Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О веровании в церковь и ее сущности




Новообрядец. Вы все толкуете о единой святой соборной и апостольской церкви, то есть о той церкви, в которую мы по символу веры должны веровать. Но вы, старообрядцы, не веруете в эту церковь, хотя и толкуете о ней. Символьную церковь должно составлять общество верующих людей, имеющих трехчинную иерархию и семь таинств. А вы этой церкви не составляли, потому что у вас не было сто восемьдесят лет епископа. А мы, православные, всегда составляли и составляем собою исповедуемую в символе веры церковь, во всем ее составе, так как у нас всегда были и есть епископы.

Старообрядец. А веруете ли вы в эту, составляемую вами, церковь?

Новообрядец. Как же не веруем? В символе веры мы всегда читаем: Верую во единаго Бога Отца и во единаго Господа Иисуса Христа и в Духа Святаго во едину святую соборную и апостольскую церковь. Вот, как мы веруем в церковь, как в самого Бога.

Старообрядец. Вот как! Вы и составляете собою церковь и веруете в нее, да еще, как в Бога; значит, вы веруете в себя, как в Бога. Вот в какое нечестие заводит вас ваше превратное понятие и учение о символьной церкви. Вы становитесь, как бы, какими-то идолопоклонниками, верующими в тварь, как в Творца. Даже хуже: вы делаетесь прямо самообожателями, верующими в себя, как в Бога. Что может быть хуже и нечестивее этого? Если позорно и нечестиво сделать идола и веровать в него, как в Бога, то еще нечестивее веровать так в самих себя.

Новообрядец. Но ведь люди верующие называются же церковью, как говорится в «Катихисисе» и во многих других книгах; а в церковь мы обязаны веровать: следовательно, должно веровать в людей верующих.

Старообрядец. Если так рассуждать, то можно пойти еще дальше. В писании человек называется не только церковью, но даже богом. Аз рех бози будете (Пс. 81). И: творяи милость христу своему Давыду (Пс. 17). Отсюда, по-вашему, можно вывести такое заключение, что должно веровать в людей, вместо Бога и Христа. Так, действительно, и поступают хлысты, или шалопуты, злоупотребляя словом «Бог» и не разумея того, что иное дело бог по естеству и иное по уподоблению. И вы, злоупотребляя словом «церковь», заставляете веровать в людей, как в Бога, и таким образом исповедуете и проповедуете, своего рода, хлыстовство. Церковью называется не только целое общество верующих, но и каждый член этого общества, каждый человек верующий, и даже храм - здание, где собираются верующие на молитву и много других предметов, или «вещей», что указано в том же большом «Катихисисе» (гл. 25, л. 120 и об.). По-вашему, должно веровать как в Бога и в каждого верующего человека и даже в молитвенные здания: ведь и они называются церковью.

В предотвращение подобных лжетолкований и злоупотреблений митрополит вашей же церкви Григорий, после перечисления различных понятий, выражаемых словом «церковь», дает такое наставление: Весьма нужно заметить это различие значений слова церковь, потому что, не различая этих значений, и употребляя места писания, в которых находится слово церковь без надлежащего рассмотрения, как нередко поступают отступники от православия, неизбежно впадешь в разные заблуждения. Ибо что говорится в писании о церкви в одном значении, того нельзя сказать о церкви в другом значении. Например, того что можно сказать о церкви, как о храме Божием (о здании), нельзя сказать о церкви, как о правоверующих людях. Посему, св. Златоуст, в беседах на слова: «Предста царица», сказав о церкви, как о верующих людях: церкви ничтоже есть равно, тотчас остерегал слушателей, чтобы они не приняли этих его слов о церкви, как о храме (о здании), именно: не глаголи ми стены. Стены летами обетшавают, церкви же никогда же стареет[Маргарит, л. 519] Или еще: вельми церковь Богу возлюблена есть. Не сия, яже стенами ограждена, но сия, яже верою ограждена[кн. о Вере, л. 19 об.]. (Истинно древн. и истинно правосл. церковь, Григория м. Петерб., ч. 1, гл. 1, стр. 18).

Митрополит Григорий направил это замечание о церкви, конечно, против старообрядцев, но оно всецело поражает вас, проповедников новообрядческой церкви, так как вы действительно вводите простодушных в страшное заблуждение словом «церковь», заставляя под именем ее веровать в людей, как в Бога.

