Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гностицизм и агностицизм




ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА

В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:

• гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптими­стично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Древнегреческий философ Кратил считал, что мир непознава­ем в силу постоянного изменения окружающей действительности (пока человек говорит слово, формирует понятие, предмет уже изме­нился, и знания человека становятся ошибочными).

В XVIII веке английский философ Юм считал, что мир непозна­ваем, поскольку человек имеет дело только со своими ощущения­ми, не может выйти за их границы и поэтому даже не знает точно, существует ли внешний мир или нет.

Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, со­гласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе».

Вся история развития человечества показывает, что мир позна­ваем и это является условием создания материальной и духовной культуры, развития наук и техники.

Отличие подходов материалистов и идеалистов к проблеме по­знания в том, что:

• идеалисты считают познание самостоятельной деятельнос­тью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате ко­торого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется:

• на принципах диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, прин­ципы диалектики;

• историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

• практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

• познаваемости — быть убежденным в самой возможности познания;

• объективности — признавать самостоятельное существова­ние предметов и явлений независимо от воли и сознания человека;

• активности творческого отображения действительности;

• конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Познающим субъектом является человек - существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств, на­копленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является и окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом назы­вается истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.