Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная этика социального работника




Скидки не суммируются, не накапливаются.

Примечания:

1. Дополнительно оплачиваются услуги по перестановке мебели, монтажу или демонтажу, если это необходимо для выполнения работ – в размере 5 – 10% от стоимости чистки по договоренности.

2. Некоторые пятна нельзя вывести в силу различных обстоятельств их появления и их возраста.

 

По указанным контактным телефонам Вы можете получить консультацию о выборе способа чистки для различных тканей.

 

Если Вас заинтересует наше предложение, то мы:

  1. При поступлении заказа направим к Вам сотрудника нашей фирмы, который произведет замеры площадей объектов, подлежащих обслуживанию, и оценит их состояние.
  2. Составим спецификацию услуг, индивидуальную для вашего объекта, в минимальные сроки.

 

Ждем Ваших заказов по телефонам: 8-928-296-43-15

E-mail: [email protected]

Контактное лицо: Патрушева Марина Юрьевна

 

 

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская на-
ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие,
нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее
древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи-
лософии. Для обозначения философского учения о морали и
нравственности Аристотелем был предложен термин «этика1».

Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом
уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю-
щие перед человеком в его повседневной деятельности. По-
скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное
отношение к практике, оно определенным образом обосновы-
вает практическую деятельность человека.

Трудовая деятельность человека является наиболее типич-
ным и всеобъемлющим примером практической деятельнос-
ти, в связи с чем можно говорить о феномене профессиональ-
ной этики
— одной из фундаментальных теоретических ос-
нов любой профессиональной деятельности, представляющей
собой науку о профессиональной морали как совокупности
идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов
и норм поведения, отражающих сущность профессии и обес
печивающих взаимоотношения между людьми, складывающи
вся в процессе труда и вытекающие из содержания их про-
фессиональной деятельности. Профессиональная этика вме-
сте с тем
это нравственное самосознание профессиональ
ной группы, ее психология и идеология2.

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм
и правил, которыми должен руководствоваться работник в
своей деятельности, возникла в глубокой древности, когда она
не могла быть отдельной, обособленной отраслью знания. Пер-
вые этические требования к действиям специалиста можно
встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления на-
чальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тыся-

1 Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона — М., 1981. — С. 408.

2 Федоренко Е. Н. Профессиональная этика. — Киев, 1983.


•и-нртием до нашей эры. В числе прочих требований к работни-
и \ указывается на необходимость добросовестного и качествен-
|н и о выполнения своих обязанностей, поскольку такое отноше-
нис к труду — залог будущей высокой должности и богатства1.
чццако возникновение первых целостных профессиональных
ч ических комплексов специалисты относят к периоду ремес-
ленного разделения труда, т. е. к периоду возникновения ремес-
м(иных цехов в XI - XII веках2. Именно в этот период констати-
Р\ ют историки — в цеховых уставах появляются этические тре-
f>i шания, регламентирующие отношение к профессии, труду, то-
мприщам по работе и т. д.

<)днако представители целого ряда профессий, имевших жиз-
iii'iiHo важное значение для всех членов общества, ранее дру-
i и к осознали необходимость этической регламентации своей
длительности, и поэтому такие профессионально-этические
кодексы, как «клятва Гиппократа» и некоторые другие сло-
шились несколько ранее. В основном это профессии, связан-
ные непосредственно с человеком или с условиями его жизне-
I дсшельности, профессии с высокой степенью индивидуализа-
ции труда, например, учительская, врачебная деятельности.

Как отмечал Ф. Энгельс3, каждая профессия имеет свою

|1м1>гтвеннук> мораль. Профессия формирует у ее носителей не

кнм.ко профессиональные навыки, но и определенные черты

I личности и отношение к содержанию своей деятельности.

Профессиональная этика лежит в основе всех других аспек-

ii профессиональной деятельности, так как мораль профес-
1 тональной группы (профессиональная мораль) является co-
Inn иной частью морали общества, а собственно мораль явля-
|оп-я одним из самых древних регуляторов поведения и дей-

пий, взаимодействия людей, в том числе и в профессиональ-
[ мни сфере.