Новообрядец. Но, как же, по-вашему, правильно понимать о веровании в символьную церковь, и как в нее должно веровать?

Старообрядец. Прочитаем об этом в книгах. Вот что написано в большом «Катихисисе»: Вопрос: Сие же како имамы разумети, еже глаголем: верую во едину святую соборную и апостольскую церковь, в человеки ли мы то веруем, или во ино что? Ответ: Не в человеки, но в проповедания и догматы их божественныя, сиречь полагаем(ся) на уставах церковных и предания соборная и апостольская (гл. 4, лис. 17 об.). И еще: веруем во едину святую соборную и апостольскую церковь, сиречь, уповаем на учения и догматы святых апостолов, и святых вселенских седми соборов а не в люди верим (Кат. б. гл. 25, л. 119)

Это учение о веровании в церковь согласно учению самого Христа, который и начал свою проповедь словами: покайтеся и веруйте в евангелие (Марк., зач. 2). Под словом евангелие можно разуметь не одну книгу, называющуюся этим именем, а все вообще христианское благовествование, все учение и определения святых апостол, святых соборов, святых отец и учителей церкви, изложенные согласно евангелию. Блаженный Иероним учит: Совокупность многих книг, если они согласны между собою и написаны об одном и том же предмете, писание обыкновенно называет одною книгою, как, например, евангелие и закон Господень непорочный обращающий души (Пс. 18, 8) называются в единственном числе, хотя евангелий много, и много заповедей закона. Подобным образом и та книга, о которой сказано в речи Исайи, есть все божественное писание (Ис. 29, 18). И Иезекииль и Иоанн съедают одну книгу (Иез. 8 гл.; апок. 10 гл.); и Спаситель, предвозвещенный голосами всех святых, сказал: в главизне книжне писано есть о Мне (Пс. 39, 9). Применительно к такому смыслу и заповедано, чтобы не было много книг. Ибо все, что бы ты ни сказал, если оно относится к Тому, Кто в начале был у Бога и Бог было Слово (Иоан. 1, 2); то все это - одна книга, и бесчисленные книги называются одним законом и одним евангелием[творен, его ч. 6, толков, на кн. екклезиаст, гл. 12, Стр. 134].

Итак, веровать в церковь, значит, веровать не в людей, а в евангелие, в заповеди Божий, в проповедания и догматы божественные, в учение и предания соборные и апостольские; значит, содержать все евангельские и божественные заповеди и предания церковные и по ним деятельно устроять свою жизнь, и, таким образом, входить в живейшее общение со Христом и быть членом Его тела - церкви, быть причастником Его дарований.

Заповеди же Божий, учение евангельское не есть что-либо пустое, отвлеченное, несуществующее, но дух суть и живот суть (Иоан. зач. 24), и настолько сильны и крепки, что удобее есть небу и земли прейти, неже от закона единей черте погибнути (Лук. зач. 82). И паки: Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут (Марк. зач. 62). Эти словеса Божий и все евангельское учение, твердейшее самой земли и неба - это евангельское учение, а также апостольские и святособорные предания и законоположения, в которые мы обязаны, по символу веры, веровать, святые отцы и учители церковные нередко прямо называют церковью. Так, преподобный Максим исповедник глаголет: Христос Господь правое и спасенное исповедание веры нарече кафолическою церковию быти; того ради и Петра, добре исповедавшаго, нарече блаженна, на егоже исповедании таковую создати церковь всех Господь обеща (четия-мин. генв. 21). Святый Иоанн Златоуст сице вещает: Церковь глаголю не место точию, но и нрав; не стены церковныя, но законы церковныя Церковь бо не стены и покров, но вера и житие[Маргар. сл. 10, о еже предста, л. 519]. И не превозможет николиже злоба на непорочную и чистую нашу веру, и на правая веления Христовы (Евангелие тол. неделя 13, лис. 244). Подобно сему и Никон черногоркий пишет: Соборныя бо церкви не стены суть, но правая учения и предания божественных правил святых соборов и святых апостол[Тактик, сл. 22].

