Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности налогообложения доходов нерезидентов




 

Законодательство РК гарантирует, что любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность, не запрещенная законодательством РК, осуществляется на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям физических или юридических лиц РК, за исключением некоторых сфер, которые для иностранных инвестиций ограничены или закрыты. То есть для иностранных инвесторов установлен так называемый национальный режим. С принятием нового Закона РК "Об инвестициях" не делается различий между иностранными инвестициями и вложениями местных инвесторов.

Имеются следующие варианты осуществления предпринимательской деятельности в Казахстане для иностранных инвесторов:

  • иностранное предприятие - юридическое лицо созданное в соответствии с казахстанским законодательством и на территории Казахстана, полностью принадлежащее иностранному инвестору (учредитель или учредители полностью иностранцы и (или) иностранные юридические лица);
  • совместное предприятие - юридическое лицо, созданное в соответствии с казахстанским законодательством и на территории Казахстана, в котором часть имущества (акций, долей) принадлежит иностранному гражданину (гражданам) и (или) иностранному юридическому лицу (юридическим лицам), а часть казахстанскому гражданину (гражданам) и (или) юридическому лицу (юридическим лицам);
  • филиал или представительство иностранного юридического лица - обособленное структурное подразделение иностранной организации, находящееся на территории Казахстана;
  • индивидуальный предприниматель.

Впрочем, предприятию, зарегистрированному на территории другого государства, также не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью на территории Казахстана. В этом случае оно должно встать на налоговый учет по месту осуществления деятельности, постоянного учреждения или имущества.

Налоговое законодательство РК оперирует такими понятиями как "резидент" и "нерезидент", которые мы также должны затронуть. Если кратко, то резидент - это физическое лицо (гражданин), постоянно пребывающее в Республике Казахстан, или центр жизненных интересов которого находится в Республике Казахстан. Центр жизненных интересов применительно к иностранцам рассматривается как находящийся в Казахстане при одновременном выполнении следующих условий:

  • иностранец имеет вид на жительство;
  • семья и (или) его близкие родственники проживают в Казахстане;
  • наличие в Казахстане недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях иностранцу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи.

Юридические лица признаются резидентами РК, если они созданы в соответствии с законодательством РК, и (или) их место эффективного управления (фактические органы управления) находится в РК.

Не подходящие под эти признаки юридические и физические иностранные лица признаются нерезидентами.

Иностранное предприятие и совместное предприятие - это две разновидности предприятия с иностранным участием. Регистрация предприятий с иностранным участием, а также филиалов и представительств иностранных юридических лиц обычно особых проблем не вызывают. Порядок государственной регистрации - такой же как и для казахстанских юридических лиц, за небольшими исключениями.

Кроме документов, предусмотренных законодательством для регистрации казахстанских юридических лиц, потребуется представление в орган юстиции следующего:

  • для иностранного юридического лица - документ, удостоверяющий, что данный субъект является юридическим лицом по законодательству своей страны, с нотариально заверенным переводом на казахский и русский язык (обычно это - свидетельство о государственной регистрации и устав);
  • для иностранного гражданина - ксерокопия паспорта, с нотариально заверенным переводом на казахский и русский язык.

Истребование других документов Законом "О государственной регистрации юридических лиц" не предусмотрено, но некоторые чиновники на местах пытаются проявить самодеятельность. Бывают случаи требования въездных виз в паспортах. Данное требование совершенно незаконно. Иностранцу необязательно даже въезжать в Казахстан, чтобы зарегистрировать предприятие. Это можно сделать через представителя.

Еще одна сложность может возникнуть при регистрации юридического лица, учредителем которого (одним из учредителей) выступает иностранное юридическое лицо. Закон РК "О государственной регистрации юридических лиц" предусматривает в этом случае предоставление в орган юстиции справки налогового комитета о наличии или отсутствии задолженности по платежам в бюджет. Причем в бюджет казахстанский. И управления юстиции, ссылаясь на эту норму требуют такую справку от иностранных юридических лиц, которые никаких взаимоотношений с казахстанским бюджетом приобрести еще не успели. Здесь возможны варианты из-за противоречащих друг-другу ведомственных актов Комитета регистрационной службы и Министерства государственных доходов и отсутствия единообразной практики в регионах. Территориальный налоговый комитет выдаст такую справку, предварительно поставив иностранное юридическое лицо на учет либо получив ответы на запросы у территориальных налоговых органов по электронной связи. Проблема в том, что некоторые налоговые комитеты просто отказывают в выдаче подобных справок, ссылаясь на самые различные причины.

Для регистрации филиала или представительства иностранного юридического лица указанной выше справки не требуется. Документы юридического лица, создающего филиал, также должны быть переведены на казахский и русский языки.

Иностранным гражданам, которые являются учредителями предприятия с иностранным участием, также необходимо встать на налоговый учет и получить свидетельство налогоплательщика с присвоением РНН (регистрационного номера налогоплательщика). И если у постоянно проживающих или временно пребывающих иностранцев проблем с регистрацией налогоплательщиков не возникает, то иностранцам, не регистрировавшимся по месту жительства в Казахстане иногда в присвоении РНН отказывают. В этом случае необходимо настаивать на регистрации иностранца налогоплательщика по месту осуществления предпринимательской деятельности и по месту получения дохода - то есть по месту регистрации создаваемого им юридического лица.

Теперь относительно регистрации иностранца в качестве индивидуального предпринимателя на территории РК. Здесь также не все просто. Распространено заблуждение некоторых чиновников о том, что иностранец в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован быть не может. Некоторые, впрочем, считают, что в качестве индивидуального предпринимателя можно регистрировать только иностранца, имеющего вид на жительство, а временно пребывающие в РК иностранцы, или иностранцы, не въехавшие на территорию РК такого права не имеют.

Поэтому на практике почти не возникает проблем с регистрацией индивидуальных предпринимателей-иностранцев, имеющих вид на жительство, и часто возникают проблемы у временно пребывающих или вообще не въезжавших на территорию РК иностранцев.

Между тем, Налоговый кодекс РК дает нам следующее определение: «индивидуальный предприниматель - физическое лицо - резидент или нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица» (статья 10). Статья 527 Налогового кодекса обязывает физическое лицо-нерезидента, осуществляющее индивидуальную предпринимательскую деятельность в РК через постоянное учреждение, встать на учет в налоговом органе в течение десяти рабочих дней со дня приезда или начала осуществления предпринимательской деятельности. На эти статьи на практике и ссылаются, добиваясь регистрации. Под постоянным учреждением нерезидента понимается любое место осуществления деятельности, производства, торговли, управления, контора, офис, кабинет и почти другое помещение, каким-либо образом связанное с предпринимательской деятельностью (статья 177 Налогового кодекса). Самый простой способ доказать его наличие - предъявить договор аренды помещения. С договором купли-продажи сложнее.

Следовательно, законодательство РК не запрещает иностранцам, не зависимо от места и сроков пребывания, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. К сожалению, на практике доказать это сотрудникам налоговых комитетов, которые и осуществляют регистрацию индивидуальных предпринимателей, не всегда получается.

Конечно, иностранных инвесторов интересуют вопросы налогообложения в РК. Перечисление всех налогов, их ставок, и отличительных особенностей в налогообложении резидентов и нерезидентов займет очень много места и выходит за рамки данной работы. Однако, заметим, что проще и выгоднее со стороны налогообложения регистрировать предприятие с иностранным участием как резидента РК. В этом случае к нему будут применяться полностью все нормы, касающиеся налогообложения казахстанских субъектов предпринимательской деятельности.

