Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление индуистской триады богов




Период брахманизма — чрезвычайно важный этап становления ин­дуизма, во время которого происходили выработка и шлифовка основ­ных его понятий, представлений и концепций. Брахманистское умозре­ние было плодом деятельности духовной элиты древнеиндийского об­щества, прежде всего жреческой, и оказалось оторванным от живой ре­лигиозной жизни, от полноценной культовой практики. Идея Брахма-на-Атмана как безличного космического абсолюта была слишком абст­рактной и не могла вызвать эмоционального отклика в массе индийско­го населения. Дальнейшее развитие религии могло произойти только в случае соединения этой идеи с фигурой конкретного персонифициро­ванного бога. Одной из характерных черт этого процесса можно счи­тать то, что в качестве претендентов на позицию верховного бога вы­ступало сразу несколько божественных персонажей. С этой точки зре­ния чрезвычайно показателен материал упанишад, в которых наряду с постоянным утверждением Атмана-Брахмана единой духовной сущ­ностью мира, неопределимой и неописуемой, ведется поиск божествен­ных персонажей, способных стать чувственно постигаемым ее вопло­щением. В отрывке из «Майтри-упанишады» вместе с чередой богов в связи с этим упоминаются и некоторые другие, существенные для бы­тия мира объекты:

Ты — Брахман, и ты, поистине — Вишну, ты —

Рудра, ты — Праджапати,

Ты — Агни, Варуна, Ваю, ты — Индра, Ты — луна,

Ты — пища, ты — Яма, ты — земля, ты — все, ты также — негибнущий

(Упанишады. 1967. С. 141. Здесь и далее перевод А. Сыркина^

20 - 3404 305


В другом месте говорится так: «Ибо, поистине, этот Атман — вла­дыка, благодетель, существующий. Рудра, Праджапати, всеобщий тво­рец, Хираньягарбха, истина, жизнь, «гусь», правитель, неуничтожимый, Вишну, Нараяна, луч, Савитар, творец, вседержитель, всеобщий царь, Индра, луна» (Упанишады. 1967. С. 145).

Предлагаемые в этих отрывках списки эпитетов и имен Атмана сви­детельствуют о стремлении представить его обладающим определенны­ми атрибутами и в определенном обличье, иначе говоря, в виде бо­га-персоны. Однако автор упанишады еще не знает, на какой фигуре остановить свое внимание и занимается перебором возможностей. Об­ращает на себя внимание наличие в этих списках фигуры Нараяны, мо­гучего аборигенного божества, культ которого был распространен в ни­зовых слоях индийского общества, начиная с эпохи Ригведы. Впослед­ствии Нараяна сливается с образом Вишну, но в упанишадах, как видно из приведенных отрывков, эти два имени все еще упоминаются разде­льно. Что касается Вишну, то он упоминается в упанишадах неодно­кратно (чаще всего, в составе подобных списков), но его образ и функ­ции сколько-нибудь конкретно в них не обрисованы.

В отличие от него Рудра-Шива, который также понимается как вер­ховный бог, представлен в упанишадах с рядом мифологических и ико­нографических подробностей:

4. [Тот], кто повелитель и творец богов, всеобщий владыка,
Рудра, великий мудрец,

Породивший вначале золотой зародыш,— да наделит он нас [способностью] ясного постижения!

5. Твой благодетельный образ, Рудра, не ужасен, не являет зла,—
Воззри на нас этим несущим покой образом, обитатель гор!

6. Стрелу, которую [ты], обитатель гор, держишь в руке, чтобы
метнуть [ее],—

Сделай ее благодетельной, хранитель гор, не причиняй вреда человеку и животному!

(Шветашватара-упанишада, III, 46 Упанишады. 1967. С. 120).

Чрезвычайно характерно рассуждение в «Кайвалья-упанишаде». В попытке передать сущность Атмана, автор опять-таки (как это было в «Майтри-упанишаде») прибегает к перечислению имен богов.

Он — Брахман, он — Шива, он — Индра, он непреходящий высший владыка; Он же — Вишну, он жизненное дыхание, он — время, он — огонь, он — луна;

{Кайвалья-упанишада, 8 Упанишады. 1967. С. 230231)

Этот отрывок примечателен тем, что список богов, соединяемых с идеей высшего духовного начала сокращается (по сравнению со спис­ком из «Майтри-упанишады», приведенном выше). Речь идет о четырех богах, причем набор имен весьма характерен и явно не случаен, ибо он повторяется в «Маханараяна-упанишаде». «Это Брахман, это Хари


(эпитет Вишну.— А.Д.), это Индра, это негибнущий, вечный владыка» (Упанишады. 1967. С. 211). Присутствие здесь Индры, видимо, объясня­ется все еще ощутимой значимостью его фигуры — его ролью царя бо­гов, космогоническим характером его подвига, благодаря чему он со­храняет свое место на авансцене индийской мифологии в течение дли­тельного периода, дольше, чем это удалось многим другим ведийским богам. Но в целом значение фигуры Индры в индуизме невелико, и его основной ролью в нем оказывается роль бога дождя и плодородия. Возникшая в упанишадах группа из четырех основных богов в тра­диции не закрепляется. Те же упанишады демонстрируют явное пред­почтение принципу троичности, что находит подтверждение, например, в «Шветашватаре», где с этим принципом вполне определенно связыва­ется высшее духовное начало:

7. Это воспето как высший Брахман, в нем — триада, [он] — твердо основанный и нетленный,

8...И [еще есть] бесконечный Атман, принимающий все образы, недеятельный. Когда [человек] находит триаду, это Брахман.

(Упанишады. 1967. С. 116)

Постепенно складывается идея Тримурти — индуистской триады главных богов — Брахмы, Вишну, Шивы. В этой триаде каждый бог ис­полняет присущую ему функцию в космогоническом процессе. Брахма считается творцом мира, Вишну — его охранителем, а Шива разрушает мир в конце каждого космического временного цикла. Все вместе боги образуют некое единство и порой в иконографии изображаются соеди­ненными вместе, но фактически каждый из них самостоятелен и явля­ется центром определенного культа. Впрочем, культовое значение Брах­мы совершенно незначительно. Во всей Индии существует всего два посвященных ему храма. А вот Вишну и Шива пользуются огромной популярностью и образуют в индуизме два наиболее мощных его ответ­вления, получивших названия вишнуизм и шиваизм. В каждом из них главный бог, сохраняя свою специфику и присущие ему функции, вы­ступает как верховный правитель мира, воплощение космического абсо­люта Брахмана-Атмана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.