Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диспетчерское руководство движением поездов




Г •—сэ

К КЗ

Л-о

Ш

X

Ы

Г1

П) 0

Км


«Дежурный по станции (наименование станции), поездной (или локомотивный) диспетчер, ответьте»; услышав ответ, продолжает: «Вызывает машинист локомотива номер..., поезда номер... (фами­лия)»— и далее текст вопроса или сообщения;

дежурный по станции вызывает машиниста:

«Машинист поезда номер..., следующего к станции (наиме­нование станции), ответьте»; услышав ответ машиниста, продолжа­ет: «Я, дежурный по станции (наименование станции, фамилия)» — и далее текст вопроса или сообщения;

поездной (или локомотивный) диспетчер вызывает машиниста:

«Машинист локомотива номер..., поезда номер.. (фамилия), ответьте»; услышав ответ машиниста, продолжает: «Я, поездной (или локомотивный) диспетчер (фамилия)» — и далее текст вопроса или сообщения.

При повреждении телефонной цепи поездной диспетчерской связи и установлении временной связи поездного диспетчера с промежу­точными станциями по другим резервным телефонным цепям диспет­чер может вызвать машиниста требуемого локомотива через дежур­ного по станции.

При ответе на вызов по радиосвязи надлежит придерживаться следующих форм ведения разговора:

машинист поезда:

«Я, машинист локомотива номер..., поезда номер... (фамилия), слушаю»;

дежурный по станции:

«Я, дежурный по станции (наименование станции и фамилия), слушаю»;

поездной (или локомотивный) диспетчер:

«Я, поездной (или локомотивный) диспетчер (фамилия), слушаю».

В случаях угрозы безопасности движения поездов разговор по радиосвязи прерывается сообщением:

«Прекратите разговор, авария».

Это сообщение при необходимости повторяется несколько раз.

При вынужденной остановке поезда на перегоне машинист остановившегося поезда обязан немедленно объявить об этом по радио машинистам поездов, следующих по перегону, и дежурным по станциям, ограничивающим перегон, по форме:

«Внимание, внимание, внимание! — я машинист поезда номер... (фамилия), остановился на... километре (при двухпутных участках указывает, на каком пути) перегона... (название перегона)».

При наличии препятствия для движения по соседнему пути к тексту добавляется: «Имеется препятствие на соседнем пути». Все машинисты поездов, находящихся в зоне действия радиостан­ции на данном перегоне, услышав сообщение, начатое словом: «Внимание!», должны внимательно его выслушать и принять меры к обеспечению безопасности движения поездов, т. е. вести их с особой бдительностью, снижать в необходимых случаях скорость и быть готовым к немедленной остановке при наличии препятствий для дальнейшего движения.

Дежурные по станциям, ограничивающим перегон, услышав сообщение об остановке поезда на перегоне, отвечают машинисту, передавшему сообщение, и немедленно докладывают о случившемся дежурному поездному диспетчеру.

, ■ / >.!:•. — я 132


Если при неоднократном (но не менее трех раз) вызове ни один из вызываемых абонентов (машинисты, дежурные по станциям и поездной диспетчер) не ответят и причина, вызвавшая остановку поезда, не может быть устранена в течение двадцати минут, машинист остановившегося поезда должен руководствоваться п. 16.43 ПТЭ.

В дальнейшем при отсутствии явных признаков неисправности локомотивной радиостанции машинист по возможности должен периодически повторять вызовы.

В случае получения заявления от машиниста, другого работника дороги или постороннего лица о замеченном ими повреждении, препятствии, неисправности пути или контактной сети и сооружений дежурный по станции при наличии поездов на перегоне обязан по радио дать указание машинисту соответствующего поезда об остановке и принять меры в соответствии с п. 12.19. Инструкции по движению поездов и маневровой работе.

Порядок использования поездной радиосвязи машинистами, дежур­ными по станциям и поездными диспетчерами при организации движения соединенных поездов устанавливается специальной инст­рукцией МПС.

Лицами, ответственными за сохранность радиоаппаратуры, являют­ся:

в помещении диспетчера — дежурный диспетчер;

на промежуточном пункте — дежурный по станции;

на подвижных средствах железнодорожного транспорта — маши­нист;

на пожарном или восстановительном поезде — начальник поезда;

на ремонтных работах — руководитель ремонтных работ.

