре­стижности, выгодность приобретения, качество гарантийного об­служивания и уровень страховой защиты. Брэнд-стратегия инновации включает в себя следующие этапы: 1) анализ ситуации на рынке и выбор направления раз­работки инновации; 2) поиск идеи и планирование выпуска инновации; 3) организационные мероприятия (маркетинговые исследования, изучение спроса, проведение рекламной компании и т.п.); 4) организацию выпуска инновации; 5) оценку результатов инновации на рынке; 6) разработку и осуществление мер по продвижению и диффузии инновации. Брэнд инновации имеет определенные свойства. Под свойствами брэнда понимаются функциональные и эмоциональные ассоциации, которые покупатели присваивают новому продукту или операции. При этом под ассоциацией (от лат. associatio – соединение) понимается связь, образующаяся при определенных условиях между ощущения­ми, восприятиями, представлениями, идеями и другими психо-физиологическими комплексами (образованиями) человека. Брэнд инновации обладает определенной индивидуальностью. Индивидуальность брэнда означает его значение для потребителя, т.е. какие-то долгосрочные обещания автора брэнда тем, кто его ку­пит. Индивидуальность брэнда инновации складывается, как прави­ло, из трех компонентов: 1) позиционирования; 2) личности потребителя брэнда; 3) личности самого брэнда. Позиционирование брэнда означает указание на то место, кото­рое данный бранд занимает в умах покупателей (потребителей) брэнда, а второй компонент – личность потребителя брэнда – выражает характер и психо-физиологи­ческие особенности покупателя как будущего владельца купленной инновации. Личность же самого брэнда показывает отношение этого брэнда к тому, кто его купил. Иначе говоря, личность самого брэнда означает мнение потребителя данного брнда: «А что о нем думает этот брэнд?». Личность самого брэнда обусловлена психологией челове­ческого сознания. И.Т. Балабанов отмечает в своем учебном пособии, что один из самых ярких примеров – дарение цветов. Так, он подчеркивает: дарение ярких роз вызывает у человека гораздо большие эмо­ции, нежели дарение, например, гвоздик. Брэнд инновации обладает определенным имиджем в каждый определенный момент времени. Под этим имиджем понимается набор тех или иных ассоциаций по новому продукту (операции), которые в данный момент времени находятся в умах потребителей. Так, например, депо­зитный счет, предлагаемый банком, имеет для вкладчика следую­щие ассоциации: минимальная сумма первого вклада, минимальная сумма дополнительных взносов для начисления процентов по вкла­ду, величина процентной ставки, возможность ее изменения, другие преимущества депозитного счета. Все эти ассоциации выражают только то, что этот брэнд означает именно в настоящий момент вре­мени. На рынке действует жесткая конкуренция, что вызывает резкое увеличение затрат продуцента на продвижение его продук­тов: старых и новых. Для этих целей за рубежом многие фирмы имеют в своем штате брэнд-менеджера. Такие менеджеры есть также на ряде российских предприятий. Они отвечают за разви­тие брэндов, занимаются планированием выпуска отдельных про­дуктов, разрабатывают мероприятия по продвижению брэндов, производят оценку эффективности самих брэндов и мероприятий по их продвижению. Использование предприятием эффективной брэнд-стратегии дает ему многие конкурентные преимущества, к которым можно от­нести: 1) Брэнд предприятия создает естественную преграду на пути конкурентов. Он вынуждает конкурентов к инвестированию капитала в исследование рынка, проводить маркетинговые ис­следования, заниматься бенчмаркингом, рекламной кампани­ей, старательно разрабатывать