11оявление профессиональной этики предшествует созданию
ниучных теорий о ней, поскольку профессиональная этика,
I но шикающая первоначально как явление обыденного созна-
ния, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и
иОобщения практики представителей профессиональной груп-

1 Очерк истории этики / Под ред. Б. А. Чагина — М., 1969. — С. 21.
Белякова Г. И. Профессиональная этика. — М., 1975. — С. 12.
' Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической филосо-
1 фпп // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 21. — С. 298-299.


 




пы. Эти обобщения систематизируются в виде кодексов (писа-
ных и неписаных), заключающих в себе не только этические |
требования к содержанию и результатам деятельности, но и к
отношениям, возникающим в процессе деятельности, а также
выводы, сделанные на основе обобщений. Таким образом, про-
фессиональная этика — это не только наука о профессиональ-
ной морали, но и нравственное самосознание совокупной про- 1
фессиональной группы, ее идеология и психология.

Профессиональная этика, как и этика вообще, не разраба-1
тывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседнев-1
ной совместной деятельности людей. Профессиональная эти- j
ка систематизирует накопленный в процессе исторической
практики опыт, характерный для данного вида деятельности,
обобщает его и совершенствует по мере совершенствования
данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика
может рассматриваться как разновидность общей морали, не-
сущая в себе специфические черты, обусловленные видом и j
типом деятельности, — т. е. является прикладной научной
дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. Вместе
с тем она может рассматриваться как прикладная теория нрав-
ственности, бытующей в профессиональной среде.

В практике повседневной деятельности профессиональная
этика представляет собой совокупность норм поведения спе-
циалистов. Нормы профессиональной этики подвержены из-'
менениям под воздействием как внешних, так и внутренних
по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в
каждый момент времени, влияют на поведение специалистов,
побуждая их действовать определенным образом. Основными I
задачами профессиональной этики являются воздействие на
сознание специалиста с целью совершенствования его как
личности и как профессионала и содействие наиболее полно-
му и эффективному решению профессиональных задач.
В целом же профессиональная этика является приложением ]
общей, теоретической этики к определенным видам профес-1
сиональной деятельности.

Социальная работа, как особый вид профессиональной дея-
тельности, обладает специфической, только ей присущей со-
вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе
становления принципов и норм поведения специалистов. Бу-
дучи специализированной деятельностью, социальная работа


держит в себе неповторимые ситуации, противоречия, кото-
ie необходимо разрешать в самом процессе деятельности и
i орые нередко являются предметом этой деятельности. Это
(тоятельство вызывает необходимость придерживаться в
|| ятельности особых, более жестких моральных принципов и

нирМ.

В своей практической деятельности специалисты нуждают-
i н не только в нравственных ориентирах, определяющих об-
щее, основное направление их деятельности, но и в правилах
повседневной деятельности, без соблюдения которых невоз-
можно реализовать моральные нормы и принципы. Поэтому в
• i ических нормах социальной работы отражаются основные
i |)сбования и критерии поведения и действий социального ра-
Погника, которые, при всем их разнообразии, продиктованы
i иецифическими условиями и содержанием его труда.

Этика в социальной работе — не конечный продукт, а одна
и i неотъемлемых составляющих повседневной деятельности,
1111 ряду с теоретическим обоснованием необходимости действий,
шконодательно предусмотренной возможностью действовать,
определением наиболее эффективного пути решения пробле-
мы, его экономическим обеспечением и организацией выпол-
MI ния принятого решения. Глубокое знание норм и принци-
иои профессиональной этики, неукоснительное, творческое
применение их в повседневной деятельности помогает соци-
п и.ному работнику осуществлять сотрудничество с клиента-
ми, их близкими, коллегами, представителями общественных,
11 к ударственных и негосударственных организаций и учреж-
дений.