Содержание устройств радио- и телефонной связи. Хорошая слышимость и четкая работа телефонной аппаратуры и радио, установленных в помещении дежурного по станции, во многом зависят от правильного пользования ими и бережного отношения к ним. При вступлении на дежурство дежурный по станции должен проверить работу устройств связи и радио, о всех обнаруженных недостатках сделать запись в журнале осмотра и сообщить электро­механику связи. При пользовании аппаратурой нельзя рывком снимать телефонную трубку или ударять ею о рычаг после разговора, скручивать и вытягивать шнур трубки, без надобности держать ее снятой с рычага.

Необходимо следить, чтобы после окончания переговоров аппа­ратура связи (контрольные и вызывные лампочки) приходила в нормальное положение.

При ремонте помещения нужно сообщать электромеханику, а при необходимости и лично принять меры для сохранности аппара­туры и проводки, не допуская попадания влаги на аппарат, шнур телефонной трубки и коммутаторы. Не допускать резкого изменения температуры и влажности в помещении, где установлены телефонные аппараты. В сыром помещении аппараты связи работать не могут.


VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЕЗДНОЙ РАБОТЫ

ГРАФИК И РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

График движения поездов. График — основа организации движе­ния поездов. Он объединяет работу всех подразделений железных дорог и призван обеспечить:

выполнение плана перевозок пассажиров и грузов;

безопасность движения,

наивыгоднейшее использование подвижного состава;

согласованность работы станций и прилегающих участков, а также наилучшее использование их пропускной способности;

соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад.

График устанавливает: размеры движения пассажирских и грузо­вых поездов на каждом участке, серии локомотивов, которые их обслуживают, нормы массы и длины составов. Вычерчивают его на бумаге с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий. Горизон­тальные линии соответствуют станциям (сплошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальными линиями поле графика делится на 24 части — часы суток. Для удобства пользования вертикальные линии, соответствующие 06, 12, 18 и 24 ч, делают толще



Рис 49. График движения поездов:


остальных. Каждый час делится на шесть равных частей 10-минут­ных интервалов; линию, соответствующую 30 мни, изображают обыч но пунктиром. Поезда прокладывают на графике наклонными пря­мыми линиями, идущими слева вниз направо (нечетные) и слева вверх направо (четные). Над каждой линией а начале и конце участка проставляют номер поезда В месте пересечения наклонных линий с горизонтальными, обозначающими станцию, ставят время прибытия, отправления или проследования поезда через данный раздельный пункт.

В зависимости от числа главных путей на перегоне графики делят на однопутные и двухпутные (рис 49) На однопутных участках, а следовательно, и на графике, скрещение поездов происхо­дит лишь на раздельных пунктах, имеющих путевое развитие. На двухпутных —линии хода поездов пересекаются на перргонах и на станциях. На многопутных участках в зависимости от приня­той системы организации движения отдельные пути используются для движения поездов обоих направлений

По отношению скоростей движения поездов разных категорий графики делятся на параллельные и непараллельные Параллельным называется график, на котором поезда всех категорий имеют одина­ковую ходовую скорость, и поэтому линии хода их на графике параллельны. В непараллельном графике пассажирские и грузовые поезда разных категорий (скорые, пассажирские, грузовые, грузо­вые ускоренные и др.) имеют разные скорости. Этот тип графика — основной


а — однопутного участка, б — двухпутного

 

К основным элементам графика движения относятся перегон­ные времена хода поездов, определяемые тяговыми расчетами и опытными поездками с учетом достижений передовых машинистов; технологические нормы времени обработки поездов и нахождения поездных локомотивов на сортировочных и участковых станциях.