свой брэнд; 2)Наличие эффективного брэнда облегчает предприятию вывод на рынок новых продуктов и операций (технологий), захват новых ниш на отечественном рынке, захват за­рубежных рынков; 3)Брэнд дает предприятию дополнительное время для реинжини­ринга и перестройки его деятельности на рынке в услови­ях кризиса. Однажды сформированный эффективный брэнд мо­жет защитить долю субъекта рынка без больших затрат на рекламную кампанию и без резкого сниже­ния цен на продукт. В завершение обсуждения брэнд-стратегий современных предприятий, важно отметить, что сегодня изначально узкое понимание брэнда расширяется до понятия «брэнд-капитал». Неслучайно Г. Минс и Д. Шнайдер (ведущие бизнес-стратеги компании «Pricewaterhouse Coopers») в книге «Метакапитализм и революция в электронном бизнесе»3 говорят о «перевертывании» пирамиды традиционного бизнеса в настоящее время. Они отмечают неизбежность больших перемен, которые обусловлены Интернет и электронным бизне­сом (Е-бизнесом) и проистекают из таких явлений, как глобализация и ин­теграция рынков капитала, упрощение производственных процессов и трансформация промышленности. В ушедшем веке компании имели мощную материальную базу. Различие активов определялось различием бизнеса (произ­водственные центры, центры распределения, финансовые институты, больницы или магазины, телекоммуникационные компании, системы кабельного те­левидения, развлекательные центры и т.д.). Однако эффективное управление активами в последние 20 лет потребовало концентрации усилий на выстраивании или интеграции националь­ных и глобальных операций компаний, упрощения цепочек взаимоотношений «поставщик-покупатель», интеграции с по­ставщиками и дистрибьюторскими сетями, стандартизации и совершенствовании бизнес-процессов, общем улучшении характеристик и повышении эффективности бизнеса. Парал­лельно финансовые менеджеры концентрировали внимание на уровне прибыли на капитал, прибыли на вложения, обора­чиваемости активов и других показателях эффективности управления предприятием. Процессы концентрации про­мышленности, помимо прочего, вели к консолидации физи­ческого капитала на национальном и глобальном уровнях с целью обеспечения роста объемов производства. В 90-е гг. внимание компаний было сосредоточено на более эффективном использовании оборотного капитала (ком­понентов, сырья, запасов, незавершенного производства, го­товой продукции) с целью повышения оборачиваемости запасов, снижения текущих издержек на хранение запасов, а так­же на повышении эффективности исполнительных систем для уменьшения устаревания и повышения спроса. Ключевыми индикаторами были производительность, оборачиваемость запасов и эффективность капитала, в т.ч. оборотного. Это внимание, уделявшееся в 90-х гг. эффектив­ности использования оборотного капитала, было результа­том экономических сдвигов, происшедших в предыдущее де­сятилетие, т.к. до 80-х гг. реальная стоимость капитала была равна нулю или отрицательной величине в течение ряда десятилетий. По сути, реальная доходность капи­тала, равная разнице между номинальной доходностью и ин­фляцией, была близка к нулю или отрицательной величине из-за высокой инфляции. В этих условиях оборотный капи­тал был в известном смысле бесплатным, и менеджеры не уделяли достаточного внимания совершенствованию управления оборотным капиталом и другим мерам, которые были реализованы в 90-е годы для сокращения оборотного капитала и лучшего управления им. Однако резкое изменение реальной про­центной ставки в 80–90-е гг. изменило ситуацию в целом. Компании стали иметь дело с реальной стоимо­стью своих операций и осознали, что обладание