КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозное сознаниеРелигия (от лат. relegio — набожность, святыня) — это мироощущение и мировоззрение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, это чувство зависимости по отношению к нему, которое дает надежду и опору в жизни. В современной философии различают три ступени в истории религии: 1) религия, опирающаяся на свое божество в природных силах (бог Солнца, бог Земли и т.п.); 2) религия, признающая всемогущего «Бога-господина», требующая повиновения ему. Это может быть учение о персонифицированном Боге (монотеизм). Это ислам и иудейская религия, а в широком смысле и христианство (Троица). Сюда же относится и религия как простая мораль без Бога; 3) религия искупления, возникающая из чувства греховности. Эта религия связана с верой в милосердие Бога, освобождающего от греха. Религиозное сознание является одной из древнейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Оно являлось ведущей формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали религия значительно уступает свои позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды. Но научное опровержение религиозных взглядов не может полностью решить проблемы религии. Религиозное сознание соответствовало объективным потребностям человеческого духа. Эти духовные потребности должны быть удовлетворены. Стремление отвергнуть религию должно было сопровождаться созданием такой системы общечеловеческих ценностей, которая могла бы заменить человеку соответствующие духовные, религиозные потребности. Нет ни одного народа, который не знал бы религию, и, значит, появление и развитие религиозного сознания, независимо от конкретного смыс- 55 Аронсон Э. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М.А. Ковальчука; под ред. B.C. Ма- 56 Там же. лового содержания, связано с духовными потребностями человека. Религиозное сознание, наряду с религиозной деятельностью, религиозными отношениями и организациями, является элементом в структуре религии. Элементы и структура религии возникли и изменялись в процессе истории человечества. Огромные перемены во всех областях жизнедеятельности, происшедшие у нас в последние годы, привели к заметным изменениям в религиозном сознании масс. Резко возросла религиозность. Согласно исследованиям конца 80-х гг., к верующим относили себя около 10% взрослых, в 1994 г. — уже 39%. В доперестроечный период среди молодых она была значительно ниже, чем среди представителей старших возрастов. Это положение начинает меняться, особенно в группе 16-17-летних, где религиозность достигает 64%, что более чем в 1,5 раза превышает средний уровень по стране и намного выше уровня в любой другой возрастной группе, за исключением группы пенсионного возраста (66%). Как выяснили ученые, ныне сохраняются две тенденции: 1) с ростом образовательного уровня снижается степень религиозности; 2) нетрадиционная ее форма увлекает по преимуществу людей достаточно образованных. В группе с начальным образованием верующих в Бога 89%, в группе с 7—8-классным образованием — 66, в группах с общим средним и специальным средним образованием соответственно — 47 и 38, в группах с незаконченным высшим и высшим образованием — 29%. Нетрадиционные верования исповедуют 10% респондентов — прежде всего молодежь и интеллигенция. Неверующими назвались 11%, атеистами — немногим более 3%. Атеистов больше всего среди военнослужащих (21%), учителей (11%) и работников культуры (9%), их нет среди колхозников, служащих, бизнесменов и молодежи57. В целом религиозная активность населения невелика. К примеру, посещает храм ежедневно 1% верующих, в неделю не менее трех раз — 2%, один раз — 7%, только по религиозным праздникам —11%, «изредка, когда есть время» — 39%. Вовсе не бывают на богослужениях — 23%. Что же касается соблюдения религиозной обрядности, то ее можно считать относительно высокой. Регулярно исполняют обряды 10%, частично — 47, не исполняют совсем — 31%. По систематичности отправления религиозных обрядов высшую ступень занимают пенсионеры (31%), вслед за ними идут 16-17-летние (14%). Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью, отношениями и организациями. Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Религиозное сознание специфично. Ему присущи прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия. Вера — это интегративная часть религиозного сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Религиозная вера означает необходимость соответствующего поведения и деятельности и надежду на сверхъестествен- Мчедлов МЛ. и др. Рост религиозности в России // Социс. 