Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отсутствует присутствует 1 страница




Основного Беспокойство Основное Беспокойство

 

В кру­ге А воз­мож­но вес­ти се­бя без­от­вет­ст­вен­но и в ре­зуль­тате не дос­тичь це­лей, яв­ля­ющих­ся ре­аль­ны­ми и дос­ти­жи­мы­ми. Ре­зуль­та­том этого бу­дет не бес­по­кой­ст­во, но ско­рее ис­тин­ное, не нев­ро­ти­че­ское чув­ст­во ви­ны. В дан­ном слу­чае уме­ст­но уве­ще­ва­ние: “Возь­ми се­бя в ру­ки, жи­ви от­вет­ст­вен­но. Твои це­ли основаны на пра­виль­ном мыш­ле­ни­ем. Ты уве­рен в се­бе и зна­чим во Хри­сте. Он же­ла­ет, что­бы ты це­ло­вал свою же­ну, что­бы ты иг­рал со свои­ми деть­ми, сви­де­тель­ст­во­вал сво­им друзь­ям и каждый день хо­дил на ра­бо­ту. Эти це­ли дос­ти­жи­мы и уме­ст­ны для хри­стиа­ни­на. Де­лай это”. Ис­поль­зуя термины из пер­вой гла­вы, не­об­хо­ди­мо “пе­рей­ти” к ли­нии по­слу­ша­ния. Де­лай­те то, что Бог ожи­да­ет от вас, по­то­му что Он уже дал вам все, необходимое для от­вет­ст­вен­ного поведения.

Не­дав­но у се­бя в офи­се я столк­нул­ся с тем, что мо­жет по­слу­жить нам дра­ма­ти­че­ским при­ме­ром этого. Ко мне за по­мо­щью об­ра­тил­ся го­мо­сек­суа­лист. Он был хри­стиа­ни­ном и ис­крен­не же­лал стать ге­те­ро­сек­суа­лом, но не чув­ст­во­вал ни­ка­ко­го вле­че­ния к жен­щи­нам. За мно­го лет бра­ка он ни­ко­гда не имел по­ло­вых отно­ше­ний со сво­ей же­ной. По­сле то­го, как мы про­ве­ли не­сколь­ко бесед, по-новому ­оп­ре­де­лив его ос­нов­ные представления о его потребностях и оп­ре­де­лив биб­лей­скую ос­но­ву аде­к­ват­но­го по­ве­де­ния, я ска­зал ему: “Вре­мя на­ста­ло. Сей­час вы имее­те пра­виль­ное мыш­ле­ние. Те­перь ва­шей це­лью долж­но быть по­слу­ша­ние Бо­гу. В 7-й главе 1-го по­сла­ния Ко­рин­фя­нам го­во­рит­ся, что вы не долж­ны ли­шать ва­шу же­ну сек­су­аль­ных от­но­ше­ний. Ес­ли Бог го­во­рит вам де­лать это, то Он даст вам си­лы сде­лать это. Ес­ли вы от­вет­ст­вен­но отнесетесь к сво­ей же­не в сек­су­аль­ных вопросах, не с це­лью на­сла­ж­де­ния, и да­же не для то­го, что­бы ис­пол­нить супружеский долг, то­гда вы бу­де­те жить настолько от­вет­ст­вен­но, насколько вы мо­же­те в дан­ный мо­мент. Сле­до­ва­тель­но, ва­шим за­да­ни­ем на не­де­лю бу­дет ус­та­нов­ле­ние сек­су­аль­но­го кон­так­та с ва­шей же­ной”. Во вре­мя на­шей сле­дую­щей встре­чи со сле­за­ми на гла­зах он ска­зал, что он сде­лал шаг ве­ры (кон­цеп­ция, имеющая от­но­ше­ние не толь­ко к мис­сио­нер­ской ра­бо­те, но так же и к спаль­не) и Бог поч­тил этот шаг. Впервые в жиз­ни он по­вел се­бя ге­те­ро­сек­су­аль­но и ощутил се­бя дей­ст­ви­тель­но но­вым че­ло­ве­ком. Ес­ли бы он по­про­бо­вал на­ла­дить сек­су­аль­ный кон­такт до то­го, как его мыш­ле­ние бы­ло из­ме­не­но, то по­до­шел бы к по­ло­во­му ак­ту, преследуя цель дос­тичь зна­чимо­сти. Страх потерпеть не­уда­чу по­бу­дил бы его из­бе­жать полового ак­та или потерпеть провал. Но, имея из­ме­нен­ное мыш­ле­ние, он по­до­шел к суп­ру­же­ско­му ло­жу не для то­го, что­бы стать зна­чи­мым, но имен­но по­то­му, что он уже был зна­чимым – огром­ная пси­хо­ло­ги­че­ская раз­ни­ца. Вот ка­кие ре­зуль­та­ты дает из­ме­нение це­лей.

Преодоление чувства ви­ны часто оказывается в цен­тре внимания психолога. Брюс На­ррамор и Билл Ка­унтс на­пи­са­ли пре­крас­ную кни­гу, где чувство ви­ны рас­смат­ри­ва­ет­ся с хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния. Они ука­зы­ва­ют, что ви­на яв­ля­ет­ся слож­ной эмо­ци­ей, и от него не все­гда удается из­ба­вить­ся, об­ра­тив­шись только к то­му про­ще­нию, ко­то­рое да­ет Хри­стос. В мо­ей мо­де­ли лож­ное чув­ст­во ви­ны яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том не­уда­чи в дос­ти­же­нии нереальной це­ли. Чтобы из­ме­нить соз­дав­ше­еся по­ло­же­ние, необходимо из­ме­нить це­ли, что тре­бу­ет из­ме­не­ния мыш­ле­ния.

Ино­гда психологи мо­гут иметь де­ло не­по­сред­ст­вен­но с оби­дой. “Вы­пус­ти пар, вы­ра­зи свой гнев”, – советуют они. Или, воз­мож­но, они по­мо­гут паци­ен­ту оп­ре­де­лить то об­стоя­тель­ст­во, ко­то­рое слу­жит пре­пят­ст­ви­ем, вы­зы­ваю­щим гнев, и ли­бо из­ме­нить это пре­пят­ст­вие, ли­бо при­нять его. Ни один из этих под­хо­дов не яв­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем про­бле­мы. Опять таки корень про­бле­мы за­клю­ча­ет­ся в не­пра­виль­ном мыш­ле­нии, ко­то­рое при­ве­ло к выбору не­вер­ной це­ли. Ес­ли муж считает, что для достижения зна­чи­мости ему не­об­хо­ди­мо по­вы­ше­ние по служ­бе, но ви­дит, что на не­го не об­ра­ща­ют вни­ма­ния, то впол­не ве­ро­ят­но, что у не­го воз­ник­нет оби­да по от­но­ше­нию к той фир­ме, где он ра­бо­та­ет. Ко­неч­но, он мо­жет бить се­бя по го­ло­ве за то, что он та­кой не­удач­ник, но час­то за са­мо­би­че­ва­ни­ем пря­чет­ся оби­да. Его оби­да яв­ля­ет­ся про­дук­том не­пра­виль­ной за­ви­си­мо­сти.

Гнев гре­ховен, ес­ли он яв­ля­ется проявлением оби­ды на ко­го-то, кто ставит под угрозу удовлетворения наших лич­ных ну­ж­д. Ес­ли же это ре­ак­ция на аморальное поведение или отношение человека, то­гда гнев яв­ля­ет­ся пра­вед­ным и возникает под ­воз­дей­ст­ви­ем Свя­то­го Ду­ха. Адамс в сво­ем “По­со­бии по духовному кон­суль­ти­ро­ва­нию” вы­де­лил раз­дел то­му, как относиться к гневу. Он ука­зы­ва­ет, что на гнев су­ще­ст­ву­ет две не­пра­виль­ные ре­ак­ции:

1) подавить его и таить в себе тихую, воз­мож­но, да­же неосоз­на­нную оби­ду. В Еф.4:26 сказано, что­бы солн­це не за­шло во гне­ве на­шем;

2) вы­ра­зить свой гнев в не­ми­ло­серд­ном и некон­тро­ли­руе­мом на­па­де­нии (“Глу­пый весь гнев свой из­ли­ва­ет”, Пр. 29:11). В Еф. 5:18 ска­за­но, что­бы мы не упо­доб­ля­лись пья­ни­цам, ко­то­рые по­пус­ту рас­тра­чи­ва­ют то, что Бог дал им (“И не упи­вай­тесь ви­ном, от ко­то­ро­го бы­ва­ет рас­пут­ст­во”). По­зво­лять гне­ву выражаться в ваших бур­ных ти­ра­дах яв­ля­ет­ся бес­по­лез­ной тра­той этой цен­ной эмо­ции. Луч­ше ис­пол­няй­тесь ду­хом. Ис­поль­зуй­те ваш гнев как фак­тор, способный по­бу­дить вас, ру­ко­во­дству­ясь Божь­ими ука­за­ни­ями, сде­лать все возможное для ис­пра­вления си­туа­ции, вызвавшей этот гнев. Же­ны, ес­ли ваши мужья действительно пло­хо от­но­сят­ся к вам, гне­вай­тесь, че­ст­но вы­ра­жая свои чув­ст­ва, но прилагайте усилия, что­бы стать тем инструментом, с помощью ко­то­рого Бог смо­жет из­ме­нить его. Ва­шей лич­ной целью, од­на­ко, не долж­но быть из­ме­нение ва­ше­го му­жа. Ес­ли ва­ша цель имен­но та­ко­ва, то вы к сво­им про­бле­мам до­ба­ви­те еще Ос­нов­ное Бес­по­кой­ст­во. Ва­шей це­лью яв­ля­ет­ся под­чи­не­ние, и эта цель впол­не дос­ти­жи­ма. Вы долж­ны мо­лить­ся, что­бы Бог кос­нул­ся ва­ше­го му­жа.

Иногда бес­по­кой­ст­во яв­ля­ет­ся в на­шей мо­де­ли именно фак­то­ром, ко­то­рый психологи пы­та­ют­ся из­ме­нить. Ле­кар­ст­вен­ная те­ра­пия (тран­кви­ли­за­то­ры) и по­ве­ден­че­ская те­ра­пия
(в особенности сис­те­ма­ти­че­ская де­сен­си­ти­за­ция[1]) – вот два ос­нов­ных спо­со­ба ре­ше­ния проб­лем, свя­за­нных с бес­по­кой­ст­вом. У ме­ня нет ни­ка­ких воз­ра­же­ний от­но­си­тель­но лю­бо­го из этих под­хо­дов. В мо­ей прак­ти­ке я ино­гда ис­поль­зую де­сен­си­ти­за­цию (то есть соз­да­ние невос­при­им­чи­во­сти к че­му-то), осо­бен­но ко­гда речь идет о спе­ци­фи­че­ских ре­ак­ци­ях, свя­за­нных с фо­бия­ми или обеспокоенностью сек­су­аль­ными про­блемами. Кроме того, в некоторых слу­ча­ях я ре­ко­мен­дую при­ме­не­ние ле­кар­ст­вен­ных средств. Но нуж­но от­ме­тить, что психо­лог-­хри­сти­анин, ставящий целью раз­ви­тие хри­сти­ан­ской зре­ло­сти, ни­ко­гда не ос­та­но­вит­ся на этом. Он исследует причины это­го бес­по­кой­ст­ва и обнаружит пре­пят­ст­вие воз­ник­шее на пу­ти к це­ли, поставленной на основании не­вер­ного мыш­ле­ния, т.е. то ложное представление, что для удовлетворения потребностей личности необходимо что-либо иное, кро­ме Бо­га и Его предопределения.

Для лечения нев­ро­ти­че­ски­х сим­пто­мов мож­но применять­ спо­со­бы и ме­то­ды по­ве­ден­че­ской те­ра­пии, но хри­сти­ан­ский психолог все­гда спросит себя, по­мо­га­ет ли он сво­ему подопечному достичь уверенности. Если это так, тогда он выяснит причину, которая сделала необходимым дос­ти­же­ние уверенно­сти, и, в кон­це концов, опять-таки вер­нет­ся к уров­ню ос­нов­ных пред­ставле­ний.

На от­чая­ние и не­яс­ное чув­ст­во пус­то­ты (ос­тав­шие­ся эле­мен­ты мо­ей мо­де­ли) мож­но в ка­кой-то ме­ре по­вли­ять по­сред­ст­вом обод­ре­ния, взаи­мо­от­но­ше­ни­й и под­держ­ки. Но хри­сти­ан­ское ре­ше­ние этих про­блем опять бу­дет вклю­чать в се­бя из­ме­не­ние не­вер­но­го представ­ле­ния о том, как удовлетворять свои потребности.

Долж­но быть оче­вид­но, что для дос­ти­же­ния це­ли душепопечения (“ПЕ­РЕЙ­ТИ” и “ПОД­НЯТЬ­СЯ”) необходимо из­ме­не­ние мыш­ле­ния подопечного. Что мы пы­та­ем­ся из­ме­нить? Мы пы­та­ем­ся из­ме­нить ве­ру в то, что для удовлетворе­ния на­шей потребности, в зна­чи­мо­сти и уве­рен­но­сти, нам не­об­хо­ди­мо что-то еще, кро­ме Бо­га и то­го, что Он ус­мот­рит. Изменив это убеждение и действуя на основе сво­их но­вых биб­лей­ских представлений, пациент становится на путь достижения послушания и зрелости.

 


 

ГЛАВА 9

ПРО­СТАЯ МО­ДЕЛЬ ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ

 

В гла­вах 6 и 7 я рас­смот­рел мо­дель, ко­то­рая объ­яс­ня­ет раз­ви­тие про­бле­мы. В гла­ве 8 бы­ло дано определение раз­лич­ных эле­мен­тов этой мо­де­ли, ко­то­рые мо­гут быть из­ме­не­ны, и бы­ло пред­ло­же­но, что ос­нов­ной, цен­траль­ный эле­мент, ко­то­рый дол­жен быть из­ме­нен в про­цес­се лю­бо­го по-на­стоя­ще­му эф­фек­тив­но­го душепопечения - это убе­ж­де­ния че­ло­ве­ка о том, что ему не­об­хо­ди­мо, что­бы быть зна­чи­тель­ным и уве­рен­ным в се­бе. Ис­поль­зуя раз­ви­тую та­ким об­ра­зом кон­цеп­цию, сей­час я хо­чу рас­смот­реть то, что обыч­но ч­рез­мер­но уп­ро­ща­ет­ся, а имен­но действия душепопечителя во вре­мя сво­их встреч с пациентами. Воз­мож­но, в сле­дую­щей кни­ге я в де­та­лях опишу, как на­чи­нать бе­се­ду, как на­прав­лять бе­се­ду в по­лез­ное рус­ло, на­зы­вать ли подопечныйа по име­ни, как справ­лять­ся с кон­крет­ны­ми кри­зи­са­ми, в ча­ст­но­сти с са­мо­убий­ст­вом или пси­хи­че­ски­ми сры­ва­ми, что де­лать с пациентом, ко­то­рый про­яв­ля­ет очень силь­ное со­про­тив­ле­ние, ко­гда нуж­но благовествовать и т.д. Эти мо­мен­ты важ­ны и от них во мно­гом за­ви­сит ус­пех душепопечения. Им луч­ше все­го нау­чить­ся по­сред­ст­вом мо­де­ли­ро­ва­ния и пря­мо­го на­блю­де­ния. Но пе­ред тем, как де­ло дой­дет до этих во­про­сов, кон­суль­тант ну­ж­да­ет­ся в том, что­бы иметь ос­нов­ную стра­те­гию для все­го про­цес­са душепопечения. В этой гла­ве я по­пы­та­юсь дать вам та­кую стра­те­гию.

Прежде чем го­во­рить о разработанной мо­де­ли из се­ми уров­ней, я хо­чу об­су­дить ос­нов­ной под­ход к душепопечению, ко­то­рый я считаю наиболее эффективным. Джей Адамс приобрёл ши­ро­кую из­вес­тность благодаря сво­ему конфро­н­та­ци­он­ному под­хо­ду. На­стаи­вая на том, что его мо­дель яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ной по-на­стоя­ще­му со­от­вет­ст­вую­щей биб­лей­ским прин­ци­пам, он опи­ра­ет­ся на тот факт, что гре­че­ское сло­во “ноотетео”, вклю­ча­ющее в се­бя по­ня­тие сло­вес­ной, пря­мой, по­учи­тель­ной кон­фрон­та­ции, цен­траль­ную кон­цеп­цию хри­сти­ан­ско­го душепопечения. В пер­вой гла­ве я ссы­лал­ся на по­сла­ние Кол. 1:28, где Па­вел го­во­рит, что он “вра­зум­ля­ет (ноотетео)” лю­дей для то­го, что­бы по­бу­дить их к зре­ло­му поведению. Не­смот­ря на то, что я со­гла­сен с Адам­сом в том, что хри­сти­ан­ская зре­лость яв­ля­ет­ся цен­траль­ной це­лью биб­лей­ско­го душепопечения, я не счи­таю, что стра­те­гия кон­фрон­та­ции яв­ля­ет­ся ис­чер­пы­ваю­щей и вклю­ча­ет в се­бя все воз­мож­ные пу­ти дос­ти­же­ния це­ли. Конечно же, бы­ва­ют мо­мен­ты, ко­гда жёсткая кон­фрон­та­ция яв­ля­ет­ся пра­виль­ной и не­об­хо­ди­мой, но также бы­ва­ют мо­мен­ты, ко­гда желательны крот­кая, мяг­кая под­держ­ка, обод­ре­ние, вни­ма­тель­ное выслу­шивание, ис­сле­до­ва­ние внут­рен­них­ ди­на­мик, раз­мыш­ле­ние, разъяснение и при­ня­тие чувств.

Кон­фрон­та­ци­он­ная мо­дель, яв­ля­ет­ся, конечно, недос­та­точ­ной, что­бы вклю­чать в се­бя все ин­гре­ди­ен­ты эф­фек­тив­но­го хри­сти­ан­ско­го душепопечения. Апостол Па­вел, об­ра­ща­ясь к Фес­са­ло­ни­кий­цам, советовал им вра­зум­лять (“ноотетео”) тех, кто поступает беспринципно, тех, к­то уп­ря­мо отказывались выполнять сво­и обязанности, но также он на­став­лял их уте­шать отчаявшихся или малодушных лю­дей. Гре­че­ское сло­во обозначающее уте­ше­ние звучит “па­ра­му­тео”, и бу­к­валь­но оно оз­на­ча­ет “до­ве­ри­тель­ный раз­го­вор”. Это сло­во ис­поль­зо­ва­лось для то­го, что­бы опи­сать эмо­цио­наль­ное вы­ра­же­ние под­держ­ки и люб­ви без вся­ко­го на­ме­ка на по­ри­ца­ние и кон­фрон­та­цию. Же­ст­ко вра­зум­лять сла­бо­го, ма­ло­душ­но­го че­ло­ве­ка бы­ло бы не толь­ко жес­то­ко, но и вред­но для не­го. Па­вел так­же со­ве­то­вал Колосянам под­дер­жи­вать слабых. Его сло­ва на­во­дят на мыс­ль о том, что не­ко­то­рые лю­ди ну­ж­да­ют­ся в том, что­бы вре­мя от вре­ме­ни за­ни­мать у дру­гих их силы. При­зыв “но­сить бре­ме­на друг дру­га” также подтверждает идею о том, что христианская община долж­на быть взаи­мо­за­ви­си­мым со­об­ще­ст­вом, отношение внутри которого вклю­ча­ют кон­фрон­та­цию, обод­ре­ние, под­держ­ку и мно­же­ст­во дру­гих ви­дов по­ве­де­ния. Сле­до­ва­тель­но, душепопечение подразумевает го­раз­до боль­ше, чем про­сто кон­фрон­та­цию, и ино­гда мо­жет со­вер­шен­но исключать её или обходиться без неё. Джон Кар­тер считает, что сло­во “па­ра­ка­лео” и род­ст­вен­ное ему сло­во “па­ра­кле­зис” обозначает “го­раз­до бо­лее аде­к­ват­ную с биб­лей­ской точки зрения мо­дель душепопечения (чем “ноотетео”1)”. Он ука­зы­ва­ет на то, что в то вре­мя, как “ноотетео” и род­ст­вен­ные ему сло­ва встре­ча­ют­ся в Но­вом За­ве­те толь­ко 13 раз, сло­во “па­ра­ка­лео” в различных фор­мах пе­ре­ве­де­но (дан­ные ка­са­ют­ся анг­лий­ско­го пе­ре­во­да Биб­лии ко­ро­ля Иа­ко­ва) 29 раз как “уте­ше­ние”, 27 раз как “обод­ре­ние”. 14 раз как “со­стра­да­ние, со­чув­ст­вие” и 43 раза как “про­ше­ние, моль­ба”. Он также ука­зы­ва­ет на еще бо­лее важ­ную мысль о том, что “па­ра­кле­зис” пе­ре­чис­лен осо­бо как один из да­ров церк­ви (Рим. 12:8). Вайн го­во­рит, что сло­во “па­ра­ка­лео” под­ра­зу­ме­ва­ет «об­ра­ще­ние к че­ло­ве­ку, оно ис­поль­зу­ет­ся для обозначения об­ра­ще­ния к че­ло­ве­ку, на­прав­ленног­о на то, что­бы про­из­ве­сти оп­ре­де­лен­ные уси­лия, сле­до­ва­тель­но, оно име­ет раз­лич­ные зна­че­ния, та­кие, как “уте­шать”, “обод­рять”, “же­лать”, “при­зы­вать” и “умо­лять, про­сить”» 2.

Кон­цеп­ция об­ра­ще­ния к че­ло­ве­ку с це­лью ока­зания ему по­мощи раз­лич­ными спо­со­бами, не­по­сред­ст­вен­но за­ви­ся­щими от про­бле­мы, как мне ка­жет­ся, лежит в основе ши­ро­кой, гибкой и точной мо­дели душепопечения, воз­мож­но луч­шей, чем уз­кий и бо­лее ог­ра­ни­чен­ный под­ход кон­фрон­та­ции. Нуж­но ска­зать, что, занимаясь душепопечением, я оставляю боль­шие воз­мож­но­сти для кон­фрон­та­ции, но мне бы хо­те­лось под­хо­дить к мо­им пациентам в пер­вую оче­редь не с на­ме­ре­нием идти на кон­фрон­та­цию, но ско­рее быть ря­дом с ни­ми и по­мочь им. Стараясь помочь лю­дям, я ис­поль­зую раз­лич­ные ме­то­ды по­ве­де­ния в духовной кон­суль­та­ции, ко­то­рые вклю­чают в се­бя и кон­фрон­та­цию.

Так как я счи­таю, что душепопечение подразумевает в се­бя раз­лич­ные ва­ри­ан­ты по­ве­де­ния и не име­ет од­ной объ­е­ди­няю­щей по­ве­ден­че­ской стра­те­гии ти­па кон­фрон­та­ции, я не хо­чу, чтобы у читателя сложилось впе­чат­ле­ние, что моя мо­дель беседы, со­стоя­щая из се­ми ста­дий, яв­ля­ет­ся су­хим, ме­ха­ни­че­ским под­хо­дом ти­па “Спро­си это, за­тем сде­лай то”. Она очень да­ле­ка от это­го. Душепопечение - это взаи­мо­от­но­ше­ния. Взаи­мо­дей­ст­вие во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях может быть разным в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­мен­тов, от про­блем, от лич­но­стей тех лю­дей, ко­то­рые во­вле­че­ны в эти взаи­мо­от­но­ше­ния. В бе­се­дах с не­ко­то­ры­ми людь­ми вы ве­де­те се­бя как про­фес­сио­нал, с дру­ги­ми вы склон­ны быть в рас­слаб­лен­ном и дру­же­люб­ном на­строе­нии, не­ко­то­рых вы пря­мо учи­те, других вам при­дет­ся спер­ва ис­сле­до­вать. Не­ко­то­рым лю­дям вы на­зна­чае­те кон­крет­ные до­маш­ние за­да­ния по из­ме­не­нию по­ве­де­ния, а другим вы по­сте­пен­но при­ви­вае­те мысль о не­об­хо­ди­мо­сти коренных из­ме­не­ний в их от­но­ше­ни­ях или их чув­ст­вах и при­вя­зан­но­стях.

Не­смот­ря на то, что душепопечение вклю­ча­ет в се­бя на­бор раз­лич­ных дей­ст­вий, тем не менее, я счи­таю воз­мож­ным вы­де­лить ос­нов­ной план дей­ст­вий, ко­то­ро­му душепопечитель мо­жет сле­до­вать, учитывая свои ва­рианты по­ве­де­ния. Оставшаяся гла­ва по­свя­ще­на это­му пла­ну.

Боль­шин­ст­во лю­дей на­чи­на­ют бе­се­ду с психологом с об­су­ж­де­ния ли­бо чув­ст­ва (“Я ис­пы­ты­ваю де­прес­сию”), ли­бо внеш­не­го об­стоя­тель­ст­ва (“Моя се­мья раз­ва­ли­ва­ет­ся”), ли­бо про­блем­но­го по­ве­де­ния (“Я на­чи­наю дро­жать вся­кий раз, ко­гда встре­чаю но­во­го че­ло­ве­ка”). Пер­во­на­чаль­ная цель душепопечителя за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы выявить все су­ще­ст­вую­щие про­блем­ные эмо­ции. Ес­ли подопечный на­чи­на­ет с то­го, что го­во­рит о сво­их чув­ст­вах, то­гда раз­мыш­ляй­те, по­ни­май­те, про­яс­няй­те. По­пы­тай­тесь оп­ре­де­лить, яв­ля­ет­ся ли его чув­ст­во бес­по­кой­ст­вом, оби­дой, ви­ной, от­чая­ни­ем, или это - не­яс­ное чув­ст­во пус­то­ты. Об­ра­ти­тесь к мо­де­ли в кон­це гла­вы 7 таб­ли­ца 11, и вы уви­ди­те, что эти пять эмо­ций вклю­ча­ют в се­бя три пер­вич­ные про­блем­ные эмо­ции и ещё два дру­гих бес­по­коя­щих чув­ст­ва, ко­то­рые могут ис­пы­ты­вать лю­ди. Я скло­нен счи­тать, что все ос­таль­ные не­га­тив­ные эмо­ции яв­ля­ют­ся ли­бо ва­риа­ция­ми, ли­бо про­из­вод­ны­ми этих ос­нов­ных чувств.

Ес­ли ваш подопечный на­чи­на­ет с обсу­ж­де­ния сво­их про­блем­, то­гда спро­си­те его, как он чув­ст­ву­ет се­бя в этих об­стоя­тельствах. Опять же, целью является оп­ре­де­ление пер­вич­ного про­блем­ного чув­ст­ва. На­при­мер, ес­ли вы знае­те, что вашего подопечного на­пол­няет глу­бо­кая оби­да и он про­сто ки­пит от это­го, то­гда ище­те пре­пят­ст­вие на пу­ти к его це­ли, за­тем оп­ре­де­лите цель, за­тем ис­сле­дуе­те его по­ве­де­ние, на­прав­лен­ное на дос­ти­же­ние це­ли, и, в кон­це концов, рассмотрите те ос­нов­ные пред­ставления, ко­то­рые дали начало этой цепочке проблем.

Ес­ли пред­став­лен­ная про­бле­ма яв­ля­ет­ся сим­пто­мом или на­бо­ром неправильных действий, то­гда сно­ва по­пы­тай­тесь оп­ре­де­лить, ка­кие чув­ст­ва пред­ше­ст­ву­ют или со­пут­ст­ву­ют этим сим­пто­мам. Важ­но анализировать ос­нов­ные сферы жиз­ни вме­сте с ва­шим подопечным и наблюдать при этом, стре­мясь най­ти про­блем­ные эмо­ции. Про­стой во­прос ти­па “Рас­ска­жи­те мне о ва­шем бра­ке” мо­жет при­вес­ти к чет­ко­му вы­ра­же­нию оби­ды. Об­лас­ти, ко­то­рые под­ле­жат рас­смот­ре­нию в пер­во­на­чаль­ной бе­се­де, вклю­ча­ют в се­бя род за­ня­тий, се­мью (брак, де­ти, ро­ди­те­ли, бра­тья и се­ст­ры, род­ст­вен­ни­ки), сек­су­аль­ную ак­тив­ность, ре­ли­гию и об­лас­ти жиз­ни, свя­за­нные с цер­ко­вью, об­ра­зо­ва­ние и день­ги. В ка­ж­дом слу­чае вы ище­те про­блем­ные чув­ст­ва. Сле­до­ва­тель­но, задачей первой стадии душепопечения является: ОП­РЕ­ДЕ­ЛИТЬ ПРО­БЛЕМ­НЫЕ ЧУВ­СТ­ВА.

Род­жерс счи­та­ет, что душепопечение пре­ж­де все­го занимается эмоциональной сферой, при­вя­зан­но­стями и фак­ти­че­ски не должно выходить за её рамки. Ес­ли подопечный вы­ра­жа­ет, по­ни­ма­ет и при­ни­ма­ет свои глу­бо­чай­шие эмо­цио­наль­ные пе­ре­жи­ва­ния, то он чув­ст­вует се­бя це­ло­ст­ной личностью и сим­пто­мы в кон­це кон­цов про­па­дут. Я считаю, что душепопечитель должен прежде всего сфо­ку­си­ро­вать свое внимание на чувствах, что­бы вскрыть источник про­бле­мы, ее кор­ни.

Од­на­ко, ко­гда про­блем­ные чув­ст­ва оп­ре­де­ле­ны, душепопечитель дол­жен дви­гать­ся даль­ше и рас­смот­реть по­ве­де­ние, ори­ен­ти­ро­ванн­ое на дос­ти­же­ние це­ли. Во­прос за­клю­ча­ет­ся в сле­дую­щем: “Что де­лал мой подопечный, ко­гда он встречал пре­пят­ст­вие, соз­да­вавшее не­га­тив­ные чув­ст­ва?” Адамс де­ла­ет по­лез­ное за­ме­ча­ние, го­во­ря, что душепопечители долж­ны обык­но­ве­нно спра­ши­вать: “Что вы де­лае­те?” ско­рее, чем “По­че­му вы так себя чув­ст­вуе­те?”

Муж­чи­на сред­них лет жа­ло­вал­ся на ост­рые при­сту­пы бес­по­кой­ст­ва. Он ска­зал, что пер­вый при­ступ прои­зо­шел в тот мо­мент, ко­гда он за­пол­нял за­яв­ле­ние о прие­ме на более высокооплачиваемую ра­бо­ту (час­то по­лез­но спросить пациента, ко­гда он пер­вый раз ис­пы­тал проблемную эмо­цию, ко­то­рую вы оп­ре­де­ли­ли на пер­вой ста­дии. И в ре­зуль­та­те вы по­лу­чаете бы­ст­рый, чет­кий и ак­ку­рат­ный от­чет о по­ве­де­нии, ори­ен­ти­ро­ван­ном на дос­ти­же­ние це­ли, но встретившем препятствие). Даль­ней­шие во­про­сы под­дер­жа­ли ги­по­те­зу о том, что при­сту­пы бес­по­кой­ст­ва слу­ча­лись вся­кий раз, ко­гда это бы­ло свя­за­но с ка­кого-то ро­да про­дви­же­ни­ем в биз­не­се. Бы­ло легко установить, что человек имел цель – достижение фи­нан­сового ус­пеха, где эквивалентом значимости являются деньги. Иногда результаты анализа не настолько очевидны, но продолжение по­сле­до­ва­тель­ного поиск модели по­ве­де­ния приносит свои плоды. Часто поведение, ори­ен­ти­ро­ван­ное на дос­ти­же­ние це­ли, которая заблокирована, при­водит к про­блем­ной эмо­ции.

Же­на вы­ра­зи­ла оби­ду по от­но­ше­нию к сво­ему му­жу (не­га­тив­ное чув­ст­во). Она обижалась вся­кий раз, ко­гда он от­пус­кал шут­ки по по­во­ду ее внеш­ности. Долгие го­ды она ста­ра­лась вы­гля­деть при­вле­ка­тель­ной (ра­цио­наль­ное по­ве­де­ние, ори­ен­ти­ро­ван­ное на дос­ти­же­ние це­ли) для то­го, что­бы за­вое­вать его вни­ма­ние (цель). Он же бес­чув­ст­вен­но на­сла­ж­дал­ся, отпуская за­ме­ча­ния и вы­смеи­вая ка­кие-то ма­лень­кие не­дос­тат­ки в ее внеш­нем ви­де. Она на­ча­ла по­зво­лять се­бе прибегать к ир­ра­цио­наль­ным по­пыт­кам за­ста­вить его ска­зать: “Я люб­лю те­бя, как бы ты ни вы­гля­де­ла - хорошо или нет” (ир­ра­цио­наль­ное по­ве­де­ние, на­прав­лен­ное на дос­ти­же­ние це­ли). Впол­не пред­ска­зуе­мо, что его не­га­тив­ные ре­ак­ции уд­вои­лись. И так же пред­ска­зуе­мо то, что она чув­ст­во­ва­ла, как ее оби­да уг­луб­лялась все боль­ше и боль­ше, по­то­му что пре­пят­ст­вие, при­несшее рас­строй­ство и ме­шающее дос­ти­же­нию це­ли, бы­ло внеш­ним об­стоя­тель­ст­вом - ее му­жем. По­зво­ле­ние се­бе не сле­дить за сво­им внеш­ним ви­дом ста­ло не только вы­ра­же­нием ее оби­ды по от­но­ше­нию к своему му­жу, но также и нев­ро­ти­че­ским по­ис­ком уверенно­сти: “Ес­ли я пе­ре­ста­ну за со­бой сле­дить и бу­ду вы­гля­деть не­ухо­жен­ной, то то­гда, ко­гда он от­верг­нет ме­ня, я мо­гу ве­рить, что ес­ли бы я про­дол­жа­ла сле­дить за со­бой, он, в кон­це концов, при­нял бы ме­ня”.

Весь ана­лиз на­чал­ся с оп­ре­де­ле­ния ее оби­ды и за­тем по­ис­ка то­го ори­ен­ти­ро­ван­но­го на дос­ти­же­ние це­ли по­ве­де­ния, ко­то­рое бы­ло за­бло­ки­ро­ва­но на 2-ой стадии: ОП­РЕ­ДЕ­ЛИТЬ ОРИ­ЕН­ТИ­РО­ВАН­НОЕ НА ДОС­ТИ­ЖЕ­НИЕ ЦЕ­ЛИ (ПРО­БЛЕМ­НОЕ) ПО­ВЕ­ДЕ­НИЕ.

Глас­сер, Мо­урер и Шаз в ла­ге­ре мирских пси­хо­ло­гов и Адамс среди хри­сти­ан­ских психологов, по­хо­же, фо­ку­си­ру­ют свои уси­лия на из­ме­не­нии по­ве­де­ния. Адамс, в ча­ст­но­сти, срав­ни­ва­ет об­ра­зец по­ве­де­ния (то, что я на­зы­ваю ори­ен­ти­ро­ван­ным на дос­ти­же­ние це­ли по­ве­де­ни­ем) со сво­им по­ни­ма­ни­ем биб­лей­ских об­раз­цов по­ве­де­ния, а за­тем при­ка­зы­ва­ет из­ме­нить его. Так как, по­хо­же, он счи­та­ет, что пра­виль­ное по­ве­де­ние (по­слуш­ное ис­пол­не­ние то­го, что го­во­рит Бог) яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным клю­чом для ду­хов­но­го рос­та и про­ти­во­яди­ем от вся­кой лич­ностной про­бле­мы, имею­щей не­ор­га­ни­че­скую при­ро­ду, то он указывает пациенту на его не­пра­виль­ное по­ве­де­ние и тре­бует из­ме­не­ний на ос­но­ве ав­то­ри­те­та Пи­са­ния. Как я и ут­вер­ждал в мо­ей пер­вой кни­ге, я счи­таю, что по­слу­ша­ние аб­со­лют­но не­об­хо­ди­мым для успешной жиз­ни христианина. Моя цель “ПЕ­РЕЙ­ТИ” в гла­ве 1 есть не что иное, как про­стое по­слу­ша­ни­е, и “вра­зум­ляю­щие” (“ноотетео”) душепопечители пред­ла­га­ют пре­вос­ход­ный ма­те­ри­ал по дос­ти­же­нию этой це­ли. Но они не об­ра­ща­ют вни­ма­ние на то, что на­хо­дит­ся внут­ри дан­но­го че­ло­ве­ка. Для ме­ня важ­ной ча­стью внут­рен­него мира яв­ля­ет­ся сис­те­ма пред­ставлений че­ло­ве­ка и оцен­ка си­туа­ций, ос­но­ван­ная на его представлениях. Сле­до­ва­тель­но, я ве­рю, что по­сле 2-ой ста­дии душепопечитель долже­н про­ник­нуть внутрь и за­нять­ся ис­сле­до­ва­ни­ем ценностей и убе­ж­де­ний че­ло­ве­ка.

Про­стое оп­ре­де­ле­ние не­пра­виль­но­го или про­из­во­дя­ще­го про­бле­мы ос­нов­но­го представления че­ло­ве­ка обыч­но не яв­ля­ет­ся очень слож­ным. По­сле то­го как не­га­тив­ные чув­ст­ва бы­ли оп­ре­де­ле­ны, не­пра­виль­ная цель, к ко­то­рой стре­мит­ся че­ло­век, обыч­но ста­но­вит­ся оче­вид­ной. Ко­гда вы знае­те цель, то­гда вы смо­же­те оп­ре­де­лить ог­ра­ни­чен­ный диапазон воз­мож­ных ос­нов­ных представлений. Ес­ли ваш подопечный жерт­во­вал всем (вре­ме­нем, здо­ровь­ем, семь­ей), что­бы до­бить­ся по­вы­ше­ния по служ­бе, то­гда, по­хо­же, он счи­та­ет, что его зна­чи­мость за­ви­сит от престижа, при­зна­ния, или, мо­жет быть, де­нег. По ме­ре то­го, как душепопечитель пред­ла­га­ет раз­лич­ные воз­мож­ные пред­ставления, на основании которых он выбрал це­ль, подопечный ино­гда мо­жет от­ме­тить, ка­кое из этих пред­ставлений луч­ше все­го под­хо­дит ему, ска­зав что-то ти­па: “Да, имен­но так я и ду­мал”. Муд­рым ша­гом со сто­ро­ны душепопечителя бу­дет по­пыт­ка мак­си­маль­но­го уточ­не­ния и оп­ре­де­ле­ния то­го, в чем же за­клю­ча­ет­ся ос­нов­ное пред­ставление подопечного. Комментарии ти­па “Да, я действительно так се­бя чув­ст­вую”, “Мо­жет быть, это от­но­сит­ся ко мне... я не знаю, но впол­не мо­жет быть” или “Оп­ре­де­лен­но, та­кой ва­ри­ант воз­мо­жен” ино­гда яв­ля­ют­ся са­мы­ми силь­ны­ми под­твер­жде­ния­ми, ко­то­рых можно ожидать от подопечного.

Раз­ра­бо­тан­ный Альф­ре­дом Ад­ле­ром ме­тод, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся “Тех­ни­ка Ран­них Вос­по­ми­на­ний”, час­то яв­ля­ет­ся по­лез­ным в точ­ном оп­ре­де­ле­нии ос­нов­но­го представления. В хо­де этой про­стой про­це­ду­ры вы спра­ши­вае­те сво­его подопечного: “Рас­ска­жи­те мне о каком-либо слу­чае, который про­изош­ел с ва­ми в раннем детстве, расскажите о своем наиболее раннем воспоминании. До­пус­тим: “Од­на­ж­ды я...” - за­кон­чи­те эту фра­зу”. Так как мозг со­хра­ня­ет ка­ж­дое со­бы­тие в гигантском бан­ке па­мя­ти, то перед подопечным есть выбор из ты­ся­чи со­бы­тий, среди ко­то­рых он мо­жет вы­брать од­но. Этот ме­тод ос­но­ван на кон­цеп­ции, суть которой в следующем: лю­ди вспом­нят то со­бы­тие, ко­то­рое име­ет для них осо­бое зна­че­ние. Важ­ность и зна­чи­мость лю­бо­го со­бы­тия оп­ре­де­ля­ют­ся сте­пе­нью его от­но­ше­ния к потребностям личности. Сле­до­ва­тель­но, то со­бы­тие, о ко­то­ром че­ло­век вспом­нит, долж­но иметь оп­ре­де­лен­ное от­но­ше­ние к то­му, что, по его мнению, ему не­об­хо­ди­мо для обретения чув­ст­ва собственного дос­то­ин­ст­ва. Де­та­ли этих вос­по­ми­на­ний час­то да­ют воз­мож­ность оп­ре­де­лить ос­нов­ную стра­те­гию, из­бранную этим че­ло­веком для дос­ти­же­ния сво­ей це­ли, обретения лич­но­го дос­то­ин­ст­ва.

По­зволь­те мне проиллюстрировать это на при­ме­ре. Муж­чи­на сред­них лет, о своих са­мых ран­них вос­по­ми­на­ни­ях вспом­нил сле­дую­щее:

Подопечный: “Я пом­ню, ко­гда я был маль­чи­ком (мне бы­ло 4 или 5 лет), од­на­ж­ды мой па­па при­шел до­мой из­ряд­но вы­пив­ший. Это не бы­ло чем-то странным, так как он был закоренелый пья­ни­ца. Он ска­зал нам, что в тот день его уво­ли­ли с ра­бо­ты, и ма­ма ста­ла кри­чать: “Ты ни на что не го­дишь­ся, из те­бя ни­ко­гда не вый­дет ни­че­го пут­но­го”.

Душепопечитель: “А что вы чув­ст­во­ва­ли?”

Подопечный: “Я чув­ст­во­вал злость, чув­ст­во­вал страх... у ме­ня бы­ли раз­ные чув­ст­ва. Но я пом­ню, как ска­зал ма­ме, что па­па хо­ро­ший, что он най­дет ра­бо­ту и бу­дет за­ра­ба­ты­вать день­ги. Но он так и не сде­лал это­го”.

Бу­ду­чи взрос­лым, этот че­ло­век вы­ра­бо­тал при­выч­ку пе­ре­хо­да с од­ной ра­бо­ты на дру­гую. На по­яв­ле­нии пер­вых при­зна­ков проблемы он ре­агировал ост­рым бес­по­кой­ст­вом, ко­то­рое да­ла ему повод из­бегать по­тен­ци­аль­ной не­уда­чи. Его ран­ние вос­по­ми­на­ния раскрыли фак­ты для объ­яс­не­ния его по­ве­де­ния. Из слов сво­ей ма­те­ри он сделал вывод, что зна­чимость или лич­ное дос­то­ин­ст­во це­ли­ком и полностью за­ви­се­ли от ус­пе­ха на ра­бо­те. На при­ме­ре сво­его от­ца он видел весь ужас по­след­ст­вий неудачи. Его ори­ен­ти­ро­ван­ное на дос­ти­же­ние це­ли по­ве­де­ние на пу­ти к ус­пе­ху бы­ло заблокировано стра­хом потерпеть не­уда­чу, который привёл к возникновению такай эмоции как бес­по­кой­ст­во (см. объ­яс­не­ние этого в гла­ве 7). Так как его бес­по­кой­ст­во яв­ля­лось ин­ст­ру­мен­том для за­щи­ты се­бя от то­го, че­го он бо­ял­ся (по­те­ря зна­чимо­сти), его сим­пто­мы бес­по­кой­ст­ва ока­за­лись по­лез­ны­ми и, сле­до­ва­тель­но, бы­ли уси­ле­ны. Пря­мые уси­лия, на­прав­лен­ные на умень­ше­ние бес­по­кой­ст­ва (сис­те­ма­ти­че­ская де­сен­си­ти­за­ция, ле­кар­ст­вен­ная те­ра­пия, уве­ще­ва­ние и при­зы­вы упо­вать на Гос­по­да) пришлись бы мимо цели. Ведь корнем проблемы было невер­ное ос­нов­ное убе­ж­де­ние от­но­си­тель­но зна­чи­мо­сти. Тех­ни­ка ран­них вос­по­ми­на­ний оказалась по­лез­на в оп­ре­де­ле­нии то­го, в чем за­клю­ча­лось про­блем­ное представление/убеждение. Итак, задачей 3-й ста­дии является: ОП­РЕ­ДЕ­ЛИТЬ ПРО­БЛЕМ­НОЕ УБЕЖДЕНИЕ.

По­сле то­го, как проблемное убеждение оп­ре­де­ле­но, на­чи­на­ет­ся упор­ный и тяжёлый труд. Сле­дую­щим шагом будет попытка убе­дить подопечного, что его убеждение яв­ля­ет­ся не­вер­ным, а за­тем убе­ди­тель­но показать ему биб­лей­ский путь, биб­лей­ский метод удовлетво­рения лич­ных нужд (этот во­про­с раскрыт в мо­ей пер­вой кни­ге). Ко­гда я впер­вые оп­ре­де­лил про­стую (и до­воль­но оче­вид­ную) кон­цеп­цию то­го, что мои лич­ные потребности пол­но­стью удовлетворены Гос­по­дом и Его планом для мо­ей жиз­ни, я на­ив­но и с боль­шим энтузиазмом стал де­лить­ся этими ве­ли­ки­ми вы­во­да­ми и раз­мыш­ле­ния­ми с мои­ми подопечны­ми. Ко­гда од­на­ж­ды одна же­нщина по­жа­ло­ва­лась мне, что ее муж хо­ло­ден и нечув­ст­ви­те­лен по от­но­ше­нию к ней, а воз­мож­но, у не­го бы­ла дру­гая жен­щи­на, я с энтузиазмом зая­вил ей: “А вы знае­те, что вам не нуж­но, что­бы ваш муж лю­бил вас? Ва­ша потребность в уве­рен­но­сти мо­жет быть пол­но­стью удовлетворена во взаи­мо­от­но­ше­ниях с Хри­стом”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.