и управление всеми составляющими производства (с соответ­ствующей потребностью в оборотном капитале) не может дальше быть предпочтительной экономической моделью. Работники компаний (человеческий капитал) в 90-е гг. концентрировали свое внимание на составляющих про­изводства. В моделях производства учитывались все элемен­ты цепочки взаимоотношений «поставщик-потребитель»: ис­точники снабжения, производство, дистрибуция, финансо­вый учет, разработка новой продукции и вывод ее на рынок, маркетинг и реклама, реализация. И хотя в последние годы все большее внимание уделялось запросам потребите­ля и его ответной реакции, т.е. брэнд-капиталу, в большинстве крупных компаний преобладающую роль играла разработка новой продукции, ее производство и реализация через «навязывание» потребителям, а не его «притягивание». Однако на наш порог, как отмечают Г. Минс и Д. Шнайдер, пришла радикальная революция в биз­несе. Опросы руководителей крупно­го бизнеса конца 90-х гг. показали: рынок больше не дает традиционным компаниям столь щедрого вознаграж­дения, как в прошлом. Все стремятся увеличить скорость и ответную реакцию бизнес-процессов, но, тем не менее, фи­нансовые показатели традиционных компаний оказывают­ся намного ниже показателей компаний, которые успешно применили электронные бизнес-технологии. Электронный бизнес оказался более подвижным и гибким и смог добиться большего прироста доходности капитала. Поэтому большинство руководителей компаний ощуща­ют в настоящее_время необходимость пере­хода от традиционной модели бизнеса к декапитализированной модели бизнеса. Эта модель ориентирована на управление отношениями и Интернет-торговлю, управление брэндом и быстрое создание новой продукции. В стремлении увеличить прирост доходности капитала и сконцентрировать усилия на основной деятельности брэнд-компании все меньше опираются на свой физический капи­тал. Стратегия их заключается в передаче составляющих производственного процесса, связанных с физическим ка­питалом, внешним структурами в распределении их по це­почке «поставщик-потребитель», в равной степени это относится и к вспомогательным функциям. Модель е-бизнеса уровня В2В5, таким образом, разделяет компании на две группы: те, что имеют небольшой капитал, но вла­деют брэндом, и те, что группируются вокруг брэнд-компаний, образуя сети внешних структур6. Сети СДС предоставляют брэнд-компаниям_цепочки «поставщик-потребитель», «спрос-предложение», а также различные услуги (обработка финансовой информации, учет, технологиче­ские сервисы, подбор_персонала). Таким образом, СДС организуют своего рода «интерфейсы» для всех, включая собственно брэнд-компанию и ее клиентов.   Брэнд-компании с малым капиталом, работающие в тес­ной кооперации с сетью внешних структур – новое явление в современном бизнесе. Хотя брэнд-компании перекладывают значительную долю сво­их процессов и функций на внешние СДС, они все равно могут рассматриваться как их составная часть независимо от того, являются ли они инициаторами создания сообществ или контролируют их. Это и есть одно из заме­чательных свойств новых структур: СДС могут сами выбирать себе брэнд-компании в качестве партнеров по альянсу.
Виды капитала Традиционный бизнес Е-бизнес
Физический капитал Высокий уровень (владение производством) Низкий уровень (передача производства внешним структурам)
Оборотный капитал Высокий уровень (незавершенное производство, готовая продукция) Низкий уровень (прямые поставки потребителям)
Человеческий капитал Ориентация на производство Ориентация на потребителя
Брэнд-капитал Стратегия «навязывания продукции» Стратегия «притягивания потребителя»