Итак, зарегистрировать бизнес в Казахстане и стать инвестором можно, но не без сложностей. Законодательство предоставляет для этого все возможности и дает соответствующие гарантии. Но существенное несоответствие практики законодательству значительно осложняет жизнь иностранному инвестору. Возможно, проще будет обратиться в специализированные юридические фирмы, занимающиеся вопросами регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которых сейчас немало. В данном параграфе рассмотрены только те моменты, которые отличаются при регистрации предприятий с иностранным участием, от регистрации казахстанских юридических лиц.

В Налоговом кодексе Республики Казахстан в разделе 7 выделены все положения, касающиеся вопросов налогообложения доходов нерезидентов.
Нерезиденты производят уплату подоходного налога с доходов, возникающих из источников в Республике Казахстан, перечень которых включает как «пассивные» доходы (дивиденды, проценты, роялти, имущественный доход), так и «активные» доходы, получаемые в результате осуществления предпринимательской деятельности.

Юридические и физические лица, являющиеся нерезидентами, получают доходы из источников в Республике Казахстан путем осуществления предпринимательской деятельности в РК без образования постоянного учреждения либо через постоянное учреждение. При этом Налоговым кодексом установлен различный порядок налогообложения доходов.

Для определения порядка расчета с бюджетом юридического или физического лица, являющегося нерезидентом, в налоговых целях применяется термин "постоянное учреждение". Наличие постоянного учреждения в РК не позволяет считать налогоплательщика резидентом. Но в этом случае по отношению к нерезиденту, имеющему на территории РК постоянное учреждение, применяется такой же порядок налогообложения доходов, получаемых из источников в РК, как и порядок, действующий для резидентов, за исключением отдельных особенностей.

В соответствии с Налоговым кодексом налоговое обязательство исполняется нерезидентом, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, самостоятельно, то есть указанные нерезиденты производят самостоятельное исчисление налогооблагаемого дохода и уплату налогов на основании составленной налоговой отчетности.
Налогооблагаемый доход нерезидента определяется как разница между доходами из источников в Республике Казахстан и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом.

В случае, если юридическое лицо - нерезидент осуществляет деятельность в Республике Казахстан, аналогичную или подобную той, которая осуществляется через постоянное учреждение, доходы от такой деятельности относятся к доходам от деятельности через постоянное учреждение.
Кроме того, согласно статье 185 Налогового кодекса, в дополнение к корпоративному подоходному налогу юридическое лицо - нерезидент производит уплату налога на чистый доход от деятельности через постоянное учреждение по ставке 15%. При этом базой налогообложения является налогооблагаемый доход за минусом корпоративного подоходного налога (КПН), начисленного по этому доходу.

Для исполнения нерезидентом налоговых обязательств в Республике Казахстан требуется ведение бухгалтерского учета в соответствии с положениями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете.
Доходы юридического лица - нерезидента, не связанные с постоянным учреждением в РК, подлежат налогообложению у источника выплаты, суть которого состоит в исчислении, удержании и уплате КПН с доходов нерезидентов налоговым агентом. При этом исчисление КПН у источника выплаты производится с совокупной суммы дохода без осуществления вычетов, предусмотренных Налоговым кодексом.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 10 Налогового кодекса, налоговым агентом является индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, юридическое лицо, в том числе нерезидент, осуществляющий деятельность в РК через постоянное учреждение, филиал, представительство, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удержанных у источника выплаты.
Глава 30 Налогового кодекса предусматривает порядок налогообложения следующих видов доходов физических лиц - нерезидентов, полученных из источников в РК, определенных статьей 178 Налогового кодекса:
- доходы от оказания зависимых личных услуг (доходы от работы по найму);
- доходы от оказания независимых личных услуг;

- доходы от осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; - прочие доходы.