1995. № 5. С. 8-13. ную добродетель благодаря милости Бога. В сущности своей это слепая вера. Не всякая вера является религиозной. Может быть и научная вера, но опирающаяся на факты. В этическом смысле вера — это способность доверять, предполагающая душевную стойкость (вера в человека, в дружбу, в будущее, в справедливость, в идеал и т.п.). Вера связана с риском, ибо это чувство может ошибаться. В религиозной вере основной объект — это идея Бога, на ней основано содержание религии. Для верующих идея Бога является решением проблемы смысла жизни человека и нравственной опорой, стремлением выделить в жизни светлые и добрые начала. Искренне верующие люди стремятся жить, соблюдая общечеловеческие моральные нормы. Религиозная вера является опорой в жизни для верующих. В религиозном сознании утвержден определенный идеал, подкрепляемый верой в него. Этот идеал — Бог. Верующий человек устремлен к этому идеалу, в котором сочетаются лучшие реальные земные черты. Религиозная вера составляет основу религиозного мировоззрения, тенденции изменения которого у современных россиян изучаются в ходе социологических исследований. Сегодня религиозное мировоззрение большинства россиян представляет собой эклектическое образование, сочетающее логически не связанные между собой элементы: сохраняющуюся веру в науку и прогресс с достаточно неопределенной верой в Бога, конфессиональным предпочтением православия, но большой симпатией и к другим религиям, в том числе к совсем далеким от православия — буддизму и индуизму. Особо большую роль в нем играют квази- и паранаучные, квази-и парарелигиозные мифологемы, что вполне естественно, ибо само это мировоззрение — квазинаучно и квазирелигиозно. Эмпирические данные показывают, что вера во все эти пара- и квазинаучные мифологемы растет. Сегодня вера в некоторые из них распространена значительно больше, чем вера в Бога. Верующих в Бога 43%, а в «похищение биоэнергии» — 67%, в астрологию — 56%. Мы уже не говорим о вере в ад и рай или во второе пришествие Христа — эти компоненты христианской веры никакой конкуренции с «похищением биоэнергии» не выдерживают. Из всех элементов христианской веры прочные позиции — лишь у веры в чудеса, явления Богоматери, исцеления — 24% в 1991 г. и 34% в 1992 г. — и у веры в дьявола — 21 и 29%. Но если сопоставить удельный вес верящих в чудеса с удельным весом верящих в рай и ад (11 и 12%), то можно заключить, что вера в чудеса и дьявола навеяна не столько учением церкви, сколько фильмами типа «Эк-зорцист» и «Омен». Иными словами, психологически эта вера находится в одном ряду с «похищением биоэнергии»58. 58 Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социс. 1995. № 11. С. 81-91. Как всякая «передовая» и растущая идеология, вера во все эти квазинаучные и квазирелигиозные мифологемы концентрируется скорее в более молодых возрастных категориях. И хотя нельзя сказать, что более образованные склонны верить в это больше, чем менее образованные, разница между теми и другими не столь уж велика. В аморфной массе паранаучных верований идет постоянное «броуновское движение». Появляются и исчезают кашпировскйе, возникают, бурно растут и «лопаются» культики тех или иных приезжих гуру или святых старцев «с сильным биополем». Но сфера этой мировоззренческой неопределенности, эклектизма растет и, судя по всему, будет продолжать расти. Мир сверхъестественного, квазинаучного и паранормального обступает нас со всех сторон. Если верить опросам, гости из этого мира атакуют нас эскадрильями НЛО, они давно поселились в наших умах, обжили наше культурное пространство. В США особенно сильна вера в НЛО — «крайнюю форму» инопланетной жизни, наблюдаемую здесь и сейчас. Как показал опрос, проведенный в конце 90-х гг., четверть населения страны уверена, что пришельцы уже бывали на нашей планете, правительство знает об этом и скрывает от граждан. Людям очень страшно думать, что они затеряны в холодной, бесконечной Вселенной. Результаты опроса, проведенного в 2001 г. в Германии, вызывают смешанное чувство. Как ни странно, в инопланетян верят прежде всего молодые и образованные мужчины. Так, среди лиц, имеющих высшее образование, 61,4% считают, что за пределами Земли есть жизнь; среди не имеющих образования - всего 31,7%. Среди людей старше 50 лет — лишь 41,6% «верующих»; люди моложе 50 чаще принимают инопланетян хотя бы как «факт сознания» (55,6%). Среди мужчин таковых — 54,5%, а среди женщин — 45,3%. Получается, что образованный человек хотя бы в общих чертах представляет себе устройство Вселенной и потому понимает, что вдали от Земли может быть жизнь. Женщины реже интересуются наукой и техникой; для них инопланетяне, скорее, «милая выдумка». Молодежь, воспитанная на фантастических фильмах, охотно воспринимает любые неожиданные идеи (www.dtpress.ru). Процесс эклектизации религиозного мировоззрения носит всемирный характер. Он начался не сегодня и постепенно охватывает весь мир, идет по нарастающей. Этот процесс питается такими глубокими основаниями нашей цивилизации, как постоянный рост науки, подрывающей всякого рода догматические идеологии (в том числе — и догматическую, квазирелигиозную веру в саму науку), рост коммуникаций, делающий чужие и странные верования, вроде буддизма, ближе и понятнее и, соответственно, — релятивизи-рующий наши собственные. Во всем мире растут мировоззренческая терпимость, релятивистское отношение к собственным убеждениям, аморфность и эклектизм мировоззрений, лабильность их компонентов. Во всем мире становится меньше догматичных атеистов и догматических верующих. Но в нашей стране этот процесс имеет свои особенности. На Западе идет медленное и постепенное «размягчение» целостных идеологий — и религиозных, и нерелигиозных. Но идеологии эти довольно стойки, они развиваются, приспосабливаются ко времени. У нас же в силу особого «культурного кода» «исторические» идеологии — православие и российский вари- 1 ант марксистского атеизма — были особенно жестки, догматичны, они не развивались, а «ломались». Сначала очень быстро распалась массовая православная религиозность — ослабленная своим долгим монопольным господством «неподвижная» церковь оказалась колоссом на глиняных ногах. Монопольное господство приобрел марксизм, что вскоре превратило его в набор ничего не значащих формул, и он распался в одночасье. Но и православие, на наш взгляд, уже не может подняться. Распад марксизма — быстрый, «обвальный», а рост православия — относительно слабый, не способный поспеть за развалом марксизма, не способный заполнить образовавшийся идеологический вакуум. Поэтому зона мировоззренческой эклектики, энтропии, расширяющаяся во всем мире, у нас достигает особо больших размеров. Здесь мы, очевидно, — «впереди планеты всей»59. В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства — это прежде всего эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту (Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу и к миру в целом. Религиозные чувства взаимосвязаны с религиозными представлениями, мифами, взглядами, идеалом, верой, поэтому они имеют определенную направленность, смысл и значение. У верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной потребности и стремления к их переживанию, они эмоционально насыщены и могут быть легкоранимы. Религиозное сознание существует и функционирует в связи с религиозной лексикой, с языковым выражением, благодаря которому выражается религиозный смысл. Именно благодаря языку это сознание становится общественным, практическим и действительным. Следует отметить, что произнесенное слово в религиозной вере может обрести магический смысл так же, как может и словесное табу. Философский подход к религии требует выделения в религиозном сознании двух уровней: обыденного и теоретического (концептуального). Обыденное религиозное сознание является непосредственным отражением бытия людей. Оно выступает в виде представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек, традиций. Его нельзя назвать цельным и систематизированным. На этом уровне религия связана с индивидом и выступает в личной форме. Здесь преимущественно выступают традиционные способы передачи чувств, иллюзий, представлений. Концептуальный уровень религиозного сознания — это систематизируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргументов, в которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Это вероучение, теология, богословие, подготовленное и обоснованное специалистами. 59 Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социс. 