                   
   
         
 


а также на станциях оборота, экипировки и профилактических осмотров станционные и межпоездные интервалы

Станционные и межпоездные интервалы. Станционными интерва лами называются минимальные промежутки времени для выполнения операций по приему, отправлению или пропуску поездов через раздельный пункт

Межпоездными интервагами называется минимальное время, которым разграничиваются поезда при следовании по перегонам на участках обор\здванных автоблокировкой

Станционные и межпоездные интервалы должны устанавливаться исходя из полною обеспечения безопасности движения и наилуч­шего использования пропускной способности железных дорог

Станционные интервалы определяются по каждой стрелочной горловине станции (обгонного пункта или разъезда) в отдельности Порядок (последовательность и параллельность) выполнения опера­ций по приему, отправлению и пропуску поездов, а также нормы времени на выпотнение каждой операции определяются в соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации, инструкциями и приказами Министерства путей сообщения, техническо распоряди­тельными актами и технологическими процессами работы станций и результатами хронометражных наблюдений

Продолжительность станционных интервалов должна определять­ся в зависимости от средств сигнализации и связи при движении поездов на прилегающих к станции перегонах, способа управления | стрелками и сигналами, типа зависимости между стрелками и сигна­лами, взаимного расположения путей, парков, сигналов, помещений дежурного по станции, стрелочных постов и некоторых других факторов Определение интервалов производится построением гра­фиков операций по приему, отправлению и пропуску поездов с учетом максимально возможного совмещения этих операций, но при условии выполнения требований, предусмотренных Правилами тех­нической эксплуатации и Инструкцией по движению поездов

Основными станционными интервалами, определяемыми для гра­фиков движения поездов на однопутных участках, являются

интервал неодновременного прибытия поездов противоположных направлений — минимальное время от момента прибытия на станцию поезда одного направления до момента пропуска через эту станцию или момента прибытия на станцию поезда встречного направления (рис 50, о),

интервал скрещения — минимальное время от момента проследо­вания или прибытия на станцию поезда до момента отправления на тот же перегон поезда встречного направления (рис 50, б),

интервал попутного прибытия поездов на станцию (при автобло­кировке) — минимальное время от момента прибытия на станцию (или проследования через станцию) одного поезда до момента прибытия на эту же станцию (проследования через станцию) дру­гого поезда того же направления (рис 50, в),

интервал попутного отправления поездов со станции (при авто­блокировке) — минимачьное время от момента отправления со стан­ции (проследования через станцию) одного поезда до момента отправ­ления с этой же станции другого поезда того же направления (рис 50, г),

интервал попутного следования поездов (для перегонов без автоблокировки) — минимальное вр»мя от момента прибытия поезал


а) I»

/

0) 1пр


\



В)


 


/



 


7 г


'ло


3)



 


Рис 50 Станционные интервалы

на соседний раздельный пункт до момента отправления с данной станции на освободившийся перегон следующего поезда того же направления (рис. 50, д),

интервал неодновременного прибытия и попутного отправления поездов — минимальное время от момента прибытия па станцию поезда до момента отправления с этой станции поезда попутного направления (рис 50, е),

интервал неодновременного отправления и попутного прибытия поездов — минимальное время от момента отправления со станции поезда до момента прибытия на эту станцию поезда попутного направления (рис 50, ж),

интервал неодновременного отправления и встречного прибы­тия поездов — минимальное время от момента отправления со станции поезда одного направления до момента прибытия на эту! станцию поезда встречного направления при враждебных маршрутах! (рис 50, з).

Для графиков движения поездов на двухпутных участках из числа перечисленных определяются интервалы попутного прибытия поездов, попутного отправления поездов, неодновременного прибытия и попутного отправления поездов, неодновременного отправления и попутного прибытия поездов, неодновременного отправления и встречного прибытия поездов, попутного следования (для линий, не оборудованных автоблокировкой)

Межпоездные интервалы определяются по кривым времени хода поездов при движении по участку без остановок на раздельных пунктах, в соответствии с размещением проходных светофоров Как, правило, эти интервалы рассчитываются из условий разграни чения попутно следующих поездов тремя блок участками (езда на зеленый огонь светофора, рис 51, а) При необходимости и в случаях когда это не влечет за собой снижения скорости движения поездов, применяют интервалы с разграничением попутно следующих поездов двумя блок-участками (езда под зеленый огонь, рис 51, б)

Расписание движения поездов. На основе графика составляют служебные расписания движения поездов — таблицы с указанием вре


 



а)




__ о


 



Рис 51 Межпоездные интервалы при автоблокировке

мени прибытия, отправления и продолжительности стоянок на стан­циях для каждого поезда Расписания выдают машинистам, дежур­ным по станциям и дру>им работникам, связанным с движением поездов.

