Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кадровая безопасность в организации




Обеспечением безопасности организации занимались во все времена. Рассмотрим безопасность с точки зрения управления персоналом.

Безопасность персонала — это совокупность мер, на­правленных на сохранение ядра персонала, создание мак­симума условий для его продуктивной деятельности, со­крытие и сохранение коммерческой тайны, предотвращение экономических преступлений. В настоящее время обеспече­ние безопасности — это защита деятельности организации от воздействия внешних и внутренних дестабилизирующих факторов для достижения целей организация (рис. 5.3). В организации могут действовать самые разные факто­ры: позитивные, а чаще негативные, внутренние и внеш­ние. Больше внимания сейчас уделяется внешним факто­рам, хотя внутренние более опасны. Проблемы, связанные с утечкой информации, хищениями в организации, — это все внутренние факторы, которые исходят от персонала.

Основой нормальной работы организации и достижения ею стабильных экономических результатов является твор­ческая и трудовая активность, профессиональный уровень, согласованность действий ее коллектива.

В процессе работы обязательно проводится проверка персонала и на честь, и на лояльность к организации. Она носит периодический и спонтанный характер, чтобы персо­нал чувствовал постоянный контроль за своими действи­ями. Ведь безопасность — это в первую очередь контроль.

Один из ключевых моментов сотрудничества служ­бы персонала со службой безопасности это управление дисциплинарными отношениями. Управление дисципли­ной — это борьба против неорганизованности, пассивности, нечестности, безответственности. При возникновении кон­фликтов также необходима помощь службы безопасности.

Групповой эгоизм, разрыв между личными, коллек­тивными и общественными интересами, нарушения соци­альной справедливости вызывают негативные процессы в трудовом коллективе и создают угрозу нормальной дея­тельности организации, подрывают ее безопасность изнутри. Предупреждение негативных процессов и проявлений в трудовом коллективе предполагает опору администрации на службу управления персоналом совместно со службой безопасности организации при отборе персонала и дальней­шей деятельности работников.

Для обеспечения защиты своих интересов организации создают службы безопасности (СБ). Большинство пред­приятий в развитых странах, прежде всего в США, Англии, Франции, Японии, вынуждены тратить от 15 до 20% своей прибыли на обеспечение безопасности фирмы.

Служба безопасности предприятия организуется в соот­ветствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности?- от 11.03.1992 № 2487-1. Он открыл новую для страны сферу оказания услуг: негосударственного обе­спечения безопасности организаций, фирм. Сегодня на тер­ритории РФ на законных основаниях уже действуют око­ло 5000 частных охранно-сыскных организаций, не считая собственных служб безопасности банков, других крупных коммерческих и государственных структур. Действующие в настоящее время и разрабатываемые законодательные и иные нормативные акты предусматривают право каждого предприятия на выработку собственной концепции си­стемы безопасности и создание соответствующей службы, реализующей эту концепцию на практике.

Служба безопасности организации — это самостоятель­ное структурное подразделение, подчиняющееся непосред­ственно первому руководителю и имеющее в своем составе охранное, оперативное и информационно-аналитическое отделения. В зависимости от финансовых возможностей организации, наличия коммерческой тайны, сложившихся взаимоотношений с конкурентами и ряда других параме­тров определяются штатный состав службы и соотношение входящих в нее подразделений. Необходимо учитывать, что для качественной и эффективной работы службы безопас­ности большое значение имеют технические средства обе­спечения безопасности, состав которых весьма разнообра­зен. Следует иметь в виду, что конкуренты и преступники также используют достижения научно-технического про­гресса в своей работе. Система безопасности — это не­производственная сфера, она не зарабатывает деньги, она способствует их сохранению. Поэтому оценивать ее рен­табельность можно только по косвенным показателям и то с определенной долей достоверности.Наиболее важной составляющей безопасности организа­ции является эффективный набор персонала.

­-

 


 

 

Безопасность организации при отборе персонала пред­полагает целый ряд аспектов:

1) стремление защитить организацию от проникновения людей, имеющих связи с криминальными структурами;

2) стремление поставить барьер перед людьми, склонны­ми к воровству. При этом чем выше должность, занимаемая таким человеком, тем больше экономический ущерб он мо­жет нанести предприятию, которое возьмет его на работу;

3) проверка работника на склонность к злоупотребле­нию алкоголем и употреблению наркотиков;

4) обеспечение информационной безопасности органи­зации. Сюда входит не только защита секретов производ­ства, но и защита баз данных, результатов маркетинговых исследований, планов, связанных с заключением договоров с другими компаниями, и другой информации, важной для сохранения ее конкурентоспособности;

5) соответствие работника требованиям организацион­ной культуры.

Этот аспект безопасности при отборе новых работников очень недооценивается, хотя понятно, что и один человек, придерживающийся разрушительных установок, может на­нести очень большой вред организации, выражающийся в ухудшении морально-психологического климата, в скло­ках, конфликтах, ухудшении трудовой и исполнительной дисциплины.

Существует ряд подходов, позволяющих решать пробле­мы безопасности при отборе персонала.

Кадровая служба проверяет информацию, представлен­ную кандидатом, обращаясь к людям, знающим кандидата, и на места его прежней работы. Особую роль в обеспече­нии безопасности компании играет менеджер по персона­лу. Он должен быть хорошим психологом, должен хорошо понимать людей и видеть их «насквозь* (это умение дале­ко не всегда приходит с получением диплома профессио­нального психолога). Его проницательность, понимание человеческой психологии помогают распознать «проблем­ных!» кандидатов, то есть людей, которые в случае их при­ема на работу в организацию могут создать ряд проблем, приводящих к подрыву безопасности. Эти проблемы могут относиться как к экономической сфере, так и к информа­ционной или кадровой (ухудшение психологического кли­мата в коллективе и уход с предприятия сильных работ­ников).