В зависимости от механизма уплаты индивидуального подоходного налога (ИПН) исчисление объекта налогообложения производится:

а) налоговыми агентами - по доходам, выплачиваемым физическим лицам - нерезидентам;
б) индивидуальными предпринимателями - по доходам, получаемым от осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в РК;
в) физическими лицами - нерезидентами - по доходам, получаемым от лиц, не являющихся налоговыми агентами, на постоянной (регулярной) основе (доходы от работы по найму, от индивидуальной предпринимательской деятельности);
г) физическими лицами - нерезидентами - по разовым доходам, получаемым от лиц, не являющихся налоговыми агентами.

Исчисление и уплата индивидуального подоходного налога у источника выплаты производится налоговыми агентами в соответствии со статьей 187 Налогового кодекса.

Индивидуальные предприниматели производят исчисление и уплату ИПН согласно статье 189 Налогового кодекса.

Исчисление и уплата ИПН с прочих разовых доходов производится физическими лицами - нерезидентами самостоятельно в соответствии со статьей 190 Налогового кодекса.

Статьей 191 Налогового кодекса предусмотрен порядок и сроки уплаты физическими лицами - нерезидентами ИПН и авансовых платежей.
Уплата ИПН производится физическим лицом - нерезидентом по месту пребывания в течение 10 рабочих дней со дня представления налоговой декларации за налоговый период (срок представления декларации установлен статьей 192 Налогового кодекса).

Помимо общей суммы ИПН, исчисленного по итогам за налоговый период, следующие физические лица - нерезиденты производят исчисление и уплату авансовых платежей в течение налогового периода:

1) физические лица - нерезиденты, получающие доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности в РК через постоянное учреждение, за исключением лиц, применяющих специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом;

2) физические лица - нерезиденты, получающие доходы от деятельности в РК по индивидуальным трудовым договорам (контрактам) за пределами РК от лиц, не являющихся налоговыми агентами;

3) физические лица - нерезиденты, получающие надбавки, выплачиваемые в связи с проживанием в РК, не подлежащие налогообложению у источника выплаты;
4) физические лица - нерезиденты, получающие доходы в форме компенсации расходов, понесенных работодателем или нанимателем на материальные, социальные блага или иные материальные выгоды физическим лицам - нерезидентам, работающим в РК, в том числе расходы на питание, проживание, обучение детей в учебных заведениях, расходы, связанные с отдыхом, включая поездки членов их семей в отпуск, не подлежащие налогообложению у источника выплаты.

Исчисление авансовых платежей производится налогоплательщиком на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в расчете сумм авансовых платежей по ИПН, или суммы фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской (индивидуальной) деятельности за предыдущий налоговый период с применением ставки, установленной статьей 145 Налогового кодекса.

При этом к расчету сумм авансовых платежей по ИПН налогоплательщик обязан приложить индивидуальный трудовой договор (контракт), заключенный с фактическим работодателем, или иной договор гражданско-правового характера, подтверждающий заявленную сумму налогооблагаемого дохода.
Авансовые платежи по ИПН уплачиваются ежемесячно в течение налогового периода не позднее 20-го числа текущего месяца. Суммы авансовых платежей, внесенные в течение налогового периода, зачитываются в счет уплаты ИПН, исчисленного по налоговой декларации за налоговый период.
Налогоплательщик вправе вносить в течение налогового периода корректировки в ранее исчисленную сумму авансовых платежей с учетом фактически получаемых доходов. Для этого от налогоплательщика требуется представление в налоговый орган письменного обоснования в форме заявления и дополнительного заявления о предполагаемой сумме ИПН.
В настоящее время Республикой Казахстан заключено 38 конвенций об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и имущество.

В Налоговом кодексе предусмотрен механизм применения налоговых конвенций посредством условного банковского вклада, на который зачисляется сумма налога, удержанного у источника выплаты. При правомерности применения налоговой конвенции вся сумма вклада, включая начисленные проценты, возвращается нерезиденту.

