Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные революции и смена типов миропонимания




Научная и философская картины мира

Картина мира — это «образ мира», отражающий закономерно­сти природы, совокупность создаваемых исследователями пред­ставлений об объектах внешнего мира, из которых логическим пу­тем можно получить сведения относительно поведения этих объек­тов.

Картина мира, которая складывается из существующих научных представлений о строении и развитии природы, называется есте­ственнонаучной картиной мира.

Научные картины мира изменяются в процессе развития науки и имеют относительный характер. Научная картина мира — система общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствую­щих стадиях исторического развития научного познания.

Философская картина мира представляет собой систему наи­более общих философских понятий (категорий), принципов, концеп­ций, дающую на определенном историческом этапе представление о мире в целом.

Указанные картины мира не существуют изолированно, в отры­ве друг от друга. Философская картина мира опирается на положе­ния естествознания, подтверждающие и конкретизирующие ее по­ложения и выводы. В свою очередь, естественнонаучная картина мира обязательно связана с теми или иными философскими пред­ставлениями, свойственными той или иной эпохе.

История научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира, сменой парадигм. Парадигма — определенная совокупность общепринятых в научном сообществе на данном ис­торическом этапе идей, понятий, теорий, а также методов научного исследования. Научные революции сопровождались сменой пара­дигм.

Научные революции — это переломные этапы в развитии науч­ного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, радикально меняющие прежнее видение мира.

Научные революции — не кратковременные события, а представ­ляют собой более или менее длительный исторический период, по­скольку коренные изменения в научных знаниях требуют опреде­ленного времени.

Глобальная научная революция приводит к формированию со­вершенно нового видения мира, вызывает появление принципиаль­но новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания.

В истории естествознания выделяют 4 глобальные научные ре­волюции.

Первая научная революция произошла в период XV—XVI века, в эпоху перехода от средневековья к новому времени, получившую название эпохи Возрождения.

Первая научная революция характеризуется сменой космо­логической картины мира, переходом аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира — «Земля — центр мироздания» к гелиоцентрическому учению астронома Коперника: «Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым ор­битам. Учение Коперника подрывало опирающуюся на идеи Ари­стотеля религиозную картину мира. Коперник показал:

■ движение — естественное свойство небесных и земных тел, подчиненное некоторым общим закономерностям единой ме­ханики;

■ чувственное познание ограниченно, оно неспособно отли­чать то, что нам представляется, от того, что в действительно­сти имеет место (визуально нам кажется, что Солнце «хо­дит» вокруг Земли).

Вторая научная революция: XVII век - рождение современ­ной науки, нового механистического естествознания, у истоков ко­торого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон. Основные особенности: I применение метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента;

■ заложены основы физики, открыты законы движения тел, па­дения тел, вращение Солнца вокруг своей оси (Галилей), за­коны движения планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений (Кеплер), теории «вихрей в мировом космическом пространстве», аналитической геометрии (Р.Декарт), создано дифференциальное и интегральное исчисления, тео­рия динамики — учение о силах и их взаимодействии, зако­нах движения, которые легли в основу механики как науки: закон инерции, закон ускорения тела, закон равенства дей­ствия и противодействия, закон всемирного тяготения (И. Ньютон);

■ законы,установленные для механической сферы явлений, пе­реносили на самые различные явления природы;

■ метафизический подход: все объекты изучаются как изо­лированные друг от друга, без учета их развития и взаимо­связей.

Третья научная революция (конец XVIII века — до конца XIX века) характеризуется тем, что выявляются закономерности разви­тия живой и неживой материи.

Основные открытия и положения:

попытки рассмотреть развитие Солнечной системы — космо­гоническая гипотеза Канта—Лапласа о происхождении Сол­нечной системы из газовой туманности;

■ учение об эволюции органического мира Лапласа под влия­нием изменения условий окружающей среды; теория Дарви­на о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека; теория клеточного строения растений и животных Шлейдена и Шванна;

■ открытие закона сохранения и превращения энергии: хими­ческая, тепловая и механическая энергии могут превращать­ся друг в друга и являются равноценными (Майер, Джоуль, Колдинг);

■ вся природа — это непрерывный процесс превращения уни­версального движения материи из одной формы в другую;

■ открытие периодического закона химических элементов Д. Менделеева: свойства химических элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов; открытие возможности получения органических веществ путем синте­за из исходных неорганических веществ (Ф. Велер) — зако­ны химии едины для неорганического и органического мира;

■ принципы диалектики: принцип развития и принцип всеоб­щей взаимосвязи получили естественнонаучное обоснование.

■ разоблачение ошибочности натурфилософских механисти­ческих гипотез о наличии теплорода (тепловой жидкости), флогистона (горючей субстанции), «жизненной силы организма», электрических и магнитных жидкостей, мирового эфира;

■ формирование диалектико-материалистическои картины мира

(Энгельс, Маркс);

виды материи: вещество и поля (электромагнитное поле и др.); развитие науки к концу XIX века заставило отказаться от естественнонаучных подходов в толковании материи (отож­дествляли материю с атомами) и перейти к философскому ее пониманию;

■ переход от метафизико-механического понимания движения к диалектико-материалистическому пониманию движения, (движение как способ существования материи: основные формы движения материи — механическое движение, физи­ческое движение, химическое, биологическое, социальное дви­жение);

И переход к диалектическому пониманию пространства и вре­мени как форм бытия движущейся материи;

■ диалектический принцип материального единства мира (от­крыты законы закономерного превращения одних видов ма­терии в другие, одних форм движения в другие).

Четвертая научная революция (XX век) — формирование квантово-релятивистских представлений о мире. Основные открытия и положения: открытие радиоактивного распада, электронов, позитронов;

■ создание квантовой теории строения атомов (Резенфорда — Бора);

  • создание теории относительности А. Энштейна; (зависимость свойств пространства и времени от движения материи и друг от друга; взаимосвязь закона сохранения массы с законом сохранения энергии — взаимопревращение видов материи и форм движения);

■ открытие волновых свойств материи Л. Бройлем, (корпускулярно-волновая двойственность элементарных частиц: рас­пространяются как волны, излучаются и поглощаются как ча­стицы);

■ движение микрочастиц подчиняется законам квантовой ме­ханики (законы классической механики не пригодны для микромира: положение микрочастицы в пространстве в каждый момент времени не может быть определено); внутриядерные процессы не могут быть объяснены, исходя из законов кван­товой механики, так как она не отражает внутренние связи, структуру микрочастиц;

  • открытие сотен микрочастиц: элементарные частицы сами обладают внутренней структурой, состоят из кварков; созда­ние кварковой гипотезы;

■ развитие генетики, расшифровка молекулы ДНК;

  • развитие диалектико-материалистической картины мира.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.