Национальные и цивилизационные системы прав человека относи- тельно самостоятельны и автономны в своем содержательном разви- тии и выражении. Но каждой при этом присуще нечто общее, какой-то минимум объективно характерного, что делает их правами человека. Эта общность первоосновы обнаруживается благодаря тому, что речь идет о правах особого субъекта — человека как представителя челове- чества. Поскольку индивид в любой точке земного пространства, вне зависимости от культурной составляющей, остается все тем же суще- ством — человеком, это и дает основание утверждать о всеобщем ха- рактере некоторых принадлежащих ему прав, их универсальной при- роде.
Специалисты по философской антропологии подтверждают, что в понятии человеческого в разных культурах и в разное время обнару- живается «нечто общее», хотя «оно кажется тривиальным нашим современникам, отстаивающим свою индивидуальность»*. Исследова- ния по юридической антропологии также свидетельствуют, что разли- чия в традиционных и современных правовых системах «носят скорее количественный, чем качественный характер. Эти системы не иден- тичны и в то же время не отрицают друг друга»2. «Правовые взгляды различных культур и обществ, — замечает проф. Г.В. Мальцев, — со- вместимы в большей мере, чем предполагалось в прошлом»3. В зару- бежной литературе существует мнение, что подавляющее большинст- во правовых систем современного мира, несомненно, имеют между собой целый ряд общих характеристик. Для пришельцев с других пла- нет «все правовые системы, существующие на нашей Земле, выгляде- ли бы, по-видимому, не иначе как в виде единой правовой семьи»4.
Лейтмотив единства человеческого в человеке, а потому и всеоб- щности принадлежащих каждому прав звучит на многих международ-
' Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997. С 131.
2Рулан Н. Указ. соч. С. 235.
3Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. С. 15.
4 Цит. по: Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. С. 456.
§ 4. Универсальная концепция нрав человека 209
ных форумах, утверждается позицией самых авторитетных лиц плане- ты. Например, в приветствии, направленном Венской конференции по правам человека Далай-ламой, говорится: «В той мере, в какой дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым или черным, или жел- тым, все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы»'.
Суданский ученый А. Ан-Наим объясняет, что права человека яв- ляются всеобщими не потому, что они указаны в международных до- кументах, обязательных для присоединившихся государств мира, «на- против, эти права отражены в документах как раз потому, что они являются всеобщими, т.е. это такие права, которыми наделено каждое человеческое существо просто по праву рождения»2.
Действительно, первоначально общим соображением для утверж- дения об универсальной природе прав человека является простой по логической и моральной убедительности факт: мы все люди, и к какой бы политической, религиозной или культурной традиции человек ни принадлежал, все являются членами одной человеческой семьи, в силу этого каждый имеет право на жизнь, уважение своего достоин- ства, на равную защиту и поддержку. Это и обосновывает универсаль- ный характер прав человека, во-первых, в связи с их субъектной при- надлежностью (права принадлежат каждому), во-вторых, в связи с их равной принадлежностью (каждый носитель прав — равноценный член планетарного человечества).
Ту же аргументацию А. Ан-Наим выразил следующим образом:
«Существует общее нормативное правило, разделяемое всеми главны- ми культурными традициями, которое, будучи истолковано просве- щенным разумом, способно стать основой всеобщих стандартов прав человека. Это правило гласит: каждый должен относиться к другим людям так, как он хотел бы, чтобы другие относились к нему. Это «золотое правило» как принцип взаимности позволяет определить, выделить всеобщие права, посмотрев на то, какие именно права каждая культурная традиция предусматривает для своих членов. Применяя принцип взаимности ко всем людям, а не только к представителям какой-то частной группы, я утверждаю, что всеобщие права челове- ка — это такие права, которые культурная традиция хотела бы гаран- тировать для тех, кто к ней принадлежит, а следовательно, в соответ- ствии с принципом взаимности обязана распространить и на лиц, при-
) Michigan Journal of International Law. 1994. N 2 P. 404. 2Ан-Наим А. Указ. соч. С. 186.
210 Глава 4. Универсальность и социокультуриый релятивизм прав человека
надлежащих к другим традициям, если они рассчитывают строить с ними отношения по принципу взаимности»*.
Однако в литературе высказано и иное мнение, отвергающее как таковую возможность существования прав человека в смысле универ- сальных принципов, применимых к любым человеческим сообщест- вам. В частности, утверждается, что «для современного многовариант- ного мира трудно сформировать... универсальный подход к правам че- ловека»2, что «международное сообщество пока еще далеко от консенсуса относительно прав человека»3, что образ жизни, создан- ный для всех наций, не годится ни для какой, поскольку это чистая абстракция, адресованная человеку, обитающему в воображаемых пространствах, и т.п.