Также Налоговый кодекс предусматривает упрощенный порядок освобождения (без осуществления дополнительных административных процедур, за исключением представления нерезидентами налоговым агентам документов, подтверждающих их резидентство) от налогообложения или частичного налогообложения в соответствии с налоговой конвенцией следующих доходов: дивидендов, процентов, роялти, транспортных услуг в международных перевозках, чистого дохода от деятельности через постоянное учреждение, доходов от работ (услуг), выполненных за пределами РК, доходов, полученных от оказания услуг (выполнения работ) на территории РК в рамках краткосрочных контрактов, заключенных на срок, не превышающий 45 календарных дней, и не связанных с иными контрактами (проектами), по которым работы (услуги) выполняются на территории РК, доходов от оказания услуг (выполнения работ), непосредственно связанных с приведением основных средств в рабочее состояние, для их использования по назначению (включая пусконаладочные, монтажные работы), за исключением ремонтных работ, если такие услуги (работы) выполняются в рамках внешнеторгового контракта на поставку основных средств и в пределах срока, не приводящего к образованию постоянного учреждения, а также прочих доходов, полученных из источников в РК и подлежащих освобождению от налогообложения в РК согласно положениям налоговых конвенций, доходов физических лиц - нерезидентов из источников в РК.

Также в Налоговом кодексе детально описан механизм отнесения на вычеты постоянным учреждением общеадминистративных и управленческих расходов головного офиса.

В соответствии со статьей 130 Налогового кодекса в случае, если резиденту РК принадлежит прямо или косвенно 10 и более процентов уставного капитала юридического лица - нерезидента или он имеет 10 и более процентов голосующих акций этого юридического лица - нерезидента (если это АО), зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, тогда часть из общей суммы прибыли юридического лица - нерезидента, относящаяся к резиденту РК пропорционально доли его участия, включается в налогооблагаемый доход резидента РК.

Данное положение применяется также к участию резидента РК в других формах организации предпринимательской деятельности, не образующих юридическое лицо (к примеру, партнерства в странах Британского Содружества не являются юридическими лицами).

При этом под прибылью, включаемой в налогооблагаемый доход, следует понимать консолидированную прибыль до налогообложения юридического лица - нерезидента, определяемую по международным стандартам бухгалтерского учета.

Следует отметить, что при этом к государствам с льготным налогообложением относятся иностранные государства или их административно-территориальные части, в которых:

1) ставка налога составляет не более 1/3 ставки, определяемой в соответствии с Налоговым кодексом,

или
2) имеются законы о конфиденциальности финансовой информации или информации о компаниях, которые позволяют сохранять тайну о фактическом владельце имущества или фактическом владельце дохода.

Кроме того, следует учитывать постановление Правительства Республики Казахстан "Об утверждении перечня иностранных государств с льготным налогообложением" от 28 июля 2005 года № 784, к которым применяются положения статьи 130 Налогового кодекса.[9]

В соответствии с пунктом 1 статьи 80, а также согласно статье 170 Налогового кодекса юридические и физические лица - резиденты, зарегистрированные в РК, производят уплату КПН и ИПН с доходов, полученных ими во всем мире (с мировых доходов).

Вместе с тем в случае осуществления юридическим или физическим лицом - резидентом РК деятельности без образования постоянного учреждения на территории иностранного государства в соответствии с положениями налоговой конвенции доход указанного лица облагается налогом в стране его резидентства, т. е. в Республике Казахстан.

В целях устранения двойного налогообложения пунктом 1 статьи 129 и статьей 173 Налогового кодекса предусмотрен порядок зачета налогов на доходы, полученные резидентом из источников в иностранных государствах, уплаченных за пределами Республики Казахстан.

