Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техники воздействия на психологический и психолингвистический уровни




2.1.Программированное компьютерное обучение.

Традиционно программы восстановительного обучения состоят из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к восстановлению нарушенного психического процесса. Разработанная техника предназначена для самостоятельной работы пациента в перерывах между занятиями или курсами ВО. Нейропсихолог составляет для каждого пациента индивидуальную программу, которая далее организует и корректирует его самостоятельную работу, оказывает различного вида помощь. При этом по мере восстановления нарушенных функций помощь сокращается, но при необходимости больной может снова ею воспользоваться.

2.2.Синхронизацию разных уровней восприятия.

В основу данной технологии положен «метод озвученного чтения», который представляет одновременное включение процессов зрительного и акустического восприятия текста при внутреннем его проговаривании. Имеется три варианта. На мониторе предъявляются крупным шрифтом: а) весь текст, при этом с помощью цвета выделяется озвучиваемое слово; б) озвучиваемые фразы текста, которые больной видит, слышит и читает; в) весь текст, при этом пациент с помощью курсора самостоятельно управляет его озвучиванием, т.е., подводя курсор к слову, получает возможность прослушать его нужное количество раз.

2.3.Восстановление семантических полей.

Благодаря значительной базе иллюстративного материала возникает возможность более эффективно вести работу над такими составляющими семантики, как значение, смысл, предметная отнесённость. Известно, что каждое слово обозначает не единственный предмет, а целую категорию предметов. Однако при некоторых формах афазии система связей, стоящая за словом, сужается и принимает конкретно-ситуативный характер, что приводит к дефектам понимания значения и смысла слова. Работая с материалом, позволяющим иллюстрировать категориальность слова, всё многообразие его связей, мы получаем возможность более эффективно восстанавливать слово как узел целой системы связей, восстанавливать семантические поля. В одних техниках пациенту последовательно предъявляются изображения одного и того же предмета в разных видах и функциях, другие техники позволяют работать над восстановлением разных связей слова. Например, часы – настольные, настенные, уличные, наручные, карманные, солнечные. Одновременно с показом изображения пациенту в текстовой или озвученной форме предъявляются существенные и несущественные качества и свойства данного предмета, из которых он должен выделить те или другие.

2.4.Компьютерные классификации.

Компьютерная программа не может полноценно заменить традиционную форму классификации в силу ряда её удобств, однако может значительно разнообразить материал для классификации и таким образом повысить эффективность восстановительного обучения. Компьютерная техника классификации реализована в следующем виде: на мониторе предъявляются два или четыре однотипных изображения, из которых пациент должен выбрать одно в соответствии с инструкцией. При правильном выборе изображение увеличивается до размера всего экрана, стимулируя больного, после чего предъявляются следующие изображения. При необходимости пациент может просмотреть одновременно все отобранные им ранее изображения в уменьшенном виде. Кроме предметных классификаций данная методика позволяет реализовывать классификации действий, а также классификации со слуха.

2.5.»Исключение четвёртого».

Разработанная методика отличается от традиционной тем, что она направлена не на исследование, а на работу по восстановлению процесса мышления, а также тем, что представляет собой не стандартный набор чёрно-белых изображений, а цветные фотографические. На мониторе предъявляются четыре фотографии различных предметов или видеоклипов, иллюстрирующих различные действия, из которых пациент должен исключить один, объединив три других в одну группу.

2.6.»Полимодальная азбука».

Основа – традиционная азбука, где каждой букве алфавита соответствует картинка. Компьютерная азбука отличается от печатной тем, что каждая буква алфавита представлена следующим образом: а) фотографии предметов, чьи названия начинаются с этой буквы и в которых она находится в середине и конце; б) озвучивание этой буквы; в) видеоролик с артикуляцией буквы; г) звучание названий представленных предметов, в которых данная буква имеет разное звучание в зависимости от позиции внутри слова; д) видеоролик с артикуляцией слов, обозначающих предметы. Данная азбука может использоваться и в отдельных упражнениях, и как справочное средство, помогающее больному вспомнить при необходимости звучание слова, положение органов артикуляции и т.д.

2.7.Восстановление дифференцированного восприятия звуков.

