Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностно-нравственные качества социального работника 1 страница




Личная ответственность социального работника за неже- лательные для клиента и общества последствия его действий. Разрабатывая вместе с клиентом план совместных действий, социальный работник, вооруженный знанием не только сущ- ности проблемы клиента и его потребностей, но и возможнос- тей системы социальной защиты для ее решения, количества и качества средств, потребных для решения проблемы, несет ответственность за последствия принимаемого решения.

Этические принципы в социальной работе

Соблюдение разумных интересов клиента. Социальный ра-
ботник, приступая к работе, вне зависимости от уровня его
деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести бла-
го своему клиенту (клиентуре) и обществу. Выполняя свой
профессиональный долг, он выступает от имени общества,
возложившего на него обязанности по решению определен-
ных задач — в общем случае эта задача может быть выражена
формулировкой «стабилизация и гармонизация отношений в
обществе». Стабильность же в обществе, в свою очередь, на-
ступает при отсутствии в нем очагов социальной напряженно-
сти, каковыми являются ущемленные в своих законных ин-
тересах слои, группы населения и отдельные индивиды. Де-
легируя от своего имени социального работника для оказания
помощи в решении проблем социально уязвимых слоев и групп
населения и наделяя его соответствующими необходимыми и
достаточными полномочиями, общество добивается таким об-
разом гармонизации и гуманизации отношений как между
социальными группами, так и внутри них, что дает определен-
ную гарантию поступательного развития.


В то же время для конкретного клиента на первый план выхо-
дят, конечно, не проблемы общества в целом и не общественные
отношения, а его собственные проблемы и необходимость их ре-
шения, и главную задачу социального работника он видит имен-
но в оказании им от имени государства и общества помощи в ре-
шении своих проблем, причем значимость решения этих проблем
является объективно-субъективной.

Социальный работник, как специалист, должен в первую оче-
редь помочь клиенту определить приоритеты решаемых про-
блем, помочь ему разобраться в разумной обоснованности воз-
никающих потребностей и оказать помощь в удовлетворении по-
требностей именно такого характера, а также принять меры для
вовлечения клиента в деятельность для оказания самопомощи.
Система социальной защиты от лица государства определяет
приоритеты и гарантирует клиенту удовлетворение основных
жизненно важных потребностей.

Его ответственность носит более серьезный характер, нежели
ответственность клиента: клиент, как правило, озабочен лишь
достижением своего блага, социальный работник же должен учи-
тывать последствия принятого решения не только для клиента,
но и для всего общества и по возможности, сглаживать противо-
речия их интересов, если таковые возникают. Он — профессио-
нал, и поэтому он выступает с позиций возможного, целесообраз-
ного, должного и желаемого результата, в то время как клиент
может позволить себе выступать с позиций желаемого, посколь-
ку не обладает такими знаниями, которые есть у специалиста и
не всегда хорошо представляет себе, каковы возможности инсти-
тута социальной работы. Кроме того, человеку свойственно же-
лать большего, нежели это может быть целесообразно. Именно
это обстоятельство делает социального работника ответственным
за результаты совместных с клиентом решений и действий в го-
раздо большей степени, в том числе и за отдаленные последствия.


 




Однако нельзя делать социального работника «ответствен-
ным за все». Так например, трудно требовать от социального
работника полной личной ответственности за отдаленные ре-
зультаты совместных с клиентом действий и их последствия.
Когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена;
клиент вправе воспользоваться результатами совместной с со-
циальным работником деятельности для решения своих акту-
альных проблем. В зависимости от характера этих проблем,
морального облика клиента, результат может быть любым —
в этом случае ответственность социального работника стано-
вится весьма относительной.

Уважение права клиента на принятие самостоятельного
решения на любом этапе совместных действий.
Уважение этого
права клиента есть проявление уважения прав человека. Кли-
ент социальной службы как личность обладает всеми права-
ми человека, в том числе и правом самостоятельно опреде-
лять свою судьбу, образ и стиль жизни, иметь собственные
убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре
и зле. Приступая к работе, социальный работник выясняет не
только проблемы и потребности своего клиента, но и его виде-
ние решения проблемы, в том числе и конечного результата
совместных действий. Социальный работник, предлагая кли-
енту план действий, по его мнению наиболее полно отвечаю-
щий нуждам клиента, аргументирует свое мнение, но тем не
менее, клиент имеет право отказаться от предложенного вари-
анта. Он имеет право отказаться от продолжения уже начатой
работы, если его мнение в силу каких-либо причин изменилось.
Если новая точка зрения клиента является объективно ирраци-
ональной и поставленная им новая цель является недостижи-
мой или ведет к нежелательным для клиента последствиям, то
социальный работник может постараться переубедить клиента,
аргументируя свои доводы нормами действующего законодатель-
ства и возможностями системы социальной защиты населения,
своего профессионального опыта и т. п. Однако в любом случае
последнее слово остается за клиентом, поскольку он имеет пра-
во самостоятельно решать свою судьбу на основе собственного
жизненного опыта, потребностей и мнения.

Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помо-
щи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию,
причем причины этого обстоятельства могут быть разными — как


< |бъективными, так и субъективными, не зависящими от самого
клиента и кроющимися в его личности и избранном им стиле жиз-
ни. Клиент может быть застенчивым или наоборот, грубым, но то
II другое мешает ему установить нормальные взаимоотношения с
тдьми; он может страдать от недостатка силы воли или упор-
ства в достижении поставленной цели; наконец, он может быть
человеком не вполне здоровым физически или психически или
поведение его может быть охарактеризовано как девиантное —
он таков, каков он есть, и с ним надо работать, даже если клиен-
том социальной службы его сделали его же недостатки. Однако
принятие клиента таким, каков он есть, вовсе не означает одобре-
ния всех его поступков.

Социальный работник не имеет права предъявлять ко всем
клиентам одинаковые требования и давать одинаковые рецеп-
ты на все случаи жизни без учета личностного фактора и обсто-
ятельств — этим он снизит эффективность своей работы и ос-
корбит своего клиента равнодушием и нежеланием понять.
И наоборот, учитывая особенности личностных качеств клиен-
та, принимая его таким, каким он является (а не таким, каким
его хотелось бы видеть), объективно оценивая его возможности
и способности (в том числе и потенциальные), социальный ра-
ботник может строить свою тактику и помимо решения основ-
ной проблемы, воздействуя психолого-педагогическими мето-
дами добиваться положительной коррекции личностных качеств
клиента, реализации его потенциала.

Конфиденциальность — один из ведущих принципов со-
трудничества социального работника и клиента. Все, что ка-
сается условий жизнедеятельности клиента, его личностных
качеств и проблем, является конфиденциальной информаци-
ей, и клиент должен быть поставлен об этом в известность.
Сведения о клиенте социальный работник может сообщить
третьему лицу только с разрешения клиента и только тем,
кто имеет отношение к решению проблем клиента. Напри-
мер, практически всегда социальный работник ставит в изве-
стность свое руководство обо всех значимых обстоятельствах
дела клиента — это является необходимым для оказания наи-
более адекватной обстоятельствам и эффективной помощи и
основанием для привлечения к решению проблемы других под-
разделений социальной службы и даже сторонних организаций.
Но социальный работник обязан при этом поставить в извест-


 




ность клиента о том, что информация будет передана работни-
кам социальной службы.

В некоторых случаях необходимым для решения проблем
клиента является привлечение к совместной работе близких
клиента, его соседей, представителей общественных организа-
ций и юридических лиц. Однако волевые решения непримени-
мы — социальный работник может действовать только метода-
ми разъяснения и убеждения, аргументируя необходимость при-
влечения к совместной деятельности указанных лиц и организа-
ций. В этом случае необходимо заручиться согласием клиента на
передачу в необходимом и достаточном объеме информации ука-
занным лицам и действовать в соответствии с его решением. Кро-
ме этого, следует предупредить указанных лиц и учреждения о
необходимости соблюдать конфиденциальность в отношении
нуждающегося в их помощи клиента.

Доброжелательность — основа нравственной культуры соци-
ального работника, принцип профессиональной этики и одно из
непременных условий его успешного взаимодействия с клиен-
том. Само содержание социальной работы как профессиональ-
ной деятельности основано на желании людям добра и творе-
нии добра. Доброжелательность присутствует на всех этапах вза-
имодействия специалиста с клиентом. Доброжелательность по-
могает ему найти верный тон при первом разговоре с клиентом,
вызывает клиента на откровенный рассказ о своих проблемах и
трудностях. Желая добра клиенту, социальный работник осу-
ществляет необходимое руководство его действиями, тактично
указывает на его ошибки и недостатки, помогает в решении
трудных проблем или берет на себя заботу о клиенте полностью.
Доброжелательность всегда ощущается клиентом — благо-
даря ей он чувствует в социальном работнике не равнодуш-
ного чиновника, который выполняет за заработную плату оп-
ределенный перечень надоевших обязанностей «от» и «до» и
забывает о них по истечении рабочего времени, а живого чело-
века, готового понять и помочь не в силу служебного положе-
ния, а потому что этого требуют его нравственные принципы и
убеждения. Доброжелательность социального работника явля-
ется отражением и проявлением его любви к людям.