1995. № П. С. 81-91. К концептуальному уровню религиозного сознания присоединяется религиозная философия, находящаяся на стыке философии и теологии (неотомизм, персонализм и др.). Философский подход к религии означает установление ее связи с идеализмом. Идеализм является теоретической основой современной религии, в то же время следует отметить, что если идеализм имеет определенную систему категорий и логичность суждений, то в отличие от идеализма религия в целом выступает как мировоззрение, основанное на вере и чувствах, и поэтому относительно легко усваивается и принимается сознанием определенной части людей. Объединяющим началом в религиозном теоретическом сознании является вероучение, теология, включающая в свой состав ряд дисциплин, представляющих различные стороны богословия. Религия обладает достаточно большой относительной самостоятельностью, и это придает ей значительную устойчивость. Сохранение религиозного сознания связано с эстетической привлекательностью обрядовой культуры, с эмоциональной насыщенностью религиозных чувств, с чувством веры в добро и справедливость. Сохранению и расширяющемуся влиянию религии способствует активная деятельность церковных организаций и сект, стремящихся найти пути к сердцам и разуму людей. В этих случаях используются все более гибкие и утонченные методы. В первой половине 90-х гг. отечественные религиоведы провели в 15 городах страны исследование религиозного сознания, опросив несколько тысяч человек. Ученых интересовала глубинная структура массового сознания — во что люди верят или стремятся верить, что для них — добро и что — зло60. Логика процесса роста религиозности полностью вписывается в общую картину эволюции массового сознания в России Нового времени, Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социс. •995. № 11. С. 81-91. которую можно описать при помощи модели «маятника», движущегося от одного мировоззренческого положения к противоположному и затем обратно—к положению, с отхода от которого началось движение. Между периодом тотального господства православия и его тотального падения и победы атеизма был недолгий переходный период мировоззренческого плюрализма, выражавшегося в запоздалых попытках реформировать православие, росте протестантизма и появлении русского католицизма, в распространении восточных религий и оккультизма, а в антирелигиозном, атеистическом лагере — в плюрализме различных форм марксизма, народничества и т.д. Период этот охватывает немногие предреволюционные годы и несколько лет после революции. Выяснилось, что рост религиозности носит характер «маятника», движущегося от одного полюса к другому, от атеизма к религиозности и обратно. Период тотального господства православия сменялся в нашей стране периодом всеобщего увлечения атеизмом. Сегодня маятник качнулся в противоположную сторону. Революция 1917 г. привела к массовому отходу от религии. К середине 30-х гг. могло показаться, что с религией покончено, — верующими остались необразованные (в основном — деревенские старики и старухи) и горстка «недобитых» представителей старой интеллигенции. «Духовный маятник» совершил свой первый ход — от всеобщего православия к всеобщему атеизму. Уже в 30-е гг. официальный марксизм превращается в закрытую догматическую идеологию, не терпящую инакомыслящих. Сегодня ситуация поменялась на обратную: атеистами объявили себя 7% респондентов, а людей, считающих, что религия не нужна, — всего 6%. Другой маятник имеет меньший период колебаний. После заметного снижения доли православных верующих в 1995—1996 гг. уровень заявленной религиозности православных в стране вновь начал расти (табл. 14). Таблица 14 Уровень религиозности в стране (в % к числу опрошенных)61
Во время движения массового сознания к атеизму — колебания большого маятника — с религией порывала скорее молодежь (в миниатюрной и вер-хушечно-интеллигентской форме мы видим это в конфликте поколений, 61 Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Логос, 1999. С. 359. его изображенном в «Отцах и детях», который потом повторился в иных социальных слоях и в тысячекратном масштабе, когда комсомольцы разрушали церкви, а поодаль в ужасе крестились старики и старухи). Теперь новое, обратное движение также идет прежде всего через молодежь. Максимальную религиозность высказали молодежь и пожилые (старше 60 лет). Среднее поколение — наименее религиозно. Сходство путей распространения новой религиозности с распространением атеизма можно усмотреть и в том, что сейчас атеизм заметно «стареет» (в 30-е годы «старело» православие). Молодежь более открыта новым веяниям. Движение к атеизму в свое время началось в больших