Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сунна – «путь» пророка Мухаммеда




В исламе Мухаммед считается аль-инсан аль-камиль («совершенным человеком»). Он ни в коей мере не считается божеством, ему не поклоняются (графическое изображение Мухаммеда запрещено, чтобы это не поощряло идолопоклонство), но он приводится в качестве примера для всех мусульман в вопросах того, как они должны жить. Именно личные высказывания и действия Мухаммеда составляют «путь Пророка», Сунну – то, что мусульмане должны принимать в качестве норм добродетели и праведной жизни. Подробная информация о Пророке – как он жил, что он сделал, его высказывания вне рамок Корана, личные привычки – необходимые знания для любого правоверного мусульманина.

 

Знание сунны приходит в основном из хадисов («рассказов») о жизни Мухаммеда, которые передавались устно, пока не были записаны в VIII веке н.э., через несколько сотен лет после смерти Мухаммеда. Хадисы содержат самые важные тексты ислама после Корана; в основном это короткие рассказы из жизни Мухаммеда – считается, что они исходят от кого-то, кто знал его лично. Есть тысячи и тысячи хадисов, некоторые на несколько страниц, некоторые – всего несколько строк. Когда хадисы впервые были собраны вместе в VIII веке н.э., стало очевидно, что некоторые из них недостоверны. Ранние мусульманские ученые приложили немало усилий, определяя, какие из хадисов достоверны, а какие подозрительны.

 

Хадисы, приведенные здесь, взяты из самого надежного и достоверного собрания, «Сахиха аль-Бухари», признанного всеми школами исламских ученых и переведенные мусульманским ученым. Разные переводы хадисов могут отличаться по делению на тома, книги и номера, но содержание остается тем же самым. Для каждого хадиса сначала приведена классифицирующая информация, затем имя создателя хадиса (в основном того, кто знал Мухаммеда лично), и затем собственно его содержание. Хотя в абсолютной достоверности и даже звучании хадисов нет полной уверенности, тем не менее, они без сомнения признаются верными в исламском контексте.

 

Так как Мухаммед является эталоном морали, его действия нельзя судить по независимым моральным стандартам – вместо этого данные действия признаются образцом для настоящего мусульманина.

 

«Сахих аль-Бухари», Книга о достоинствах ансаров, Глава 1124:(1515 (3894))

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Мой брачный договор с пророком был заключен, когда мне исполнилось шесть лет. <…> (Моя мать) передала меня ему, а было мне тогда девять лет»[52].

 

Там же, Книга (частичного) омовения. Глава 131:(167) 233))

«(В свое время) люди из племени укль (или: урайна) приехали в Медину, где почувствовали недомогание из-за ее климата. Пророк, велел им (в течение какого-то времени) пить мочу (в качестве лекарства) и молоко (дойных верблюдиц). Они отправились, (куда им было сказано,) а когда выздоровели, убили пастуха пророка, и угнали (весь) скот (, который он пас. В Медине) об этом узнали в начале дня, и (пророк), отправил за ними (погоню). К полудню их уже привели (в Медину, и пророк,) велел отрубить им руки и ноги, (а кроме того,) им выжгли глаза (каленым железом) и бросили на харе (лавовые поля вокруг Медины), где они просили напоить их, но никто не дал им воды».

 

Там же, Книга о похвальных качествах. Глава 1097:(1446 (3635))

«Передают со слов Абдуллаха бин Умара, что (однажды) к посланнику Аллаха пришли иудеи, которые сказали ему, что мужчина и женщина из их числа совершили прелюбодеяние. <…> После чего по велению посланника Аллаха, (виновные) были забиты камнями».

 

Там же, Книга джихада. Глава 1012:(1235 (3017))

Сообщается, что, узнав о том, что Али (халиф), сжег каких-то людей (речь идет о тех жителях Куфы, которые объявили Али богом), Ибн Аббас сказал: «(На его месте) я не стал бы сжигать их, ибо пророк, сказал: “(Никого) не подвергайте наказанию Аллаха”. Я (просто) убил бы их, о чем пророк, сказал так: “(Если мусульманин) поменяет свою религию, убейте его”».

 

 

Там же, Книга веры. Глава 16:(25 (26))

Предают со слов Абу Хурайры, что однажды посланника Аллаха спросили: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». (Его) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба (джихад) на пути Аллаха <…>».

