Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм охраны прав человека как элемент механизма правовой защиты




Первым важным звеном в механизме правовой защиты человека является механизм охраны прав. Наличие механизма охраны основных прав человека предопределено важнейшими нормами Конституции РФ. Среди них, к примеру, такие: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17); «Достоинство личности охраняется государством» (ч. 1 ст. 21); «Право частной собственности охраняется законом» (ч. 1 ст. 35).

Термин «охрана прав» широко используется в общей теории права, конституционном праве и других отраслевых юридических науках. К сожалению, очень часто, даже в монографиях, он никак не определяется. Это обстоятельство в немалой степени мешает более глубокой дифференциации правовых явлений, отражающих правозащитные отношения, приводит к смешению таких понятий, как «охрана», «защита», «обеспечение прав», «реализация прав», «гарантии прав и свобод», что в итоге снижает эффективность и значимость научных исследований. Кроме того, среди ученых, которые все-таки дают определение охране прав человека, нет единства.

Указанные обстоятельства требуют того, чтобы понятие «охрана прав» было научно обосновано и заняло соответствующее место в системе категорий отраслей права[770].

Существует, как минимум, четыре подхода к определению этого термина. Один из этих подходов основан на утверждении того, что понятию «охрана прав человека» тождествен термин «защита прав человека», что оба эти термина являются синонимами, взаимозаменяющими друг друга. Такое утверждение обосновывается в трудах Н. В. Витрука. В одной из своих работ он пишет, что деятельность, направленная на устранение препятствий в осуществлении прав, на борьбу с неисполнением обязанностей и злоупотреблением правом, составляет содержание охраны (защиты) прав[771].

Отождествление «охраны» и «защиты» обосновывается тем, что: 1) меры защиты и меры охраны не встречаются в чистом виде, так как меры защиты в определенной степени выполняют функции охраны и 2) слова «охрана» и «защита» этимологически близки, а явления равнозначны. Признать эти доводы убедительными не представляется возможным. Похожесть, «близкость» понятий и явлений вовсе не исключает их содержательную и целевую индивидуальность и оригинальность.

Другой подход к определению понятия охраны прав человека сводится к тому, что оно включает широкий спектр правовых явлений. Л. О. Красавчикова, например, пишет, что по своей структуре охрана дифференцируется на три следующих звена: регулятивное, обеспечительное и защитное[772]. Такое понимание рассматриваемого явления скорее нужно считать осуществлением права, нежели «охраной прав человека».

Третий подход к определению охраны прав человека сформулировал В. Д. Ардашкин, который считает, что охрана прав — это прежде всего государственное принуждение, которое включает следующие «несущие конструкции»: а) институт ответственности; б) институт защиты; в) институт предупреждения и г) институт процессуального обеспечения[773].

Однако это не совсем так. Названный автор безосновательно ограничил механизм охраны прав только принуждением, исключив из него многие важные непринудительные правовые средства охраны прав, что противоречит мнению многих ученых. Так, Т. Д. Зражевская пишет, что задачи охраны прав человека невозможно решать исключительно мерами государственного принуждения; совершенствование правоохраны требует постоянного социального контроля, укрепления дисциплины, воспитательно-правовой работы, использования не только ретроспективной, но и позитивной ответственности[774].

Четвертый подход заключается в том, что ряд исследователей в понятие «охрана прав человека» включают как собственно охрану прав (недопущение посягательств на право человека), так и защиту прав (активное восстановление нарушенного (оспоренного) права), соотнося «охрану прав» и «защиту прав» как целое и часть[775]. В. А. Тарасова — представитель данного подхода к определению содержания охраны прав — пишет: «Охрана прав заключается не только в восстановлении нарушенного права, но и в создании таких условий, при которых субъективные права граждан беспрепятственно бы удовлетворялись»[776].

Приведенные выше точки зрения на охрану прав как на достаточно широкое правовое явление основываются, как представляется, на существующей ныне теории функций права, согласно которой одной из его функций является функция правоохранительная[777]. В теории права преобладает мнение о том, что функция права —это направление правового воздействия на общественные отношения посредством решения однородных задач, объединенных единой целью.