В служебных расписаниях также помещают:

установленные нормативы по обеспечению поезда автомати­ческими и ручными тормозами;

установленную нумерацию поездов и таблицы массы тары и услов­ной длины подвижного состава,

таблицы времен хода, норм массы и длин составов поездов и норм времени на 1"ехнические операции с поездами на станциях.

Для пассажиров выпускают афиши и справочники о движении пассажирских поездов

Нумерация поездов. Каждому проложенному на графике или вы­пущенному на участок вне графика поезду присваивается опреде­ленный номер, следующему в нечетном направлении — нечетный, в четном — четный Установлена следующая нумерация для поездов различных категории.

Пассажирские поезда


Скорые (круглогодичного обращения)

Скорые (летние)................................................

Скоростные.............................................

Дальние (круглогодичного обращения)..

Дальние летние.................................................

Дальние разового назначения (вывозные). Дальние разового назначения (пунктирные)

Местные............................................................

Туристско экскурсионные....................

Пригородные....................................................

Почтово-багажные, грузо-пассажирские и другие людские поезда

Почтово-багажные..... Грузо-пассажирские (по билетам) Людские (по грузовым документам)

Ускоренные грузовые поезда

Рефрижераторные..............................

Для перевозки молока..............

Для перевозки грузов в контейнерах. Для перевозки скоропортящихся грузов Для перевозки живности....


1—99

101 — 149

151 — 169

171—299

301—399

401—499

501—599

601—699

801—899

6001—6999

901—948 951—968 971-998

1001—1098 1101-1198 1201 — 1298 1301 — 1498 1501—1598



Грузовые поезда

Сквозные............................................................. 2001—2998

Участковые.......................................................... 3001—3398

Сборные.............................................................. 3401—3448

Сборные со сборно-раздаточными вагонами............ 3451—3498
Вывозные для уборки и подачи вагонов на
отдельные промежуточные станции участ­
ка и подъездные пути............................................ 3501—3598

Передаточные для передачи вагонов с одной

станции узла на другую..................................... 3601—3798

Диспетчерские локомотивы для уборкн и по­
дачи вагонов на промежуточные станции 3801—3898
Подача вагонов на перегон по коммер­
ческим документам под выгрузку или по­
грузку и уборку их обратно... 3901—3998

Локомотивы

Толкачи............................................................... 4001—4098

Локомотивы (резервные), следующие без
вагонов, а также локомотивы от ускорен­
ных, сквозных и участковых грузовых
поездов с прицепленными к ним не более
10 физическими вагонами................................. 4301 — 4398

Хозяйственные поезда

Обкатка пассажирских составов, пробные поезда, обкатка и следование в ремонт

локомотивов.................................................... 5001—5098

Атодрезины и мотовозы................................................ 5101—5198

Хозяйственные поезда и поезда из арендо­ванных вагонов строительных и хозрас­четных организаций, а также поезда из

других вагонов нерабочего парка... 5201—5298

Поезда для перевозки воды по хозяйствен­
ным документам.............................................. 5301—5398

' Поезда из порожних пассажирских вагонов,
следующих на технические станции, в
пункты отстоя и возвращающиеся в пунк­
ты посадки пассажиров............................... 5401—5698

Снегоочистители................................................... 7001—7098

Восстановительные и пожарные поезда.. 8001—8098

Поезда из порожних вагонов, следующие
на заводы для ремонта или переоборудо­
вания........................................................... 9001—9098

Номер поезду присваивается на станциях формирования (или оборота пассажирских составов) и сохраняется на всем п>ти следования до станции назначения (расформирования).


I •■


Вспомогательным локомотивам, отправляемым на перегон с целью оказания помощи, присваивается нумерация резервного локомотива, а при вывозе остановившегося поезда — номер этого поезда.

Сплоткам локомотивов, идущим по коммерческим документам присваивается нумерация грузовых поездов

Запрещается присваивать поездам номер, не соответствующий категории и назначению данного поезда, а также вносить изменения и дополнения к установленной нумерации

Назначение и отмена поездов. Пассажирские дальнего, местного и пригородного сообщения, почтово-багажные и грузо-пассажирские поезда, следующие в пределах двух и более дорог, назначаются заместителем министра, а в пределах одной дороги — начальни­ком дороги. Начальнику отделения дороги предоставляется право назначения и отмены дополнительных пригородных поездов, обраща­ющихся в пределах отделения дороги. Отмена пригородных поездов постоянного обращения, курсирующих в пределах отделения или дороги, производится с разрешения начальника дороги.