 

В Исламе нет «естественного» чувства морали или правосудия, выходящего за рамки определенных примеров и предписаний, приведенных в Коране и суннах. Так как Мухаммед рассматривается как последний пророк Аллаха, а Коран как вечное, неизменное слово самого Аллаха, также нет и развития морали, которое допускало бы модификацию или интеграцию исламской морали с другими источниками. Вся вселенная исламской морали строится исключительно на жизни и учении Мухаммеда.

 

Наряду с надежными хадисами, еще один источник достоверных знаний о Мухаммеде включает «Сиру» (жизнь) пророка, которая была составлена одним из великих исламских ученых Мухаммедом ибн Исхаком в VIII веке нашей эры.

 

Путь пророка Мухаммеда в целом делится на две части: первая в Мекке, где он трудился 14 лет над обращением в ислам; и позже в Медине (город пророка Бога), где он стал влиятельным политическим и военным лидером. В Мекке мы видим квазибиблейскую фигуру, проповедующую покаяние и милосердие, преследуемую и отвергаемую окружающими; позже, в Медине мы видим способного командира и стратега, который систематически захватывал и убивал тех, кто был против него. В благовоспитанной компании редко затрагиваются поздние годы жизни Мухаммеда, с 622 года н.э. и до его смерти в 632 году. В 622 году, когда Пророку было уже за пятьдесят, он и его последователи совершили хиджру (переселение или бегство) из Мекки в оазис Ятриб – позже переименованный в Медину – около 200 миль на север. Новый монотеизм Мухаммеда разозлил языческих лидеров Мекки, и бегство в Медину было вызвано вероятным покушением на жизнь Мухаммеда. Он отправил гонцов в Медину, чтобы убедиться, что его там примут. Мухаммед был принят племенами Медины как лидер мусульман и как судья в спорах между племенами.

 

Незадолго до того, как Мухаммед бежал из Мекки, новая партия мусульман обратилась в веру и поклялась в верности ему на холме под названием Акаба, около Мекки. Исхак так передает в «Сире» важность этого события:

 

«И тогда свое слово сказал посланник Аллаха, который прочитал несколько аятов Корана, воззвал к Аллаху, стал призывать людей к Исламу и потребовал от них для Господа своего следующего: чтобы они поклонялись только Ему Одному и не веровали больше ни в кого иного. Кроме того, Пророк сказал, что выдвигает ряд условий, касающихся как его самого, так и его Господа, а когда люди спросили: “В чем же мы должны присягнуть тебе?”, – он ответил: в том, что будете беспрекословно подчиняться и повиноваться мне во всем; в том, что будете расходовать свои средства на нужды ислама при любых обстоятельствах; в том, что будете повелевать одобряемое шариатом и запрещать отвергаемое им; в том, что будете все делать ради Аллаха, не боясь никаких упреков; в том, что будете помогать мне, когда я приеду к вам, и защищать меня от того же, от чего защищаете самих себя, своих жен и своих детей, а наградой за что вам послужит Рай. В этот решающий момент вперед вышел Аббас ибн Убада ибн Надала, который сказал: “Да понимаете ли вы, в чем присягаете этому человеку? Вы клянетесь ему в том, что будете готовы воевать против всех, и если при этом вы предадите его из-за утраты своего имущества и гибели своих предводителей, то покроете себя позором и в этом мире, и в мире ином. Если же вы считаете, что сохраните верность ему в любых обстоятельствах, то это будет для вас наилучшим в обоих мирах!” Люди сказали: “Мы берем его к себе, несмотря ни на что, но что нам будет за это, о посланник Аллаха?”, на что он ответил: “Рай”»[53].

 

Так зарождающаяся религия Мухаммеда претерпела значительные изменения.

 

Ученый Ицхак четко намерен дать представление своим мусульманским читателям, что в первые годы своего существования ислам был сравнительно терпимым вероисповеданием, которое призывало «сносить оскорбления и прощать невежественных». Однако скоро Аллах призвал всех мусульман «на войну против всех и вся за Бога и Его Апостола». Исламский календарь ведет отсчет лет по хиджре, установив его с даты, когда она произошла. Год хиджры, 622 г. н.э., считается более значимым, чем год рождения Мухаммеда или год его смерти, что приводится в первых коранических откровениях, потому что ислам является в первую очередь военно-политической организацией. И только когда Мухаммед покинул Мекку со своей вооруженной группой, ислам достиг своего надлежащего военно-политического смысла. Годы исламского календаря (в котором используются лунные месяцы) обозначаются на английском языке как «AH» или «после хиджры» (After Hijra).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.