С.В. Черниченко, например, утверждает, что «в настоящее время существует универсальная концепция межгосударственного сотруд- ничества в области прав человека, а не универсальная концепция прав человека», что «Всеобщая декларация прав человека построена на универсальной концепции межгосударственного сотрудничества»4. Указанная позиция ощибочна, поскольку замыкает решение всей про- блематики прав человека на желаниях и политике государственных властей, ставит государство в центр социальных отношений, отодви- гая индивида и общественные формирования на периферию деятель- ности в области прав человека, оставляет открытым вопрос, во имя чего сотрудничают государства.
Скептицизм по поводу существования универсальных человечес- ких прав в ситуации, когда мир двигается к глобализации, вряд ли уместен. Предпосылкой, делающей возможной, а по ряду показателей и необходимой универсализацию прав, являются наиболее общие со- циологические и антропологические закономерности, проявляющиеся в любом человеческом сообществе.
Универсальная концепция прав человека — реальный факт совре- менности, она относится к числу активно функционирующих глобаль- ных систем сегодняшнего дня. Ее изложение мы находим в Международ- ном билле о правах, в ряде других документов, принятых под эгидой ООН, а также путем сопоставления и отыскания общего в региональных и национальных актах по правам человека. Стремление выделить всеоб- щее, объективное, постоянное, неизбежное, присутствующее в развитии
1 Ан-НагшЛ. Указ. соч. С. 183-184.
2Проскурин С. Указ. соч. С. 49.
3Даншенхо Г.М. Указ. соч. С. 30.
4 Россия и Совет Европы: 5 лет. вместе. Материалы Международной конференции. Институт нрав человека. М„ 2001. С. 241-242.
§ 4 Универсальная концепция нрав человека 211
человека и социума, обозначить его роль и пределы действия прояви- лось в унификации и самоопределении всеобщих прав. Не снимая и не упрощая всей сложности и множественности реальности, универ- сальная составляющая в правах человека служит опосредующим зве- ном, объясняющим и проясняющим все это многообразие.
Конечно, процесс универсализации прав человека как интеллекту- ально-волевая деятельность проходит сложно, испытывает практичес- кие трудности, связанные с адекватным выявлением и юридической формализацией некого действительно всеобщего минимума гумани- тарных основ (общесоциальных и общечеловеческих), а также с офор- млением достигнутой конвенциональности. Существуют серьезные разногласия по вопросу о том, насколько некоторые из международ- ных стандартов можно считать действительно универсальными, а также что является критерием (критериями), по которому можно оп- ределить всеобщность того или иного права. Приходится преодоле- вать и позицию заявления частной традиции о своем превосходстве над другими традициями.
Тем не менее международные стандарты прав человека отражают общий опыт и общее наследие народов, так как в их подготовке участ- вовали либо к ним присоединились государства с различными поли- тическими, экономическими, социальными, культурными и религиоз- ными представлениями. Кросскультурное взаимодействие, обмен информацией, «перевод» прав человека с языка одной цивилизации на язык другой переинтерпретируют и модифицируют привнесенные идеи. В диалоге культур происходит гибридизация и синтез позиций во взглядах на права, локальное наследие переплетается с транснацио- нальными мотивами. В результате на основе отыскания общезначимо- го формируется универсальный момент, который составляет «жесткое ядро» правочеловеческой защиты, а вокруг него стягивается поле вза- имодействующих социокультурных моделей прав человека.
П.А. Сорокин считал, что со временем вместо разлагающего чувст- венного строя на Западе и устаревшего иДеационального строя на Востоке появится интегральный социокультурный строй, и это будет связано с перемещением центра творческого лидерства на Восток, с взаимопроникновением и смещением западных и восточных культур- ных ценностей, идей, "Институтов, образцов и нравов1.
Универсализация прав человека не означает унификацию и уже тем более принудительную подгонку всех под какой-то один цивили- зационный стандарт, выдаваемый за всеобщий (на международной
1 См.: Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. С. 98.
212 Глава 4. Универсальность и социокультурпый релятивизм прав человека
арене на это продолжает претендовать западная (евроатлантическая) модель прав человека). Но мир переходит от логики монолога к диа- логу разных логик, стремится совместить прежние исторические эпохи и их мировоззренческие ценности с эпохой и ценностями, толь- ко еще нарождающимися. Категория универсальных прав совмещает межцивилизационные ценности и строится на основе принципа сим- фонизма, единства в многообразии (или разнообразия и единстве).