Бескорыстие — необходимый принцип этики социальной
работы. Он не входит в противоречие с тем обстоятельством,
что социальный работник, являясь трудящимся, работаю-


щим по найму, получает за свою работу соответствующую за-
работную плату. Бескорыстие проявляется в отношениях со-
циального работника и его клиента, поскольку клиент не оп-
лачивает услуг специалиста. Если клиенту оказываются плат-
ные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а
не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу
именно он, а учреждение эту работу оплачивает. Такие опос-
редованные финансовые отношения между социальным работ-
ником и клиентом дают право считать основой их отношений
отсутствие материальной заинтересованности друг в друге,
бескорыстие со стороны социального работника.

Бескорыстие социального работника проявляется также и в
том, что зачастую он делает для своего клиента существенно
больше, нежели это предписывается должностной инструкци-
ей. Специалист делает для своего клиента все, что по его мне-
нию необходимо сделать для разрешения проблемы, не ожи-
дая дополнительного вознаграждения.

Хорошо выполненная специалистом работа, своевременно
и качественно оказанная помощь всегда ценится клиентом,
однако профессиональная этика требует, чтобы социальный
работник деликатно, но твердо отказывался от всех матери-
альных выражений благодарности своего клиента. Помимо слов
благодарности, высказанных клиентом в его адрес, социальный
работник имеет право принять лишь букет цветов в знак ува-
жения и признательности.

Честность и открытость во взаимоотношениях социального
работника и его клиента являются основой их взаимного до-
верия и уважения, а значит, и плодотворного сотрудничества.
Социальному работнику следует знать, что доверие со сторо-
ны клиента к нему — не обязанность, а следствие его деятель-
ности. Доверие не выдается, а заслуживается. Поэтому отно-
шения социального работника и клиента могут строиться толь-
ко на основах открытости и честности. Социальный работник
не вправе скрывать от клиента правдивую информацию, важ-
ную для его жизнедеятельности; он должен видеть в клиенте
своего полноправного союзника и партнера, а от партнера скры-
вать ничего нельзя.

Любая полуправда, неискренность социального работни-
ка могут привести к утрате доверия клиента: почувствовав
ложь или недосказанность, клиент замкнется в себе, будет


 




скрывать от социального работника информацию, боясь до-
вериться ему. Такое взаимное недоверие и недосказанность
могут привести только к снижению эффективности взаимо-
действия.

Ни в коем случае не следует скрывать от клиента нега-
тивного результата совместных действий или приукраши-
вать его. Напротив, следует в деликатной форме ознако-
мить клиента с результатами действий, объяснить причи-
ны неудачи и что планируется предпринять для того, что-
бы исправить ошибку и достичь намеченной цели.

Полнота информирования клиента о предпринимаемых действи-
ях необходима не только для того, чтобы клиент знал, что соци-
альный работник предполагает предпринять для решения его про-
блем. Одной из задач социальной работы является активизация
личностного потенциала клиента, а выполнение этой задачи невоз-
можно без полного информирования клиента. Даже если клиент в
силу различных объективных или субъективных причин не может
активно подключиться к выполнению намеченного плана действий,
то на стадии принятия решения он имеет полное право на участие
в обсуждении и на решающее слово. Недостаток информации отри-
цательно скажется и на качестве принимаемого клиентом реше-
ния — не зная всех обстоятельств и фактов, он может принять
ошибочное решение, которое приведет к результату, прямо проти-
воположному желаемому.

Недостаток информации в том случае, если клиент под ру-
ководством социального работника предпринимает определен-
ные действия для разрешения своей проблемы, может приве-
сти к опрометчивым шагам, ошибочным действиям или без-
действию и в конечном итоге может сделать поставленную
цель субъективно недостижимой.