Отика социальной работы основывается на моральных нор-
мах (лат. norma — правило, образец; одна из наиболее про-
i i их форм нравственного требования, выступающая как эле-
мент моральных отношений и форма морального сознания1),
принимаемых обществом в качестве одного из важнейших ре-
i \ ляторов совместной деятельности и существования, и на тех
профессиональных ценностях, которые составляют сущность
i оциальной работы. Этический подход к профессиональной
деятельности социального работника позволяет вернуть эти-
ческим нормам то императивное значение, которое им прису-
ще, но которое долгое время игнорировалось, и повысить ин-

1 Словарь по этике / Под ред. И. С Кона — М, 1981 — С 211


 




дивидуальную и коллективную ответственность специалистов
за свои действия, поднять значимость и авторитетность про-
фессиональной деятельности каждого социального работни-
ка, всей системы социальной защиты населения.

Профессиональная этика социальной работы не является
каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механиз-
мам, регулятором поведения специалистов. Ее нормы и прин-
ципы служат тем же целям, что и требования нормативно-
правовой базы или технологического процесса в социальной
работе. Напротив, этика социальной работы требует от специ-
алистов и их коллективов служения интересам общества и
профессии, клиентов и их групп. Профессиональная этика
социального работника предписывает поиск резервов, исполь-
зование всех возможных видов ресурсов — от социальных до
личных ресурсов как самого социального работника, так и
его клиента; однако допустимо это лишь в социально и про-
фессионально одобряемых целях, но ни в коем случае не в
узкокорпоративных или личных корыстных интересах.

Сегодня для социальной работы все большее значение при-
обретает вопрос о необходимости определения этических кри-
териев ответственности каждого социального работника за свою
профессиональную деятельность, что требует создания едино-
го подхода к установлению моральных принципов и норм,
однозначного их понимания, выработке единой системы цен-
ностей и идеалов.

Не меньшее значение имеет и проблема коллективной от-
ветственности социальных работников. Любая профессиональ-
ная группа, особенно если она создает свою профессиональ-
ную ассоциацию, осознает она это или нет, стремится к под-
держанию и сохранению своих собственных узкопрофессио-
нальных интересов — например, повышение престижа и стату-
са профессии, получение субсидий на развитие профессиональ-
ной деятельности и т. д. Однако реализация этих интересов бу-
дет оправдана лишь в том случае, если она будет проистекать в
русле решения общепрофессиональных содержательных и соци-
альных проблем. Поэтому одной из основных задач профессио-
нальной этики социальной работы следует считать стремление
не допустить противоречия между корпоративными интересами
и целями, и задачами профессиональной деятельности, а также
интересами общества, и каждого его члена.


Тмким образом, объектом изучения этики социальной рабо-
ii.i мвляется профессиональная мораль специалистов, а пред-
метом
— возникающие в процессе работы этические отноше-
I инн. этическое сознание и этические действия социальных pa-
rt, и пиков.

Целью этики социальной работы является обеспечение и под-
| держание социально одобряемых содержания и сущности про-
фессиональной деятельности, а задачей — нормативная регла-
мсмгация отношений, поведения и действий отдельных пред-
| in мнителен профессиональной группы и их объединений, фор-
i мирование соответствующего этического сознания специалис-
IIhi социальной сферы.

Основными категориями этики социальной работы являются
про(|>ессиональные этические отношения, этическое сознание,
этические действия и профессиональный долг
специалистов.

(>сновные этические отношения в социальной работе, воз-
иикающие в процессе профессиональной этической деятель-
ипсти как совокупность зависимостей и связей, заключаются
ц постижении общественного и личного блага путем транс-
формирования системы «человек — среда». Эти отношения
И"> шикают между социальными работниками как членами кол-
нектива, между социальными работниками и их клиентами,
между социальными работниками и социальным окружени-
ем клиентов, между социальными работниками и различного
|юда учреждениями, организациями, частными лицами, с ко-
юрыми социальные работники связываются по поводу оказа-
ния помощи клиентам. Наконец, это отношения, возникаю-
щие между институтом социальной работы как одной из го-
i \ дарственных структур и другими государственными орга-
ии.тциями, государством в целом и обществом.

