Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности развития науки




Социальные функции пауки.

 

«Наука» в переводе с латинского означает «знание».

Исторически меняется понимание науки.

■ В античности наука понималась как составная часть деятель­ности, направленной на достижение какой-то цели, это как бы «те­ория» деятельности. Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо так поступать. Аристотель выделял 3 вида наук:

1 - теоретические, умозрительные, высшие науки, которые по­знают свой предмет с помощью разума (философия, физика, мате­матика);

2 — практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика);

3 — творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, повар­ское искусство и т. п.

■ В XVII—XVIII веках наука рассматривалась как философия, когда знания получены с помощью разума (в противовес знаниям, содержащимся в Библии). Все теоретическое и эмпирическое зна­ние охватывалось понятием «философия». Все науки делились на три раздела, в зависимости от свойств человеческой души: памяти соответствует наука история; разуму - философская наука, вообра­жению - поэзия. Философия делилась на науки: естественная тео­логия; естественная философия (физика и метафизика); филосо­фия человека (логика, медицина).

■ С середины XIX века наука противопоставляет себя не толь­ко знанию, содержащемуся в Священном писании, но и философии.

■ В XX веке наука рассматривается как деятельность по про­изводству объективно-истинного знания и результат этой деятель­ности— систематизированное, достоверное, практически проверен­ное знание.

Наука — попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности.

Сущность науки:

■ достоверное обобщение фактов, истинное отражение иссле­дуемых процессов, объективность;

■ выявление законов, управляющих процессами в объекте ис­следования;

■ предвидение тенденций развития и функционирования объек­та;

■ контроль и управление процессами в объекте. Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть,

чтобы действовать.

Как вид деятельности наука характеризуется:

определенной системой ценностей ценности истины, ценность разума, ценность нового знания, ценность независимости суж­дений и готовности признать свои ошибки;

■ определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;

■ совокупностью методов, используемых для получения нового знания;

■ способом организации научной деятельности.

Наука – сложный социальный институт, включает 3 со­ставляющих:

производство нового знания;

■ доведение знаний до их практического использования;

■ подготовка научных кадров.

Научные исследования включают:

■ использование методов научного исследования;

■ установление фактов, результатов наблюдений и эксперимен­тов;

■ обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;

■ установление закономерных связей между фактами;

■ построение теории, законов, принципов;

■ философское истолкование данных науки;

■ накопление новых опытных данных;

■ коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.

Важнейшими закономерностями развития науки являются:

обусловленность развития науки потребностями обществен­но-исторической практики;

■ относительная самостоятельность развития науки;

■ преемственность в развитии идей и принципов, теорий и по­нятий, методов и приемов науки;

■ постепенность развития науки, чередование периодов эволю­ционного развития и революционной ломки теоретических основ науки;

■ взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей нау­ки;

■ свобода критики, свободное столкновение различных мнений,

научных гипотез;

Объем научной деятельности и продукции в XX веке удваивает­ся каждые 5—10 лет. По предмету исследования науки делятся на

2 группы:

  • естественные;
  • общественные (социальные).

По функции, целевому назначению выделяются:

■ фундаментальные науки;

■ прикладные науки (технические); По методу исследования выделяют:

■ теоретические науки;

■ эмпирические науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.