городах — Петербурге и Москве, и лишь позже проникло в деревню. Сейчас движение в сторону религиозности идет из крупных городов на периферию. В свое время атеизм распространялся из более образованных слоев в менее образованные. Сегодня распространение религии идет в основном не от церкви, а от разного рода интеллигентских «властителей дум». Только 9% опрошенных в 1992 г. черпали религиозную информацию в церкви и только 21% — из Евангелия и религиозной литературы, в то время как из газет, журналов и телевидения — 39%, из художественной литературы — 31%. В списке наиболее авторитетных в вопросах религии, морали и смысла жизни были указаны А. Солженицын и Д. Лихачев. Однако, хотя движение к религии идет от интеллигенции, религиозность самой интеллигенции в среднем ниже, чем населения в целом. В то же время хотя процент объявивших себя верующими среди лиц с высшим образованием значительно ниже, чем в населении в целом, процент лиц, соблюдающих основные требования религии, проявляющих свою религиозность в реальных действиях, среди интеллигенции — выше. Она чаще соблюдает пост и посещает богослужения. Особенно усердствует российская элита, доходя в своем стремлении до гротеска: высшие чиновники, начиная с президента, стоят со свечкой в православном храме, дети учат в школе Закон Божий, новое предприятие обязательно освящается, а человек, объявляющий себя неверующим, ставит «крест» на своей карьере. Но действительно ли такое будущее нам суждено? До какой отметки дойдет движение маятника? Сейчас у нас 40% верующих — громадный рост за несколько лет. Значит ли это, что, например, ■ к 2005 г. их будет уже 80 или 90%? Если продолжать использовать модель «маятника», то можно сказать, что при каждом новом ударе он поднимается до несколько меньшей отметки. Предшествующее верование так до конца и не уничтожается: в 30-е гг. сохранялся минимальный процент православных, сегодня остается еще больше атеистов62. Закономерность массового религиозного сознания заключается в том, что наступающая религиозность очень быстро, ускоренными темпами, превращается в чистую формальность. Вообще процесс «порчи» мировоззрения по мере завоевания им масс многократно повторялся в истории. И при атеистическом движении, предшествующем нынешнему религиозному, различия между участниками дореволюционных марксистских кружков и позднейшим победившим и ставшим конформистским и формальным марксизмом тоже были очень велики. Эмпирические данные показали, что сама Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социс. 1995. № П. С. 81-91. религия подавляющим большинством, в том числе и православных верующих, понимается «не религиозно», а социально-утилитарно, как средство поддержания культуры и морали. Большинство новых верующих называют себя верующими не столько потому, что они действительно верят в Бога и в неотделимые от веры в Бога основные положения религиозного мировоззрения, а потому, что считают, что религия полезна для общества, быть верующим хорошо (и, очевидно, потому, что это стало «респектабельно»). Такое понимание вполне согласуется с сохраняющимися прочными пози циями прогрессизма и гуманизма, но не может быть основой настоящей, глубокой и искренней веры. Число посещающих церковь и соблюдающих пост и т.д. практически не растет и остановилось на довольно низком уровне. Ради молитвы в церковь ходят только 18% верующих, ради проповеди — 9%. Таким образом, у громадного числа лиц, даже идентифицирующих себя как верующие, вера практически не наполнена никаким конкретным содержанием. По мере своего «расширения» вера становится все более поверхностной, «пустой». В последние годы религиозный ажиотаж начинает постепенно спадать. Это, видимо, свидетельство приобщения к цивилизованному обществу, где неумолимо, хотя и с попятными движениями, совершается процесс секуляризации, обмирщения религии63. К верующим сегодня (как и в начале 90-х гг.) чаще других причисляют себя женщины (64%), пожилые респонденты (64%), люди с неполным средним образованием (58%). Однако, как видно по данным табл. 14, максимальный рост числа тех, кто называет себя верующим, за 90-е гг. наблюдается не только среди пожилых россиян (где доля их увеличилась в 2,3 раза), но и среди молодежи (в 1,9 раза), мужчин (в 2,3 раза), людей с высшим образованием (в 2,9 раза). Похожая тенденция видна на данных о регулярности посещения церковных служб: доля посещающих их не реже 1 раза в месяц максимально выросла не только среди жителей села (в 4 раза), но и среди людей с высшим образованием (в 3,5 раза). Наконец, доля тех, кто «твердо» верит в существование Бога («не сомневается в его существовании»), тоже заметно увеличилась среди людей с высшим образованием (в 2,5 раза), среди мужского населения (в 2,5 раза) и опять-таки жителей села (в 2,4 раза)64. У 78% нынешних верующих (1998 г.) мать была верующей, 88% их крещены, 73% сами крестили своих детей (среди неверующих соответствующие цифры составляют 34, 32 и 33%); 25% верующих получили, по их свидетельству, религиозное воспитание (по опросу 1991 г. — 31%). В этом смысле, по заключению Б.