Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством




80.

РАБОТЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ

ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный) для
обозначения учения о должном поведении, поступках, образе
действий был введен в XVIII веке английским философом
И, Бентамом. Первоначально Вентам вкладывал в это поня-
тие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея
в виду долг и обязанности верующего перед Богом, религией,
религиозной общиной, а затем употребил его для обозначения
теории нравственности в целом. Вскоре понятие «деонтоло-
гия» стало применяться несколько в ином смысле — в каче-
стве термина, обозначающего должное поведение, поступки и
действия отдельной личности или специалиста, а не только
верующего, по отношению к его религиозным обязанностям,
а учение — деонтология — стала отличаться от аксиологии —
учении о нравственных ценностях.

С формированием деонтологии зтика из морали добродетель-
ного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фик-
сирует должное в определенных максимах, правилах. Так в
истории этики был совершен еще один шаг от морали отдель-
ных нравственных качеств к морали, опирающейся на закон.
Сделаем этот шаг и мы и рассмотрим профессиональную дея-
тельность с точки зрения должного, долга и, конечно же, нор-
мы, фиксирующей должное поведение.

Практически каждая современная профессия формирует соб-
ственные представления о должном, одновременно сопостав-
ляя его с сущим. На основании представлений о должном скла-
дываются требования к поведению и действиям, которые в
отношении специалиста выступают как его профессиональ-
ный долг и обязанности. В понятие профессионального долга
всегда входят не только функциональные обязанности пред-
ставителей той или иной профессии, но и ответственность этих
людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед
обществом.

Нет профессий важных и неважных, нужных и ненужных,
вредных для общества или полезных. Сам факт их существо-



вания говорит о том, что они востребованы обществом, следова-
тельно, нужны, важны и полезны. Все существующие профес-
сии прямо или опосредованно в конечном счете служат интере-
сам человека и человечества. Однако существуют профессии,
внешние проявления которых (т. е. конечные результаты дея-
тельности специалистов) оказывают существенное влияние на
развитие общества, его безопасность, культурное и нравствен-
ное состояние или затрагивают непосредственно интересы че-
ловека.

Учение о должном является ядром каждой профессиональ-
ной этической системы. Понятие «деонтология» существенно
уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскры-
вает сущность профессионального долга, то деонтология вы
являет специфику его реализации в конкретных видах взаи-
моотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так ярко вы-
ражена сопряженность моральных и профессиональных ком-
понентов в поведении и действиях специалиста. Категория
«профессиональный долг» выражает нравственные обязанно-
сти специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиен-
там и их социальному окружению и является отражением внут-
ренней, моральной необходимости следования выполнения
своих обязанностей, необходимости следования определенной
линии поведения, диктуемой прежде всего внешними по от-
ношению к личности специалиста интересами.

Долг — одна из важнейших категорий как общей, так и
профессиональной этики, поскольку она выражает обществен-
ные и профессиональные связи специалиста и представляет
собой совокупность его обязанностей перед государством, об-
ществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и
ответственность перед ними. Сознание своего долга определя-
ет поведение специалиста, выбор им определенных норм мо-
рали, которым он следует в своей повседневной практической
деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей,
профессиональный долг воспринимается специалистом не как
нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная по-
требность, глубокая убежденность в необходимости опреде-
ленных действий.

В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный
характер деятельности социального работника и нормативный
характер профессиональной этики. Специфическое содержа-


ние и основные черты долга социального работника определя-
ются тем, что он занят конкретной специфической социальной
деятельностью по решению проблем общества, социальных
групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его
профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает со-
циального работника соизмерять все свои поступки, действия
и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и норма-
ми профессиональной морали.

Долг как «высокая нравственная необходимость, ставшая
внутриличностным источником добровольного подчинения
своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных
моральных ценностей1», внутренне закономерно связан с от-
ветственностью, выражающей соответствие моральной деятель-
ности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Если
долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуа-
ции осознать и практически реализовать требования профес-
сиональной морали, то ответственность его определяется с
точки зрения выполнимости долга. Ответственность специа-
листа характеризует его личность с точки зрения нравствен-
ных требований, предъявляемых к ней в части профессио-
нально-квалификационных и личностных качеств и деятель-
ности. Ответственность без долга беспредметна, она никогда
не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответ-
ственности перед самим собой.

Деятельность социального работника сопряжена с высокой
степенью самостоятельности и моральной ответственности, пред-
ставляющей собой сознательное отношение к профессионально-
му долгу. Ответственность в свою очередь не является отвлечен-
ным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельно-
сти, внимания к людям, окружающим социального работника
в его повседневной практической деятельности. В этих случаях
понятие профессионального долга вменяет в обязанность специ-
алисту быть способным предвидеть последствия своей деятель-
ности, особенно негативные последствия, — в соответствии с из-
вестным принципом «primum non nocere» — «прежде всего, не
навреди», приписываемом Гиппократу.