Служба управления персоналом внимательно изучает документы, предоставляемые кандидатами. В ряде случаев нестыковка в информации, полученной от работника в ходе интервью, противоречит содержанию резюме и информа­ции в стандартных документах. Иногда настораживают грязные документы, зачеркивания, неаккуратные записи.

При проверке кандидатов служба безопасности может действовать параллельно с кадровой службой.

Служба безопасности проверяет работника на отсут­ствие судимостей, связи с криминальными структурами, отсутствие претензий предыдущих работодателей с точки зрения его честности и надежности. Проверка кандидата при приеме на работу может предполагать выяснение того, попадал ли этот человек в ДТП, можно ли ему доверить автомобиль организации? Некоторые предприятия могут предложить работнику принести из отделения милиции справку, подтверждающую, что у него нет никаких проблем с правоохранительными органами.

При устройстве на работу работник в свою очередь хо­чет выяснить аспекты собственной безопасности:

1) финансовая безопасность: сколько он будет получать денег; как он будет их получать (наличные выплаты или счет в банке);

2) надежность места работы: сколько лет существует фирма; является ли бизнес легальным; с кем работает орга­низация; безопасность собственной жизни;

3) организационная культура; стремление работать в коллективе с хорошим психологическим климатом и иметь хорошие взаимоотношения с руководством;

4) желание не иметь психологических стрессов, связан­ных с выполнением своей работы;

5) социальная безопасность: какой социальный пакет предлагает фирма своим работникам (продолжительность отпуска, оплата больничного листа, оплата медицинской страховки и др.); в какой степени организация ориентирова­на на соблюдение требований ТК РФ; существует ли в ор­ганизации структура, которая защищает права работника.

Во время испытательного срока со вновь принятыми со­трудниками служба безопасности организации различные беседы, например о правилах общения с право­охранительными органами, о знании законов, действующих в РФ и в рамках организации.

Во время испытательного срока проверяются также опасные для предприятия наклонности и способности ра­ботника двумя путями.

1. Использование метода «экстремального?- испытания моральных и деловых качеств сотрудника через создание стрессовых ситуаций. Этот метод применяется как для ис­следования особенностей морально-этических качеств но­вого работника, так и для определения его «невидимых» до поры до времени деловых характеристик и связан с моде­лированием нестандартных ситуаций в среде коллективного общения для проверки адекватности и последовательности поведения при конфликтах, вовлечении в интриги и т.п., а с другой стороны — с намеренным созданием критических производственных ситуаций. В та­ких случаях выявляются способности быстро и продуктивно мыслить и принимать верные и оперативные решения. Спе­циалисты по управлению персоналом и руководители пред­приятий пользуются данным методом нечасто.

2. Использование метода провокаций. Этот метод более распространен и универсален. Он может применяться для персонала любого уровня — от грузчика до руководителя. Например, экспедитору на складе «перекладывают» лиш­ний товар для доставки клиенту и отправляют его в рейс. Затем контролируют дальнейшую судьбу товара. По су­ществующим правилам экспедитор обязан привезти товар и сдать его обратно на склад. Если поступил не так — держи ответ на вопросы сотрудника службы безопасности.

Может возникнуть вопрос: этично это или нет? Предот­вращение ущерба предприятию диктуется наличием таких методов. Если названные процедуры являются стандартны­ми, то они должны документироваться и общим регламен­том, и по каждой проверочной операции.

Для безопасности персонала и организации в целом не­обходимо защищать информацию и не допустить се утечку. Только комплексный подход к решению этой задачи спосо­бен обеспечить необходимый уровень защищенности любой организации — как государственной, так и коммерческой.

Для начала следует определить причины сбоя информа­ционных систем, за которыми, как правило, стоят ошибки пользователей и администраторов систем. Непреднамеренные ошибки пользователей при вводе, модификации и об­работке информации ежегодно приносят большие убытки организации. На второе место можно отнести хищения фи­зических носителей информации, «бумажных» документов, а также утечка информации через персонал. На третьем ме­сте по наносимому ущербу информации и системам ее об­работки стоят всевозможные стихийные бедствия, пожары, аварии систем отопления и, что особенно актуально для на­шей страны, — сбои электропитания. И одна из последних угроз — это угроза похищения информации через общедо­ступные сети и Интернет. Например, компания «Боинг» объявила о том, что недавно был украден компьютер, со­держащий личную информацию по 161 000 сотрудников, работающих в компании сейчас и работавших ранее. Ком­пания сообщает, что данные включали имена и номера со­циального страхования, а в ряде случаев даты рождения и банковскую информацию. Пострадавшие сотрудники за­писываются в программы предупреждения актов мошенни­чества, которые оплачивает компания.

Если работодатель располагает доказательствами разгла­шения работником сведений, составляющих коммерческую тайну, то он имеет право не только применить к работнику меры дисциплинарной ответственности, но и требовать от него возмещения причиненных его действиями убытков (ст. 139 ГК РФ и п. 2 ст. 14 ФЗ РФ «О коммерческой тайне*).

Взаимодействие служб управления персонала и безопас­ности создаст безопасные условия для эффективной работы организации и обеспечит как личную безопасность работ­ников, так и безопасность организации в целом.

Задача службы управления персоналом и службы бе­зопасности организации состоит в обеспечении отсутствия опасности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.