……………………

Ценовой прием управления

 

Этот прием пред­ставляет собой в инновационном менеджменте способ воздействия механизма цен на реализацию инновации. Он включает в себя два основных элемента: 1) ценообразующие факторы, действующие на стадии производ­ства инновации; 2) ценовую политику, применяемую при реализации, продвиже­нии и диффузии инновации. Эти элементы образуют структуру ценового приема управления. Структура ценового приема управления Структура обозначает взаимосвязь составных час­тей какого-либо механизма или явления. Ценообразующие факторы при производстве нового продукта или операции бывают внешние и внутренние. Решающее значение по отношению к данному хозяйствующему субъекту имеют, безусловно, внешние факторы. Продуцент или продавец инновации ориентируется прежде все­го на рынок, где цена является регулятором рыночного равнове­сия.   По классическому выражению цена представляет собой денежное выражение меновой стоимости товара. Стоимость товара есть овеществленный в товаре труд. При совпадении спроса на товар с его предложением цена соответствует стоимости. Цена имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом цены выступает себестоимость произ­водства товаров и издержки обращения, т.е. затраты, связанные со сбытом товара. Верхний предел цены определяется спросом на дан­ный товар. Каждая экономическая теория дает свое определение сущности цены. Так, современная теория рассматривает цену как результат функцио­нального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Цена равновесия равняется, с одной стороны, предельной полезно­сти, с другой – предельным издержкам. Применительно к инновации цену следует рассматривать как сложную экономическую категорию. Цена инновации – это многосторонняя, многопрофильная категория. Данная особенность этой цены обусловлена раз­нохарактерностью самой инновации. Инновация, выступая в ка­честве рыночного товара, включает в себя имущество (вещь), имущественные права, материализованные услуги и неосязаемые опе­рации. Поэтому цена инновации включает в себя цену вещи, курс валюты или ценной бумаги, процентные ставки по банковским опе­рациям, тарифы различных взносов. Внешние ценообразующие факторы отражают влияние внешней среды по отношению к продуценту или продавцу инновации. К этим факторам относятся оптимальный (наиболее реально реализуемый) спрос покупателей на конкретную инновацию, платежеспособность покупателей, что дает возможность установить максимальный уровень спроса на эту инновацию и учесть его при изменении различных характеристик инновации и др. Внутренние ценообразующие факторы отражают, прежде всего, финансовую и производственную деятельность производителя ин­новации или продающего эту инновацию. К этим факторам отно­сятся себестоимость отдельных видов продукта, имеющих вещную форму, затраты продавца на продажу инновации, объем выручки (прибыли), который необходимо получить от реализации инно­вации. Предприятия должны серьезно заниматься ценовой политикой, которая представляет собой систему основных принципов и правил, используемых для установления цен. Ценовая политика предприятия играет чрезвычайно важную роль при продвижении и диффузии инновации. Она определяет цель, которую продуцент (продавец) инновации хочет достичь с помощью механизма цен. Ценовая политика включает в себя следующие этапы: 1) определения цели ценовой политики в отношении конкретной инновации; 2) оценки спроса на данную инновацию в данный период времени и в перспективе с учетом изменений условий хозяйственной си­туации; 3) анализа и оценки производственного и экономического потенци­ала предприятия; 4) изучения работы конкурентов, их цен, характеристик продукта и т.п. Изучая действия конкурентов, продавец старается выяснить: ка­кие средства (например, систему скидок, условий, отражающих особенности инновации, систему преимуществ, доставляемых по­купателю данной инновации) использует конкурент для реа­лизации своих аналогичных продуктов. Ценовая политика основывается на действии внешних и внутрен­них факторов. К внешним факторам ценовой политики относятся изменение спроса покупателей, их интересов и привычек, активность поведе­ния конкурентов на рынке, изменения в экономической политике государства и в политике местных органов власти в отношении на­логов, сборов, ставок и условий аренды и т.п. Внутренние факторы ценовой политики включают в себя желание не столько увеличить свой доход, сколько поднять свой имидж и рей­тинговую оценку (т.е. работа на перспективу), желание предприятия уклониться от обвинения в монополии на рынке, заинтересованность его в увеличении своей доли на рынке, увеличение поступления де­нежных средств от реализации инноваций, стремление избежать бан­кротства и др. Например, ценовая ры­ночная стратегия в отношении реализации инновации может вклю­чать в себя следующие направления:
  • не снижать цены на конкретную инновацию ниже общей вели­чины затрат на ее производство, реализацию и оптимального уровня рентабельности;
  • стремление обеспечить цены ниже цен конкурентов на анало­гичный вид продукта;
  • ориентировка на цены конкурентов;
  • увеличение количества реализации инноваций за счет более низких цен или лучших условий вложения капитала в них по­купателями инновации и др.

……………………

Фронтирование рынка



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.