КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сдать сессию
Что в лоб, что по лбу Предположим, что нам нужно протестировать 10 сортов пива на 100 респондентах. Вариантов тут может быть множество. Можно заставить каждого респондента попробовать все 10 сортов, а можно разделить респондентов на десятки и дать каждой группе попробовать только один сорт пива. Второй вариант носит название monadic («одиночный») или pure monadic. Если же респонденту предстоит выбирать из нескольких вариантов, то такая методика называется sequential monadic. Существуют еще различные разновидности этих «монадиков». Например, proto monadic, когда респонденту сначала дают попробовать один сорт пива, а затем предлагают сравнить его с остальными. Любой грамотный исследователь скажет своему клиенту - заказчику теста, что при тестировании вкуса или запаха продукта бессмысленно пытаться получить от одного человека больше 3-4 оценок. Респондент быстро забывает свои предыдущие пробы. Он может сказать, что из двух ароматов ему больше нравится первый или что из трех чашечек кофе самая вкусная — вторая. Но боже вас упаси поверить, что можно выбрать из 10 сортов пива! Алкогольные же напитки вообще имеют замечательное свойство воздействовать на вкусовые рецепторы, существенно понижая их чувствительность. Сравнивать больше двух рюмок водки или двух бокалов вина не имеет никакого смысла. При этом желательно разделить респондентов на две группы, в которых порядок тестирования двух напитков будет разным. Методика тестирования в каждом конкретном случае выбирается в зависимости от поставленных задач и имеющегося бюджета. Если все же очень хочется сравнить наше пиво с девятью конкурирующими марками, а проводить девять холл-тестов по 100 респондентов в каждом невозможно по финансовым соображениям, то можно прибегнуть к методике round robin. Первая десятка респондентов будет сравнивать наше пиво с первым и вторым конкурирующим напитком, вторая десятка - со вторым и третьим, третья - с третьим и четвертым и т. д. Результаты будут сведены в матрицу, количество измерений которой будет зависеть от количества сравниваемых параметров. Таким образом можно попытаться в какой-то степени обмануть законы статистики. Но вероятнее всего, тесты придется продолжить уже с меньшим количеством образцов - с теми сортами пива, которые в первом тесте дали невнятные результаты в сравнении с нашим пивом.
Холл-тесты различаются еще и по методике опроса респондентов. Если мы оккупировали кабинет директора универсама и устроили в нем помещение для холл-тестов, то, скорее всего, мы будем приглашать туда покупателей из торгового зала поодиночке. Если нам нужно протестировать серию рекламных роликов и у нас есть для этого специальный зал, респонденты будут приглашаться группами. Как мы писали в позапрошлом номере, для проведения музыкальных тестов может арендоваться даже зал кинотеатра, куда вмещаются одновременно несколько сот респондентов. Такие групповые тесты называются сессиями. При их проведении необходимо обеспечить условия, чтобы наиболее активные и разговорчивые респонденты не могли оказывать влияния на своих соседей.
Например, если во время демонстрации ролика с полуобнаженной красавицей какая-нибудь старушка воскликнет: «Срамота-то какая!!», то часть респондентов может под влиянием этого возгласа занизить свою оценку ролику, а другая часть - завысить (из чувства протеста). Результаты теста, таким образом, окажутся искаженными. О конкретных методиках, которые применяются в ходе холл-тестов, рассказывать в данной публикации мы не будем. Во-первых, потому, что их очень много. Во-вторых, каждому виду теста (продукта, концепции, рекламы или упаковки) соответствует свой набор методик.
В качестве примера приведем лишь очень популярную методику, используемую при тестировании упаковки, - simulated test marketing, или просто buying simulation («моделирование покупки»). Оборудуется муляж магазинного стеллажа {shelf display}, на котором расставляются образцы товаров, среди которых находятся и интересующие нас. К товарам крепятся ценники. Покупателю предлагается «совершить покупку». Этим методом можно тестировать не только варианты упаковки, но и определять наиболее предпочтительную цену на наш товар. Методика STM позволяет также моделировать рыночную ситуацию. Но это отдельный рассказ. В упрощенном варианте вместо муляжа прилавка используется его фотография. Но вот насколько это корректно в случае холл-теста...Фотографию, конечно, легче использовать в тестах in home, не оборудовать же прилавки в каждой квартире!
Примерно вот такие фотографии показывают респондентам в ходе проведения исследования по методике buying simulation. На фотографии может быть изображен стеллаж магазина целиком. В условиях холл-теста можно оборудовать полноразмерный муляж магазинного стеллажа или прилавка ( shelf display) с реальными товарами, что для покупателя гораздо нагляднее. Демонстрировать товар без цены во многих случаях не имеет смысла, поэтому обычно каждая позиция на фото снабжается розничной ценой. Покупателю предлагается «совершить покупку". Исследуемый товар соседствует с товарами конкурента в той же ценовой категории и подкатегории продукта (например, растворимый кофе обычно не сравнивается с кофе в зернах). В качестве bench mark (базисного эталона, образца для сравнения) обязательно используется продукция лидеров рынка.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |