Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сетевой график издания




В приведенную схему остается вписать названия рубрик, а так­же отделы или имена сотрудников — и устойчивый ритм работы обеспечен на продолжительный срок.

Во многих редакциях составляются и среднесрочные планы, рас­считанные на период от месяца до трех. Еще более короткие отрез­ки времени охватывает оперативное планирование, например не­дельное. В этом случае и на уровне редакции, и на уровне каждого отдела составляется, по возможности, точная конструкция бли­жайших номеров. В планах указываются темы, объекты, объемы в строках, авторы публикаций, а если предусмотрены иллюстрации, то описываются и они. В ряде редакций принято также пояснять, готов ли уже материал или его еще предстоит собрать и написать. Иными словами, достигается максимально возможная ясность, чтобы секретариат заблаговременно приступал к составлению от­дельных полос и номеров. Однако наибольшей конкретностью об­ладает план номера — того, что выйдет завтра или в ближайший по графику выпуска день. Такой план выполняется в двух вариан­тах — в текстовом, в котором описывается все содержание выпус­ка, распределенное по полосам и рубрикам, и в графическом, т.е. в виде чертежа, макета. Макет составляется со скрупулезной тща-

 

тельностью, он отражает не только содержание номера, но и все бесчисленные детали оформления. Только при этом условии ре­дакция гарантирует себя от неприятных сюрпризов, которые мо жет принести выполнение ее указаний в типографии. В плане но­мера не бывает пустот -- разве что до последнего момента оставляется свободное пространство для сверхоперативных ново-

стей

Заканчивая обзор системы планирования, добавим, что кроме основных существуют дополнительные планы, обеспечивающие не­которые специальные стороны производства. К ним относятся, например, планы-графики проведения внутриредакционных ме­роприятий (творческих совещаний -- «летучек», заседаний ред­коллегии и др.), подписных кампаний, организационно-массовой работы, повышения квалификации и движения кадров и пр. Когда говорят, что без планирования не обходится ни одна редакцион­ная акция, это не надо воспринимать как преувеличение. Для каж­дого сотрудника планы и графики служат средством разумной орга­низации своего рабочего времени, и в этом отношении у них нет альтернативы.

Время - ценнейший ресурс профессионала с точки зрения повышения производительности труда и сбережения творческого потенциала. Дополнительную возможность рационально распоря­диться им дают специальные приемы, проверенные многими по­колениями журналистов. Специалисты по научной организации журналистского труда рекомендуют следующие способы экономии времени:

* параллельная работа над несколькими заданиями (согласимся, что неразумно выезжать в дальнюю командировку ради одного мате­риала: кроме, например, заготовок для проблемного очерка, в блок­ноте и фотокамере окажутся еще и зарисовка о человеке необычной судьбы, и деловое интервью, и жанровые сценки на улице и т.п.);

* поручение части заданий помощникам (в этом качестве вы­ступают и постоянные авторы, которыми окружает себя опытный профессионал, и студенты-практиканты, и люди, решившие по­пробовать себя на поприще журналистики, — выбор у корреспон­дента всегда есть);

* использование максимального количества источников информации (вместо того чтобы подолгу разыскивать и ожидать един­ственного человека, способного дать сведения);

* аккредитация при пресс-центрах организаций и предприя­тий (согласно российскому законодательству, организации как бы «прописывают» у себя представителей некоторых СМИ, обеспе-

 

чивая их своей деловой документацией, заблаговременно пригла­шая на свои мероприятия, предоставляя помещения, технику и условия труда, — это и есть аккредитация);

* изучение других СМИ (регулярно знакомясь с выпусками новостей по телевидению и радио, воспитав в себе привычку про­сматривать свежую прессу, журналист получает подсказки — акту­альные темы, адреса, способы разработки сюжетов, на самостоя­тельный поиск которых уходит больше времени, чем на сочине­ние текста);

* использование оргтехники (этим словом обозначаются устройства, предназначенные для механизации и автоматизации работы с информацией: компьютеры, факс-аппараты, видеомаг­нитофоны для автоматической записи теленовостей в отсутствие хозяина дома и др.);

* применение научных методик работы с информацией (веде­ние картотек, статистическая обработка больших массивов дан­ных, владение системой библиографического поиска и т.п.);

* самоконтроль (проверка и оценка выполнения дел, заплани­рованных на день, на неделю и т.п.; естественно, для этого нужно выработать привычку составлять и записывать такие планы);

* самонаблюдение (специалисты давно пришли к выводу о том, что иногда бывает полезно на неделю завести дневник самоконт­роля; в нем регистрируются все потраченные часы и минуты, и тогда выясняется, что, например, продолжительные вечерние бе­седы по телефону являются главной причиной постоянной нехватки времени)20.

В системе регулирования коллективной и индивидуальной дея­тельности существенную роль играют редакционные кодексы. По своему происхождению они относятся к сфере корпоративной этики. Редакция устанавливает стандарты поведения своих сотрудников в обстоятельствах, которые, как правило, не получили исчерпыва­ющего толкования в законодательстве. В кодексах предлагаются решения типичных щекотливых вопросов, встречающихся в прак­тике репортера: например, как вести себя по отношению к несо­вершеннолетним героям разоблачительных публикаций, или к не­надежным источникам информации, или к небескорыстным спон­сорам. Иногда кодексы принимают характер «мягких» этических рекомендаций, призванных нравственно сориентировать журна­листов. Но они могут приобретать и форму официальных правил

___________________________

20 См. также: Гуревич С. М. Указ. соч.

 

внутреннего трудового распорядка, введенных в действие админи­стративным решением.

Многие СМИ используют такие кодексы для демонстрации своей респектабельности перед лицом аудитории и коллег. Неред­ко идейное содержание этических установлений как бы концент­рируется в одной формуле, которая становится девизом редакции. В американской периодике встречаются девизы «Служить фору­мом взаимопонимания и согласия» и «Публиковать новости и под­нимать шумиху», а в российской — «Объяснять запутанное время, в котором мы живем» и «Поощрять гордость нашей страной»21.

В других случаях кодексы разрастаются до объемных сводов пра­вил, которые регламентируют поведение едва ли не во всех мыс­лимых ситуациях. Так, компания «РТВ Словения» издала для внут­реннего пользования целую книгу на 100 страницах. В нее включе­ны два десятка разделов, по сферам и формам профессиональной практики: разнообразие и сбалансированность новостей, избира­тельные кампании, отношения с государственной властью и пра­вительственными органами, расследовательская журналистика, уважение ценностей зрителей и слушателей, дети и меньшинства в программах компании, реклама, промоушн и спонсорство, внеш­ность в эфире и требования к одежде, конфликт интересов, прав и обязанностей и др. Каждый раздел, в свою очередь, содержит под­робный список тем и ситуаций22.

Добавим, что редакция представляет собой легитимную произ­водственную единицу, и на нее в полной мере распространяются нормы права, в частности законодательство о трудовых коллективах. Все внутренние документы должны быть согласованы с действую­щими законами, а права сотрудников защищаются профсоюзами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.