Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура процесса познания: этапы и формы процесса познания




Познание — процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека. В ходе познания вы­являются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторо­на и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также человек исследует самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и переда­ются из поколения в поколение, главным образом, с помощью мате­риальных носителей информации — книг, рисунков, объектов мате­риальной культуры.

Познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической де­ятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности. Сам процесс познания имеет общественно-исто­рический характер.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

• познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

• познает окружающий мир через результаты познавательнои деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рацио­нальное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Рациональное познание основа­но на разуме, его самостоятельной деятельности. Близким к раци­ональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

В философии существует два противоположных подхода к оцен­ке роли чувственного и рационального познания: сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм (от лат. сенсус — «чувства, ощущения») (Бэкон, Локк, Гоббс) преувеличивает значение чувственного в познании: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах».

Рационализм (от лат. рацио — «разум») (Декарт, Спиноза) не­дооценивает роль чувственного в познании, утверждая, что мышле­ние может постигать сущность вещей, минуя чувства, не опираясь на ощущения (используя врожденные идеи, интеллектуальные умозре­ния).

Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

Две ступени познания, чувственное и логическое познание, нахо­дятся в диалектическом единстве.

Начальной ступенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятий. Ощу­щения — отражение отдельных свойств предметов, а восприятие – это целостный образ отображаемого предмета. Представления фор­мируются на основе памяти (воспоминание того, что человек видел когда-то ранее), но различные представления могут комбинироваться по-разному, благодаря чему могут создаваться образы даже несу­ществующих в природе объектов (кентавра, например). Ощущения, восприятия, представления сходны с отображаемыми объектами, являются образами объектов и поэтому объекты познаваемы.

Рациональная ступень познания опирается на логическое мыш­ление, которое осуществляется в трех логических формах:

■ понятия;

■ суждения;

■ умозаключения.

Понятие — элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. По­нятия объективны по содержанию и источнику. Различают конкрет­ные и абстрактные понятия, различающиеся по степени общности. Суждения отражают связи и отношения меду вещами и их свой­ствами, оперируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают. Умозаключение — процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают но­вое суждение. Умозаключения по форме могут быть дедуктивными (от общего к частному), индуктивными (от частного к общему выво­ду), по аналогии. Выделяют два различных уровня мышления: рас­судок и разум. Рассудок — исходный уровень мышления, на кото­ром оперирование абстракциями происходит в пределах жесткого стандарта, неизменной схемы, рассматривая понятия и предметы как неизменные и постоянные. Разум — диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями, по­стижение сущности вещей в их развитии и самоанализ своего по­знания, деятельности.

Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоции выражают ценностное отношение к отображаемой действительнос­ти, т. е. отражение идет через призму интересов и потребностей человека. Интуиция помогает найти внезапное решение, постижение истины без предварительного логического доказательства. От чув­ственной и логической ступени познания необходимо отличать эм­пирический и теоретический уровни. Хотя эмпирическое познание не исчерпывается чувственной сферой и предполагает логическую обработку, классификацию и упорядочивание полученной в опыте информации, тем не менее, только теоретическое познание способ­но выходить далеко за пределы полученных опытным путем дан­ных.

Практика - основа, движущая сила и цель познания, критерии истины

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.

Практика — конкретная деятельность людей по преобразова­нию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

• материальное производство;

• управленческая деятельность;

• научный эксперимент;

• социальные действия, преобразование общественного бытия.

Практика есть общественно-исторический, непрерывный, целост­ный процесс, где субъектом выступают сменяющие друг друга поко­ления людей, что позволяет обнаружить общие и существенные моменты действительности, которые выявляются благодаря практи­ческому взаимодействию человека и природы.

Практика является основой и движущей силой познания, пото­му что все знания вызваны к жизни прежде потребностями практи­ческой деятельности людей. Практика является и конечной целью познания, поскольку познание осуществляется для последующего использования полученных знаний в практической деятельности людей.

Практика является:

■ критерием истины;

■ основой познания;

■ целью познания;

■ результатом познания.

Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям. Человек не всегда может осуществить на практике какие-то процессы в силу неразви­тости технических средств, неспособности управлять какими-либо природными явлениями. Поэтому всегда существуют научные теории, которые не могут быть проверены практикой в данный момент. Благодаря практике знания углубляются, расширяются, обогащают­ся новыми моментами, зернами. Как говорил Гегель, истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман. В истории науки не редкость, когда та или иная научная теория содержит в себе как долю истины, так и долю заблуждения. Это выясняется лишь на более высоком уровне практики и познания.

Истина есть адекватно верное отражение предмета, или, что то же самое, адекватное совпадение форм сознания с предметом, адек­ватное воспроизведение в формах сознания форм объективной действительности.

Истина — соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заб­луждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответ­ствует действительности. Объективность истины заключается в том, что содержание знания совпадает с объективной действительнос­тью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. Но в то же время истина субъективна по форме выражения, зависит от особен­ностей тех людей, которые формируют данную теорию знаний.

Абсолютная истина, т. е. полное и исчерпывающее знание о мире в целом, недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

Теории и знания людей носят относительный характер, они фор­мируют истину в каких-то исторических конкретных теориях, выска­зываниях.

Относительная истина — такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, и в дальнейшем подвергается уточнению, развитию. Раз­витие познания — это длительный непрекращающийся процесс дви­жения относительных истин, который приводит к накоплению и уточ­нению человеческого знания. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые «зерна» абсолютной истины.

Истина конкретна. Она всегда обусловлена достигнутым уров­нем практики и познания и связана с определенными условиями, в которых находится объект.

Практика является критерием истины, так как только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на роль истины. Познание начинается с практики, про­текает на базе практики, определяется и направляется практикой, проверяет свои результаты на практике, всегда выражает опреде­ленный уровень общественного развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.