И наконец, самое главное, поскольку речь идет о судьбе чело-
века и его благополучии (материальном, физическом или духов-
ном), — клиент имеет полное право знать обо всех действиях,
которые предполагается предпринять с его участием или без его
участия; достоинство клиента требует, чтобы он был полноправ-
ным субъектом процесса социальной работы, а не пассивным
объектом воздействия, лишенным права на инициативу.

Отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении
клиента — непременное условие установления отношений со-
трудничества с клиентом. Социальный работник, приступая к


работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый
человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи,
мнения и т. п., и его воззрения не обязательно должны совпа-
дать с воззрениями социального работника. Мировоззрение че-
ловека в определенной мере формируется под влиянием усло-
вий социальной действительности, в которой протекает его
жизнедеятельность, а поскольку набор таких условий может
быть любым, социальному работнику, как и каждому специа-
листу, работающему с людьми, приходится иметь дело с широ-
ким спектром взглядов и убеждений.

Даже если взгляды и убеждения клиента полностью проти-
воречат взглядам и убеждениям социального работника и яв-
ляются иррациональными объективно или с точки зрения спе-
циалиста, это не значит, что клиента следует третировать,
ущемлять в правах или считать неполноценным. Социальный
работник может тактично изложить свою точку зрения, если
этого требуют интересы дела или просит сам клиент, но он
обязан уважать и точку зрения своего оппонента. Необходимо
помнить, что для социального работника главное — оказание
помощи людям, нуждающимся в этом, а не поиск единомыш-
ленников и единоверцев среди клиентов.

Социальная работа как профессиональная деятельность со-
провождается столкновением типичных интересов и возник-
новением характерных для нее противоречий. Эти противо-
речия обусловлены целями, содержанием, методами и орга-
низацией системы социальной защиты, ее местом в системе
общественных отношений, всей совокупностью и характером
общественных отношений, определяющих нравственную
атмосферу в обществе. Сам процесс социальной работы всегда
представляет собой совокупность объективно обусловленных
интересов его участников. Основные виды интересов, пред-
ставленных в социальной работе, могут быть объединены в
пять групп.

1. Личные интересы социального работника. Они проявляются в
стремлении при меньших затратах добиться лучших результатов, в
стремлении к улучшению условий труда, его должной регламентации
и справедливой оплаты, избавлению от лишних, не свойственных
социальному работнику обязанностей, в выборе такого количе-
ства и качества труда, которое давало бы человеку максимальное
удовлетворение и возможность полного самовыражения и само-



реализации в профессиональной деятельности и обеспечивало бы
условия для его профессионального и квалификационного роста,
а следовательно, повышения социального статуса.

2. Интересы клиента социальной службы. Клиент стремит-
ся максимально, с помощью социальной службы и конкретного
социального работника, реализовать свои интересы, которые мо-
гут быть в общем виде сформулированы как улучшение условий
жизнедеятельности, повышение качества жизни, достижение
уважения со стороны окружающих и самоуважения, достоин-
ства. При этом он старается, иногда неосознанно, приложить ми-
нимум усилий к реализации собственных же интересов, перело-
жив свои заботы на плечи социального работника, и получить
желаемые блага в полном объеме.

3. Интересы социального окружения клиента могут быть вы-
делены в отдельную группу интересов, поскольку они не всегда
совпадают с интересами клиента социальной службы. Так на-
пример, родственники клиента могут представлять себе конеч-
ный результат деятельности социального работника иначе, чем
видят это и социальный работник, и его клиент. Причину тако-
го несовпадения интересов следует искать в том, что социаль-
ное окружение клиента социальной службы может усматривать
в действиях социального работника возможность реализации
собственных, не имеющих отношения к благополучию клиен-
та, интересов (например, избавиться от надоевших хлопот по
уходу за престарелым или больным, получить на основании
дарственной его имущество и т. п.).

4. Интересы профессиональной группы социальных работ
никое.
Эти интересы проявляются в действиях, направлен-
ных на повышение престижа профессии, создание благопри-
ятных условий для функционирования и развития социаль-
ной работы, — развитии сети социальных служб, системы
подготовки, переподготовки кадров и повышения их квали-
фикации, стабильности трудовых коллективов и отношений в
них, создании обстановки взаимопонимания и сотрудничества
как внутри профессиональной группы, так и с внешними орга-
низациями, разработке и внедрении новых форм и методов
работы, приращении и обмене накопленным опытом.

5. Интересы общества. Интересы общества заключаются в до-
стижении стабильной обстановки в государстве на основе гармо-
низации интересов различных групп и слоев общества, в оказа-


нии профессиональной высокоэффективной помощи гражданам,
ограниченным в силу различных причин в своих возможностях, в
выравнивании возможностей граждан в реализации их основных
прав, в активизации личностного потенциала каждого индивида.
Эти интересы общество стремится реализовать с наименьшими
затратами всех видов ресурсов.

При реализации этих пяти групп интересов задача социаль-
ной работы заключается в том, чтобы не допустить антагонизма
между ними равно как и использования интересов одной груп-
пы в качестве инструмента реализации интересов других групп.
Так например, забота социальных работников о повышении
престижа профессии, выражаемая через развитие системы со-
циальной защиты, не только не противоречит интересам отдель-
ных социальных работников, клиентов и общества, а напротив,
дополняет их: имея возможность выбрать профильную соци-
альную службу, клиент увеличивает вероятность получения ква-
лифицированных услуг; государство и общество с помощью раз-
витой сети социальных служб могут обеспечить более широкий
охват различных категорий населения социальными услугами;
социальный работник может внутри системы реализовать свои
сущностные интересы и передать решение вопросов, несвойствен-
ных ему и представляемой им службе, своим коллегам.

Работая непосредственно с клиентом, социальный работник от-
носительно свободен в своих действиях, однако это не означает, что
обществу безразлично, как он пользуется своей свободой, какой
интерес он выбирает в качестве определяющего. Суть социальной
работы заключается не только в том, чтобы разрешить возникаю-
щее противоречие, но и в том, чтобы решая противоречие, осуще-
ствить акт социальной справедливости и целесообразности. Имен-
но такая постановка вопроса делает этические нормы социальной
работы и специфическими, и целесообразными.

Однако наиболее сложным для разрешения является вопрос
соотношения интересов клиента социальной службы и обще-
ства.

В теории и практике социальной работы постоянно обсуж-
дается вопрос, что в профессиональной деятельности может
являться приоритетом — интересы клиента, которые соци-
альный работник представляет от его имени перед обществом,
или интересы общества, от чьего имени выступает социальный
работник в качестве государственного чиновника?


 




Ответа на этот вопрос может быть три.

1. Интересы государства и общества превыше интересов от-
дельного человека, в данном случае
клиента социальной
службы.
При подобном положении вещей повторяется ситуа-
ция, сложившаяся в нашем государстве на протяжении тыся-
челетий. Религия говорила человеку, что он — раб Божий, что
любая власть — от Бога, следовательно, оставалось только одно:
принимать социальную действительность как данность, стра-
дать и терпеть, надеясь на воздаяние в загробной жизни, по-
скольку в жизни земной человек был не в состоянии и, более
того, не вправе что-либо менять.

В дореволюционный период и период советской власти мало
что менялось в этом отношении к человеку. Интересы лично-
сти были полностью подчинены интересам общества и госу-
дарства, отдельный человек, несмотря на лозунги, ничего не
значил, его интересами постоянно жертвовали во имя вели-
кой цели, которую ставило перед собой общество, — построе-
ние светлого будущего. По сути дела, советская концепция
построения нового общества в этом отношении мало чем отли-
чалась от религиозной христианской: человек мог рассчиты-
вать, что за его труды воздастся в далеком будущем — прав-
да, не лично ему и не в загробном мире, а его потомкам на
земле.

Находясь в подобных условиях, человек как бы растворяет-
ся в общей массе, становится незначительным «винтиком» в
большой государственной машине; он усваивает образ мысли,
в соответствии с которым от него ничего не зависит и ему не
следует ожидать блага для себя лично, так как человек — нич-
то, государство — все. Несмотря на все гуманистические ло-
зунги, была забыта истина, которую «открыли» еще гуманис-
ты XIV века — человек имеет право быть счастливым здесь и
сейчас, а не в необозримо далеком будущем. Такое мировоз-
зрение, навязанное сверху и усвоенное индивидом, порождает
психологию социальной пассивности, отстраненности и отчуж-
дения от общества. Несмотря на формальную подчиненность
интересов индивида интересам государства, на деле и государ-
ственные интересы терпят ущерб — пассивность граждан силь-
но тормозит общественное развитие.

