Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И враги старообрядческой церкви свидетельствуют, что она православна




Новообрядец. Всяк сам себя хвалит. Вы говорите, что у вас, старообрядцев, содержится православная вера, что корабль вашей церкви цел и неповрежден ничем. Но ведь так и все говорят о себе. А наша православная церковь признает вас раскольниками, еретиками второго чина, за то, что вы не слушаете ее.

Старообрядец. Действительно, если бы мы только сами свидетельствовали о себе, свидетельство наше могло бы быть в сомнении. Но в настоящем деле, то есть в том, что старообрядческая церковь не имеет никаких ересей, свидетельствуем не только мы, но и сами враги наши. Они до сих пор, несмотря на всю свою злобу и непримиримую ненависть к ней, не указали, и указать не могли никакой ереси в ней. Мало этого; даже без всякого принуждения и просьбы с нашей стороны, свидетельствуют и доказывают, что старообрядцы не имели и не имеют ни малейшей ереси. Так, например, сама русская церковь дозволила и даже благословила употреблять своим чадам единоверцам все те книги, обряды, обычаи, предания церковные и верования, которые содержит и употребляет старообрядческая церковь, и содержанием которых она собственно и отличается от новообрядцев. Таким образом, сама новообрядческая церковь доказывает самым делом, что старообрядцы в своих обрядах не имеют ни малейшей ереси. А о двоеперстном сложении сам синод говорит, что оно очень изрядно (Увещ., стр. 54), и что старообрядцы не соединяют с ним никоего неправаго мудрования (предисл. к Псалт.).

Но, быть может, старообрядцы, хотя в преданиях церковных и ничуть не погрешают, но в догматах веры, евангельских истинах, в правилах святособорных погрешают? Нет. И в этом они не погрешают; и сие свидетельствует опять сама ваша новообрядческая церковь. Вот, что именно говорится в «Увещании» старообрядцам, изданном по благословению самого синода: Скажите вы, именующиеся староверы! вопрошает вас святая Христова церковь: скажите, почто вы от нас отлучаетесь? Вы в единаго Бога во Святей Троице славимаго веруете так, как и мы; вы Спасителя миру Господа нашего Иисуса Христа исповедуете так, как и мы; вы священное Евангелие и святые вселенские и поместные соборы за правило веры и благочестиваго жития почитаете так, как и мы; вы ожидаете воскресения мертвых так, как и мы; вы содержите, что имеет быть награждение благим и наказание злым так, как и мы. А в сих членах содержится вся сила веры (Увещание, стр. 35-36). Так говорила ваша церковь о старообрядцах через сто лет после разделения церкви при Никоне. Но, не изменила ли веру христианскую старообрядческая церковь в последующие времена? Нет, не изменила. Через сто двадцать лет после издания этого «Увещания», именно в 1885 году, целый собор новообрядческих архипастырей буквально повторил от имени церкви вышеприведенные нами слова (см. деян. казан, собора).

Таким образом, по свидетельству самой вашей новообрядческой церкви, старообрядцы никогда и ни в чем не содержали никаких ересей; как в самой силе веры, так и во всех преданиях церковных, они вполне православны, и, значит, корабль старообрядческой церкви крепок, цел и ничуть не поврежден. Нечего и говорить, что пребывая в такой церкви, можно вполне достигнуть вечного блаженства.

Если старообрядцы содержат православную веру, то само собою, разумеется, что они слушают церковь Христову, потому что она заповедала только такую веру содержать. А если не слушают, то не церкви Христовой, а еретиков, или церкви еретической. Это подтверждают и сами ваши архипастыри. Высокопреосвященный Никифор архиепископ астраханский глаголет: Вы (старообрядцы) церкве, учащей вас догматам святой веры и законам всемогущаго Бога, без коих никто спастися не может, веруете и повинуетесь; учащей же и по всеобщему согласию показующей вам некоторыя предания, как то: сложение перстов, глаголание аллилуйа, и иная маловажная, не хощете ни повиноваться, ни верить. Кому же вы в сем верите? Макарию (митрополиту московскому) и его собору (стоглавому) (кн. Никифора астрах, ответы на 15 вопр., стр. 324).

