Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чикагская социологическая школа




Психологическая школа.

Петражицкий Лев Иосифович

Бюрократия.

Политическая наука.

Экономика и общество.

Экономическая область есть только материальная основа, на которой строится общежитие, есть средство, а не цель, экономические воззрения, господствующие в обществе, находятся в зависимости от действующих сил, а не наоборот. Эти духовные силы, а не материальные потребности, и составляют главное содержание истории, источник жизни человечества, отличие человеческих обществ от обществ животных.

Исследования воздействия государства на общество составляет предмет науки политики. Для плодотворного исследования этого воздействия необходимо прежде всего изучить существо государства и отличие его от общества:этим занимается наука государственного права. Государство есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Таким образом, основными элементами государства являются: 1) власть, 2)закон, 3)свобода, 4) общая цель. Цель государства, его идея есть гармоническое сочетание всех элементов общежития и руководство общими интересами для достижения общего блага.

Собственное орудие государства есть бюрократия или чиновничество. Эта сила заключает в себе огромную опасность. Бюрократия по существу своему есть элемент, оторванный от почвы: она представляет чистое орудие власти, без всякой связи с общественной жизнью.

 

Причины существования и действия права коренятся не в соц-экон.

 

 

2-ое поколение:Уильям Томас, Роберт Парк, Флореанс Знанецкий.

Суть подхода: изучение индивида в группе и обществе. В социологию стали проникать натуралистические трактовки понимания общества, делались аналогии между жизнью индивида и жизнью животных. Больше понятий из биологии. Было важно дать интерпретацию понятия «поведение». (начало 20 века — время миграционных процессов в Америке). Социология помогала мигрантам адаптироваться в новой среде. Чикагская школа была направлена на конкретные социальные исследования, эмпирическая направленность. В основном в эмпирических исследованиях использовались статистические методы (давали объективный обзор реальности). Но внутренний мир индивидов оставался без наблюдений. А в чикагской школе использовали качественные методы, раскрывающие внутренние переживания индивидов. Были обращены на изучение сознание мигрантов. Были эффектины, т. к. рассматривалась каждая ступень перехода индивидов из одного класса/группы/положения в другое. Например изучали проблему адаптации польских мигрантов к новым условиям. Исследование завершилось 5 томами «Польский крестьянин в Европе и США». Успех был связан с тем, что была чётко определена проблема. Этой проблеме была дана социологическая интерпретация.

Разработка оригинального метода сбора информации. Использовались данные, в которых отображалась эмоциональная внутренняя жизнь мигрантов (дневники, письма).

Вопрос для социологов состоял в моделировании внутреннего механизма адаптации и фиксации её количественных перепадах в различных группах эмигрантов с различными социальными характерами. Предметом исследования были польские семьи, их адаптация.

В ходе исследования было выделено 8 проблем:

1. проблема профессии

2. взаимоотношения между полами

3. соотношение индивидуализма и социальной активности

4. социальные отклонения

5. бродяжничество

6. алкоголизм

7. борьба расс и культур

8. идеальная организации культуры

9. общая проблема — соотношения социальных организаций и индивидуализм

В личных документах можно было проследить реальную динамику мотиваций конкретных людей. Поведение как универсальное, как механизм выживания в среде. Построение типологий составляет прерогативу любой науки. Посредством типологии социологи отражают реальное единообразие и разнообразие общественной жизни. Социологические типологии могут выступать эффективным инструментом социальной политики, а так же эффективным инструментом личностной организации жизни. В обыденном сознании человек не рефлексируя строит типологии, которые служат ему ориентирами и установками поведения. Общество в своей типологической перспектив предстваляют собой универсальный ряд социального характера (филистай,богемиан, креативный). Филистай — большая часть общества, масса, ориентированны на стабильность, с трудом воспринимают изменяющуюся ситуацию. Жизнь филистайна связана с традиционными ситуациями. Принимает традиции в наиболее постоянных элементах. Не особо проявляет активность, до последнего будет придерживаться своих старых подходов. Проявляет способность к сопротивлению давлению во внешней среде.

Богемиан — спонтанность поведенческих реакций, проявляет определённую степень адаптации к новым условиям, но она не ведёт его к новой модели организации жизни. Не склонны к формированию определённых моделей поведения. Социально-исторические кони данного характера порождены переходными состояниями общества.

Креативный — меньшинство общества. Предполагает принципиально иной механизм адаптации через активность. Есть определённая цель, желание доминирование, желание нового опыта.

Томас и Знанецкий отметили, что возможность социологической идентификации кроется в факторах различного реагирования. Все типы характера несут в себе единый механизм приспособления, который соответствует ступеням:

1. детерминация характера врождённым характером

2. конструирование организации личностной жизни, которая завершает процесс объективации проявлением различных отношений, составляющих характер

3. адаптация характера к требованиям общества и ближайшего окружения

4. адаптация индивидуальной жизненной организации к конкретной организации общества

Каждому характеру присуща универсальная модель личностной организации жизни. Она проходит коррекцию приспособления к конкретным целям среды и наконец приобретает личностною модификацию в конкретной социальной среде. В социуме соприкасаются 2 системы: личность и общество. Социальная эволюция с одной стороны упрощает процесс развития, а с другой стороны требует от индивида более индивидуальных реакций сознания и поведения. В этом историческом процессе лежит причина формировния и проявления социальных характеров. На ранних этапах развития общества индивидуальное действие определялось необходимостью поддержания общественной стабильности. Патриархальное общество ориентировало человека на соблюдение старых норм и ценностей. В своём развитии от патрирхальности общество теряло единую систему ценности и присущую ему модель организации жизни. Появилась проблема выбора. Реализация возможности выбора породила разнообразие социальных характеров. В основе социальных типах характера лежит врождённая природа человека.

За исходную точку развития было условно принято состояние общества как агрегата групп, предписывающих направленность личностной активности. В ходе последующего развития общества принимает качество противоречивого единства разнообразия групп. Разнообразие проявляется в наличии разных норм, ценностей, культур. С изменением общества перед индивидами и группами вста1ёт проблема социального выживания. Индивид выживает благодаря точному и своевременному выбору ориентиров деятельности. Группа, которая стремится выжить должна найти средства по привлечению индивида к своим нормам и ценностям. Чем более дифференцировано общество, тем более оно интегрировано.

Томас и Знанецкий выделили особенность изменений происходящих с индивидом и группой. В ходе социальной эволюции группы приобретают более значимую институциональную роль в социализации индивида. Процессы дифференциации и интеграции сопровождаются повышением потенциала активности человека и ростом индивидуальной ответственности за проявленную активность. В развертывании процессов социализации общества группы в борьбе приобретают свои сферы влияния на индивида и при этом стремятся к расширению зон контроля над его поведением. Выбор группы означает для индивида необходимость следования всему комплексу норм и ценностей ею предписываемых. Томас и Знанецкий определили что индивид не волен определять ориентиры внутри комплекса, подчиняясь диктату группы. Каждая из групп стремится к укреплению своих позиций и требует от индивида максимальной социальной продуктивности. Т. и З. раскрыли механизм взаимодействия общества и группы при этом общество и группа устанавливают границы активности индивида. Выявили новый предмет социологии — феномен поведения и его мотивации. Их задачи были далеки от тех задач, которые ставили классики социологии. Основной задачей было изучение первичной группы на начальном этапе её развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.