1 Словарь по этике

/ Под ред. И. С. Кона. 4-е изд. - М., 1981. —С. 78-



Деонтология является одной из основ профессиональной дея-1
тельности социальных работников, медицинских работников,!
учителей, психологов и представителей других профессий,!
объектом деятельности которых является человек, а професси-1
ональные действия непосредственно связаны и направлены на 1
достижение физического, психического и социального здоровья«
и благополучия человека, его социального окружения и обще-1
ства. Учение о долге является центральным звеном системы j
профессиональной этики. Профессиональная деонтология пред-1
ставляет собой учение о долге и обязанностях представителя
профессии перед обществом и государством, перед своей про-
фессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конеч- '
ном счете направлена деятельность.

Применительно к социальной работе деонтология — это ком-
плекс профессиональных, правовых и морально-этических пра-
вил, составляющих понятие профессионального долга соци-
ального работника. Деонтология социальной работыэто
комплекс норм, установлений и предписаний о долге и про
фессиональных обязанностях, ответственности социально
го работника (трудового коллектива учреждения социаль
ной защиты) перед обществом и государством, перед соци
алъной работой как профессией и социальным институтом,
перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Таким образом, профессиональный долг специалиста — это
те требования, которые общество, профессия, коллектив, кли-
енты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в
чем он сам испытывает потребность и за что несет ответствен-
ность. Долг выступает перед специалистом в виде обязаннос-
тей, соблюдение которых становится его внутренней нравствен-
ной потребностью. Содержание профессионального долга со-
циального работника представляет собой совокупность право-
вых, моральных требований, предъявляемых к нему его про-
фессией.

Осознание социальным работником своего профессиональ-
ного долга — есть отражение его объективных обязанностей в
идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мо-
тивах профессиональной деятельности и воплощение их в
практической повседневной деятельности. Таким образом, про-
фессиональный долг обусловлен совокупностью объективных
и субъективных факторов, определяющих поведение специали-


ста. Сознательное выполнение своего долга является условием
высокоэффективной деятельности как самого социального ра-
ботника, так и всей социальной службы и института социаль-
ной работы в целом.

Социальная работа как вид профессиональной деятельнос-
ти и социальный институт возникают в ответ на объективную
общественную необходимость. Соответственно, и обязанности
социального работника (и функции социальной работы) явля-
ются отражением объективной социальной реальности.

«Обязанности человека в отношении общества одновремен-
но и объективны, и субъективны. Первое означает, что эти
обязанности существуют независимо от того, признает их че-
ловек или нет. Они вытекают из самого факта жизни челове-
ка в обществе. Второе означает, что личность признает нали-
чие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя1».
Содержание профессионального долга, таким образом, выте-
кает из требований, предъявляемых обществом к деятельнос-
ти и поведению людей, выполняющих от имени общества оп-
ределенные функции и занятых в данной профессиональной
сфере. Это содержание профессионального долга может быть
документировано в большей или меньшей степени, но оно су-
ществует объективно.

При определенных условиях объективный и профессиональ-
ный долг становится фактически внутренним нравственным
долгом социального работника как личности и как представи-
теля профессии. Моральный долг — как глубоко осознанная
необходимость определенной линии поведения, диктуемой по-
требностями достижения блага в системе «человек — среда» —
для социального работника является продолжением профессио-
нального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Для про-
фессионального социального работника требования профессио-
нального долга во многом совпадают с его личными интереса-
ми, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутрен-

, нюю потребность, моральную обязанность. Веления профессио-
нального долга, ставшие внутренними убеждениями социаль-
ного работника, являются определяющим духовным стимулом
его деятельности. Требования морального долга заставляют со-
циального работника рассматривать свои обязанности шире, чем

I этого требует профессиональный долг.

1 Тугаринов В П Личность и общество — М, 1965.


Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональ-
ным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юри-
дические, и профессиональные требования, установленные для него
обществом, принимает во внимание возможную реакцию со
стороны общества, профессиональной группы и клиента на вы-
полнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он
поступает:

свободно, поскольку принятая обществом система морально-нрав-
ственных нормативов не является универсальной и из всего многооб-
разия норм, которые имеют место в обществе, — от групповых до об-
щественных — специалист может выбирать те, которые в наиболь-
шей степени отвечают его внутренним устремлениям и представле-
ниям о добре и благе;

сознательно, так как решение поступить так или иначе принято
им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и
клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходи-
мости, путем выбора из значительного количества вариантов воз-
можных решений;

добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и
доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятель-
ство определяет поведение и деятельность специалиста в повсед-
невной практике.

Осознание социальным работником своего профессионального
долга означает:

высокий профессионально-квалификационный уровень как га-
рант качества работы;

четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросо-
вестное и неукоснительное их выполнение;

профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-
правовой базы;

глубокую убежденность в необходимости выполнения своих про-
фессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы
общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

сознательное и активное участие в профессиональной деятельно-
сти с целью достижения блага общества, трудового коллектива и
клиента;

заинтересованность в повышении эффективности работы своего
коллектива и своей индивидуальной работы;

высокую организованность и сознательную дисциплину, привыч-
ку к должному поведению;


наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего
профессионального долга;

стремление постоянно совершенствоваться в профессии, ос-
наивать новые знания, приобретать опыт практической деятель-
ности.

При этом сознательное начало, регулирующее поведение,
[ ребования к профессиональным и личностным качествам со-
циального работника и привычка к должному поведению не про-
i иворечат друг другу — напротив, они дополняют друг друга.

Нравственное поведение в профессиональной деятельности,
даже в такой гуманной и этичной, как социальная работа, вов-
се не вытекает автоматически из контекста обстановки, в кото-
рой проходит деятельность, и содержания труда, хотя до неко-
торой степени определяется стандартными функциональными
обязанностями. Однако профессиональная деятельность никог-
да не сводится к механическому выполнению функциональных
обязанностей. Обязанности, ставшие моральным долгом, про-
фессионал выполняет по внутреннему убеждению и побужде-
нию, без непосредственного побуждающего воздействия извне,
действуя при этом сознательно и творчески. Это является од-
ной из особенностей труда социального работника — существу-
ющие формы управления профессиональной деятельностью
специалиста, система прав и обязанностей и способы их реали-
зации оставляют простор для творчества социального работни-
ка, что делает еще более значимым мотивирование профессио-
нальной деятельности соображениями морального долга.

Деятельность социального работника, имеющая в своей ос-
нове должное поведение, всегда ориентирована на тщатель-
ное, творческое выполнение профессиональных обязанностей
и достижение высоких результатов, сопровождающиеся со-
знанием личной ответственности за произведенные действия.
Такая деятельность стимулируется потребностью в самоува-
жении, поддержании профессионального авторитета и лично-
го достоинства, статуса трудового коллектива и профессии в
обществе. Она не может быть ориентирована на чисто вне-
шние показатели, на поддающиеся официальному учету и кон-
тролю критерии эффективности с целью получения поощре-
ний в любой форме. Деонтология показывает, какие требова-
ния предъявляет общество к социальному работнику как к спе-
циалисту, гражданину и человеку.


 




Деонтология социальной работы включает в себя определен*
ные принципы:

личной ответственности за порученное дело как <
правовом, так и в моральном отношениях;

компетентности специалиста;

рационального подхода к решению поставленных \
задач;

соответствия полномочий и ответственности;

правовой регламентации деятельности;

подотчетности;

инициативы и творческого подхода;

организованности и дисциплины;

контроля и проверки исполнения;

критического подхода к оценке деятельности, воз\
можностей своих и клиента;

доверия и свободы действий;

поощрения и наказания и другие.

Условно деонтологию социальной работы можно рассмат-
ривать по тому, какие субъекты и объекты рассматриваются]
как стороны конкретного профессионального отношения. Со-
ответственно можно выделить пять типов таких отношений,]
представленные в виде соответствующих разделов книги.

Деятельность социального работника во всех ее видах и со-
ставных частях имеет социальную направленность и влечет
социальные последствия, в связи с чем встает вопрос о долге
и ответственности специалиста перед обществом и государ
ством за свою деятельность. Рассматривая этот вопрос в це
лом, следует отметить, что само выполнение социальным ра-
ботником его профессиональных обязанностей, достижение
поставленных целей совпадает с интересами общества. Решая
ту или иную задачу, социальный работник руководствуется
различными интересами — интересами клиента, личными ин-
тересами, интересами профессиональными, которые в главном
совпадают с общественными. Однако деятельность социально-


i о работника столь сложна и многообразна, содержит в себе воз-
можность возникновения такого огромного количества нестан-
(артных, неформальных ситуаций, что социальный работник
довольно часто оказывается перед проблемой выбора правиль-
ного решения.

Большинство этиков прошлого, в частности философы Древ-
ней Греции и Древнего Рима, связывали должное с обществен-
ным благом1, что имеет свое историческое обоснование. Анало-
i ичный подход к определению должного демонстрировали и фи-
иософы эпохи Просвещения — И. Кант, К.-А. Гельвеции, Ж.-
Ж. Руссо и др. Из их трудов следует, что в случаях, когда инте-
ресы, которыми руководствуется человек, совпадают с интере-
сами общества, его поступки в меньшей степени нуждаются в
моральном регулировании.

Декларируя в Конституции Российской Федерации благо
человека как свою главную цель и задачу2, государство доби-
вается достижения этой цели различными способами. Одним
из наиболее эффективных способов достижения «условий, обес-
печивающих достойную жизнь и свободное развитие челове-
ка», является формирование в стране института социальной
работы, призванного осуществлять деятельность в отношении
гех граждан, которые имеют объективные и субъективные
ограничения жизнедеятельности, затруднения в реализации
своих конституционных прав и находятся в трудной жизнен-
ной ситуации. Поэтому на институт социальной работы воз-
южены наиболее трудные и ответственные функции по Оке-
анию помощи именно этой категории граждан. Для многих
1юдей существование института социальной работы является
i динственной действенной гарантией реализации права на
образование, охрану здоровья, труд и др.

Долг и ответственность перед обществом и государством тре-
буют от социального работника в первую очередь использова-
ния всех его профессиональных знаний и навыков, таланта и
душевных качеств в интересах общества и государства, —
т. е. следования социальным работником установлениям при-
нятой государством социальной политики. Долг предполагает
выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления

1 Античная философия (фрагменты и свидетельства). — М., 1940. —
С. 101.

2 Конституция Российской Федерации, Ст. 1 П. 1, Ст. 7 П. 1.


 




на основании понимания им (работником) целей и задач про-
фессии, институциализированной обществом и государством,
а также социального содержания его деятельности.

Поручая социальному работнику заботу от своего имени о сво-
их социально уязвимых гражданах, предоставляя ему некото-
рые необходимые для осуществления этой целенаправленной
деятельности полномочия, государство и общество возлагают на
специалиста двойную ответственность — за действия и послед-
ствия этих действий самого социального работника и за деятель-
ность его клиента.

В связи с такой постановкой вопроса оценке подвергается
не только чисто формальная сторона деятельности социально-
го работника и ее социально значимые результаты, но и те
взаимосвязи и отношения, которые возникают в процессе де-
ятельности. Таким образом, социальная работа должна отра-
жать не только букву, но и дух социального законодательства
и социальной политики. Профессиональный долг социально
го работника состоит в установлении таких взаимосвязей и
отношений в профессиональной деятельности, которые опти
мально соответствуют требованиям, предъявляемым к инсти-
туту социальной работы.

Одной из главных целей деятельности социального работни
ка является улучшение или восстановление условий жизнедея
тельности клиента и в связи с этим — оптимизация его жизне
деятельности как таковой. Подобный результат социальной ра
боты для общества и государства является целеполагающим —
в этом смысл и цель существования в любом обществе системы
социальной защиты населения. Используя свои знания и навы-
ки для достижения поставленной государством и обществом цели,
прилагая свои усилия для улучшения положения одной из са
мых многочисленных категорий населения — социально уязви
мых, незащищенных граждан, — социальный работник доби
вается улучшения социальной и морально-нравственной ситуа
ции в обществе в целом.

Совершая для достижения стоящих перед ним целей необ
ходимые действия в рамках профессиональной деятельности,
социальный работник привлекает для этого, при необходимо
сти, все возможные виды ресурсов и в первую очередь те, кото
рые ему предоставляют государство и общество. При этом он
должен заботиться об обеспечении оптимального соотношения


между затратами ресурсов и полученным результатом. Эффек-
тивное использование ресурсов в социальной работе, их твор-
ческое, рациональное расходование, изыскание новых, нетра-
диционных и более эффективных видов ресурсов — одна из глав-
ных задач социального работника и его профессиональный долг
перед обществом и государством.

Влияние социального работника на жизнедеятельность об-
щества проявляется не только непосредственно через него са-
мого и его действия, но и опосредованно, через действия его кли-
ентов, а также результаты этих действий и их влияния на соб-
ственную жизнедеятельность, жизнь и развитие окружения.
Поэтому имеет большое общественное значение то нравствен-
ное содержание, которое социальный работник привносит в от-
ношения с клиентами и передает им в процессе взаимодействия.

Основной задачей социального работника в этой связи ста-
новится обеспечение максимально активного, посильного
участия его клиентов в деятельности на благо общества, даже
если это касается решения клиентом его собственных про-
блем. Не только социальные работники, но и их клиенты об-
ладают большей или меньшей социальной активностью. На-
править эту активность клиентов в нужное русло, придать ей
глубокий социальный и нравственный смысл и общественную
значимость — одна из целей социального работника, за дос-
тижение которой он несет ответственность перед обществом
и государством.

Таким образом, глубокое понимание социальным работником
социального содержания и последствий его профессиональной
деятельности является его профессиональным долгом и важ-
нейшим деонтологическим принципом. Этот принцип опреде-
ляет основные отношения специалиста в области социальной
работы с обществом и государством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.