Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. ТЕМА:Морфология. Морфологические нормы




Основная

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ № 4

ТЕМА: Морфология. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Грамматические нормы – это нормы словоизменения, словообразования, построения словосочетаний и предложений. Грамматика изучает формоизменение и оформление мысли по законам русского языка.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать систему знаний по морфологическому уровню языка. Закрепить владение нормами словоизменения и словообразования.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: анализ речевых ситуаций, игровая процедура, развитие лингвистической догадки, моделирование речевых высказываний, ролевая игра, соревнование.

 

1. Общая характеристика морфологических норм.

2. Вариантные формы имени существительного.

а) формы рода;

б) формы числа;

в) вариантные падежные окончания;

3. Вариантные формы имени прилагательного.

а) краткие формы;

б) степени сравнения.

4.Вариантные формы местоимений.

5. Вариантные формы числительного.

6. Вариантные формы глагола.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007.

2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.).

 

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура

речи. - РАГС, 2010.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009.

4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008.

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008.

7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005.

9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая

школа, 2003.

10. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов учеб. заведений/ под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарика, 2009.

11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции
(6-7 апреля 2011 г.) / В авторской редакции. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. – [Электронное издание].

 

1. Вопросы для самоконтроля

1. Что регулируют морфологические нормы?

2. Какие существуют вариантные формы имени существительного?

3. Какие существуют вариантные формы имени прилагательного?

4. Какие существуют вариантные формы имени местоимения?

5. Какие существуют вариантные формы имени глагола?

6. В чем особенность склонения числительных?

 

2. Контроль и коррекция исходного уровня знаний (входной контроль):

1. Определите, на чём основан юмор в следующих высказываниях, взятых из «Прикольного словаря (антипословиц и афоризмов)» (Мокиенко В.М., Вальтер Х., 2006). Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

· Аппетит приходит во время еды, а отравление после.

· В богатстве внутреннего мира лучше всего разбираются хирурги.

· Больной нуждается в уходе врача. И чем дальше тот уйдёт, тем лучше.

· Больной, вы один или вас двое? Если двое, заходите по отдельности.

· Больной, просыпайтесь! Пора принимать снотворное!

· Больному стало легче – он перестал дышать.

· Выстукивая больного, мелодию выбирать необязательно.

· Бросил курить сам, брось курить другому.

· Век живись – век лечись.

· Все великие поумирали, да и мне что-то нездоровится.

· Тысячи вещей необходимы здоровому человеку, и только одна больному – здоровье.

· Влечение к лечению – род недуга.

· Лучше водки хуже нет.

· Если вовремя не обратиться к врачу, болезнь может пройти сама.

· У врачей есть проблемы – наболевшие.

· Была бы голова, а повод для головной боли найдётся.

· Время лечит, но доктор (деньги) – быстрее.

· Склероз вылечить нельзя, но о нём можно забыть.

· Здоровый образ жизни нужен и больным.

· Если человек болен, то это надолго, а если больной, то это на всю жизнь.

· Не умирайте от диагноза, он может ещё не подтвердиться.

2. Творческое задание. Составьте юмористический рассказ с использованием ФЕ.

3. Найдите в периодической печати медицинские анекдоты и объяснить, на чём основан их юмор.

3. Методические советы студентам по выполнению заданий: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, «Словарю грамматических трудностей русского языка», электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика».

4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:

1.Приведите сведения (в виде словарных помет), необходимые для правильного употребления этих слов:

Ай-Петри, алиби, алоэ, авеню, аэрозоль, авокадо, бандероль, бра, бюллетень, вуаль, Дели, депо, диван-кровать, евро, посол, интервью, какаду, какао, кафе, кольраби, колибри, киви, Конго, конферансье, кресло-качалка, кофе, крупье, леди, лебедь, мадам, мозоль, месье, Миссисипи, Миссури, музей-усадьба, пари, пенсне, плащ-палатка, протеже, пони, ралли, рояль, рефери, Сочи, староста, салями, толь, торнадо, тюль, фламинго, цеце, Чили, чили, кафе-столовая, прорубь, фасоль.

2. Напишите правильные окончания форм, в которых могут быть допущены ошибки:

адрес берег бок борт
бункер буфер бухгалтер веер
век вензель вертел город
вечер выбор глаз голос
друг директор диспетчер договор
доктор дом егерь желоб
жемчуг зять инженер катер
кондуктор конструктор китель клевер
корм короб корпус корректор
край кузов купол кучер
луг лектор лес мастер
номер невод округ орден
отпуск остров поезд парус
паспорт повар погреб редактор
пояс провод профессор ректор
сын счет сорт сторож
супервизор торт тенор терем
том тон тополь тормоз
учитель флюгер флигель хутор
хлеб холод хоспис цвет
цех череп шелк шофер
штабель штемпель штепсель якорь

 

3.Составьте предложения или словосочетания с приведенными ниже словами.

Кондукторы-кондуктора, корни-коренья, поясы-пояса, проводы-провода, пропуски-пропуска, соболи-соболя, счеты-счета, сыны-сыновья, цветы-цвета.

4.Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода и наоборот, отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Балерина, доярка, массажистка, маникюрша, санитарка, свинарка, сиделка, солистка, ткачиха, фельдшерица, агроном, адвокат, врач, Герой Советского Союза, генерал, директор, доцент, защитник, инспектор, кандидат,

космонавт, конькобежец, машинист, научный сотрудник, педагог.

 

5.Определите род аббревиатур, подберите к ним прилагательные.

МКАД, ООН, ТСО, КГМУ, СПО, МГИМО, СМИ, ГИБДД, БСМП, УЗИ, ЭКГ, КТГ, МРТ

6.Образование каких падежных форм следующих слов может вызвать ошибки? Поставьте слова в этих формах:

Армянин, башкир, бурят, грузин, туркмен, осетин, румын, ампер, ватт, вольт, гектар, ботинки, валенки, кроссовок, носки, сапоги, чулки, очки, грабли, абрикос, баклажан, мандарин, помидор, яблоко, дыня, вафля, кухня, полотенце, простыня, пустыня, серьга, будни, осадки, нападки, сумерки, ясли, кушанье, дверь, зверь, лошади, люди, килограммы, плечо, свеча, рельс, поместье,

7.Напишите те падежные формы нижеследующих существительных, образование которых может вызвать ошибки.

Дарий, Дарья, Мария, Марья, Пушкин, Пушкино, Бетховен, Бунин, Мопассан, Тарас Шевченко, Алексей Кручёных, Владимир Даль, Елизавета Даль, Жорж Санд, Джордж Буш, Мартирос Сарьян, Карина Сарьян.

8.Образование каких форм следующих прилагательных может вызывать затруднения? Напишите эти формы.

Безответственный, близкий, бойкий, двойственный, деловитый, естественный, идентичный, короткий, красивый, лёгкий, ловкий, многочисленный, молодой, строгий, существенный, тождественный, торжественный, хозяйственный, хороший, широкий.

9.Просклоняйте следующие сочетания:

§ 3276 рублей

§ 8641 километр

§ 541-й километр

§ полтора года

10.Следующие арифметические выражения перепишите словами в виде условного сложноподчиненного предложения:

§ 2354+827=3181

§ 10649-2267=8382

11.Из нижеследующих существительных подчеркните те, которые могут быть включены в ошибочные сочетания с собирательными числительными. Запишите правильные варианты сочетаний.

ü 2- сын

ü 3- человек

ü 4- дочь

ü 5- конь

ü 6- ножницы

ü 7- козлёнок

ü 8- ручка

ü 9- друг

ü 10- факт

ü 11- солдат

 

12.При образовании каких падежных форм местоимений ОБА, ОБЕ? могут быть допущены ошибки? Напишите эти формы в правильном виде.

13. Вместо пробелов употребите местоимения ОБА/ ОБЕ в нужной форме:

Ø Испуганный водитель схватился за руль __________________руками.

Ø Отец доволен _______________________сыновьями.

Ø И муж и жена _____________________должны заботиться о детях.

14. При сочетании каких форм местоимений Я, ОН, ОНА, ОНИ с предлогами могут быть допущены ошибки в образовании местоимения или предлога? Напишите эти сочетания в правильном виде.

15. При образовании каких форм следующих глаголов могут быть допущены ошибки? Напишите эти формы в правильном виде. Особо отметьте глаголы, у которых в литературном русском языке отсутствует та или иная форма.

I

Выздороветь, дремать, ехать, жечь, махать, лазать, лазить, плескаться, полоскать, сыпать, щипать, пылесосить, строить, ходить, убедить, хныкать, рыскать, роптать, кликать, мурлыкать, мяукать, опостылеть, опротиветь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.