Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие бюджетного процесса и его принципы




Бюджетный процесс в РФ

Бюджетный процес с – это регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов МСУ и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также по составлению и утверждению отчета об исполнении бюджета.

4 стадии бюджетного процесса:

- составление проекта бюджета

- рассмотрение и утверждение бюджета

- исполнение бюджета

- составление и утверждение отчета по исполнению бюджета

Стадии следуют строго последовательно, этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый год работа над бюджетом начинается снова, т.к. ежегодно изменяется объем национального дохода государства и по-разному перераспределяются расходы, однако порядок стадий неизменен. Надо сказать, что именно в бюджетном процессе наиболее наглядно просматривается принцип разграничения полномочий между ветвями власти, и что существует приоритет законодательной власти над исполнительной.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

Принципы бюджетного процесса

1) Принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти.

2) Принцип единства и полноты, который состоит в том, что бюджетная система должна объединять все бюджетные доходы и расходы бюджетов соответствующих уровней.

3) Принцип реальности бюджета - обеспечивается тем, что формирование бюджетной системы основано на возможности в течение времени, отведенного на составление бюджетов всех уровней, в полном объеме устанавливать на планируемый год все источники и размеры доходов, выявлять возможные резервы и источники накопления, определять оптимальные размеры средств, направляемых на развитие экономики и социальных процессов на всей территории государства.

4) Принцип властности и публичности – выражается в том, что на всех стадиях бюджетного процесса происходит широкое и всестороннее обсуждение содержания бюджета.

5) Принцип самостоятельности – обладание органами, принимающими бюджеты разных уровней, всей полнотой компетенции, предоставленной законодателем.

6) Принцип специализации бюджетных показателей – конкретизация доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по их целевому направлению.

7) Принцип ежегодности – каждый год в одни и те же сроки с участием одного и того же круга лиц повторяются все стадии бюджетного процесса.

Участники бюджетного процесса

- Президент РФ

- высшее должностное лицо субъекта РФ

- глава МО

- представительные органы государственной власти и МСУ

- исполнительные органы государственной власти

- исполнительно-распорядительные органы МСУ

- ЦБ РФ

- Федеральное казначейство

- органы государственного или муниципального финансового контроля

- органы управления государственными внебюджетными фондами

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств

- главные администраторы и администраторы доходов бюджетов

- главные администраторы и администраторы дефицита бюджета

- получатели бюджетных средств

1 стадия бюджетного процесса – составление проекта бюджета

Данная стадия начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала финансового года, на который составляется бюджет. Отправной точкой составления проекта бюджета является Послание Президента Федеральному Собранию РФ, в котором он определяет основные приоритеты социально-экономической политики государства на планируемый период.

Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, которые могут быть рассчитаны на несколько лет (тогда ассигнования по ним включаются в бюджеты последующих лет). Решение о начале работы над составлением проекта принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению бюджета. В определенные законом сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период.

Правительство РФ одновременно с организацией работы по составлению проекта федерального бюджета организует работу по доведению до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов проектов бюджетов на следующий финансовый год, в т.ч. о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах. Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы – это в натуральном или денежном выражении единые или групповые показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими социально-бытовыми, культурными и другими услугами.

К 15 июля года, предшествующего соответствующему финансовому году, проект должен быть составлен и передан в соответствующий комитет Государственной Думы (Комитет по бюджету и налогам).

Не позднее 24 часов 1 октября года, предшествующего соответствующему финансовому году, проект бюджета должен быть доставлен в Государственную Думу в электронном и натуральном виде.

2 стадия бюджетного процесса – рассмотрение и утверждение проекта Государственной Думой

В первом чтении ГД должна рассмотреть проект бюджета в течение 20 дней с момента поступления. Предметом первого чтения является основная концепция бюджета. Особенностью рассмотрения проекта бюджета в первом чтении является то, что только при отклонении проекта в первом чтении ГД может поставить вопрос о доверии Правительству.

Второе чтение – 25 дней с момента принятия в первом. Предметом второго чтения являются расходы бюджета в соответствии с функциональной классификацией. Неофициально второе чтение считается основным, т.к. это единственное чтение, когда законодательная власть может перераспределить денежные потоки по разделам.

Третье чтение – в течение 10 дней с момента принятия во втором. В третьем чтении проект голосуется в целом, поправки не вносятся и конституционной особенностью является то, что в случае принятия проекта ГД в третьем чтении, проект сразу же становится законом до одобрения Советом Федерации и до подписания Президентом. То есть в Совет Федерации поступает уже закон.

В обязательном порядке вторая стадия должна быть завершена до наступления финансового года.

3 стадия бюджетного процесса – исполнение бюджета

Данная стадия совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти и заключается исполнение бюджета в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и финансировании в полном объеме и в установленные сроки соответствующих расходов бюджета. Исполнение бюджета осуществляется по бюджетной росписи.

В РФ предусмотрено казначейское исполнение бюджета.

Заключение федерального бюджета – это не отчет об исполнении, это закрытие счетов, по которым производится исполнение доходной и расходной части данного бюджета.

В конце финансового года закрываются все счета. Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета. Отчет об исполнении начинается с того, что в конце финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета.

По исполнению бюджета проводится внешняя проверка счетной палатой, которая дает заключение об исполнении федерального бюджета. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть представлен в ГД не позднее 1 июня года, следующего за отчетом.

Вместе с отчетом об исполнении бюджета в ГД предоставляются следующие документы и материалы:

1) отчет о расходовании резервного фонда Правительства и резервного фонда Президента;

2) отчет Минфина и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

3) отчет о предоставлении государственных гарантий;

4) отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ;

5) о доходах, полученных от использования гос имущества;

6) сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

7) сводные отчеты, сметы, доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств

8) реестр федеральной гос собственности

9) отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга;

10) отчет федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

ГД рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 45 дней после получения заключения счетной палаты, при этом заслушиваются доклады руководителя федерального казначейства, министра финансов, генерального прокурора, а также могут быть заслушаны председатели КС, ВАС, ВС, которые могут выступить с анализом дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства в течение года.

В итоге может быть принято решение либо об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении.

Отчет об исполнении федерального бюджета принимается в виде закона и должен быть опубликован в СМИ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.