Техника направлена на восстановление дифференцированного и константного восприятия звуков речи. В основе – замена анализа звуков речи заново выработанным сознательным анализом звукового состава слова. Это достигается включением в работу, ранее выполнявшуюся лишь слуховым анализатором, кинестетической и оптической анализаторных систем, с одной стороны, и опоры на смыслоразличительную функцию звуков речи – с другой. Опора на кинестетическую систему заключается в том, что больной может прослушать слово, над которым он работает, попытаться произнести его и таким образом получить дополнительную опору на ощущения от артикуляторного аппарата. Опора на смыслоразличительную функцию заключается в том, что для осознания смысла звука больному даётся опора на предметную картинку. Данные метод сопровождается рядом упражнений. Больному предлагается: а) выбрать предмет (из двух, имеющихся на мониторе), соответствующий предъявляемому на слух слову (слова, соответствующие изображённым предметам, отличаются одно от другого только одним звуком или ударным слогом: кот-год; замок- замок и т.д.); б) определить количество букв в предъявляемом на слух слове при опоре на предметную картинку; в) определить пропущенную букву в слове при опоре на предметную картинку и звуковой образ данного слова; г) определить предъявляемый на слух звук при опоре на видеоклип с артикуляцией этого звука.

Упражнения варьируются по количеству опор на различные анализаторы, которые облегчают процесс звукоразличения и способствуют его восстановлению. Этот комплекс упражнений может использоваться и при восстановлении процесса звукоразличения, нарушенного вследствие дефекта кинестетических ощущений при афферентной моторной афазии, и при обучении больных анализу структуры слова, осознанию и удержанию последовательности букв внутри него при эфферентной моторной афазии.

2.8.Расширение объёма акустического восприятия.

Техника отличается от методики, применяемой за рабочим столом, тем, что позволяет пациенту самостоятельно работать над восстановлением объёма акустического восприятия. Пациенту предъявляют на слух несколько слов, обозначающих различные предметы (цифры, буквы, фигуры, цвета), он должен найти эти предметы, находящиеся в одной из трёх групп аналогичных предметов на мониторе. После определения группы цикл повторяется. Эта техника может способствовать и восстановлению буквенного, цифрового и других видов гнозиса.

Убедившись в высокой эффективности компьютерной технологии, нужно иметь ввиду, что она должна применяться как одно из звеньев традиционного процесса ВО, поскольку изолированное её использование может увести больного от реального мира в виртуальный, изменить его восприятие, сузить систему взаимодействия с другими людьми и предметным миром и в итоге привести не к восстановлению нарушенных ВПФ, а к приспособлению больного к дефекту. Компьютерная технология должна постепенно вводиться в структуру ВО после восстановления некоторых навыков, умений. Самостоятельная работа возможна только в конце цикла ВО.

Заключение

Нейропсихология - молодая наука, которая продолжает бурно развиваться. Уже выделилась нейропсихология детского возраста. Идёт накопление фактов о мозговой организации психических функций на поздних этапах онтогенеза и о синдромах относящихся к таким заболеваниям как атеросклероз сосудов мозга, паркинсонизм, старческие деменции. Полученные результаты дают основание для применения клинической нейропсихологии к решению прогноза развития деменции. Намечаются пути подхода к изучению эпилепсии, психопатий, неврозов с помощью нейропсихологического исследования минимальных дисфункций как одной из предпосылок формирования этих расстройств.

К числу новых разделов относится исследование влияния различных фармакологических веществ на высшие психические функции. В клиническом аспекте важно учитывать возможность разнонаправленного действия одного и того препарата на разные параметры. Тонкая нейропсихологическая диагностика позволит выбрать мишень для адекватного фармакологического воздействия. Намечается разработка системы количественных оценок нейропсихологического исследования. Практика показывает, что имеется много возможностей для дальнейшего развития нейропсихологии.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие /Под ред.

Л.С. Цветковой.- М.: Моск. психолого-соц. институт; Воронеж: МОДЭК, 2001.- 272 с.

2. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств/М.К. Бурлакова. - М., 2000.

3.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для вузов / Т.Г.Визель.- М.: АСТ; Астрель, 2005.- 384 с.

4. Корсакова Н.К. Подкорковые структуры мозга и психические процессы/ Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте.- М.,1985.

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для студ. вузов/А.Р. Лурия.- М.: Академия, 2002.- 384 с.

6. Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе/ А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова – М., 1997.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для вузов/А.В. Семенович. - М.: Академия.- 2002.- 232 с.

8. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы/Э.Г. Симерницкая. - М., 1985.

9. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд.4-е, испр. и дополненное/Л.С. Цветкова. - М.: Педаг. об-во России. - 2002. – 96 с.

10. Фотякова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов./ А.Т. Фотякова, Т.В. Ахутина. - М.: Аркти.-2002.-136 с.

11. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий/Е.Д. Хомская. - Л., 1997.

12. Хомская Е.Д. Нейропсихология/ Е.Д. Хомская.- М., 1987.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.