Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические методы научного познания




К теоретическим методам относятся:

анализ и синтез;

■ индукция и дедукция.

Анализ — это метод исследования, состоящий в расчленении (разложении) целого на его составные элементы (части, стороны, свойства).

Синтез — это метод исследования, состоящий в соединении (со­четании) отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое.

Эти методы различны и в известном смысле противоположны, но вместе с тем они неразрывно связаны друг с другом. Они пред­ставляют различные стороны единого целостного процесса позна­ния.

В объективном мире существуют целое и его части, единство и различие, непрерывность и дискретность, постоянно происходят про­цессы распада и соединения, разрушения и созидания. Люди в сво­ей практической деятельности осуществляют эти процессы, направ­ляя их в соответствии со своими целями. Все науки пользуются методами анализа и синтеза. При этом в естественных науках ана­лиз и синтез проводятся там, где это возможно не только теорети­чески, но и практически.

Без изучения частей с помощью анализа нельзя понять целого. Без изучения целого с помощью синтеза нельзя, в свою очередь, до конца понять части, потому что неясными остаются их функции в составе целого. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Индукция — это метод познания, основанный на умозаключе­ниях от частного к общему.

Дедукция — это метод познания, основанный на умозаключе­ниях от общего к частному.

Эти методы различны, но также взаимосвязаны друг с другом и составляют различные стороны единого процесса познания. Оба эти метода базируются на наличии связи общего, особенного и еди­ничного.

Индуктивный метод имеет большое значение в науках, непосред­ственно опирающихся на опыт, когда идет накопление фактическо­го материала и его обобщение.

Дедуктивный метод необходим в теоретических науках, когда делаются логические умозаключения применительно к частным фактам.

Научное познание действительности осуществляется с помощью исторического и логического методов. Исторический метод — метод, применение которого требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития. Для истории ха­рактерны:

1) последовательность событий во времени,

2) наличие многообразных случайностей.

Логический метод является особым методом отражения того же исторического процесса, только освобождает от исторических случайностей. Историческая наука требует умения выделять основ­ное, главное, а для этого нужно знать сущность рассматриваемого предмета. А с другой стороны — нельзя вскрыть сущность предме­та, пренебрегая его историей.

Логический анализ направляется на рассмотрение той или иной исторической формы в ее наиболее развитом, зрелом состоянии.

Поскольку логический метод служит для обобщенного отраже­ния исторического процесса, логическая и историческая последова­тельности в основном совпадают.

В познании большое значение имеет взаимосвязь абстрактного и конкретного. Мы идем от конкретного (в чувственном созер­цании) к абстрактному (в отвлеченных понятиях) и от него вновь к конкретному. В развитии научного познания большое значение имеют гипотезы.

Гипотеза — научно обоснованное предположение о законо­мерной связи и причинной обусловленности определенных явле­ний.

Переход от гипотезы к теории часто сопровождается уточнени­ем и исправлением, обогащением и совершенствованием гипотезы. Если гипотеза опровергается практикой, она должна быть отклоне­на как ошибочная.

Быстрое развитие научных знаний приводит к возникновению большого количества сменяющих друг друга гипотез. Гипотезы могут выдвигаться не только относительно общих закономерностей, но и для объяснения частных фактов.

В отличие от гипотезы, теория представляет собой знание дос­товерное, т. е. такое знание, истинность которого доказана и прове­рена общественной практикой. Будучи достоверным знанием, тео­рия дает объяснение явлений. На основе уже установленных зако­нов теория имеет возможность открытия новых законов, т. е. содер­жит в себе импульс собственного развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.