Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностно-нравственные качества социального работника 2 страница





интересы. В более знакомой интерпретации эта формула звучит
так: «человек человеку — волк», причем социальный работник
в этой системе отношений выступает как активный пособник фор-
мирования подобных «волчьих» взаимоотношений в обществе и сво-
ими действиями разрушает стабильность социума.

Занимая подобную позицию, т.е. ставя интересы клиента над
интересами общества без учета сегодняшних российских реа-
лий, социальный работник невольно способствует дальнейше-
му разобщению людей, расколу общества. Более того, он стано-
вится инструментом, разрушающим остатки социальной спра-
ведливости в обществе: в данных социально-экономичес-
ких условиях, поставив интересы своего действительного кли-
ента выше интересов клиентов потенциальных, «скрытых»,
социальный работник должен отдавать себе отчет в том, что
проблемы клиента можно решить только за счет ущемления
интересов остальных индивидов и социальных групп.

Таким образом, социальный работник не только практичес-
ки не может достичь одной из важнейших целей социальной
политики и социальной работы, заключающейся в гармони-
зации общественных отношений и понижении уровня эмоци-
ональной напряженности в обществе, но уже на теоретичес-
ком уровне отказывается от этого, считая приоритетными инте-
ресы сравнительно небольшой группы людей — своих клиен-
тов, а не интересы «скрытых» клиентов.

3. Гармонизация, сочетание интересов клиента социальной
службы и общества.
Такой подход представляется оптималь-
ным, ибо он полностью соответствует одной из важнейших зако-
номерностей социальной работы — решению социальных проблем
через личностные, личностных — через единичные. Подключаясь
к решению проблем клиента, социальный работник не противопо-
ставляет его обществу. Напротив, в этом случае он видит в обще-
стве надежного союзника, партнера, заинтересованного в решении
общей проблемы, так как проблемы члена общества — это про-
блемы общества.

«Отношение личности к общественному благу есть критерий ее
моральности», — как считаетН. Н. Куликова1, но безусловно, верно
и обратное: отношение общества к благу отдельной личности есть не
менее важный показатель моральности этого общества.

Общество — это сложный социальный организм, явление ка-
чественно иного порядка, нежели сумма отдельных индивидов.


 




При рассмотрении клиента как члена общества, т. е. части цело-
го, антагонизм между ним и обществом исчезает, причем связую-
щим звеном между клиентом и обществом в данном конкретном
случае является социальный работник. Руководствуясь в своей
деятельности интересами как клиента, так и общества, соци-
альный работник должен будет решать сложнейшую задачу —
оказывать помощь клиенту не за счет других членов общества, а с
их помощью, не за счет ущемления интересов клиента или обще-
ства, а максимально удовлетворяя интересы и тех, и других. В
истинно демократическом государстве решения должны прини-
маться в интересах большинства при условии, что рациональные
интересы меньшинства также могут быть реализованы.

Подход, направленный на гармонизацию интересов социума и
индивида, позволяет социальному работнику в своей практичес-
кой деятельности осуществлять стратегию сотрудничества с клиен-
том, исключающую возможность диктата одной из сторон, и наи-
более полно реализующую права человека в отношении обоих уча-
стников процесса.

Эта задача, безусловно, сложна, однако в нынешней соци-
ально-экономической обстановке она представляется един-
ственно верной, поскольку другие подходы ведут к еще боль-
шему разобщению людей, распаду общества на отдельные,
враждебные друг другу группы, чьи интересы не представля-
ется возможным согласовать, привести к единству и консен-
сусу. Именно в связи с существующей опасностью раскола
общества на враждующие группы, Этический кодекс, приня-
тый Международной федерацией социальных работников, в
основных своих принципах и положениях требует от социаль-
ного работника умения сочетать интересы клиента и общества,
гармонизировать их, а не противопоставлять друг другу.

Одной из важнейших функций морали является укрепление
общественных отношений, что особенно актуально для России
на современном этапе ее развития. Осуществление этой функции
стало бы невозможным при противопоставлении социальными
работниками интересов клиентов и общества. Действия социаль-
ного работника и института социальной работы в целом, направ-
ленные на развал общества и ведущие к ослаблению государства,

1 Куликова Н. Н. Содержание и критерий нравственного прогресса
(Опыт философско-этического исследования проблемы). —М., 1967. —
С. 32, 50.


не только глубоко безнравственны — они опасны для государства
и поэтому должны быть полностью исключены из практики со-
циальной работы.

Решение проблемы этической оценки сопоставления интере-
сов общества и клиента социальной службы может быть переве-
дено в чисто практическую плоскость. С этой точки зрения можно
рассматривать вопрос об уровнях взаимоотношений и общения
социального работника и его клиента.

С каких позиций может выступать социальный работник по
отношению к клиенту? Здесь возможны три подхода.

1. Являясь представителем общества и государства, соци-
альный работник находится как бы «над клиентом.», занима-
ет главенствующее положение.

В этом случае диапазон отношений социального работника к
клиенту размещается между отношениями покровительства
клиенту до диктата над ним. Социальный работник полагает в
этом случае, что он вправе принимать решения о судьбе клиен-
та, не заручившись его согласием, определять виды и формы
помощи, предоставляемые клиенту, их количество и качество и
т. п. Отношения социального работника и его клиента в этом
варианте имеют строго субъектно-объектный характер, причем
субъектом является социальный работник, а объектом — его
клиент. От клиента требуется только одно — пассивность и го-
товность принять то, что социальному работнику от имени госу-
дарства и общества будет угодно предоставить.

Безусловно, в этом случае социальный работник не только
нарушает право человека на свободу выбора — в первую оче-
редь выбора своей судьбы, — но и невольно способствует ухудше-
нию психологического самочувствия своего клиента, лишая его
возможности проявлять инициативу, возможности дальнейшего
роста и развития. Действующее законодательство запрещает
отнимать у человека право выбора линии поведения своего сти-
ля жизни, убеждений, привычек, если они не наносят вреда об-
ществу и самому клиенту. Такие действия социального работ-
ника приводят к тому, что клиент утрачивает самоуважение и
уважение к нему окружающих, у него развивается чувство пол-
ной зависимости от социального работника, он теряет досто-
инство.

2. Клиент, исходя из приоритетности его интересов, главен-
ствует над социальным работником.
При таком построении вза-


 




имоотношений в системе «социальный работник — клиент» мы
приходим к лозунгу «клиент всегда прав», который не только не
отражает действительной сущности этих отношений, но и явля-
ется вредным как для системы социальной защиты и конкретно-
го социального работника, ее представляющего, так и для самого
клиента, и для общества в целом. Если клиент всегда прав, он
может требовать от социального работника и системы социаль-
ной защиты всего, что ему хочется, в любых количествах и любо-
го качества, не заботясь о правомерности и выполнимости своих
требований. Если быть последовательными, то следует признать,
что клиент всегда безусловно прав.

Такие взаимоотношения социального работника и его клиен-
та ведут в тупик. Это положение недопустимо теоретически и
невозможно практически, поскольку система социальной защиты
даже при самой благоприятной социально-экономической ситу-
ации обладает ограниченными ресурсами, которые могут быть
предоставлены клиентам с учетом их рациональных потребнос-
тей, возможностей общества и в соответствии с принципом со-
циальной справедливости.

Одной из задач системы социальной защиты является под-
держание достоинства клиента, но не в коем случае не за счет
унижения других членов общества, что неизбежно произой-
дет, если клиент будет наделен правом диктовать обществу
свои условия и требования, исходя из презумпции «клиент
всегда прав». Даже если система социальной защиты сумеет в
этой ситуации оградить каким-то образом общество от непо-
мерных запросов клиента, пользующегося неограниченными
правами, то сама система остается перед клиентом беззащит-
ной, и первый, кто будет страдать от его «правоты», — соци-
альный работник, превращенный в прислугу, вынужденную
все безропотно терпеть и беспрекословно выполнять. В таком
случае социальный работник перестает уже быть субъектом от-
ношений и взаимодействия — скорее это инструмент или сред-
ство, при помощи которого клиент достигает своей цели. Кро-
ме того, не следует забывать, что у клиента, помимо прав, ого-
воренных действующим законодательством, имеются еще и обя-
занности — как клиента социальной службы, так и чисто чело-
веческие.

3. Партнерские отношения. Такая форма взаимоотношений
наилучшим образом отвечает интересам как клиента, так и со-


циального работника, и общества в целом. В этом случае соци-
альный работник и клиент не только совместно обсуждают про-
блему и возможные пути ее решения, приходя к консенсусу, но
и совместно принимают участие в решении поставленных за-
дач; конечно, клиент делает это в меру своих возможностей.
Такой подход исключает вероятность формирования отношений
по типу «господин — прислуга», не дает возможности клиенту
или социальному работнику превратиться в маленького дикта-
тора, что почти неизбежно случается при системе отношений,
«личность над личностью».

Социальный работник при этом не просто помогает инди-
виду справиться с проблемой — он способствует активизации
и реализации потенциала личности, ее социальному и духов-
ному росту, выполняя при этом одну из важнейших задач со-
циальной работы. Отношения сотрудничества повышают веру
клиента в свои силы, заинтересованность не только в конеч-
ном результате, но и в самих действиях, развивают его ини-
циативу и творческие способности, повышают его достоин-
ство и самоуважение, уважение со стороны окружающих.

Общество также выигрывает при подобном подходе — сни-
жается уровень социальной напряженности в обществе за счет
того, что большее количество людей чувствует себя в нем ком-
фортно; больше становится личностей, живущих богатой со-
циальной и духовной жизнью, социальная и экономическая
иждивенческая нагрузка снижается, в обществе становится
больше людей социально активных. Конечно, по ряду обстоя-
тельств они не всегда имеют возможность полностью само-
стоятельно решать свои проблемы (например, люди старших возрас-
тных групп, инвалиды и т. п., с объективно ограниченными физи-
ческими или психическими возможностями), но в меру своих сил
они активно стремятся к деятельности, что позволяет минимизиро-
вать степень вмешательства социальных служб.

Социальный работник не может быть выше или ниже клиен-
та, так как он является носителем возложенной на него госу-
дарством и обществом ответственности за выполнение опреде-
ленных функций; он — представитель общества и государства,
и это наделяет его определенным официальным статусом, но в
то же время он лишь способствует решению проблем личности
— своего клиента, который является самостоятельной ценнос-
тью.


 




Партнерские отношения социального работника и клиента
представляются единственно правильными еще и потому, что
как тот, так и другой — люди, обладающие достоинством, кото-
рое должно обоюдно поддерживаться ими при помощи установ-
ленной системы отношений и в ее рамках. Практика показыва-
ет, что далеко не все люди, оказавшись «над» кем-то, завися-
щим от них, обладают чувством такта, меры и душевной тонко-
стью и могут построить свои взаимоотношения столь грамотно,
чтобы не дать почувствовать окружающим собственного превос-
ходства, а порой и высокомерия. Довольно часто можно наблю-
дать обратное — почувствовав свою «власть», индивид, не обла-
дающий культурой чувств и высокой нравственностью, мгно-
венно дает понять окружающим, «кто здесь хозяин», пытаясь
возвыситься отнюдь не за счет нравственного, социального или
профессионального роста ценой собственных усилий, а наибо-
лее простым и доступным способом — за счет унижения окру-
жающих, находящихся у него в зависимости, попрания их дос-
тоинства.

Партнерские отношения наилучшим образом отвечают постав-
ленной задаче — они почти полностью исключают возможность
ущемления достоинства партнеров. Как только один из элемен-
тов данной системы отношений поднимается «над» другим, будь
то социальный работник или клиент, второй неизбежно попада-
ет в подчиненное положение и теряет свою субъектную сущ-
ность, становясь пассивным исполнителем чужой воли.

Таким образом, профессиональная этика социального работ-
ника строится на основе уважения прав личности, специфики
социальной работы как профессиональной деятельности и соци-
ального института и предполагает не только знание норм и прин-
ципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие опреде-
ленных личностных качеств у специалиста, поскольку профес-
сиональные моральные требования не могут охватить всего мно-
гообразия ситуаций, возникающих в процессе деятельности, и
многие этические проблемы социальный работник решает, руко-
водствуясь своими собственными понятиями о долге, о добре и зле,
т. е. своими собственными нравственными принципами. Высокий
уровень нравственности формируется у специалиста при наличии
определенных черт, развиваемых им в процессе самовоспитания
и обучения профессиональной деятельности.


Социальная работа относится к тем редким видам професси-
ональной деятельности, где зачастую не профессиональные зна-
ния и навыки, а личностные качества специалиста во многом
определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в
процессе обучения социального работника происходит не толь-
ко познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание
его как личности, формирование духовно-нравственных ка-
честв, которые будущий специалист проявит в работе с людь-
ми. Более того, следует признать, что настоящий социальный
работник обязательно сочетает в себе профессиональные знания
и навыки и личностные характеристики.

Выбирая в качестве будущей сферы приложения своих сил
социальную работу, молодые люди должны иметь как можно
более полное представление об этой профессии, решать воп-
рос не только о соответствии данного вида деятельности сво-
им интересам, но и о своем соответствии интересам и требова-
ниям профессии. В состоянии ли будущий специалист (вне
зависимости от уровня его работы и профессионального обра-
зования), несмотря на имеющиеся трудности, нести людям
добро, любит ли он людей, готов ли ежедневно сталкиваться с
человеческим несчастьем и не ожесточиться при этом, — эти
нравственные вопросы необходимо решать при выборе про-
фессии. Вот почему необходимым становится нравственное
регулирование выбора профессии социального работника, ко-
торое может предотвратить негативные последствия ошибоч-
ного выбора. Поскольку выбор профессии — серьезный шаг в
жизни любого человека, и особенно молодого, впервые выбира-
ющего сферу приложения своих сил, подходить к этому следу-
ет обдуманно, сознательно и мотивированно.

Основой для выбора профессии может служить призвание —
органичное сочетание своеобразных духовно-нравственных ка-
честв личности будущего специалиста и его способностей к со-
циальной работе. Если человек избирает профессию социального
работника сознательно, в соответствии со своим призванием и


 




качествами личности, она не будет морально тяжела для него и,
несмотря на все встречающиеся в процессе труда сложности,
принесет радость и пользу и ему, и его клиентам, и обществу, и
самой профессии.

Социальный работник и его клиент встречаются впервые в
самые тяжелые моменты жизни клиента, когда человеку реаль-
но угрожает несчастье или оно уже произошло. Само обраще-
ние в социальную службу для клиента является своего рода ис-
пытанием, поскольку означает не только появление или возрож-
дение надежды на благополучное разрешение проблемы, но и
признание собственной несостоятельности, которое, как бы че-
ловек не оправдывался внешними, не зависящими от него са-
мого, обстоятельствами, всегда является для личности призна-
нием тягостным. В этом случае от нравственных качеств лич-
ности социального работника зависит, сможет ли его клиент
преодолеть неверие в самого себя и свои силы, обретет ли уве-
ренность в себе, сохранит ли чувство собственного достоинства
и уважение со стороны своего окружения.

Большое значение при этом имеет уровень моральности со-
циального работника как мера соответствия нравственных пред-
ставлений и ценностных предпочтений массовым этическим
суждениям1. Очевидно, что уровень моральности социального
работника должен быть выше среднего, так как только это дает
ему право общения с человеком, попавшим в беду, поскольку
высокий уровень моральности человека предполагает способность
понимать другого человека, он помогает ему тактично, без
упреков и морализации.

Социального работника и его клиента объединяет общая цель,
но вместе с тем социальный работник в совместной с клиентом
деятельности олицетворяет собой активное начало. Социальный
работник и его клиент являются партнерами, однако в силу того,
что специалист владеет способами и методами решения проблем,
приведших в тупик его клиента, а также другими необходимыми
полномочиями, знаниями и навыками, он выступает по отноше-
нию к последнему в качестве старшего товарища, наставника, по-
мощника и руководителя. Однако ведущее (но не главенствующее)
положение социального работника должно быть оправ дано не только
простой необходимостью и социальными ролями, но и его нрав-
ственными качествами, дающими ему такое моральное право.

1 Кобляков В. П. Мораль и мировоззрение. — Л.,1981. — С. 23 24.


Основой личности социального работника должна являться
нравственность как внутреннее, духовное качество человека,
его потребность поступать в соответствии с требованиями эти-
ки и морали, потребность творить добро, приносить людям

благо.

Неустранимость из социальной работы человеческого фак-
тора обязывает социального работника проецировать его лич-
ностные качества в этическое измерение. Только оно позволя-
ет индивидуальной особенности каждой из сторон свести к
общей мере, сохраняя личное своеобразие. В противном слу-
чае можно было бы говорить лишь об определенном необходи-
мом и достаточном наборе чисто технических сведений — пра-
вовых, технологических и т. п., которыми должен обладать
индивид, профессионально грамотно выполняющий свои фун-
кциональные обязанности и подчиняющийся лишь утверж-
денной должностной инструкции, в соответствии с которой
он обязан в определенные сроки выполнять оговоренные ею

действия.

Однако в должностной инструкции нельзя предусмотреть сочув-
ствия клиенту, сострадания к нему, без которых действия социаль-
ного работника превратятся в формальную, бездушную схему. Бо-
лее того, социальный работник как специалист может вообще ока-
заться профессионально несостоятельным и его знания и навыки
окажутся невостребованными, если его клиент почувствует полное
равнодушие к себе и своей судьбе или неприязнь. Не доверяя соци-
альному работнику, клиент не предоставит нужную информацию о
себе и своей проблеме, что сделает ее разрешение крайне затрудни-
тельным, или вообще невозможным.

Медицинские работники часто повторяют известную фразу: «если
больному не стало легче после разговора с врачом, то это не врач».
Это положение в полной мере можно отнести и к социальному
работнику. Если клиенту не стало легче после общения с соци-
альным работником, если он не заслуживает доверия клиента и не
оправдывает его, то такому социальному работнику не место в службе
социальной защиты.

Нравственное сознание социального работника содержит три
необходимых компонента: нравственные знания, нравственные
убеждения
и нравственная потребность.

Нравственные знания. Основы знаний об этике, морали и
нравственности, в том числе и в области профессиональной де-


 




ятельности, социальный работник получает в процессе обуче-
ния в среднем специальном, высшем учебном заведении или на
курсах и факультетах повышения квалификации. В ходе заня-
тий будущий специалист постигает сущность нравственности,
получает сведения о ее содержании и функционировании в об-
ществе, системе ее требований и санкций за отклонение от ус-
тановленных норм, сравнивает собственные нравственные нор-
мативы с профессиональными, социально значимыми и коррек-
тирует свою нравственную позицию. Практический социальный
работник, не прошедший курса обучения в учебном заведении,
руководствуется собственным интуитивным пониманием доб-
ра и зла, основанном на общественных ценностях и его личном
жизненном опыте. Очень часто его собственные моральные ус-
тановки дают ему возможность поступать в полном соответствии
с требованиями профессиональной этики; однако так бывает
далеко не всегда.

Следует отметить, что знание норм морали еще не означает
моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что
относительно практики профессиональной деятельности зна-
ния сохраняют значительную самостоятельность — они могут
не использоваться или использоваться частично в профессио-
нальной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь
дело с личностью так называемой «двойной морали», которая
теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах
нравственности, в том числе и профессиональной морали, но
не считать для себя обязательным следовать ее требованиям.
Формирование и развитие высокой нравственности, попытки
сделать ее органичным, неотъемлемым свойством своей лич-
ности требуют от специалиста не только знаний, но и посто-
янной, в течение всей трудовой деятельности и жизни, рабо-
ты над собой.

Нравственные убеждения — это основанная на опыте и
знаниях уверенность социального работника в справедливос-
ти требований профессиональной морали. Нравственные убеж-
дения являются более высокой ступенью развития личности
специалиста, его сознания, поскольку основаны на глубокой
и всесторонней оценке личностью известных ей моральных
норм, проверке их социальной практикой, жизненным и про-
фессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органич-
ном приятии как единственно правильных и возможных. Нрав-


ственные убеждения требуют от специалиста умения взглянуть
на свой труд с точки зрения интересов дела, выяснить соотно-
шение между тем полезным, что он делает для общества я
клиентов, и тем, что он обязан сделать. Нравственные убеж-
дения определяют теоретическую и практическую подготов-
ленность специалиста к профессиональной деятельности:,
являются основанием для его сознательного отношения к сво-
ему поведению и действиям в практике социальной работы-
Они участвуют в формировании волевых качеств личности и
устойчивых форм морального реагирования на окружающую
действительность.

Однако нравственные убеждения обладают также относитель-
ной самостоятельностью, поскольку в практической повседнев-
ной деятельности может возникнуть ситуация, когда личность
действует вопреки своим убеждениям, поскольку ситуативно
возникают причины, кажущиеся более значимыми, нежели
собственные убеждения. В этом случае личность находится в
разладе с собой, со своими принципами.

Нравственная потребность — наивысшая степень нравствен-
ного сознания социального работника. Она характеризуется
наличием моральной потребности в соблюдении требований
профессиональной этики. Когда соблюдение требований про-
фессиональной этики становится внутренней потребностью че-
ловека, он в соответствии с этическими принципами органи-
зует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет
усилия на решение этически сложных проблем именно с точ-
ки зрения нравственности. В этом случае соблюдение требова-
ний профессиональной этики становится устойчивым каче-
ством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для
организации своего поведения и деятельности, делом долги и
совести, чести и достоинства. Руководствуясь своими нрав-
ственными потребностями, специалист не может поступиться
ими и совершить действия, с его точки зрения не отвечающие
критериям добра и зла, но ситуативно обусловленные как не-
обходимые.

Нравственность социального работника как личности все-
гда подвергается воздействию принятых в данном трудойом
коллективе норм морального поведения, причем сотрудншк
не просто усваивает их как определенный этический идеал, но
и постоянно сопоставляет с реальной действительностью, по-


 




вседневной практикой моральных отношений. Эти обобщения,
в свою очередь, воздействуют на содержание профессиональной
морали, корректируют его.

Роль профессиональной морали в формировании нравствен-
ных знаний, убеждений и потребностей социального работни-
ка велика. Она помогает ему сопоставить собственные нрав-
ственные позиции с теми действиями, которых ожидают от него
как от представителя профессии, помогает ориентироваться в
многообразии моральных требований и предписаний.

Таким образом, нравственные знания, убеждения и потреб-
ность связаны с практической деятельностью, однако они по-
разному обусловливают ее. Наиболее жесткая и устойчивая
связь наблюдается в случае формирования у специалиста нрав-
ственной потребности.

Ситуация, в которой может оказаться социальный работ-
ник, не всегда укладывается в рамки абстрактных предписа-
ний. Это требует от него творческого подхода к решению мо-
ральных проблем, в связи с чем внутренняя потребность по-
ступать всегда нравственно, регулировать свои действия с уче-
том нравственных норм и усвоенной системы ценностей явля-
ется своеобразной формой анализа и синтеза теории и практи-
ки и приводит к соответствующей мотивации деятельности
или поступка. При этом нравственная потребность и нравствен-
ная мотивация деятельности определяют новое качество —
они характеризуют социального работника как личность. Мо-
тивы деятельности социального работника характеризуют его
личностные качества, опосредованно проявляющиеся в соци-
альной работе как его интересы.

Таким образом, нравственное поведение социального работ-
ника определяется вполне определенными нравственными и
душевными качествами его личности.

Честность — необходимое качество для социального ра-
ботника. Честность, умение специалиста говорить правду не-
обходимы и в большом, и в малом. Социальный работник дол-
жен говорить правду о положении клиента, о возможности
решить его проблемы, о тех затруднениях, которые встреча-
ются в работе, о совершенных ошибках. Однако честность дол-
жна проявляться не только на словах — честным надо быть
на деле. Социальный работник не имеет права обмануть ожида-
ния клиента, если сам дал ему повод к ним, связал себя обеща-


нием помочь. Если по объективным причинам социальный ра-
ботник не уверен в желаемом исходе деятельности, он должен
сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать не-
сбыточных надежд и не вызывать впоследствии нареканий в
свой адрес. Однако если он, продумав план действий, дал слово
клиенту, то должен его держать.

Совесть социального работника проявляется как чувство
моральной ответственности за свое поведение, потребность
поступать в соответствии со своими личными представле-
ниями о добре, благе и справедливости и содержит в себе
как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Со-
весть как качество личности является индивидуализиро-
ванной формой отражения требований к ней общества и
профессиональной группы. Совесть выполняет функцию
регулятора поведения, побуждая человека к творческим
поискам решения и предостерегая его от чисто формально-
го подхода к выполнению моральных и профессиональных
норм. Когда ситуация (совокупность условий внешних по
отношению к личности или внутренних) оказывается до-
статочно сложной или нестандартной, совесть индивида под-
сказывает ему верное решение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.