Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план курса




Эффективность обучения и воспитания предполагает глубокое знание индивидуальных особенностей учащихся. Такие знания можно получить, если использовать методы психологической диагностики.

Печатается в соответствии с решением редакционно-

Тарасенко Н.Н.

Учебно-методический комплекс к курсу

«Психодиагностика»

 

Для студентов психологических специальностей

Коломна 2000

 

 

УДК 159 (075.8)

ББК 88. 49 я 73

Т 19

издательского совета Коломенского

педагогического института

Тарасенко Н.Н. Учебно – методический комплекс к курсу «Психодиагностика». Для студентов психологических специальностей. – Коломна: КПИ, 2000 – 41 с.

 

 

Учебно – методический комплекс включает программу курса, планы семинарских и лабораторных занятий, краткие методические рекомендации по отдельным темам, вопросы к экзамену, тематику контрольных и курсовых работ, словарь основных терминов, список литературы по тематике курса.

Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020400 «Психология». Материалы курса могут быть использованы при переподготовке практических психологов на курсах повышения квалификации, а также в практической работе психологов в учреждениях народного образования.

 

Рецензенты: Ермолаева С.А., канд. пед. наук, доцент

Сигал П.И., директор муниципального методического цен-

тра, заслуженный учитель РФ

 


Содержание

 

 

    Стр.
Пояснительная записка    
Содержание курса    
Планы семинарских и лабораторных занятий    
Тематика контрольных работ и рефератов    
Курсовые работы по психодиагностике    
Вопросы к экзамену по психодиагностике    
Список литературы к курсу    
Приложение 1. Словарь основных терминов    
Приложение 2. Статистическая обработка данных исследования    

 


 

Пояснительная записка

В настоящее время в соответствии с «Положением о службе практической психологии в Российской Федерации» принятым Министерством образования в 1995 году, создаются новые организационно – методические предпосылки для активного внедрения психодиагностики в практику образовательных учреждений. Поэтому подготовка педагога – психолога для системы образования требует вооружения слушателей как знаниями основ психодиагностики, так и умениями пользоваться психодиагностическими методами для решения практических задач образования.

Какие виды психодиагностического обследования может проводить психолог в системе образования? Как правильно интерпретировать полученные результаты? Как использовать психодиагностическую информацию при выборе конкретного учебно-воспитательного воздействия на конкретного ребенка или группу детей? Как довести полученную информацию до сведения учителей, родителей, самого ребенка? Это центральные вопросы курса «Психодиагностика».

Курс призван продолжить развитие базовых психологических знаний, полученных студентами при изучении курсов «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», следовательно, читать его нужно после изучения этих курсов.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и т.д.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики.

В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

 

Цель курса. Дать студентам теоретико-методологическое понимание проблем психодиагностики, знание основных методик, используемых научной психологией, научить практическому применению методик, грамотной обработке и интерпретации результатов.

 

Задачи курса. Сформировать у студентов систему основных понятий психодиагностики, ознакомить с теорией и практикой психодиагностических исследований.

1) Дать ориентировку в структуре психодиагностики, как особой психодиагностической дисциплины, связывающей психологическую теорию и практику.

2) Сформировать адекватные представления о роли и месте психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, о возможностях и ограничениях этих методик.

3) Сформировать умение оценивать качество психодиагностических методик.

4) Раскрыть основные тенденции развития психодиагностики на современном этапе.

5) Ознакомить с наиболее известными методами психодиагностики, обучить правилам проведения обследований, способам обработки и интерпретации результатов.

6) Обеспечить усвоение этических норм, обязательное соблюдение которых необходимо специалисту.

7) Способствовать развитию гуманистического отношения к испытуемым при проведении обследований и сообщении результатов.

 

В лекциях по психодиагностике излагаются теоретические основы различных подходов к проблемам психодиагностики, кратко анализируется история возникновения и развития диагностики как самостоятельной психологической дисциплины, основные разделы современной психодиагностики, уделяется внимание описанию основных методов психодиагностики.

Изучение курса предполагает большой объем самостоятельной работы студентов: изучение психологической литературы, составление банка методик, которыми можно пользоваться при работе в учреждениях образования, проведение методик под руководством преподавателя, анализ и обработка полученных данных, составление психологического диагноза.

Для студентов заочного отделения предполагается написание двух контрольных работ: одной теоретической и одной практической, содержащей протоколы проведенного обследования, анализ и интерпретацию полученных результатов с написанием психологического диагноза. Темы контрольных работ приводятся далее.

Семинарские и лабораторные занятия призваны упорядочить полученные в лекциях и самостоятельной работе теоретические знания, а также выработать умения проводить диагностическую работу и составлять психологический диагноз.

Изучение курса «Психодиагностика» заканчивается экзаменом. Вопросы к экзамену будут представлены ниже.


  Тема Количество лекций Количество практических занятий Количество лабораторных занятий
1. Предмет и задачи психодиагностики      
2. Профессионально-этические нормы психодиагноста      
3. Классификация психодиагностических методов.        
4. Психологическое тестирование      
5. Психометрические критерии качества психодиагностических методик      
6. Специфика психодиагностической работы в разных возрастных группах      
7. Комплекс методик, необходимых для работы в учреждениях образования      
8. Проблема единства диагностики и коррекции      
9. Новые тенденции в развитии психодиагностики      
  Всего      

 

Содержание курса

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.