'.)тические отношения в социальной работе существуют в форме
требований, предъявляемых субъектами отношений друг к дру-
i v в части выполнения профессиональных обязанностей и дол-
im; нравственных принципов, лежащих в основе социальной
рмботы и подчиняющих себе всю деятельность; моральных ка-
честв,
которыми должны обладать и актуализировать в работе
субъекты социальной деятельности; постоянного самоконтро-
ля
специалистов в их деятельности.

Этическое сознание социального работника представляет со-
(юй отражение его социального бытия и деятельности, возни-


 




кающих в процессе профессиональных отношений. Это созна-
ние является субъективным отражением морали, поскольку
объективная социальная необходимость и общественные потреб-
ности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном
поведении и действиях. Эта особая форма осознания специали-
стом социальной необходимости получает специфическое нрав-
ственное обоснование: поведение и деятельность рассматрива-
ются уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения
их моральной ценности. Высшим мерилом ценности поступка
является благо, общества и клиентов социальной работы, а зна-
чит, с точки зрения нравственности, и самого социального ра-
ботника. В силу этого профессиональная деятельность конкрет-
ного социального работника, с точки зрения нравственности,
является благом не только потому, что она необходима обществу
или клиентам, а и потому, что она необходима самому социаль-
ному работнику, так как предоставляет ему возможность при-
нести пользу и тем самым реализовать свои собственные нрав-
ственные установки.

Этические действия. Социальная работа, как и любая де-
ятельность, характеризуется определенными структурными
элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и
нравственности. Социальный работник действует в ценностно
ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред-
ство достижения цели или даже намерение может получить
оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам,
т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и
зле.

Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель-
ности может быть только благо клиента и общества. Цель де-
ятельности всегда является идеальным образом будущего ре-
ального результата. Цель, которую ставит перед собой соци-
альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо-
жет быть выражена формулой: «способствовать решению про-
блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».
Клиент, как правило, формулирует свою цель более конкрет-
но. Однако не всегда цель, поставленная клиентом, является
достижимой — на это могут влиять такие факторы, как воз-
можности системы социальной защиты и конкретной соци-
альной службы, объективная ценность конечного результата
для клиента, этичность цели и другие факторы. При этом соци-


альный работник, оценивая этическую приемлемость цели,
планируя конкретные действия по решению проблем клиента,
берет на себя личную ответственность. В том случае, если соци-
альный работник оценил возможную ценность результатов ра-
боты для клиента, его социального окружения, для общества в
целом как отрицательную, сочтет возможным не предприни-
мать действий по реализации данной цели или изменить цель,
он должен тщательно аргументировать свое мнение и доказать
его правильность клиенту.

Мотивация. Любой человек соотносит реальность, будь то
предметы, явления или поступки и действия, со своим собствен-
ным духовным миром. Социальный работник всегда восприни-
мает свою деятельность с точки зрения не только общечелове-
ческих или профессиональных ценностей, но и исходя из соб-
ственной системы ценностей, собственных понятий о морали и
нравственности. Действия социального работника включают в
себя специфически нравственные мотивы его профессиональ-
ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь
нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого
и профессионального, потребность в достижении определенных
идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального
работника в силу его профессиональных обязанностей главным
содержанием его профессии и значимым конечным результа-
том является достижение блага клиента, решение его проблем.
Однако следует отметить, что социальная работа в настоящее
время привлекает не только людей, делом жизни которых ста-
ло оказание помощи нуждающимся. В силу различных внешних
причин в социальную работу приходят люди, стремящиеся реа-
лизовать собственные интересы, а не оказать помощь людям.
Такая деятельность также возможна, но она, как правило ме-
нее эффективна, поскольку внешняя мотивация, например, удоб-
ный по времени режим работы, размер заработной платы, а также
какие-либо другие внешние блага, значительно слабее мотива-
ции внутренней.