И коротко, и ясно, и справедливо. Старообрядцы слушают, веруют и повинуются церкви во всем, без чего никто спастися не может. А не хотят ни повиноваться, ни верить лишь в маловажных вещах: в сложении перстов, глаголании аллилуйа, и то не древней церкви, а вашей послениконовской новообрядческой. Древней же дониконовской святой церкви они и в этом случае повинуются; верят и повинуются Макарию митрополиту московскому и стоглавому собору, как представителям православной церкви и выразителям ее учения. Такое свидетельство о старообрядцах дают архипастыри вашей церкви.

Беспоповец. Ты доказал очень хорошо, что церковь не стены и покров, но вера и житие и что та церковь права - как корабль крепкий, которая содержит православную веру. Все это ты доказал прекрасно и нас оправдал совершенно. Мы, беспоповцы, содержим правую веру и предания церковные; значит, мы вполне правы, и корабль нашей церкви крепкий, не дырявый.

Старообрядец. Нисколько не оправдывает вас учение святых отец о церкви, что она есть вера и житие. Ибо ваша беспоповская община содержит о многих существенных предметах веры совершенно превратное и искаженное учение. Так, например, у вас мнение о богослужении, таинствах, священстве и о многом другом основано не на учении о Христе, а на учении об антихристе. У вас спросишь, например: почему вы не имеете таинства тела и крови Христовой, о чем сам Спаситель сказал: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. зач. 23)? Вы на это обыкновенно отвечаете, что антихрист устроил так, чтобы не было таинства причащения, и потому можно спастись без него. Значит, учение вашей общины основано не на Христе, а на антихристе. Если бы не было антихриста, - не существовало бы и вашей беспоповской общины, и вы не имели бы никакого оправдания: вся сила оправдывания вашего положения заключается в антихристе. Посему-то, ваши наставники употребляют все усилия, чтобы найти антихриста, хотя в чем-нибудь: одни из них признают, что антихрист есть пастыри новообрядческой церкви, другие говорят, что антихрист есть имя Иисус, иные утверждают, что антихрист есть отступление в ересь и проч. и проч. Сколько вы выдумали антихристов, чтобы оправдать свое жалкое положение без священноначалия, таинств и богослужения. Но, виновник такого вашего плачевного состояния не антихрист, а вы сами, ваша собственная гордость. Вы не желаете исполнять правил, требующих принимать присоединяющихся от ереси священнослужителей в их степенях: вот истинная причина вашего несчастного положения.

Сваливая свою вину на антихриста, вы приняли о нем мнения, совершенно противоположные учению святых отец. Святые отцы учат, что антихрист будет человек, родится от еврейского рода, будет царствовать только три с половиной года[кн. о вере, гл. 30](толк, апост. л. 549) - А вы учите, что антихрист не человек, а отступление или множество людей, содержащих заблуждения. Не говорю уже о многих других погрешностях и заблуждениях вашего общества.

Таким образом, у вас вера православная и учение святых отец искажено, отчего и корабль вашей церкви оказывается дырявым.

6. Кому уподобляют епископов утверждающие, что они не могут погрешать? И о свободе воли

Новообрядец. Вы рассуждаете прекрасно, но несправедливо. Пусть будет церковь без епископа, как корабль без некоторых матросов, пусть она, сохраняя православную веру, пребывает как корабль неповрежденный, тем не менее, вы, старообрядцы, неправы. Ведь у вас не было епископов потому, как вы думаете, что все они уклонились в заблуждение. Теперь является вопрос: где написано, что все епископы могут погрешить и заблудиться?

Старообрядец. А где написано, что не могут?

