Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Познавательные парадигмы социальной (культурной) антропологии




 

Научные парадигмы являются моделями объяснения и интер­претации поведения изучаемого объекта: природного, социального, психологического или культурного явления. Эти модели обычно приняты в научном сообществе (научной школе). Со временем они, естественно, меняются, уступают место новым, более точно или по- иному объясняющим факты. В социальной (культурной) антропо­логии применяются, как показывает анализ литературы, следующие парадигмы.

Диалектическая парадигма. Диалектика перехода культуры из одной формы в другую посредством активности человека (группы) ясно обнаруживает и объясняет оппозиционность подсистем культуры (семиотического космоса культуры и природного космоса, обладающего самостоятельным бытием). В определенной мере диа­лектическая парадигма помогает понять культуру и как организм, и как продукт деятельности людей (статический и динамический срезы культуры).

Структурно-функциональная парадигма, позволяющая понять и объяснить порождение и функционирование форм и структур соци­ального взаимодействия. Объяснения возможны с позиций потреб­ное гей, социального действия, социальной системы1.

Структуралистская парадигма, которая помогает исследовать символическую организацию культуры, т. е. трансформацию стиму­лом во внутренние концепты, а последних в знаки и значения. Исследование исторической эволюции семиотических систем дает знания об их трансформации в ходе движения человечества по ступеням цивилизаций. Структуралистская парадигма объяснения культуры позволяет утверждать, что опыт лишь тогда переходит в область культуры, когда он осмыслен, обозначен, представлен и нормирован в семиотическом поле (системе данной культуры).

Феноменологическая парадигма. Применяется для описания целостных явлений. Применительно к теориям человека имеет се­рьезную историческую базу. Феномен (греч.) — являющееся, т. е. то, что воспринимается в чувственном познании в отличие от сущ­ности явления, обнаруживающейся в рефлексии. Феноменология есть: 1) наука о предметах опыта (И. Ламберг, 1728—1777 гг.), она изучает принципы чувственности; 2) «негативная наука», содер­жащая критику чистого разума (И. Кант, 1724—1804); 3) учение о становлении знания (Фихте, 1762—1814), изучение наличных форм сознания (Гегель, 1770—1831). Современное понимание фе­номенологии идет от Гуссерля (1859—1938), искавшего основание культуры в виде абсолютного опыта и в конечном счете сведшего его к изначальной интеллектуальной интуиции философская «ар­хеология». В развитие феноменологии свой вклад внесли в XX веке также Хайдеггер, Мерло-Понти, Сартр, Дюффрен, Финк, Шпет, Ясперс, Шютц и др1.

Инвайроментальная парадигма применяется при описании и объяснении взаимоотношений человека и его среды (природной, социальной и пр.). Ныне эта парадигма актуализируется в связи с кризисом природной среды человеческого существования — состоя­нием экологии.

Все эти парадигмы выполняют функции моделей восприятия и объяснения явлений культуры в контексте социальной жизни. Известно, что в любой парадигме существует и разрешается соот­ношение «истина—ценность». В указанных парадигмах добытые и добываемые истины согласуются с основной ценностью — значимос­тью человеческой жизни, ее успешности в конкретных социальных условиях. С помощью этих (возможно, и других) парадигм иссле­дователь изучает явления, обязанные своим появлением человеку, проявляющему уникальную способность накладывать на ценност­но-нейтральные причинно-следственные связи онтологических яв­лений и фактов свой ценностный порядок, в основе которого лежит (явно или неявно) защита человеческой жизни как высшей ценности в современных условиях.

Парадигмы науки определяют модель восприятия и интерпрета­ции данных. Для получения же данных (показателей) нужно при­менять те или иные методы. В социальной антропологии обычно при­меняются следующие методы:

• этнографический метод (сбор данных об изучаемой культуре);

• биографический метод, соединяющий метод наблюдения и контент-анализ документов;

• метод case-study — изучение социально значимого случая как эмпирической базы нового научного знания;

• метод визуальной антропологии — накопление и систематиза­ция в визуальных формах (кино-, фото-, видеоснимков) данных о различных культурах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМАМ 1 и 2

 

1. Какие общественные причины стимулируют формирование социальной (культурной) антропологии в научную и учебную дис­циплину?

2. Какое место занимает социальная антропология в системе наук о человеке?

3. Попробуйте сформулировать свое определение предмета соци- яНьной антропологии. Сравните с предлагаемым автором определе­нием.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ 1 и 2

 

Американская социологическая мысль. Раздел «Феноменологи­ческая социология». М., 1994.

Добренькое В. И., Кравченко А. И. Социальная антропология. М., 2000. Главы 1-4.

Емельянов Ю. И. Основы культурной антропологии. СПб., 1994.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки. М., IIIN7.

Минюшев Ф. И. Социальная антропология. М., 1997; 2004.

Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук. М.,1972. С. 156— 162.

Розин В. М. Введение в культурологию. М., 1994. Социокультурное исследование. М., 1994.

Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.

Социальная антропология на пороге XXI века. Тезисы и материа­лы конференции. М., 1997.

Социальная антропология в вузе. Сборник учебно-методических материалов. М., 1997.

Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социоло­гическом конгрессе. Раздел: Социальная антропология. Т. 3. С. 711 — 741. М., 2003.

Человек и современный мир. М., 2002.

Хрисанфова Е. П., Перевозчиков И. В. Антропология. Учебник. 3-е изд. М., 2002.

РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.