Из приведенной дефиниции видно, что стержнем функции является цель. В связи с этим правоохранительная функция как правовое научное явление также формулировалась вокруг цели, которая определялась как «предотвращение правонарушений и других социальных отклонений». Причем под «предотвращением правонарушений» понималась совокупность таких правовых явлений, как: с одной стороны, превенции и пресечения правонарушений, а с другой — защиты прав (восстановления прав и юридической ответственности)[778].

Однако в таком виде цель, положенная в основу функции права, получившей название правоохранительной, представляется очень широкой. Она включает, по сути, две равновеликие цели. Если цель охраны прав человека состоит в предупреждении и профилактике нарушений его прав, в устранении препятствий (не являющихся правонарушениями), мешающих их осуществлению, то цель защиты прав заключается в том, чтобы восстановить уже нарушенное право, если это объективно возможно.

Таким образом, отличительным признаком охраны прав и защиты прав является степень их связи с нарушением прав. Охрана есть тогда, когда нет нарушения права, а защита должна наступать тогда, когда есть правонарушение.

Выделение в праве двух вышеназванных целей позволяет ввести в научный оборот вместо одной правоохранительной функции две: 1) правоохранительную и 2) правозащитную[779].

Первая должна включать действие охранительных норм права и меры по обеспечению их действия, применяемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также общественными объединениями до нарушения права, вторая — меры, применяемые после правонарушения для восстановления нарушенного права. Если охрана прав человека обеспечивается конкретными нормами, которые служат ненарушимости прав, то защита прав осуществляется не нормами права, а юрисдикционными органами, которые в этих целях наделены Конституцией соответствующими полномочиями.

Такая точка зрения поддерживается многими правоведами. На ее основе активно разрабатываются сущностные определения охраны прав человека. Причем среди них выделяются такие, которые представляют охрану, с одной стороны, как статическое явление, а с другой — как динамическое.

Так, С. Сабикенов считает, что понятие «охрана» в юридическом смысле — это статическое состояние норм права, направленных непосредственно на ограждение осуществления субъективных прав и законных интересов граждан от возможных нарушений[780]. Из этого определения следует, что охрана прав человека осуществляется вне конкретных правоотношений, поскольку нормы права до их нарушения находятся в статическом состоянии. Защита же нарушенных прав всегда происходит в рамках конкретных правозащитных отношений, возникновение которых нежелательно с точки зрения интересов как человека, так и государства.

Под охраной прав человека как динамическим правовым явлением следует понимать совокупность различных взаимосвязанных мер, осуществляемых уполномоченными органами и организациями, направленных на предупреждение нарушений прав, устранение причин, их порождающих, и способствующих, таким образом, нормальному процессу реализации человеком своих прав. Причем охрана прав есть результат не только правоохранительной деятельности компетентных органов, но и других видов правовой деятельности.

Следовательно, отличительным признаком охраны является более широкий спектр социальных норм и форм ее осуществления, а именно:

а) если защита прав реализуется только через правовые формы деятельности компетентных органов или управомоченных лиц, то охрана прав человека осуществляется посредством как правовых, так и неправовых форм деятельности (экономических, политических и др.) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также общественных объединений;

б) если защита прав предполагает наличие и действие конкретных юридических гарантий, которые устанавливаются Конституцией и другими законами и закрепляются исключительно в правовых нормах, то меры охраны прав могут быть рассредоточены в различных социальных, в том числе и правовых, нормах.

Статическая и динамическая стороны охраны определяют два способа ее осуществления — прямой и косвенный.

Прямой способ —это непосредственное действие охранительных норм российского права через утверждение неприкосновенности прав и свобод человека, запрещение каких-либо посягательств на них.

Косвенный способ охраны прав — это способ, опосредованный чаще всего организационно-правовыми мерами, которые оказывают свое позитивное воздействие на предупреждение нарушений основных прав человека. К мерам, составляющим косвенный способ охраны прав, относятся: государственный контроль и надзор, деятельность правоохранительных органов по профилактике нарушений прав человека, кодификация и систематизация законодательства и судебной практики, совершенствование законодательства и юридической службы в стране и др.

Такой разносторонний подход к охране прав человека как элементу правовой защиты человека позволяет дать ей следующее, более точное определение. Итак, охрана прав человека представляет собой механизм непосредственного действия охранительных норм права и организационно-правовой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественных объединений по недопущению нарушений прав человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.