В. Дубина, позитивной динамики институционального воспроизводства веры за 90-е гг. не наблюдалось. Доля посещающих церковные службы (как часто, так и редко) растет, притом что доверие к церкви как среди верующих, так и в обществе в целом падает. 63 Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Соиис. 64 Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия?.. В оценке религиозных чувств окружающих у верующих изменилось за 90-е гг. лишь одно: значительно выросла доля тех, кто расценивает эти чувства как «внешнюю моду без глубоких подлинных убеждений». Определенным доказательством тому служат показатели распространения суеверий (табл. 15). Таблица 15 Отношение россиян к магии и астрологии (в % к числу опрошенных в социально-демографических группах; 1998)65
В магию и астрологию люди верят независимо от своего возраста. Иными словами, им подвержены как стар, так и млад. Зато другие социально-экономические факторы оказывают влияние на приверженность суевериям в значительно большей степени. Судя по табл. 15, прослеживаются такие тенденции: 1) чем крупнее населенный центр, тем меньше суеверных; 2) чем выше образование, тем меньше у людей религиозных предрассудков; 3) чем выше материальный уровень жизни, тем меньше людей, склонных верить в магию и астрологию. Православная церковь уже не преследуется коммунистической партией и КГБ, каждый гражданин свободен выбирать свой путь к Богу. Казалось бы, для религиозного ренессанса созданы благоприятные условия. Однако приобщение к православию идет медленно, не- Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия?.. К-ризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.Н. Заславской. М.: Логос, 1999. С. 362-363. последовательно и весьма противоречиво. Формально верующих в стране стало больше, чем 20—30 лет назад. Но и подверженных суевериям и квазирелигиозным формам также стало больше. Причем динамика прослеживается даже на очень коротком отрезке времени, который мы называем сегодня десятилетием демократии. Удивляет вот еще какой факт: все эти суеверия не препятствуют принятию христианства. В массовом сознании зачастую совершенно «естественно» вера в христианского Бога сочетается с верой в переселение душ, колдунов, пришельцев, астрологию. Не менее поразительны политические последствия подобного сочетания и увлечения нетрадиционными религиями. Как показало социологическое исследование «Религия и политика в современном массовом сознании», проведенное Л. Воронцовой и С. Филатовым, догматичные православные и серьезно приобщающиеся к православию придерживаются консервативных взглядов, часто выступая противниками рыночных реформ. Напротив, неверующие, атеисты и суеверные чаще соглашались с демократическими преобразованиями и выступили социальной опорой рыночным реформам. Правда, радоваться особенно не приходится. И это третий парадокс религиозного сознания россиян. Демократические ориентации адогматичных верующих и атеистов не принесли нашему обществу духовного здоровья. Скорее наоборот: они внесли общемировоззренческую неопределенность, расшатывая прежние ценностные ориентиры и не создавая новых. Новую ситуацию специалисты окрестили «мерцающей» моралью, которая представляет по сути дела религиозную энтропию (А.В. Щипков). В отличие от догматических систем мировых религий псевдорелигиозная система ценностей не накладывает жестких моральных обязательств на верующего. Неудивительно, что в духовном вакууме пышным цветом расцветают деструктивные культы и псевдорелигиозные секты. Их эклектичное религиозное сознание и гибкие структурные формы удачно совпали с рыночной стихией и квазидемократическими институтами. У тех и других общий знаменатель — духовный монетаризм и коммерциализация этических ценностей.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |