Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностно-нравственные качества социального работника 3 страница




Объективность: социальный работник — человек, и пол-
ностью исключить человеческий фактор в его взаимоотно-
шениях с клиентом невозможно; однако по оценке проблем
клиента и его качеств социальный работник должен соблю-
дать объективность, отрешившись от собственных эмоций.
В противном случае он может, переоценив клиента, потре-
бовать от него невозможного; недооценив его, — настроить
клиента на работу «с прохладцей», вызвать у него желание
вне зависимости от личностного потенциала решить свои
проблемы целиком за счет усилий социального работника
и системы социальной защиты в целом, что, безусловно, не
пойдет на пользу ни самому клиенту, ни обществу, ни со-
циальному работнику. Объективно должна оцениваться
необходимость в помощи группы клиентов — социальный
работник не имеет права недооценивать или переоценивать
всей совокупности обстоятельств каждого из клиентов и
принимать решение об оказании преимущественной помо-
щи одному в ущерб интересам другого без достаточно веских
на то оснований.


 




Справедливость должна постоянно присутствовать во взаи-
моотношениях социального работника с клиентами, их близ-
кими и коллегами. Социальный работник может иметь свои
симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на
качестве его работы с различными клиентами; какие бы чув-
ства клиент ни вызывал у социального работника, отношение к
нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внима-
тельным, а его проблемы должны оценивается адекватно. Сим-
патичен клиент социальному работнику или вызывает антипа-
тию — это не должно отразиться на количестве и качестве тех
благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Спра-
ведливость должна проявляться и по отношению к коллегам —
каждое действие коллеги должно получать справедливую оцен-
ку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или не-
достатков, с учетом как объективных, так и субъективных фак-
торов. Воплощение в практике социальной работы принципа
справедливости предохраняет социального работника от отчуж-
дения и от клиента, и от коллектива.

Тактичность — это качество предполагает умение соци-
ального работника предвидеть все объективные последствия
своих поступков или действий и их субъективное восприятие
клиентом, коллегами и другими людьми. Тактичность как ка-
чество личности социального работника необходима вследствие
того, что его поведение всегда требует одновременного соблю-
дения множества нравственных требований, которые могут
противоречить друг другу. Учет всех возможных обстоятельств,
ведущих к нежелательным последствиям, мера полезности кон-
кретных поступков и действий специалиста детерминируют-
ся профессиональным тактом социального работника, выра-
ботанным на основе тактичности как личностного качества.
Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не
поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не за-
деть самолюбие личности, не унизить ее, достигается путем
всесторонней оценки противоречивой ситуации, а также тен-
денций и динамики ее развития. Как качество личности, так-
тичность особенно необходима социальному работнику, кото-
рому в силу профессиональной специфики приходится иметь
дело с людьми слабыми, больными, униженными, раздражен-
ными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми об-
стоятельствами, в которых они находятся.


Внимательность и наблюдательность необходимы соци-
альному работнику в его повседневной практической деятель-
ности. Работая с клиентом, социальный работник обязан обра-
щать внимание на малейшие изменения в его настрое, как по-
ложительные, так и отрицательные. Хороший специалист все-
гда может заметить неуверенность и колебания клиента, его
растерянность, угнетенность, наконец, плохое самочувствие
или несогласие с предлагаемым решением, даже если по ка-
ким-либо причинам возражения не высказаны вслух. Наблю-
дательность и внимательность социального работника дадут
ему в данном случае возможность, не упуская времени, дока-
зать свою правоту, более веско аргументируя предложения,
подбодрить клиента, поддержать его. Наконец, внимательность
и наблюдательность помогут социальному работнику уловить
неискренность клиента и подтолкнуть к проверке полученной
информации.

Терпимость — обязательный принцип во взаимоотноше-
ниях социального работника с клиентом и непременное каче-
ство его личности. Социальный работник должен быть терпи-
мым, если стремится достигнуть соглашения со своим клиен-
том. Терпимость — моральное качество, характеризующее ува-
жительное отношение к интересам, убеждениям, веровани-
ям, привычкам других людей1. Терпимость социального ра-
ботника основывается на устойчивом навыке принимать че-
ловека таким, каков он есть, на признании его права быть
самим собой, иметь собственные привычки, взгляды, убежде-
ния, вести тот образ жизни, который он считает целесообраз-
ным, если это не имеет характера уголовно наказуемой или
иной социально опасной деятельности. Терпимость не означа-
ет, однако, одобрения социальным работником тех негатив-
ных идей или действий клиента, которые могут оказать отри-
цательное влияние на его жизнедеятельность, его ближайшее
окружение или общество в целом.

Выдержка и самообладание являются качествами личнос-
ти социального работника, без которых его профессиональная
деятельность невозможна. Сталкиваясь в своей деятельности
с клиентами, находящимися в трудной жизненной ситуации,
социальный работник всегда должен учитывать эмоциональ-
ный статус таких индивидов. Даже если клиент раздражен и

1 Словарь по этике / Под ред. Кона И. С — М., 1981. — С. 337.


 




позволяет себе выплеснуть негативные эмоции на социального ра-
ботника, то социальный работник не имеет права ответить тем же.
Более того, он не должен терять самообладания — в противном
случае, отдавшись во власть собственных эмоций, он не услышит
того, что говорит клиент, не сможет воспринять информацию и
правильно оценить ее- В случае, когда социальный работник об-
щается с клиентом, имеющим нарушения психики или функций
органов чувств, выдержка и самообладание ему также необходи-
мы, поскольку в интересах дела следует наладить контакт даже с
таким клиентом, получить от него сведения, предоставить инфор-
мацию в доступной форме и добиться ее усвоения.

Доброта социального работника, основанная на гуманизме и
любви к людям, имеет специфическое содержание — она дея-
тельна. Она воплощается в заботе о человеке, создании благо-
приятных условий для его жизнедеятельности, положительно-
го эмоционального настроя, в обучении клиента необходимым
для него навыкам и действиям, в умении вовремя и в должной
мере оказать необходимую помощь. Социальный работник
должен быть не добреньким, жалеющим клиентов и потакаю-
щим их слабостям, а добрым, — т. е. способным учить клиен-
та противостоять негативным явлениям, преодолевать труд-
ности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких.
Доброта социального работника обязывает его говорить кли-
енту даже неприятную правду, если это необходимо для его
блага.

Любовь к людям — без нее социальный работник никогда
не станет для клиента другом, наставником, близким челове-
ком. Однако, как говорит пословица, «легче любить все чело-
вечество, чем своего соседа», и в своей профессиональной де-
ятельности социальный работник постоянно сталкивается с
тем обстоятельством, что далеко не все клиенты объективно
способны вызывать К себе любовь. Тем не менее, социальный
работник должен уметь видеть в людях положительные каче-
ства — именно они могут стать основой его любви к ним.
Работая с клиентом и определяя его положительные черты и
качества, социальный работник должен стремиться к тому,
чтобы изменить мнение клиента о самом себе и вызвать ту
положительную трансформацию личности, которая повлечет
за собой позитивное изменение ее жизненных обстоятельств.
Равнодушие к человеку ведет к невнимательности, непонима-


нию его внутреннего мира и, соответственно, резко снижает эф-
фективность воздействия.

Самокритичность — неотъемлемое качество социального ра-
ботника. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои
ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку
своим действиям и поведению, не выгораживая себя и не ища са-
мооправданий, — одно из качеств, дающих возможность социаль-
ному работнику не только честно исполнять свой долг, но и совер-
шенствоваться в своей профессиональной деятельности. Только
не закрывая глаза на собственные недостатки, а конструктивно
критикуя самого себя, можно развивать свои достоинства. Вмес-
те с тем самокритичность социального работника не должна пе-
реходить в «самоедство» — это качество, обусловленное стремле-
нием все абсолютно, и свои, и чужие грехи взвалить на себя, не
принесет пользы, а напротив, погрузит социального работника в
состояние безысходности, пессимизма, сделает его неуверенным
в себе и своих силах.

Адекватность самооценки необходима социальному работ-
нику в его повседневной практической деятельности. Специа-
лист, работающий с населением в области социальной защи-
ты, осуществляет жизненно важные для всего общества фун-
кции. Однако при этом он не должен терять чувства реально-
сти и переоценивать свои способности и возможности — завы-
шенная самооценка приведет к самоуверенности и высокоме-
рию, а самоуверенность, в свою очередь, повлечет за собой
ошибки и негативно скажется на эффективности деятельнос-
ти. Не менее опасна и заниженная самооценка социального
работника — неверие в свои силы и возможности отрицатель-
но скажется не только на результатах деятельности, но и на
состоянии клиента, на общественном мнении о системе соци-
альной защиты в целом.

Терпение необходимо в повседневной деятельности соци-
ального работника, поскольку он работает с различными кли-
ентами, многие из которых трудны в общении. Такие трудно-
сти могут быть вызваны как возрастными (например, ослабле-
ние памяти), так и эмоциональными (например, раздражи-
тельность) характеристиками клиента. Социальный работник
должен быть терпелив с каждым, должен быть готов выслу-
шать бессвязный рассказ или несколько раз повторить одно и
то же, должен иметь терпение выслушать эмоционального кли-



ента, даже если эти эмоции беспричинно направлены на соци-
ального работника. Для него главное — дать клиенту высказать-
ся по проблеме, снять отрицательные эмоции и направить раз-
говор в конструктивное русло, чтобы получить и передать ин-
формацию в полном объеме, добиться понимания и вызвать мо-
тивацию к совместной деятельности.

Коммуникабельность — важнейшее качество социального
работника. С общения начинается его знакомство с клиентом,
общением работа с ним заканчивается. От коммуникативной
способности социального работника во многом зависит в це-
лом успех его деятельности, потому что именно в общении он
узнает о проблемах клиента, его надеждах и ожиданиях, в
общении вырабатывает план совместных действий по реше-
нию проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты.
В ходе общения могут открыться изменившиеся обстоятель-
ства клиента, что позволит внести коррективы в работу, сде-
лать ее более продуктивной. В общении с коллегами соци-
альный работник перенимает и распространяет опыт работы,
обсуждает общие проблемы и решает волнующие его вопро-
сы. В общении с представителями других государственных и
негосударственных учреждений и организаций решает вопро-
сы необходимые для нормального функционирования и раз-
вития социальной службы.

Оптимизм — социальная работа является одной из самых
трудных профессий, поскольку социальный работник, в ка-
кой бы службе он ни работал, чаще всего видит людей несча-
стных, обездоленных, обремененных множеством проблем. И
он знает, что далеко не все проблемы можно разрешить — и
по объективным причинам, и по субъективным. Вместе с тем
социальный работник несет людям помощь, хотя бы частич-
ное облегчение их страданий, а следовательно, и добро — и
это обстоятельство служит источником его оптимизма. Спе-
циалисту, наблюдающему постоянно вокруг себя человеческие
страдания, трудно сохранять оптимизм, веру в справедливость
и торжество добра, однако это необходимо, так как помимо ма-
териальной, бытовой и любой другой помощи, социальный ра-
ботник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее,
а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры,
ни надежды. Социальный оптимизм социального работника имеет
своим источником убежденность в возможности осуществления


социальной справедливости, способности человека к постоянно-
му саморазвитию и самосовершенствованию. Отсутствие оптимиз-
ма у социального работника не только «заражает» клиента безыс-
ходностью, но и делает нецелесообразными всякие попытки из-
менить положение к лучшему, т. е. делает социальную работу бес-
смысленной тратой времени и средств. С учетом того обстоятель-
ства, что от настроя социального работника во многом зависит и
активность клиента, оптимизм может считаться одной из основ-
ных черт личности социального работника.

Сила воли всегда необходима социальному работнику в его
практической деятельности. Сознательная волевая нацелен-
ность на выполнение объективно необходимых действий, спо-
собность не отступать перед препятствиями, возникающими в
процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца —
являются качествами, развивающимися в результате накоп-
ления опыта работы и осознания своего профессионального
долга, преодоления самого себя, своей слабости.

Сила воли необходима социальному работнику не только
для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодо-
леть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью
в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях, сло-
жившимся в его сознании мнении о себе как о неудачнике,
неспособном успешно функционировать во враждебном соци-
уме. Именно сила воли социального работника может заста-
вить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и
неверие в собственные силы, активно подключиться к дея-
тельности и тем самым повысить свой личностный потенциал
и социальную активность.

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — пости-
жение эмоционального состояния, проникновение — «вчув-
ствование» в переживания другого человека1. Способность к
эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является необ-
ходимой чертой личности социального работника и во многом
определяется его умением поставить себя на место клиента.
Это качество развивается по мере накопления специалистом
жизненного и профессионального опыта.

Клиент социальных служб — это человек или группа лиц,
попавшие в трудную жизненную ситуацию, — как говорит
определение. Но за рамками определения оказались такие ха-
рактеристики клиента, как его негативный эмоциональный на-


 




строй, растерянность, угнетенное состояние, потребность в уте-
шении, понимании. Практика показывает, что, обращаясь за
помощью в социальные службы, клиент в первую очередь ищет
сочувствия, сострадания, сопереживания.

Уже при первой встрече со своим клиентом социальный ра-
ботник вольно или невольно демонстрирует свои способности
сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не
сможет обмануть клиента — он интуитивно почувствует равно-
душие и фальшь, которая ранит его. Подлинное сочувствие и
сострадание всегда будут оценены клиентом. Результаты мно-
гочисленных исследований говорят о том, что наибольшим ус-
пехом у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто
профессионально выполняет свои обязанности, но при этом ос-
тается равнодушным к клиентам, а тот, кто всегда готов выслу-
шать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязан-
ности не так профессионально.

Стремление к самосовершенствованию должно проявлять-
ся не только в постоянном стремлении специалиста к професси-
ональному росту1, приобретению практического опыта, навы-
ков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершен-
ствовании духовном и нравственном, повышении своих мораль-
ных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые
могут отрицательно сказаться на качестве его работы.

Самосовершенствование социального работника — не са-
моцель, хотя для любой личности совершенствование своих
профессиональных и духовных качеств является одной из важ-
нейших потребностей. Как специалист в области работы с че-
ловеком, социальный работник свою деятельность во многом
регулирует не только законодательными актами, но и мораль-
ными нормами, принципами и правилами, которые наиболь-
шую ценность и значимость приобретают тогда, когда стано-
вятся частью сознания его как личности. Нравственность со-
циального работника направлена не только на него самого, но
и на клиента, и в этом ее высокое назначение. Как говорит
недавно появившаяся пословица, «социальная работа — это
не профессия, это — диагноз». Высокие моральные качества
позволяют социальному работнику самостоятельно регулиро-
вать свое поведение и действия, осуществлять самоконтроль и
моральную самооценку. Стремление социального работника к

1 Карпенко Л. А. Психология. Словарь. — М., 1990. — С. 463.


самосовершенствованию становится положительным примером
для клиента, и напротив, трудно требовать от клиента актив-
ных действий, максимальной реализации личностного потен-
циала, если он видит, что социальный работник, призывающий
его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе
самому.

Творческое мышление — неотъемлемая характеристика со-
циального работника. В социальной работе, несмотря на то,
что имеется определенная классификация стандартных поло-
жений, нет абсолютно одинаковых ситуаций и идентичных
клиентов. В каждом конкретном случае социальный работ-
ник должен, принимая решение, учитывать малейшие нюан-
сы дела, чтобы принять оптимальное решение и добиться наи-
высшего результата. При отсутствии творческого мышления
специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им
схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффек-
тивность его работы и может отрицательно сказаться на кли-
енте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, при-
менимых в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях,
просто не существует. Отсутствие творческого мышления у
специалиста будет расценено его клиентом как невниматель-
ность, недостаток опыта и желания помочь, что может дис-
кредитировать социальную работу.

Таким образом, качества личности социального работника
во многом определяют успешность его взаимодействия с клиен-
том и являются необходимым условием его профессиональной
пригодности. Формирование моральных качеств происходит
путем усвоения духовных ценностей общества и профессии,
превращения их в процессе деятельности в убеждения и потреб-
ности. Эти качества личности социального работника, прояв-
ленные им по отношению к клиенту, его окружению и всему
обществу, способствуют повышению уровня общественной нрав-
ственности и тем самым — решению ряда социальных проблем.
Личность социального работника целостна. Те качества, ко-
торых требует от специалиста профессиональная деятельность,
не исчезают за пределами учреждения социальной защиты, они
присутствуют в его поведении и действиях постоянно, в любых

1 Лаврененко И. М. Личность и профессиональная деятельность
социального работника (международный опыт) // Российский журнал
социальной работы. 1996. № 2. — С. 112.


 




ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении
облик социального работника как высоконравственной личнос-
ти.

Есть и еще одна социальная роль социального работника.
Он не только представитель профессиональной группы и лич-
ность, он — гражданин.

Социальный работник должен понимать, осознавать свою
миссию, свое место в профессии, в обществе, в мире. Он дол-
жен понимать, что избежать опасностей, угрожающих чело-
вечеству, и построить гуманный мир невозможно без такого
состояния человеческой души, как сострадание. В этом смыс-
ле гуманизм, практический гуманизм, может быть определен
формулой «разум + умение + сострадание».

Однако уже в настоящее время, несмотря на то, что соци-
альная работа еще так молода в нашей стране и далеко не
полностью раскрыла свой гуманистический потенциал, среди
социальных работников стало расти разочарование социальным
статусом работников социальной защиты и ролью их деятель-
ности в обществе. Многие, посвящая себя этой благородной
деятельности, искали в служении ей возможность улучшения
условий жизнедеятельности своих сограждан, но при этом
оказывались зачастую бессильными помочь. Причинами по-
добного бессилия главным образом следует считать несовер-
шенство законодательной базы, недостаточность финансиро-
вания системы социальной защиты и непонимание со сторо-
ны отдельных представителей властных структур объектив-
ного социального статуса и значимости социальной работы,
также все возрастающее по объективным причинам количе-S
ство клиентов социальных служб.

Такое положение, хотя и объяснимое, не может считать
нормальным. Безусловно, в условиях экономического кризи-1
са решить некоторые проблемы не представляется возмож-j
ным — например, практически невозможно сколько-нибудь
существенно увеличить социальный бюджет и снизить коли-j
чество клиентов за счет улучшения качества жизни. Но при
этом вполне реально и необходимо на основе убежденности
социальных работников в важности их профессиональной де-1
ятельности создать положительный настрой как у специалист!
тов, так и у их клиентов, вселить уверенность в то, что все пусть
ограниченные ресурсы общества и системы социальной защи-1


ты будут использованы для их блага с наибольшей эффективно-
стью.

Очень полезно в этом плане широкое информирование обще-
ственности через средства массовой информации, через клиен-
тов и их социальное окружение о деятельности службы соци-
альной защиты населения.

Осознание обществом высокой значимости социальной ра-
боты, ее объективного статуса и функций, которые она вы-
полняет, поможет социальным работникам, если не решить
полностью, то, по крайней мере, уменьшить груз проблем кли-
ентов. Повышение статуса социальной работы как наиболее
гуманной сферы профессиональной деятельности может спо-
собствовать повышению статуса милосердия и гуманизма, со-
циальной справедливости и доброты в общественном созна-
нии, росту духовности российского общества.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.