Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие потребности в СП




Структура личности в СП

П. 3 Проблема личности в социальной психологии

Собственно личность - предмет исследования в общей психологии, отличие же социальной психологии от общей состоит в другом фокусе интереса.

Г.М. Андреева: СП не исследует специально вопрос о социальной детерминации (обусловленности) личности, т.к. он решается всей психологической наукой, в первую очередь общей психологией.

СП, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает соц. Влияния (через какую из систем ее деятельности), а с др. - каким образом, в каких конкретно группах она реализует свою соц. Сущность (через какие конкретно виды совместной деятельности).

Т.о. специфически социально-психологическое рассмотрение проблем личности - другая сторона рассмотрения проблем группы плюс ряд специальных проблем, мало затронутых при анализе групп: проблемы социализации, социальной установки, социально-психологических качеств личности.

Однако в самой общей психологии существует множество точек зрения относительно понятия "личность". Но все исследователи согласны с социальной детерминацией личности; разногласия же в трактовке касаются больше вопроса о структуре личности.

Личность - структурно-функциональная модель, используемая для понимания и объяснения социальных свойств человека, следовательно, вопрос о структуре важен как в общей, так и в СП.

Структура личности как социального феномена может быть охарактеризована через стержневые свойства личности, которые считаются наиболее существенными в массовом сознании определенной культуры, нации.

Такие стержневые свойства описывает концепция "большой пятерки" факторов (Голдберг Л.Р., Шмелев А.Г.):

Эктраверсия;

Дружественность, согласие;

Эмоциональная стабильность или психопатизация;

Интеллект;

Совестливость, сознательность.

Она позволяет говорить об общепсихологических закономерностях регуляции поведения людей разных культур и наций.

Структурными единицами личности, позволяющими прослеживать, анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его психологических побуждений, являются ценности, установки, нормы.

 

Для того, чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности.

Потребность - это состояние нужды в определенных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности.

Потребность - особое психологическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им как "неудовлетворенность", "дискомфорт", как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Все потребности человека преобразованы его жизнью в обществе, имеют социальный характер и иначе проявляются и развиваются, чем у животных.

Кроме биологических (в пище, жилье) существуют и специфические человеческие - социальные потребности.

Проблема мотивации занимает центральное место в теории Маслоу. Он считает, что социальность заключена в самой природе человека, что люди обладают постоянными потребностями в общении, сопринадлежности, любви, уважении, которые имеют "инстинктиноидную" природу, специально для человеческого рода.

Выдвигая идею об иерархическом строении мотивов, он в качестве основных, базальных потребностей человека выделяет:

1.Физиологические побуждения (голод, жажда)

2.Потребности в безопасности

3.Потребности в социальных связях (в сопринадлежности, любви)

4.Потребности в признании, одобрении, самоуважении

5.Потребности самоактуализации (понимание и осмыслении собственного пути, в реализации своих возможностей и способностей).

Потребности высокого уровня возникают тогда, когда удовлетворены низшие. Над уровнем этих основных побуждений надстраиваются метамотивы - уровень потребностей в добре, красоте, истине, справедливости.

Побуждениям человека Маслоу приписывает бессознательный характер. Теория Маслоу отрицает поэтому необходимость целенаправленного формирования потребностей. Не находит в ней отражения и факт непрерывного развития мотивационной сферы как в онтогенезе, так и в ходе исторического развития.

По мнению К. Левина, движущей силой человеческой деятельности является потребность. Под потребностью он понимал динамическое состояние (активность), которая возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия.

Совершение какой-нибудь деятельности означает порождение динамически заряженной системы, возникающей в данной ситуации, в данный момент; она не носит ни врожденный, ни биологический характер, она социальна по своему происхождению.

Т.о. потребность, по К Левину, - это некая напряженная система, которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Значимые мотивирующие компоненты в психологическом поле личности образуют личностное ядро. Поведение человека определяется настоящим состоянием внешнего и внутреннего поля, в котором функционирует личность.

Персонолог Г. Мюррей приравнял характеристики личности к ее потребностям, а свойства окружающей среды - к элементам, которые способствуют или препятствуют удовлетворению этих потребностей. Его классификация социальных мотивов объединила более 20 видов (более низким уровнем являются социализированные биологические потребности)

Тенденция развития потребностей: преобразование объективной необходимости в потребность и ее удовлетворение. По этой же схеме функционирует все общество.

Мюррей признавал подавляющее действие окружающей среды на субъекта. Давление имеет как физическую так и социальную природу.Выдвинул понятие "психологический климат", который связывал с тем, с каким по знаку исходом разрешаются для личности потребности.

Позднее различные авторы (МакКлеланд, Аткинсон, Хекхаузен, Роттер) стремились создать более полную систему человеческих потребностей. Они уже не считали, что человеческая деятельность всегда направлена на уменьшение сопротивления со стороны окружающей среды, общества. Вместо принципа редукции напряжения современные авторы предлагают принцип активности. Человек не реактивен в своем поведении, а изначально активен за счет того, что развивается своеобразная мотивационная сфера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.