Вот в эту церковь, состоящую из евангельских и божественных заповедей, из апостольских и святоотеческих догматов, преданий и проповеданий, мы, по символу веры, исповедуемся веровать и пребывать в ней. Отсюда ясно, что те люди истинно веруют в церковь, которые строго и точно содержат и исполняют все евангельские и апостольские заповеди и предания и по ним свою жизнь устрояют. Старообрядческая Христова церковь верует во едину святую соборную и апостольскую церковь, сиречь верует во евангелие, в заповеди божественные, в догматы и предания святых апостол и святых отец, и всегда содержала и содержит их незименно и ненарушимо, постоянно стремясь исполнить их во всей точности, во всей строгости и полноте. А прочие еретические церкви не веруют в исповедуемую в символе веры церковь, ибо разоряют многие евангельские заповеди и апостольские догматы и предания, не содержат их и не следуют им, а следуют своим вымыслам, своим ересям погибельным, в которые и веруют, как в богооткровенные истины, или просто веруют в самих себя и в людей, содержащих ереси.

Таким образом, из представленных доводов и свидетельств видно, что предмет веры в исповедуемую в символе церковь составляют: святое Евангелие, божественные заповеди и догматы, апостольские проповедания и предания. Как существенная часть церкви, эти предметы нередко даже прямо называются церковью. Но известно, что церковь состоит не только из веры, но из верующих, так что вера и верующие составляют части церкви. Однако, эти части церкви никогда не следует смешивать между собою, и свойства одной не следует приписывать другой. Человек состоит из души и тела. Но было бы большою ошибкою свойства тела приписывать душе и наоборот. Так и относительно церкви: в ней вера есть душа, а верующие - тело. Это сравнение прекрасно развивает и излагает митрополит Макарий, который как богослов вашей церкви, должен иметь для вас особый авторитет. Он во «Введении в православно-догматическое богословие» пишет: Вера и церковь существуют нераздельно. Вера в обширнейшем значении есть союз между Богом и разумно-свободною тварию; а церковь есть совокупность разумно-свободных тварей, соединенных этим самым союзом между собою. И, следовательно, в частности, если обратимся только к себе (людям), - вера есть союз человека с Богом; а церковь есть общество людей, содержащих одну и ту же веру и чрез нее связанных между собою. Значит: а) тот же самый союз с Богом, рассматриваемый по отношению к нравственным существам, в их отдельности друг от друга, составляет веру, а рассматриваемый по отношению ко всем им в совокупности, как связь их между собою, образует церковь; б) церковь или общество нравственных существ, содержащих одну и ту же веру, можно сказать, есть тело; а вера, связывающая все эти существа в одно целое, есть душа церкви, так что вера и церковь составляют одно нераздельное целое; в) вера не может быть без церкви: потому что, будучи достоянием не одного только духовного существа, а всех, она естественно соединяет их в одно нравственное общество; тем более, церковь не может быть без веры, которую необходимо предполагает своим существованием[Введ. в богосл., Макария, глав. 1, § 16, Стр. 34].

К этому необходимо только добавить, что уподобление церкви телу человеческому делает и святый апостол Павел, говоря: Яко же бо тело едино есть, и уды имать многи, вси же уды единаго тела мнози суще, едино суть тело, тако и Христос (1 коринф., зач. 152). В числе удов или членов церкви, без сомнения, состоят и епископы. Но, как человек, если лишится какого-либо телесного члена, не перестает быть человеком, не умирает, не теряет своего благородства; даже может иногда гордиться телесными повреждениями, если они получены в геройском бою за веру царя и отечество; а если кто лишится некоторых телесных членов от мучителей за Христа, то это еще большая честь и слава. Но, если человек с совершенно целым и здравым телом, имеет поврежденную испорченную душу, то он не есть достойный человек, а приближается скорее к скотам несмысленным и уподобляется им, почему и заслуживает полного презрения и отвращения. Так и церковь: если лишится какого-либо своего члена, например, епископа, но душа ее - вера, учение и святоотеческие предания ни в чем ненарушены и неискажены, - то таковая церковь, без сомнения, есть истинная Христова церковь, пребывая в которой, можно получить царство небесное и достигнуть вечного блаженства. Если же в какой-нибудь церкви и все члены ее целы и по-видимому здоровы, но дух ее - вера, учение, догматы и предания повреждены и искажены, то таковая церковь не есть истинная Христова церковь, а еретическая, пребывая в которой, нельзя достигнуть вечного блаженства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.