Однако в отношении налогового зачета существуют определенные ограничения:
1. Размер зачитываемой суммы налога не должен превышать сумму налога, начисленного по ставке, установленной статьями 135 и 145 Налогового кодекса. Если налоговые ставки за рубежом выше установленных в РК, переплата налогов не компенсируется, т. е. резидент РК несет финансовые потери.
2. Налоговый зачет может быть предоставлен только на сумму уплаченных за границей подоходных налогов в соответствии с налоговой конвенцией.
Для получения зачета на сумму уплаченного за границей подоходного налога налогоплательщик - резидент РК должен представить в налоговый орган справку о полученном доходе из иностранного источника и уплаченном им налоге за пределами РК, заверенную налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Если, согласно налоговой конвенции, уплата налогов на доходы, полученные из иностранных источников, в том числе частичная, предусмотрена в РК, то налоговый зачет на сумму уплаченных за границей подоходных налогов с доходов, подлежащих налогообложению в РК, резиденту не предоставляется.
В связи с чем, налогоплательщики - резиденты РК при получении доходов из источников в иностранных государствах, подлежащих налогообложению в Республике Казахстан в соответствии с налоговой конвенцией, вправе применить положения налоговой конвенции в указанных государствах предварительно до получения доходов либо в случае уплаты налогов потребовать возврата неправомерно уплаченных сумм налогов.
Для этих целей юридическому или физическому лицу - резиденту РК необходимо выполнить административные процедуры, предусмотренные налоговым законодательством иностранного государства, либо в случае отсутствия в законодательстве иностранного государства таких процедур представить иностранному контрагенту документ, подтверждающий резидентство, выданный налоговым органом, являющимся вышестоящим по отношению к налоговому органу по месту регистрации в качестве налогоплательщика (за исключением уполномоченного государственного органа), т. е. налоговые комитеты по областям, гг. Астана, Алматы.
В целях регулирования деятельности резидентов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, предусмотрена статья 130-1 Налогового кодекса, в которой предусмотрены условия применения резидентами Республики Казахстан положений налоговой конвенции в отношении доходов из источников в иностранных государствах, а также порядок получения подтверждения налогового резидентства Республики Казахстан. Также порядок применения положений налоговых конвенций, связанных с подтверждением резидентства, регламентирован нормами Правил администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество), заключенных Республикой Казахстан, утвержденных приказом министра финансов Республики Казахстан от 3 октября 2002 года № 469 (далее - Правила). [10]Указанный порядок осуществляется резидентами РК путем подачи заявления по форме 102.01 в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к налоговому органу по месту регистрации в качестве налогоплательщика (за исключением уполномоченного государственного органа).

Кроме того, Налоговый кодекс достаточно подробно регулирует основания, место, сроки и порядок постановки на государственную регистрацию в качестве налогоплательщика нерезидентов. Статьи 521 и 527 Налогового кодекса устанавливают обязательную постановку налогоплательщиков-нерезидентов на государственную регистрацию в качестве налогоплательщиков.
Процедура постановки на государственную регистрацию нерезидента в качестве налогоплательщика завершается присвоением регистрационного номера налогоплательщика (РНН). РНН - это персональный, единый по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет номер, присваиваемый налогоплательщику при его государственной регистрации в качестве налогоплательщика и внесении сведений о нем в Государственный реестр налогоплательщиков Республики Казахстан, который должен указываться во всех подаваемых в налоговый орган формах налоговой отчетности (декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах).

В соответствии со статьей 525 Налогового кодекса исключение налогоплательщиков-нерезидентов из Государственного реестра налогоплательщиков осуществляется, в зависимости от причины постановки на государственную регистрацию налогоплательщика, в случае прекращения деятельности в РК, в случае прекращения соответствующих прав на объекты налогообложения и в случае отсутствия и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика в РК, а также в случае закрытия текущего счета в банке при постановке определенных налогоплательщиков-нерезидентов в связи с открытием текущих счетов в казахстанских банках.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 57 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) осуществляет ведение налогового учета по методу начисления в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Метод начисления - метод учета, согласно которому независимо от времени оплаты доходы и расходы учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки товаров с целью их реализации и оприходования имущества.

Следовательно, на вычеты относится начисленная сумма вознаграждения.