Это особенно справедливо в отношении социальной работы,
где необыкновенно важна внутренняя мотивация, т. е. внут-
ренние побуждения к деятельности. В качестве мотивов, как
правило, чаще всего рассматривается содержание выполняе-
мой работы, процесс трудовой деятельности и ее конечный ре-
зультат. Если социальный работник как личность чувствует


 




потребность быть нужным людям, если он готов защитить сла-
бого, если он радуется благополучию своего клиента и гордится
его успехами, то можно говорить, что положительная мотива-
ция имеет место. Поэтому чувство общности с клиентом, ответ-
ственности за его судьбу, потребность быть полезным и творить
добро — желаемые мотивы поведения и деятельности социаль-
ного работника, которые должны развиваться в ходе его обуче-
ния и практической деятельности.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то пра-
вовое обоснование, на которое социальный работник (группа
специалистов) или социальная служба официально опирается
в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра-
вило, законы Российской Федерации, касающиеся социаль-
ной работы, должностная инструкция для отдельного работ-
ника и Положение о подразделении социальной защиты или
о социальной службе — вся нормативно-правовая база, рег-
ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль-
ной защиты и их работников.

В качестве документа, легитимизирующего деятельность соци-
альных служб, может выступать федеральная или местная соци-
альная программа, приказ или инструктивное письмо вышестоя-
щего органа социальной защиты или федеральных и местных ор-
ганов власти, их решение и т. п. В любом случае это документ,
содержание которого должно отвечать критериям нравственности
и ни в коем случае не может противоречить общим целям и зада-
чам, единым для всех социальных служб и системы социальной
защиты в целом, действующему законодательству. Обоснование
деятельности как по форме, так и по содержанию может отличать-
ся от целей в силу различных объективных причин.

Помимо официальных документов, регламентирующих дея-
тельность социальных служб и конкретных социальных работ-
ников, должно существовать четкое и ясное соглашение между
специалистом и его клиентом о характере и целях их взаимо-
действия, порядке совместных действий. Это может быть дого-
вор, заключенный клиентом или от имени клиента с социаль-
ной службой, заявление или другой документ, направляемый
клиентом (или лицом, имеющим право представлять его инте-
ресы) в адрес социальной службы.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже-
ния является одним из ключевых вопросов этики. Для дости-


жения поставленных целей социальный работник использует
все доступные ему легальные средства — от материальных до
духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться
этическими принципами, главный из которых — «не навреди».
Социальный работник должен предвидеть, к каким последстви-
ям может привести не только достижение поставленной им
цели, но и применение избранных им средств достижения цели
— «использование деструктивных средств приводит к трансфор-
мации и самой цели»1. Несмотря на то что цель, поставленная
социальным работником, может быть высокоморальной, несо-
ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все
результаты деятельности.

Так, например, известно, что социальная работа стеснена в
средствах из-за недостаточного финансирования. Однако это
не означает, что социальный работник может оказывать по-
мощь своим малообеспеченным клиентам, экспроприируя сред-
ства у их более обеспеченных сограждан и играя, таким обра-
зом, роль «благородного разбойника» или допуская обман,
совершая нечестные поступки. Даже если в соответствии с
действующим уголовным законодательством такой социальный
работник не может быть привлечен к ответственности, его
деятельность получит в общественном сознании негативную
оценку, которая будет затем перенесена на весь институт со-
циальной работы. Поэтому для социального работника дей-
ствия по принципу вседозволенности, пусть даже во имя ве-
ликой благородной цели, недопустимы. Для достижения по-
ставленных целей необходимо выбирать только узаконенные,
одобряемые обществом, имеющие высокую моральную цен-
ность средства.

Действия. Решение социального работника приступить к
действиям должно базироваться на понимании и знании того,
какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу.
Действия должны осуществляться на основе уважения к кли-
енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их
достоинстве и подлинном благополучии. Ответственность за
разработку плана или программы этически приемлемых дей-
ствий по реализации цели всегда полностью возлагается на
социального работника. Несмотря на то, что клиент — полноп-
равный участник обсуждения вариантов решения проблемы и




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.