Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 95 страница




[66]) Что же касается способа изображения нот, то в греческом пении сменились две системы: а) буквенная (т.е. изображение высоты, длины звуков и всяких оттенков исполнения) – на основании греческого алфавита и б) крюковая или невматическая (т.е. изображение нот различными значками и линиями). Буквенная система исчезла еще до Иоанна Дамаскина, вторая в измененном виде существует и доселе.

[67]) В последнее время более подтверждается и распространяется мнение, что первоначальное русское пение и нотные книги были греческого происхождения и содержания, доказательством чего является: а) греческое название русских нот-крюков; б) их начертание, сходное с греческими нотами; в) присутствие в богослужебных нотных книгах греческих слов; г) прямое свидетельство летописей о прибытии в Русь греческих певцов, научивших русских греческому пению; д) долго хранившийся обычай пения по-гречески в русских храмах.

[68][68]) Вот образцы искажения:

1) В чтении молитвы: Слава Ти, Господи, сотворившему вся. (В пении молитвы: Слава Ти Господи ананене нанененене ине ненене нананани, сотворившему вся).

2) В чтении молитвы: Всяко дыхание да хвалит Господа. (В пении молитвы: Всяко – оовуо, оокувуо, оокувуо, оокувуо, ды ихиини, ха- хахаха -ние да хвали хихиинвуи, ивуинини те се Гос ееоооо пода вуааавуаааавуа навуа).

3) В чтении молитвы: Душе моя, душе моя востани. (В пении молитвы: Душе мо ооохохооооо я ааа душе моя хаааа вост ааа ни).

В чтении: “О коликих благ окаянный себе лишихъ, о каково Царствия отпадохъ, убогий азъ богатество изгубигъ.”

В пении: О коликихъ благъ окаянный себе лишихъ, о Хабува каково Царствия отпадохъ.

В чтении: “Святыхъ Отецъ лики… Похваляюще верою ублажимъ, глаголюще: о божественнаго полче богогласныи, аооружители полка Господня.”

В пении: Святыхъ Отецъ лики… Похваляюще верою ублажимъ, глаголюще: о Хабува божественнаго полче…

Для объяснения таких вставок придумывали искусственные объяснения, напр. Хебуве – значило, будто бы: “Христе Боже”; Хабува – “Христа Бога”; Хабуву – “Христу Богу.” Эти вставки встречались даже в XVII в.

[69]) Хомовое пение осталось у старообрядцев и именуется иначе раскольничьим пением.

[70]) Это издание Св. Синодом Церковного Обихода, повторявшееся последовательно и в течение XIX в. важно потому, что дает возможность и ныне составить понятие о знаменном напеве, а также о напевах киевском и болгарском. Ознакомлению со знаменным напевом канонов помогает сочинение прот.д. Разумовского: “Церковное пение в России,” где распевы изложены церковными и итальянскими нотами. Подобным же руководством для изучения знаменных напевов “Господи воззвах” служат сочинения А. Д. Кастальского: а) “Господи воззвах” и б) “Догматики-Богородичны” - знаменного распева, написанные итальянскими нотами. Ему же принадлежит единственная пока музыкальная попытка (как сказано) – наглядно восстановить древнехристианское пение, изложенное в сочинении: “Из минувших веков” (“Тетрадь III Христиане”).

[71]) Историками церковного пения являются протоиерей Разумовский, Ю. К. Арнольд († 1898 г.), прот. Вознесенский († 1911 г.), С. В. Смоленский (1848 – 1909 г.) прот. Металлов, В. А. Преображенский, М. М. Иванов, А. И. Покровский.

[72]) Из церковных музыкальных критиков наиболее известны: Н. Ф. Соловьев, А. П. Коптяев, М. М. Иванов, Компанейский, прот. Лисицын и др.

[73]) Из таких хоров, помимо Императорской Придворной Капеллы, наиболее известны еще хоры – Митрофановского монастыря (приобретший особенную известность при Воронежском архиерее Серафиме и регенте прот. Случевском), Киевского собора (регент Калишевский), Московский Синодальный хор (б. регент В. С. Орлов, б. директор Кастальский) и СПб. хоры: а) Архангельского (дирижер сам Архангельский), б) Графа А. Д. Шереметева, в) Казанского собора (регент В. А. Фатеев) и г) СПб. Митрополита (регент Львовский с 1856 – 1894 г. и затем И. Я. Тернов).

[74]) Слово литургия происходит от греч. слова λείτος = литос, общественный, торжественный + έργον = эргон, дело, служба (значит общественное, торжественное дело или служба).

[75]) Облачение священнослужителей перед Литургией совершается после чтения некоторых положенных молитв пред Царскими вратами, что называется “совершением входного.”

[76]) Словом “воздух” большой покров называется потому, что вея им на литургии во время символа веры (см. рис. 229, л. 58), священник колеблет воздух. Введение воздуха объяснялось естественной необходимостью закрыть Св. Дары от насекомых. Ранее подобное назначение исполняли рипиды (рис. 216, л. 53).

[77]) В древности такие оглашенные обыкновенно стояли в притворах и нарфиксах.

[78]) Строго говоря, слова “Господу помолимся” должны диаконом произноситься тихо.

[79]) В некоторые праздники Трисвятая песнь заменяется другими. Напр. в Пасху, Троицын день, в Рождество Христово, Богоявление, в субботу Лазареву и Великую, поется:

“Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа.”

(Те, которые крестились во имя Христа, во Христа и облекись благодатью Христовой. Аллилуиа).

Это пение напоминает о том, что в древности к этим праздникам приурочивали крещение оглашенных. – В праздник воздвижения Креста Господня (14 сент.) и в неделю Крестопоклонную поется “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.”




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.