Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О церкви вселенской и частной




Новообрядец. Что вы мне ни говорите, а я никогда не соглашусь, что вселенская Христова церковь может вдовствовать. Частные или поместные церкви могут вдовствовать - это бесспорно, но вся вселенская церковь вдовствовать никогда не может.

Старообрядец. А где написано, что вся вселенская церковь вдовствовать не может? Укажите.

Новообрядец. Я указать не могу.

Старообрядец. Почему?

Новообрядец. Да потому, что такого выражения нигде не находится, ни в священном писании, ни в учении святых отец.

Старообрядец. Справедливо. Значит ваше учение о том, что вселенская церковь вдовствовать не может, основано не на священном писании и учении св. отец, а на человеческом смышлении, на своих выдумках.

И не только об этом, но и о вселенской церкви вы говорите не от писания. Скажите: в каком евангелии вы нашли самое это слово: «вселенская церковь»?

Новообрядец. В евангелии этого слова нет.

Старообрядец. А в апостоле?

Новообрядец. И в апостоле нет.

Старообрядец. А в символе веры вы, какую церковь исповедуете: вселенскую, или еще какую?

Новообрядец. В символе веры мы читаем: во едину святую соборную и апостольскую церковь, то есть веруем мы.

Старообрядец. Вот видите, опять-таки, о вселенской церкви нет и слова. Зачем же вы толкуете о вселенской церкви, когда о ней не говорится ни в евангелии, ни апостоле, ни в символе веры?

Новообрядец. Да наши миссионеры всегда говорят о вселенской церкви.

Старообрядец. Должно следовать не миссионерам, а евангельскому учению. А в евангелии говорится не о вселенской церкви, а о Христовой (Матфея зач. 63). И в символе веры говорится о единой святой, соборной и апостольской церкви, а опять-таки не о вселенской. Миссионеры же говорят о вселенской, а не о Христовой церкви потому, что не хотят знать и проповедывать Христову церковь, а проповедуют «смышленную», то есть выдуманную ими церковь. А в книге «О вере» говорится: Всякому человеку подобно есть знати истинную, а не смышленную церковь, но единую небесного Жениха (Христа) чистую и нескверную невесту[гл. 23, л. 216 об.]. Вы же, новообрядцы, не хотите знать Христову церковь, а выдумали себе какую-то вселенскую церковь, о которой в евангелии даже и не упоминается. И это для того только, чтобы затмить истину и переспорить старообрядцев. Если говорить о Христовой церкви, то вы, новообрядцы, окажетесь побежденными, и посрамленными в своих умствованиях.

Новообрядец. Каким образом?

Старообрядец. А вот каким. Ответьте мне на следующий вопрос: поместная церковь, как, например, карфагенская, Христова церковь, или нет?

Новообрядец. Конечно, Христова.

Старообрядец. А когда в ней не бывало епископа, когда она вдовствовала, или по случаю уклонения епископов в ереси, или по случаю гонений, то в продолжение сего времени была ли она Христовою церковью, или нет?

Новообрядец. Конечно, была Христовою церковью и в то время, когда вдовствовала без епископа. Но ведь это частная церковь, а не вселенская.

Старообрядец. А частная церковь Христова или нет?

Новообрядец. Да я сказал уже, что Христова.

Старообрядец. Значит, Христова церковь может быть без епископа - вдовствующею?

Новообрядец. Христова может быть вдовствующею и без епископа, но вселенская нет.

Старообрядец. А если бы вселенская церковь осталась без епископа, стала вдовствующею, тогда как?

Новообрядец. Этого быть не может, потому что тогда бы церковь перестала быть Христовою церковью и была бы одолена вратами ада.

Старообрядец. Странное у вас рассуждение. Для частной или поместной церкви пребывание без епископа не есть бесчестье и не вредно, а для вселенской то же самое составляет позор и погибель. Неужели вселенская церковь слабее частной? Если пребывание без епископа есть зло, то оно одинаково зло, как для вселенской, так и для частной; а если оно не зло для частной церкви, то, разумеется, не зло и для вселенской. Если частная церковь, пребывая без епископа, вдовствующею, не перестает быть истинно-Христовою церковью, то точно так же и вселенская. Даже более - потому что если часть церкви не вредится и не погибает, оставаясь без епископа, то тем более, вся вселенская церковь. Но скажите: вы и сейчас утверждаете, что частная церковь может быть без епископа - вдовствовать.

Новообрядец. Да. Я всегда утверждал и сейчас подтверждаю, что частная Церковь может быть без епископа, и не перестанет быть Христовою церковью, если содержит православную веру, но вся вселенская нет.

Старообрядец. Но ведь и проповедуемая вами вселенская-то церковь есть тоже частная церковь.

Новообрядец. Как же это так?

Старообрядец. А так. Объясните мне, что именно вы разумеете под словами: частная церковь, вселенская церковь?

Новообрядец. Об этом мое понятие такое: вселенская церковь есть все верующие люди, или все общество людей, которые сейчас живут на земле. А частная церковь есть часть этого общества, находящаяся в какой либо местности, отчего она иначе называется еще поместною церковью.

Старообрядец. Вы сказали правильно, но не совсем. Общество людей, живущих в настоящее время на земле, отнюдь не составляет всей Христовой церкви, а только часть ее. Вся церковь Христова состоит из всех небесных сил бесплотных, из всех святых людей живших от Адама и до сего времени; к церкви принадлежат и все люди, живущие в настоящее время на земле, содержащие истинно православную веру, и каждый христианин, исполняющий все евангельские заповеди. Что к церкви Божией принадлежат и силы небесные, об этом свидетельствуют и священное писание и святоотеческое учение. Так, святый апостол Павел пишет в послании к ефесеом, что Бог положил в смотрение исполнения времен, возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в нем (зач. 217), воскресив его от мертвых и посадив одесную себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти, и силы и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (зач. 218). В другом месте он же пишет: И той (Христос) есть глава телу церкве, иже есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех той первенствуя, яко в нем благоизволи всему исполнению вселитися и тем примирити всяческая к себе умиротворив кровию креста его, чрез него, аще земная, аще ли небесная (колос, зач. 251). И еще: Не приступисте бо к горе осязаемей, но приступисте к сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам ангелов, торжеству и церкви первородных на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к ходатаю завета новаго Исусу (евр. зач. 332). Блаженный Августин учит: Итак, прямой исповедания (веры) порядок требовал того, дабы святей и единосущней Троице созиждена была церковь, как бы жителю дом, Богу храм, и градодержателю град его. Оная церковь должна здесь состоять не только из части, которая странствует на земле от восток солнца до запад, хваля имя Господне, и после плена древняго поя песнь нову; но и из небесной, прилепившейся навсегда к своему Создателю, никогда же ни единаго зла от своего падения не испытавшей. Оная церковь во святых пребывала ангелах не порочна, которая ныне своей странствующей части, якоже подобает, спомоществует. Оная церковь ангелов и человеков будет участна вечности, которая вся учреждена для почитания единаго Бога, едина в союзе любви между собою всегда пребывает (кн. его «Ручник: о вере, надежде и любви», гл. 54). В книге «О вере» также написано: Скиния Моисеева, и церковь Соломонова образи бяху двоих церквей Христовых; сиречь, иже есть на земли и иже есть на небесех: церкви иже есть на земли образования бяше скиния Моисеева; церкви же паки небесной образ бяше церковь Соломонова, созданная на горе. Две суть церкви числом, но едина верою. О сей, иже на земли, рекл Господь: на сем камени созижду церковь мою; а о небесной апостол рече: приступисте к сионове горе, и ко граду Бога жива Иерусалиму небесному, и к позору тем ангел, и собору первородных написаных на небесех[гл. 2, л. 17 и об.]. Из сих непререкаемых свидетельств ясно открывается, что церковь Христова состоит не из одних только людей верующих в Бога и исполняющих его святые и спасительные заповеди, но и из святых бесплотных сил Божиих, так что церковь состоит как бы из двух частей: небесной и земной, которые по числу две, но по вере в Бога одна, состоящая под единою главою Господом нашим Исусом Христом[гл. 7, л. 57], который есть глава всех, яже на небеси и яже на земли (колос, зач. 250). Таким образом, открывается, что и все истинно верующие люди, не только в настоящее время живущие на земле, но и все, которые были от Адама и до пришествия Христова, суть только часть всей святой соборной и апостольской церкви Христовой; это есть частная церковь, по отношению ко всей церкви, состоящей из ангелов и всех святых небесных сил бесплотных.

А что к земной части церкви Христовой принадлежат все святые, в какое бы время они ни жили, начиная от Адама и до страшного суда Христова, на это есть очень много свидетельств в учении святых отец, из которых представлю здесь некоторые. Святый Иоанн Залатоуст в толковании на слова апостола Павла: Едино тело, и един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего; един Господь, едина вера, едино крещение - говорит следующее: Что же есть едино тело? - Иже везде сущий по вселенней вернии, и сущий, и бывший, и быти хотящий; паки и иже прежде Христова пришествия благоугодившии, едино тело суть. Како? - Зане и они Христа ведяху. Откуду явлено? - Авраам отец ваш, рече, возрадовася, да видит день Мой и виде и возрадовася (бес. апостольск. стр. 1676-7, 10-я бесед, на посл, к ефес). Подобно сему и в большом «Катихисисе» изложено: Еще же и вси вернии во всем мире, иже ныне суть, бяху, и будут, сии суть единою святою соборною церковию, домом же Божиим, иже есть столп и утвержение истины: 1 тим., зач. 284. (ниже:) В конец же вси святии в рай и на небеси суть, право истинно церковию Божиею нарицается (катихис. больш. гл. 25, лис. 120 об.). Сице учит и книга «О вере»: Вы есте тело Христово, и уди от части, яко церковь есть тело Христово, яже от собрания верных нас глаголю человеком всякаго возраста и сана, святых Божиих и праведных мучеников и преподобных и всех благочестивых от веков составися, и церковию наречеся (гл. 2, л. 22).

Таким образом, земная церковь, представляющая собою только часть всей церкви Божией, состоящей и из ангелов, в свою очередь состоит из нескольких частей: из святых, пребывающих в раю и из верующих, живущих в настоящее время на земле, и значит эти верующие люди, или церковь вселенская, есть только часть всей соборной церкви Божией. А представляя собою только некоторую часть всей церкви Божией, вселенская церковь, или люди верующие, живущие сейчас на земле, есть частная церковь. А вы сами настойчиво утверждаете, что частная церковь может быть и без епископа и не перестанет быть православною Христовою церковью. Так и наша старообрядческая церковь Христова, как частная церковь по отношению ко всей церкви Божией, в продолжение ста восьмидесяти лет не имея православного епископа, была истинно православною Христовою церковью, хотя и вдовствующею.

К полнейшему уяснению истины относительно вселенской церкви считаю нужным сказать следующее. Если, по вашему понятию, вселенская церковь есть общество, распространенное по вселенной, соединенное единою верою, то спрашивается: католическая церковь вселенская ли церковь? Она более всех распространена по вселенной.

Новообрядец. Вселенская.

Старообрядец. А ваша?

Новообрядец. Без сомнения, вселенская.

Старообрядец. А армянская?

Новообрядец. И армянская церковь есть вселенская церковь.

Старообрядец. Ого, сколько у вас вселенских-то церквей, и не пересчитаешь! А ведь мы, по символу веры, должны исповедывать только одну церковь, а не многие. Прямо сказано: во едину святую соборную и апостольскую церковь. Если, как вы сами свидетельствуете, вселенских церквей много, то скажите: какая из них есть истинная Христова церковь?

Новообрядец. Та, у которой есть свои епископы.

Старообрядец. А у католической церкви есть свои епископы?

Новообрядец. Да, есть.

Старообрядец. Значит, она и есть истинно-православная церковь? Так ли?

Новообрядец. Нет: она еретическая, потому что содержит ереси.

Старообрядец. Вот, вы и сами пришли к тому заключению, что истинная церковь узнается не по епископам, а потому, какую веру содержит: православную или еретическую. Поэтому-то и святые апостолы, и святые соборы, и святые отцы и учители церкви не ставили епископов главным признаком православности церкви, потому что епископов имеют и еретики, и не определяли ее словом вселенская церковь, ибо так могут называться и еретические церкви, как вы сами подтверждаете. Главным же признаком православности церкви они ставили православную веру. Если какая церковь содержит православную веру, то, значит, она и есть православная церковь, хотя бы была и вдовствующею, без епископа, и как бы ни называлась: вселенскою или частною.

Святые апостолы и святые отцы в определении православности церкви не называли ее ни вселенской, ни частной, ни поместной церковью, а называли ее единою, святою, соборною и апостольскою церковью, или просто Христовою церковью, Божией церковью и т. под. Это потому, что названия вселенская, поместная и частная, - не означают ни православия, ни кривославия церкви, а показывают только ее пространство: в одной ли местности она находится, или по всей вселенной - и больше ничего. Все равно как названия: русская, болгарская, греческая, цареградская, московская церковь, означают только местность, где церковь находится, а не указывают ни на ее православие, ни на ее кривославие. Так и название вселенская церковь указывает только то, что она находится во вселенной - и больше ничего. Но во вселенной находятся все еретические церкви: значит, и они могут называться вселенскими церквами, как вы сами сказали. Посему, должно употреблять такие названия церкви, которые бы ее отличали от еретических церквей, а не ставили бы наряду с ними. Таковы названия, как я уже сказал, Христова церковь, едина, святая, соборная и апостольская церковь. Эти названия, данные церкви святыми апостолами, святыми соборами и отцами, приличествуют и вполне приложимы только к той церкви, которая содержит во всем православную веру и предания церкви неизменно, по реченному в большом «Катихисисе»: Вопрос: Что есть церковь соборная? Ответ: Церковь соборная есть, понеже от всех святых седьми вселенских соборов преданныя догматы в ней соблюдаеми суть; священнословными же песньми и пении славима есть, и святыми и божественными иконами украшаема есть; основана же бе и утвержена святых мученик мощми; в ней же совершается и тайна святыя и божественныя службы; в ней же вси вернии приемлем пречистаго тела и честныя крови Христа Бога нашего, и тем причастницы бываем царствия небеснаго. Сице бо от святых апостол предано есть нам, и святых и богоносных отец; и того ради нарицается святая соборная и апостольская церковь. Се есть церковь соборная, яже всему евангелию и всему учению вселенских соборов верует, а не части. Се есть церковь соборная, яже не верует веру умышленную, ниже держит тайны от единаго человека уставленныя, но се верует и на се уповает, еже Господь Бог предаде и весь мир соборне похвали и прият (Катих. больш. гл. 25, лист. 121 и оборот.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.