Согласно пункту 2 статьи 100 Налогового кодекса в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, размер относимых на вычеты расходов не должен превышать установленные нормы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 103 Налогового кодекса вычет вознаграждения производится в пределах суммы, исчисляемой по следующей формуле:

(А + Д) + (СК/СО) * (ПК) * (Б + В + Г),

где:

А - сумма вознаграждения, определенного пунктом 1 данной статьи, за исключением сумм, включенных в показатели Б, В, Г, Д;

Б - сумма вознаграждения, выплачиваемого взаимосвязанной стороне, за исключением сумм, включенных в показатель Д;

В - сумма вознаграждения, выплачиваемого лицам, зарегистрированным в государстве с льготным налогообложением, определяемом в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса, за исключением сумм, включенных в показатель Б;

Г - сумма вознаграждения, выплачиваемого независимой стороне по займам, предоставленным под депозит или обеспеченную гарантию, поручительство или иную форму обеспечения взаимосвязанных сторон, в случае исполнения гарантии, поручительства или иной формы обеспечения, за исключением сумм, включенных в показатель В;

Д - сумма вознаграждения за кредиты (займы), выдаваемые кредитным товариществом, созданным в Республике Казахстан;

ПК - предельный коэффициент;

СК - среднегодовая сумма собственного капитала;

СО - среднегодовая сумма обязательств.

При исчислении сумм А, Б, В, Г, Д исключаются вознаграждения за кредиты (займы), полученные на строительство и начисленные в период строительства.

Для целей статьи 103 Налогового кодекса независимой стороной признается сторона, не являющаяся взаимосвязанной.

Статья 103 Налогового кодекса предусматривает применение «правила достаточной капитализации», суть которого заключается в ограничении относимой на вычеты при определении налогооблагаемого дохода суммы вознаграждения в зависимости от соотношения заемных средств и собственного капитала налогоплательщика.

«Правило достаточной капитализации» применяется в отношении сумм вознаграждений, выплачиваемых взаимосвязанной стороне, лицу, зарегистрированному в государстве с льготным налогообложением, независимой стороне по займам, предоставленным под депозит или обеспеченную гарантию, поручительство или иную форму обеспечения взаимосвязанных сторон.

Поэтому, вознаграждения по кредитам (займам), полученным под обеспеченную гарантию, поручительство или иную форму обеспечения взаимосвязанных сторон, относятся на вычеты с применением формулы (СК/СО) * (ПК) * (Б + В + Г).

Пунктом 2 статьи 193 Налогового кодекса предусмотрено, что подоходный налог у источника выплаты удерживается налоговым агентом в момент выплаты дохода юридическому лицу-нерезиденту независимо от формы и места осуществления выплаты дохода.

В то же время, согласно пункту 2 статьи 192 Налогового кодекса, доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан не является сумма подоходного налога, исчисленная с доходов нерезидента в соответствии с положениями Налогового кодекса и уплаченная в бюджет Республики Казахстан налоговым агентом за счет собственных средств.

Согласно подпункту 1) статьи 115 Налогового кодекса, вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода. Таким образом, сумма подоходного налога у источника выплаты, исчисленная налоговым агентом с доходов нерезидента и уплаченная в бюджет за счет собственных средств, не подлежит отнесению на вычеты.

Налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрено применение специальных положений по международным договорам, в том числе порядок уплаты подоходного налога с доходов нерезидентов из источников в Республики Казахстан через условный банковский вклад.
Необходимо отметить, что данный порядок распространяется на нерезидентов:

  • осуществляющих свою деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения;
  • со страной резидентства которых заключен международный договор (Конвенция или Соглашение) между Правительством Республики Казахстан и Правительством данной страны об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал.

На нерезидентов, со страной резидентства которых не заключен такой международный договор, данный порядок об уплате подоходного налога через условный банковский вклад не распространяется.

Кроме того, необходимо отметить, что данный порядок распространяется только на уплату подоходного налога. На другие налоги такие, как НДС, социальный налог и прочие налоги он не распространяется.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.