Воинские, людские, ускоренные грузовые и грузовые поезда для следования в пределах двух и более дорог назначаются Министерством путей сообщения, а в пределах одной дороги — начальником дороги.

Восстановительные и пожарные поезда, снегоочистители, ло­комотивы без вагонов, автомотрисы и автодрезины несъемного ти­па, хозяйственные и другие поезда, не предусмотренные графиком движения, назначаются поездным диспетчером, который одновремен­но с назначением каждого из таких поездов устанавливает порядок его следования


ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ ПОЕЗДОВ

В непосредственной увязке с графиком движения поездов раз­рабатывается план формирования поездов Его разработка производит­ся на основе государственного плана перевозок, устанавливающего корреспонденции груженых вагонопотоков между районами погрузки и выгрузки вагонов Планом предусматривается правильное распреде­ление работы между сортировочными и участковыми станциями в соответствии с их технической оснащенностью, с учетом сокращения простоя вагонов под накоплением и переработкой, ускорения оборота вагонов

План формирования составляется с таким расчетом, чтобы наибольшее число вагонов отправлялось в маршрутных поездах непосредственно с мест погрузки Остальные вагоны, которые следуют на дальние расстояния, но не охвачены маршрутами с мест погрузки, организуются на сортировочных станциях в технические маршруты и сквозные поезда с включением в них наибольшего числа вагонов, которые проходят большие расстояния без переработки.

В плане устанавливается характер и объем работы каждой сортировочной, участковой и грузовой станции с поездами и ваго­нами В нем определяются какие именно поезда (маршрутные, сквозные, сборные и г д) формирует данная станция и вагоны каких назначений должны ставиться в каждый формируемый поезд; характер формируемых станций поездов — одногрушшые или груп-


повые; в какие поезда и вагоны каких назначений должны при­цепляться на станции; какие поезда должны расформировываться на станции.

Формировать поезда в соответствии с планом значит: в каждый поезд ставить вагоны, следующие только на те участки, которые предусмотрены планом формирования поезда данного назначения; в поезда дальних назначений не ставить вагонов, которые следуют на близлежащие станции и участки; формировать поезда полновесными и полносоставными и в точном соответствии с Правилами технической эксплуатации

Нарушение плана формирования поездов (неправильная подбор­ка групп вагонов в групповых поездах, постановка в поезда одно­го назначения вагонов другого назначения — «чужаков» и т. п.) вызывает серьезные затруднения в работе железных дорог.


движением поездов на участке руководит поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения поездов на обслужи­ваемом участке. Он имеет связь с дежурными по станции, работни­ками локомотивного депо и тяговых подстанций, а также с энерго­диспетчером Кроме того, в распоряжении поездного диспетчера имеется поездная радиосвязь.

Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выпол­нению всеми работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке. Помимо диспетчера, кому бы то ни было запрещается давать оперативные распоряжения по движению поездов на участке.

Все указания об очередности формирования и отправления по­ездов, о прицепке к поездам вагонов, погруженных на данной станции, об отцепке и прицепке порожних вагонов, о скрещениях и обгонах поездов и много других указаний дежурный по станции получает от поездного диспетчера.

В зависимости от обстановки на участке поездной диспетчер принимает меры для устранения нарушений графика движения поез­дов, дает указания об изменении порядка и пунктов скрещения и обгона поездов, отправлении поездов по неправильному пути, о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие и т. д. Наиболее важные приказы поездного диспетчера дежурный по стан­ции или оператор записывает в журнал диспетчерских распоряжений Обязательна запись в журнал следующих приказов:

об открытии и закрытии перегонов или отдельных путей пере­гонов (в том числе для движения электропоездов в связи со снятием напряжения);

о переходе с двухпутного движения на однопутное и о восста­новлении двухпутного движения;

о переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие,

об отправлении поездов по неправильному пути;

об отправлении поездов с разрядными и негабаритными грузами;





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.