В этой связи можно вспомнить апологию Т. Гоббса государ-
ства-левиафана, интересы которого превыше интересов лично-


сти и которое ради сохранения гражданского мира должно об-
ладать всей полнотой неконтролируемой власти, свободной от
каких-либо обязательств по отношению к закону, этике или
морали. Ж.-Ж. Руссо развил концепцию Т. Гоббса, объявив на-
род абсолютным сувереном, а решения, принимаемые от его
имени выборными представителями, — правильными всегда и
во всех случаях.

Однако историческая практика показывает, что даже если
в условиях представительной демократии решения принима-
ются от имени народа, это вовсе не означает, что они прини-
маются в интересах народа, т. е. большинства.

Применительно к социальной работе в нашей стране в со-
временных социально-экономических условиях приоритет го-
сударственных и общественных интересов означает, что ин-
тересы клиента социальной службы могут в значительной сте-
пени игнорироваться, хотя граждан, нуждающихся в социаль-
ной помощи и поддержке, большинство. В этом случае систе-
ма социальной защиты из института, необходимость которо-
го для большинства населения подтверждается самой жизнью,
превращается в пустую формальность, существующую лишь
в качестве ширмы, за которой укрывается единственная ре-
альная цель государства — построение рыночной экономики
любой ценой. Вновь населению предлагается ждать и терпеть
до того времени, когда социально ориентированный рынок
станет реальностью и сделает возможным получение благ для
всех граждан. Социальная цена реформ, интересы и судьбы
подавляющего большинства населения при этом не учитыва-
ются, поскольку, с точки зрения государства, граждане обла-
дают равными правами, а воспользоваться возможностями —
частное дело каждого.

2. Интересы отдельного клиента социальной службы пре-
выше интересов общества.
С одной стороны, такой подход дает
социальному работнику наивысшие полномочия для защиты
интересов клиента, для достижения его блага, да и клиент на-
чинает в этом случае практически ощущать свою высокую со-
циальную значимость, свою ценность для общества.

Но с другой стороны, возникает закономерный вопрос: над
чьими конкретно интересами возвышаются интересы клиента
социальной службы? От кого должен социальный работник за-
щищать клиента?


 




Общество — это не абстрактность, это люди. Именно от них
социальный работник, руководствуясь данным подходом, дол-
жен защищать своего клиента, выше интересов других людей
ставить интересы одного человека. Общество, т. е. всех лю-
дей, можно в этом случае рассматривать как силу, антагонис-
тичную и враждебную клиенту, чем, собственно, и вызвана
ситуативная необходимость его защиты.

Такую точку зрения можно было бы поддержать, если бы
людей, нуждающихся в социальной защите, было меньшин-
ство. Можно было бы утверждать, что общество как монолит
стоит на защите собственных интересов, т. е. интересов людей
сильных, умеющих постоять за себя. Люди слабые, неудачни-
ки, не умеющие или не имеющие возможности хотя бы в сред-
них для такого общества условиях отстаивать свои интересы,
оказываются в невыгодных по сравнению со средним гражда-
нином условиях — общественные стандарты, может быть,
объективно и не чрезмерно высокие, для них оказываются
непреодолимыми. Тем самым общество как бы противостоит
своим слабейшим членам и отторгает их, чем и вызвана необ-
ходимость защиты их интересов, защита их самих от обще-
ства, так как у общества, т. е. у подавляющего большинства,
необходимости в защите со стороны социальных служб нет,
оно в состоянии решить свои проблемы самостоятельно.

Однако в Российской Федерации ситуация складывается не
столь благополучно, как в приведенном абстрактном приме-
ре. По подсчетам специалистов, подавляющее большинство
населения (около 80%) нуждается в той или иной степени в
социальной помощи и поддержке, хотя далеко не все за нею
обращаются и в силу личных причин, и в силу того, что воз-
можности системы социальной защиты в кризисный период
невелики из-за недостаточного финансирования; круг клиентов
резко ограничен по объективным причинам. В такой ситуации
вопрос о приоритете интересов клиента социальной службы над
интересами общества становится чисто риторическим: мы при-
ходим к парадоксу, заключающемуся в том, что интересы од-
ного обездоленного индивида необходимо поставить выше ин-
тересов миллионов других точно таких же обездоленных инди-
видов, т. е. людей, находящихся примерно в одинаковых жиз-
ненных обстоятельствах, следует, в соответствии с вышеуказан-
ной концепцией, противопоставить друг другу, столкнуть их




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.