Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк




Альфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в районе, напомина ющем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к пресле дуемому меньшинству, Адлер принял свое этническое происхождение легко.

В районе, где он рос, было мало еврейских детей, и поэтому его акцент и кругозор были скорее венскими, чем еврейскими. В отличие от Фрейда, часто возвращав шегося к этой теме, Адлер не делал никаких заявлений по поводу антисемитизма, а в зрелые годы принял протестантскую веру.

Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаж дался материнской любовью в течение первых двух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младшего брата. Потом он приобрел особое расположе ние отца, чьим любимцем оставался в течение всего детства. В ранние годы его постоянно окружали болезни и смерть —когда ему было три года, его младший брат умер в постели, стоявшей рядом с его постелью. Вдобавок к этому он дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. В пять лет он заболел тяжелой формой пневмонии и был очень близок к смерти. Позднее он приписывал свое желание стать врачом этому почти фатальному заболеванию.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности ш 163

Альфред Адлер (1870-1937). В первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником по мате матике в классе.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет, бывший в то время одним из ведущих европейских медицинских центров. Вокруг бурлила жизнь театра, музы ки и политической философии социалистов, в связи с чем город прославился как ≪красная≫ Вена. В студенческие годы Адлер самозабвенно окунулся в политику.

Он увлекся социализмом и участвовал во многих политических собраниях. На од ном из них он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В 1897 году они поженились.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Некоторое время после этого он специализировался в офтальмологии, работая в захудалой части города. Затем, после прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и сторонников его теории. Его взгляды становились все более несовместимыми с по зицией Фрейда. В 1911 году Адлер сложил с себя обязанности президента Венско го психоаналитического общества и вышел из него. Одновременно Общество поки нули 9 из 23 членов, с которыми он и основал Общество свободного психоанали за —большей частью из желания досадить Фрейду и некоторым из его преданных единомышленников. В следующем, 1912 году название адлеровского общества было изменено, и оно стало Обществом индивидуальной психологии.

С середины 20-х годов Адлер все больше времени посвящает поездкам по Ев ропе и Соединенным Штатам. Когда с приходом к власти Гитлера по Европе прокатилась волна тоталитаризма, он предугадал катастрофу и понял, что если 164 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления психология где-нибудь и выживет, то только в Америке. В 1935 году Адлер с же ной обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он получил должность практи кующего профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг Айленде (теперь это Южный медицинский центр при Государственном универси тете штата Нью-Йорк) и продолжил свою частную психиатрическую практику.

Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали психиатрами, как и отец.

Адлер был неутомимым лектором. Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой популярностью. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине. Когда Фрейд узнал о его смерти, он написал своему другу, который был очень расстроен этим известием: ≪Мне непонятна Ваша симпатия к Адлеру. Для еврейского мальчика из пригорода Вены смерть в Абердине уже сама по себе —неслыханная карьера и доказательство того, как он преуспел. На самом деле мир щедро его вознаградил за старания на ниве опровержения психоанализа≫ [Jones, 1957, р. 208].

Адлер был плодовитым и активным писателем. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей. Возможно, лучшим введением в его теорию личности является ≪Практика и теория индивидуальной психологии≫ (1927а). Среди многих других его значительных работ, ставших доступными благодаря переводу на английский язык, можно назвать такие, как ≪Невротическая конституция≫ (1917а); ≪Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации≫ (1917b); ≪Пости жение человеческой природы≫ (1927b); ≪Наука жизни≫ (1929); ≪Образ жизни≫ (1930); ≪Смысл жизни≫ (1931); ≪Социальный интерес: вызов человечеству≫ (1939).

Последователями Адлера было основано немало профессиональных журналов с це лью распространения теоретических и экспериментальных работ по индивидуаль ной психологии. Среди них ≪Журнал индивидуальной психологии≫ (Journal of Individual Psychology), ≪Американский журнал индивидуальной психологии≫ (American Journal of Individual Psychology) и ≪Международный журнал индивидуаль ной психологии≫ (International Journal of Individual Psychology).

Идеи Адлера оказывают мощное влияние на современные исследования в клинической и индивидуальной психологии. Акцент, сделанный в его теории на социальном интересе как существенном критерии психического здоровья, способ ствовал появлению концепции ценностных ориентации в психотерапии. Кроме того, его внимание к осознанным, рациональным процессам стимулировало появ ление эго-психологии [Ansbacher, 1977]. Его концепция существенной роли соци альных сил в развитии личности узнаваема в более поздних работах Эриха Фромма, Карен Хорни и Гарри Стэка Салливена (Harry Stack Sullivan) —всех, кто отмечал в теории Фрейда отсутствие социологической ориентации. Соответ ственно, особое подчеркивание волевых и творческих аспектов личности оказало прямое или косвенное влияние на таких выдающихся психологов, как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей (Rollo May), Виктор Франкл (Viktor Frankl) и Альберт Эллис (Albert Ellis). В этой главе приведено множество при меров современного звучания очень многих концепций Адлера. Среди них такие, как потребность в адекватной теории, чувство неполноценности и компенсатор ные усилия, недостаточность органа и психосоматика, ≪комплекс неполноценнос ти≫ (так часто используемая в наше время характеристика —предвестник ncnxoj логии соматических болезней), роль отвержения в развитии антисоциальной личности; компетентность как признак зрелости; самооценка и стремление к вла ти; концепция жизненного стиля; стресс и адаптация; порядок рождения; само реализация и полезность для других; психическое здоровье, творчество, а также многие другие. Прекрасное введение в теоретические концепции Адлера можно найти в работе Manaster, Carsini, 1982.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности •165




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.