Новообрядец. Этого и доказывать нет надобности. В отдельности каждый епископ может погрешить, но все вместе - никогда. Такова природа епископского чина, что все епископы православной церкви не могут заблуждаться. Так учит наша православная церковь.

Старообрядец. Но, во-первых, этого нигде не написано. А, во-вторых, если епископы не могут заблуждаться и погрешать, то, значит, они не люди. Рассудите сами, кто не может погрешать и заблуждаться? - Только сам Бог, с одной стороны, а с другой - скот. Бог не может заблуждаться и погрешать потому, что Он - существо высочайшее, всесовершеннейшее, всеблагое, всесвятое; а скот, и вообще неразумные и бесчувстввенные твари, не могут заблуждаться и погрешать потому, что не имеют разума и свободной воли. Поэтому, если ваша церковь учит, что епископы не могут погрешать и заблуждаться, то этим ставит их или равными самому Богу, или равными скоту несмысленному. Но, и то и другое одинаково нечестиво и противно учению святых апостол и святых отец. Люди, какой бы сан на себе не имели, всегда способны и могут заблуждаться и погрешать. Святый апостол Павел учит, что не только епископы, но и апостолы, и сами ангелы с небес могут заблуждаться и погрешать, отчего именно он и изрекает анафему и на них, если бы они осмелились уклониться в заблуждение (галат., зач. 199). А святый апостол Иоанн Богослов прямо говорит: аще речем, яко греха не имамы, Себе прельщаем, и истины несть в нас (1 посл. Иоан., зач. 69). Карфагенский собор в 128 правиле своем определяет: Такожде определено относительно изречения святаго Иоанна апостола: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1 Иоан. гл. I, ст. 8). Кто должным возмнит разумети сие тако, яко речет: смиренномудрия ради не подобает глаголати, яко греха не имамы, а не ради того, яко истинно тако есть: тот да будет анафема. Ибо апостол продолжает и прилагает следующее: аще же исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды (1 Иоан. гл. 1, ст. 9) Здесь весьма ясно показано, что сие говорится не по смиренномудрию токмо, но по истине. Ибо апостол мог бы рещи: аще речем, не имамы греха, себе возносим, и смирения несть в нас, но когда рек: себе прельщаем, и истины несть в нас, тогда ясно показал, что глаголющий о себе, яко не имеет греха, не истинствует, но лжет (правила полн. перевод.). Преподобный Евагрий учит: Нет ангела, который бы не мог согрешить, и нет беса, злого по природе: и того и другого создал Бог с свободною волею (Добротолюбие, ч. 1, стр. 617). Из сего учения святых апостол и святых отец ясно видно, что нет такой разумно-свободной твари, которая бы не могла погрешать и заблуждаться, что не только епископы, но и сами апостолы, даже ангелы небесные могли погрешать и заблуждаться, хотя, без сомнения, они никогда не погрешат.

Новообрядец. Своим учением, что епископы и апостолы и даже ангелы с небес, могут заблуждаться и погрешать, вы явно унижаете и оскорбляете их. Это дерзость непростительная, которая и отвергается нашею православною церковью. Она учит, что не только ангелы или апостолы, но и епископы не могут заблуждаться и погрешать.

Старообрядец. Учение, что не только епископы, но и апостолы, и ангелы могли погрешать, не есть мое учение, но святых апостол и святых отец, и как таковое оно не унизительно и не оскорбительно ни для кого. А вот ваше учение, что епископы не могут погрешать, унизительно и оскорбительно для них: оно делает их подобными скоту несмысленному, и лишает надежды на получение вечного блаженства даже за содержание православной веры. Овца не может быть свирепою, она весьма кроткое животное. Но, за ее кротость ей не может быть никакой награды от Бога, именно потому, что она не может быть некроткою, не может быть свирепою. Звери, скоты и вообще животные не могут погрешать и заблуждаться, не могут уклониться в ересь; но, за это им не может быть никакой награды, и именно потому, что они не могут заблуждаться и уклоняться в ересь. Так, и ваши архиереи: если они не могут погрешать и заблуждаться, не могут не содержать православной веры, то им не может быть и никакой награды за содержание ее, потому что они не могут не содержать ее, потому что содержат ее по необходимости, а не из любви к Богу и Его святым заповедям. Вот такое учение, содержимое вашею церковью, действительно, унижает и оскорбляет достоинство епископов. А если ваша церковь учит, что они не могут погрешать и заблуждаться по своим достоинствам и качествам, по своей святости и совершенству, как сам Всевышний Бог, то это есть дерзость непростительная, оскорбляющая самого Бога.

Учение же, что епископы могут заблуждаться и погрешать и могут содержать православную веру, не имеет в себе ничего странного и нелепого, противного слову Божию. Если они могут заблуждаться и погрешать, могут уклониться в ересь, но не заблуждаются и не уклоняются в ересь из любви к Богу и Его святым заповедям, то им за это будет великая награда от Бога. Мученики могли отречься от Христа, но не отрекались, - и за это получили царство небесное. Преподобные пустынножители могли творить всякие злодеяния, но не творили, - и за это получили от Бога достойную награду. Святые отцы и учители церкви могли уклониться в ереси и заблуждения, но не уклонились, - и потому удостоились быть наследниками царства небесного. С другой стороны, неверные язычники могли веровать во Христа, но не веровали, - и за это погибли, еретики могли не уклоняться в ересь, но уклонились, - и потому будут осуждены на вечные мучения.

Это учение святых апостол и святых отец о свободной воле всякого человека творить, что ему заблагорассудится, и получать достойное воздаяние за свои дела, нисколько не унизительно и не оскорбительно ни для епископов, ни для самих апостолов и ангелов. Святый Василий Великий пишет. Почему лукав человек? По собственному своему произволению. Почему зол диавол? По той же причине; потому что он имел свободную жизнь, и ему дана была власть, или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил - ангел и всегда предстоит Богу. Сатана - ангел, и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога (творен. Василия Вел., час. 4, бес. 9, стр. 157). Итак, свободная воля в выборе добра или зла, в соблюдении или преступлении заповедей Божиих и в содержании или отвержении православной веры, не есть унижение не только для епископов, но и для самих ангелов. А вот учение, проповедуемое вами, что епископы, якобы, не могут заблуждаться и погрешать, действительно унизительно и оскорбительно не только для епископов, но и вообще для всякой разумно-свободной твари, делая их подобными скоту несмысленному, и противно учению святых отец. Но говорят, - пишет тот же учитель церкви, - почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели? - Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют перед тобою свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добровольно. Добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости; а произволение зависит от того, что в нас; и что в нас, то свободно. Посему, кто порицает Творца, что не устроил нас по естеству безгрешными, тот не иное что делает, как предпочитает природе разумной неразумную; природе, одаренной произволением и саомдеятельностию, - неподвижную и не имеющую никаких стремлений (твор. ч. 4, бес. 9, стр. 156). Таким образом, учение, что епископы, как люди, имеющие свободную волю, могут погрешать, заблуждаться, могут и содержать православную веру, нисколько не унизительно и не оскорбительно для них. Если они содержат православную веру от произволения, то, значит, это есть добродетель; а если они содержат ее по необходимости, то, значит, содержание православной веры не есть добродетель, так как добродетель происходит от произволения, а не от необходимости. И если епископы, как вы учите, не могут уклониться в ересь и погрешить, не могут не содержать православной веры, и потому пребывают в ней по необходимости, а не по своей доброй воле, то, значит, для них содержание православной веры вовсе не есть добродетель, и посему, им не может быть никакой награды, или мзды от Бога за содержание православной веры, все равно как и овце за ее незлобие и зверю за то, что он не может уклониться в ересь, вообще, неразумным и бесчувственным тварям, вроде скота, дерева или камней, за то, что они точно исполняют законы положенные им Творцом. Итак, своим учением о епископах, что они не могут уклониться в заблуждение и погрешить, вы страшно унижаете и оскорбляете их, уподобляя скоту несмысленному, или совершенно бездушной твари.

Но, еще хуже, если вы утверждаете, что епископы не могут погрешать и заблуждаться по своим личным или иерархическим достоинствам, качествам и свойствам: этим вы их уподобляете самому Богу, действительно по своим свойствам не могущему погрешить; а это уже есть величайшая безумная дерзость и страшное нечестие. Если по природе мы худы, то виновен Творец, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - а если свободная воля наша зла, то вся вина в нас. Если нет у нас свободной воли, то за что волю нашу подвергать ответственности? Если воля наша несвободна, то несправедливо судит ее Бог; а если она свободна, то по праву с нее взыскивает. Требование отчета тесно соединено с свободою. Закон состоит в связи с тем и другим; ибо ответственности подвергается свободная воля, если она преступила пределы, указанные судиею. Творцу, который истинен, какая польза обманывать нас? Если Он не дал нам свободы, то не дал и никакого закона Как речь в устах ничем не связана, так не имеет на себе уз и свободная воля; каков окованный язык немаго, такова и природа, связанная необходимостию (творен. Ефрема Сир., ч. 5, чис. 146, стр. 38-39 и 41). Благословен Творец, который не делает принуждения неверным; потому что получили они свободную волю (там же стр. 350). От свободной воли человека зависит, или победить, или быть побежденным в этой брани (с диаволом) (там же чис. 169, стр. 322). Вси бо человецы имеют разумение и с ним купно самовластие, ходят убо самовластно, якоже хощут; никого же понуждает Бог, или добре живет или зле, но на изволении каждого лежит злое и доброе. Подобает бо всякому человеку добре и богоугодне жити, зане разум и самовластие имать: хвалим убо благия изволением сущих благих, а не от некия нужды приходящих на се; и паче же всем Христианом неподобно есть ниже дано есть нуждею исправляти греховная претыкания: не убо нуждею остающихся от зла венчавает Господь, но изволением своим благая творящих; и не еже по естеству доброе потребно есть, но иже по изволению похвально есть и спасительно (еванг. толк., поуч. в нед. о блудн. сыне). Не насилует бо ниже понуждает Бог к воли Своей, но самовластием почитает. Кто бо на чести и венцы и пиршества и торжества призывая, неволею и связанных влечет, несть ниедин; се бо досаждающаго есть, а не почитающаго. В геену неволею посылает, в царство же волею призывает. И откуду не вси таковая изволяют? Точию, рече, от своея немощи, юже от нас отсещи не возможе. Како же и чесо ради не возможе? Почитая бо нас и благостынею своею кротко призывая. И како призывая, слыши: яко убо не пророки ли веща? не Сына ли посла? не апостолы ли пусти? не знамения ли и чудеса содела? не гееною ли прети? не царство ли обеща? (катихисис больш., гл. 43, л. 193). В «Благовестном евангелии» читаем: Евангелие: Не вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть. Толкование: Аз, рече (Христос апостолам), зажегох свет сердца вашего, и на высоте поставих, светити всем; а еже не угаснути благодати сущей в вас, на вашем подвизе будет се. Се бо есть не положити под спудом, но и другим да светит свет жития вашего (благовест, от Матфея зач. 11).

Как же вы, после всего этого осмеливаетесь проповедывать, что епископы не могут погрешить, или заблудиться по природе своего сана?! Не оскорбление ли это Бога? Не унижение ли епископского чина? - ставить епископов или наравне с Богом или - с неразумной и бесчувственной тварию, не имеющею свободной воли, вроде скота, дерева, камня и т. под. Не лишаете ли вы их этим надежды на получение вечного блаженства даже за содержание православной веры?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.