Интеграционный характер универсальных прав не означает дви- жения к унылому однообразию. Напротив, чем богаче, разнообразнее целостность, тем она жизнеспособнее, энергичнее, дифференциация разностей формирует энергию динамики. Универсальность прав чело- века проявляется как общая форма, внутри которой бушует палитра конкретных проявлений. Современный мир полицентричен, поли- центричны и права человека. Универсализм прав естественным обра- зом дополняется их фундаментальным релятивизмом. При этом если универсальный срез прав выполняет функцию руководящего принци- па, единой целевой установки, то цивилизационные и национальные версии наполняют права специфическим смыслом и культурным своеобразием в рамках этих ориентиров.
В универсальных правах заключена инструментальная ценность, столь необходимая для этапа модернизации: они формируют инициа- тивную, самоопределяющую и творческую личность. Самоопределение индивида, динамика которого ускорилась благодаря существованию института прав человека, отмечается как общечеловеческая тенден- ция, самоопределение личности необходимо сопровождает информа- ционнно-технологический и экономический прогресс модернизирую- щихся государств. Чем крепче человек стоит на ногах, тем меньше он нуждается в общинных и семейных связях, тем реальнее проявляется его самостоятельность, ощущается ответственность. Самостоятель- ность и индивидуализм отнюдь не были свойственны Европе до эпохи великих географических открытий. Теперь такой тип личности вос- требован и в других странах, вставших на путь развития.
Еще большую заявку на творческую саморазвивающуюся лич- ность, обладающую всеобщими правами, сделала эпоха постиндустри- альной глобализации. Появление универсальных прав неразрывно связано с «перерождением человеческого рода в человечество» (Н.А. Бердяев), которому стали «тесны» исторические национальные рамки. С возникновением и обострением проблем антропоэкологи- ческого порядка значимость различий в моделях социальной органи- зации сообществ становится для человечества менее актуальной, нежели проблемы выживания и сохранения жизни. Тенденции объ- единяющегося мира интенсифицируют процессы самоопределения
§ 4. Универсальная концепция прав человека 213
индивидов, заставляют отыскивать и выдвигать на передний план в укладах жизни разных сообществ те социальные основы, на которые могло бы опереться раскрытие созидательных начал человеческой природы. Всеобщие права отражают эти процессы и способствуют ин- теграционным движениям.
Интернационализация общественной жизни и универсальный подход к правам человека стали результатом победы международного общения над началами государственной исключительности и нацио- нально-культурной замкнутости. Рано или поздно народы всего мира присоединятся к этому процессу и права человека станут частью пла- нетарной гуманитарной культуры.
Основные положения универсальной концепции, воплощающей идею всеобщих прав, заключаются, как представляется, в следующем.
1. Права человека есть признание значимости для населения пла- неты Земля каждого человека, веры в его творческие силы и способ- ности для освоения мира. Цель прав — обеспечить свободное и аде- кватное развитие каждой личности.
2. Универсальные права являются следствием и одновременно средством защиты общесоциальных и общечеловеческих ценностей:
жизни, достоинства человека, его свободы, равноправия людей и наро- дов, солидарности между ними, справедливости человеческого обще- жития, гуманизации отношений.
3. Права человека — это нравственно-правовой инструмент модер- низации сообществ, способ устройства общественных связей, свобод- ных от рабства, страха, насилия и нужды. Права человека содействуют развитию, социальному прогрессу, улучшению условий жизни.
4. Всеобщие права выполняют интеграционную функцию, ориен- тируют народы и государства на сотрудничество и взаимопомощь, способствуют становлению единого планетарного человечества.
5. Универсальные права — это нравственный регулятор поведения людей и властей, они формируют посредством совместных усилий че- ловека,' государства и общества самоопределяющуюся творческую личность, действующую во имя общего блага. «Люди должны посту- пать в отношении друг друга в духе братства и по совести» (ст. 1 Все- общей декларации прав человека 1948 г.).
6. Права человека как юридический институт закреплены в нацио- нальных законах, предупреждающих, с одной стороны, проявление эгоизма и насилия при преследовании индивидом своих интересов, а с другой — гарантирующих его законные интересы путем создания эф- фективных механизмов их реализации и защиты.
7. Всеобщие права отражены в международных документах (Меж- дународном бидле) в качестве интернациональных стандартов дейст-
214 Глава 4. Универсальность и социокультурный релятивизм нрав человека
вия государств в области прав человека. В этой роли они выступают одновременно и как обязательства государственных властей перед своими гражданами, и как обязательства перед международным сооб- ществом, которые добровольно ограничили свой суверенитет для сферы прав человека.
8. Универсальные стандарты прав человека сегодня выражены как минимальные ориентиры для установления их в национальных режи- мах. Они требуют соблюдения принципа «непонижения» статуса граждан, но при этом благожелательны и к повышению этого уровня.
9. Условием реальности прав человека является знание каждым своих прав, умение ими пользоваться; кто не знает своих прав, тот их и не имеет.
10. Обязанности неразрывны с правами, выполнение обязаннос- тей — свидетельство признания и соблюдения прав других людей. Добросовестное исполнение своих обязанностей есть предваритель- ное притязание на уважение индивидуальных прав каждого со сторо- ны окружающих.
11. Принцип ответственности за свои действия при реализации прав предполагает и обосновывает запрет злоупотреблять правами.
12. Равенство в правах, солидарность и взаимопомощь между людь- ми, между индивидуумом и государственной властью предупреждает перерастание личностных притязаний в индивидуализм, не допускает отчуждение каждого от всех, власти от общества и гражданина.
13. Индивидуальные и коллективные права сбалансированы. Крайности индивидуализации либо обобществления прав не способ- ствуют гармоничному и устойчивому развитию личности, социума и природы.
14. Ограничение прав возможно, но в разумных пределах и време- ни, по мотивам социально значимым и в форме надлежащей про- цедуры.
15. Признание международным сообществом универсальных прав означает, что никакие правила национального, политического или ре- лигиозного характера не могут ограничить всеобщие права. Универ- сальные права имеют самую широкую пространственную и субъект- ную сферу распространения.
16. Всеобщими являются права, которыми обладает и должен иметь реальную возможность осуществлять каждый человек в любой стране. Их перечень изначально был и остается открытым.
К ним относятся:
• право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность;
• свобода от рабства и подневольного состояния;
• свобода от пыток и бесчеловечного обращения и наказания;
§ 4. Универсальная концепция нрав человека 215
• право на признание правосубъектности;
• право на равную защиту закона и справедливое правосудие;
• свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания;
• свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жили- ща, тайну корреспонденции или на честь и репутацию;
• свобода передвижения, право на убежище от преследования;
• право на гражданство;
• право вступать в брак и основывать семью;
• право владеть имуществом;
• свобода мысли, совести, религии, убеждений;
• свобода мирных собраний и ассоциаций;
• право на участие в управлении своей страной, равного доступа к государственной службе;
• равные избирательные права;
• право на социальное обеспечение в соответствии с ресурсами каждого государства;
• право на труд, свободный выбор работы, защиту от безработицы, равную оплату за равный труд, на создание профессиональных со- юзов;
• право на отдых, и досуг;
• право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния;
• право на образование;
• право свободного участия в культурной жизни общества, автор- ские права;
• право на социальный и международный порядок, позволяющий осуществлять права;
• другие.
Однако, признавая всю значимость появления всеобщих прав, нельзя забывать, что «развитие не исчерпывается следованием толь- ко... общему универсальному началу. Фактическое многообразие об- щественных систем, идеологический, нравственный, духовный плюра- лизм, относительная свобода воли людей, их сознательная целе- устремленность, возрастание степени творческого начала в жизни людей в целом означает принципиальную несводимость к универсаль- ному началу, которое не является единственно определяющим и само- достаточным фактором»*.
* Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Мар- ченко. С. 352.
216 Глава 4 Универсальность и социокультурнын релятивизм прав человека
Концепция универсальных прав делает главное — благодаря ей до- стигнуто согласие международного сообщества относительно необхо- димости внимания и поддержки отдельного человека. Подтверждени- ем достигнутого единства является международная стандартизация прав человека, пытающаяся выровнять уровни жизнедеятельности людей, и желание народов и властей следовать ей во внутренних пра- вопорядках.
Таким образом, всеобщие права есть фиксация в терминах соот- ветствующих культур интернационального понимания значимости сбережения человека и договоренности о претворении в жизнь разны- ми национальными юридическими, политическими и нравственными способами этой задачи. В этом состоит общее универсальное и специ- фическое социокультурное определение прав человека. Цивилизаци- онная пластичность прав человека в сочетании с универсальной целе- направляющей идеей — линия стратегического использования нравст- венно-юридических прав в механизмах сохранения и развития человека и человечества. Дивергенция национально-цивилизационно- го проявления прав человека в рамках единого экогуманистического закона — мощнейший фактор устойчивого общественного развития.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление