Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязанности работников станции




Л,!

I

IX!

I

Щ И

Ир

I


записи электромеханика, разрешая ему приступить к выключению стрелки.

Получив разрешение, электромеханик обрывает контрольную цепь на месте включения макета, а дежурный по станции по пропаданию контроля положения убеждается, что это сделано именно на той стрелке, которая указана в журнале осмотра.

Установив вместо приборов выключаемой стрелки макет, электро­механик вместе с дежурным по станции убеждается в исправности действия макета Для этого дежурный по станции поочередно переводит рукоятку выключаемой стрелки (нажимает кнопку) в плюсовое и минусовое положения. На станциях, где пульты управления оборудованы специальной рукояткой управления маке­том, в эти же положения дежурный по станции должен предва­рительно переводить каждый раз и рукоятку управления макетом с фиксацией ее на 1—2 с в среднем положении. Если при нулевом показании амперметра стрелочные контрольные лампочки и контрольные лампочки рукоятки управления макетом (где она имеется) будут соответственно загораться зеленым или желтым светом в зависимости от их одинакового положения, то макет действует правильно.

После такой проверки дежурный по станции устанавливает стрелочную рукоятку (нажимает кнопку), а также рукоятку управле­ния макетом (где она имеется) в положение, соответствующее фактическому положению стрелки и дает указание работнику службы движения опустить в электроприводе курбельную заслонку вниз

Убедившись, что выключение стрелки произведено правильно, электромеханик вынимает контрольные лампочки над стрелочной рукояткой (кнопками) и делает в журнале осмотра вторую запись о правильности выключения стрелки и изъятии ламп. Под этой записью расписывается дежурный по станции.

С этого момента дежурный по станции может осуществлять перевод стрелок в горловине (районе) станции, где расположена выключенная стрелка, а электромеханик может приступить к выпол­нению указанных в записи работ.

При необходимости перевода стрелки дежурный по станции дает устное указание об этом назначенному для обслуживания работнику и после получения его доклада о фактическом пере­воде стрелки поворачивает в соответствующее положение стрелоч­ную рукоятку (нажимает кнопку).

На станциях, где пульты управления оборудованы рукояткой управления макетом, после передачи указания о переводе стрелки в другое положение дежурный по станции должен дополнительно усма-новить в то же почожение рукоятку управления макетом с фиксацией се на 1—2 с в среднем положении.

Установка на пультах управления специальных рукояток управ ления макетом предназначена для исключения случаев открытия сигнала при ошибочной установке дежурным по станции стрелочной рукоятки стрелки, выключенной с сохранением пользования сигнала­ми, так как для того, чтобы макет зафиксировал требуемое положе­ние, надо перевести не только рукоятку выключенной стрелки, которую мог ошибочно перевести дежурный по станции, но и рукоят-


ку управления макетом. Этим действием как бы еще раз подтвержда­ется требуемое положение стрелки в устанавливаемом маршруте.

Если по условиям движения перевод выключенной стрелки в другое положение не потребуется, то с согласия дежурного по станции электромеханик исключает возможность перевода макета в другое положение, что указывает в журнале осмотра

Такое выключение стрелки на станциях, где еще нет спе­циальных рукояток управления макетом при ошибочной установке дежурным по станции стрелочной рукоятки, макет фиксировать не будет, а значит, сигнал не откроется Эта мера исключает имевшие место случаи приема поезда по неготовому маршруту и на занятый путь

Особо ответственным моментом является установка на согла­сованную к выключению стрелку макета, который исключает ее из зависимостей, и сигналы при их открытии не контролируют стрелку

Если электромеханик ошибочно установит в релейном помещении макет не на согласованную к выключению с дежурным по стан­ции стрелку, а на другую, то последняя окажется отключенной из установленных зависимостей и контролироваться в маршрутах при открытии сигнала не будет Если в период выключения стрелки (установки макета) дежурный будет готовить маршруты, проходя­щие через стрелку, на которую ошибочно поставлен макет, она переводиться не будет, а сигналы будут открываться независимо от ее положения

Чтобы исключить этот опасный случай, установленные МПС пра­вила запрещают дежурному по станции, после того как он разрешил электромеханику выключить стрелку с сохранением пользования сиг­налами, переводить другие стрелки, прежде чем он вместе с электро­механиком не проверит и не убедится в том, что стрелка выключена правильно, о чем электромеханик и дежурный по станции должны сделать соответствующую запись в журнале осмотра

Выключение стрелки из централизации без сохранения пользо­вания сигналами производится в следующем порядке

Электромеханик, согласовав с дежурным по станции время на­чала работ, делает запись в журнале осмотра, указывая цель и способ выключения, а также необходимость запирания стрелки на навесной замок или закрепления (зашивания) ее остряков

Дежурный по станции на основании записи электромеханика даст указание назначенному для обслуживания работнику службы движения о запирании стрелки на навесной замок или работнику дистанции пути о закреплении остряков в требуемом положении. В то же положение дежурным по станции должна быть установлена и стрелочная рукоятка на пульте управления или нажата соот­ветствующая кнопка

Получив сообщение о том, что стрелка заперта или ее остряки закреплены в требуемом положении (при наличии отметки работника дистанции пути в журнале осмотра), дежурный по станции надевает на стрелочную рукоятку колпачок красного цвета При кнопоч­ном управлении стрелками колпачки надеваююя на обе кнопки. После этого в период, когда по выключаемой сфелке не произво­дится передвижений, дежурный по станции подписывается под тек­стом записи электромеханика и тем самым разрешает приступить к выключению стрелки


И!


Электромеханик вынимает предохранители в контрольной и рабочей цепях стрелки, совместно с дежурным по станции убежда­ется в правильности выбора согласованной к выключению стрелки (при отсутствии контроля положения стрелки и нулевому показанию амперметра при переводе стрелочной рукоятки или нажатии кнопок) и после этого может приступить к выполнению работ.

Во всех случаях, окончив работу, электромеханик сообщает об этом дежурному по станции и делает в журнале осмотра запись об окончании работ и необходимости снятия макета для проверки действия стрелки. Дежурный по станции в свободное от движения поездов время дает указание назначенному для обслужи­вания работнику снять со стрелки навесной замок или закрепления. Электромеханик включает стрелку, вставляет контрольные лампоч­ки (при выключении стрелок с сохранением пользования сигнала­ми) и вместе с дежурным по станции проверяет правильность ее работы. При этом проверяются перевод стрелки, получение на пульте управления контроля окончания перевода стрелки в плю­совое и минусовое положения, соответствие положения стрелки положению стрелочной рукоятки и контролю на пульте управления

Номера стрелок или путей, на которые ведут остряки проверяе­мой стрелки, дежурному по станции докладывает назначенный для ее обслуживания работник.

Кроме этого, электромеханик совместно с дежурным по станции проверяет дополнительно:

при замене стрелочного кабеля, реверсивного реле нештепсель­ного типа, автопереключателя, монтажа в электроприводе — потеря контроля при размыкании контактов автопереключателя электро­привода в каждом положении, невозможность перевода стрелки при выключенном блок-контакте электропривода и отсутствие конт­роля спаренных стрелок на пульте управления, когда они находятся в разных положениях,

при ремонте электропривода (без отключения монтажа) и гар­нитуры — невозможность получения на табло контроля положения стрелки, если перевод ее производится при закладке шаблона 4 мм между остряками и рамным рельсом;

при замене стрелочного электропривода — все указанные проверки;

при замене реле нештепсельного типа (кроме реверсивного)
или монтажа в схеме управления стрелкой — невозможность пере­
вода стрелки при искусственно занятом изолированном участке,
а также в замкнутом маршруте. I

По окончании проверки электромеханик записывает в журна­ле осмотра о проведенных проверках и включении стрелки в цен­трализацию Дежурный по станции ставит свою подпись под текстом записи электромеханика и сообщает дежурному стрелочного поста (сигналисту) о включении стрелки

При произволе! не работ, связанных с выключением стрелки, являющейся охраной в других маршрутах, эта стрелка, как правило, должна выключаться с сохранением пользования сигналами.

При неисправности стрелки, когда ока не может быть переведена с пульга управления, дежурный по станции после внешнего осмотра стрелки с ведома дежурного поездного диспетчера может самостоя­тельно перепести ее на ручное управление (курбелем)


Перевод стрелок курбелем осуществляется лично дежурным по станции, дежурным стрелочного поста, сигналистом или другим работ­ником службы движения, обслуживающим такие стрелки

Если на пульте управления сохраняется контроль положения стрелки, то прием и отправление поездов по маршрутам, в кото­рые входит такая стрелка, производятся по сигналам. В правиль­ности установки по маршрутам стрелок, переводимых курбелем, дежурный по станции убеждается по докладам работников, осущест­вляющих перевод стрелок, и по показаниям контрольных приборов на пульте управления.

Если электрический контроль положения стрелок, переводи­мых курбелем, нарушен, то на рукоятку (кнопки) таких стрелок надевается красный колпачок (колпачки), стрелки запираются в соответствующем маршруте на навесные замки, ключи от которых во время приема и отправления поездов должны храниться у дежурного по станции или у назначенного для обслуживания стрелок работника В положении и запирании таких стрелок в маршруте дежурный по станции убеждается лично или по докладу. Прием и отправление поездов осуществляются при запрещающих показаниях входных и выходных сигналов и при опущенных вниз курбельных заслонках

После каждого перевода стрелки при помощи курбеля дежурный по станции должен установить рукоятку этой стрелки на пульте управ­ления в положение, соответствующее положению стрелки, а при кнопочном управлении — нажать соответствующую кнопку.

При переводе на р^щное управление одной из спаренных стре­лок вторая стрелка также должна переводиться на ручное управле­ние

Если стрелка курбелем не переводится, а электромеханик отсутствует, дежурный по станции надевает на стрелочную рукоятку (кнопки) этой стрелки красный колпачок (колпачки).

При невозможности вызвать электромеханика дежурный по станции с ведома дежурного поездного диспетчера дает указание находящемуся на станции работнику дистанции пути отсоединить рабочие и контрольные тяги электропривода от остряков стрелки и закрепить остряки в требуемом положении, о чем делает запись в журнале осмотра. Отсоединение рабочих и контрольных тяг про­изводится в местах, указанных в приложении 4 Инструкции по безо­пасности движения поездов при производстве работ по техническому осмотру и ремонту устройств СЦБ.

При пропуске поездов по такой стрелке дежурный по станции (после отметки в журнале осмотра о закреплении остряков) убеждается в положении стрелки по маршруту лично или по докладу. Прием и отправление поездов по маршрутам, в которые входит такая стрелка, осуществляются при запрещающих показаниях входных и выходных сигналов Руководствоваться показаниями контрольных приборов положения стрелки на пульте управления дежурному по станции в этом случае запрещается

Выключение стрелок, оборудованных контрольными замками, с сох­ранением пользования сигналами производится в следующем порядке

Дежурный по станции на основании записи электромеханика дает указание дежурному стрелочкою поста заьерсть с/релки па навесной замок или работнику дистанции пути закрепить остряки в требуемом положении.


Почучив сообщение дежурного стрелочного поста о том, что стрелка заперта на навесной замок или ее остряки закреплены в требуемом положении, дежурный по станции или по его указанию дежурный стрелочного поста изымает из аппаратного замка ключ для исключения открытия сигнала без предварительной проверки положения стрелки, вставляет в гнездо аппаратного замка красную табличку с надписью «Выключено» После этого дежурный по станции подписывается под текстом записи электромеханика, разрешая ему приступить к работе

Если на выключенной стрелке снимают стрелочные контрольные замки, то освободившийся ключ (ключи) электромеханик передает дежурному стрелочного поста (дежурному по станции) Ключи встав ляются дежурным стрелочного поста в аппарат только по указанию дежурного по станции после доклада о готовности маршрута Табличка с надписью «Выключено» закрепляется при этом на вставленном ключе

Периодическая проверка и чистка стрелочных контрольных замков с их снятием производятся, как правило, путем замены их запасными замками с выключением стрелок.

При этом электромеханику (электромонтеру) разрешается делать одну общую запись в журнале осмотра о производстве работ на нескольких стрелках одного стрелочного поста (района) Начало работы в этом случае отмечается для первой выключенной стрелки Разрешение на выключение каждой последующей из перечисленных в общей записи стрелок и отметки об их включении дежурный по станции оформляет в журнале осмотра отдельно, о чем через дежур­ного стрелочного поста сообщает электромеханику

Изъятие ключа и установка красной таблички «Выключено» про­
изводятся только на стрелочном аппаратном замке выключенной в
данный момент стрелки У

Об окончании работ на/всех стрелках электромеханик дела ет запись в журнале осмотра

Выключение стрелки, оборудованной стрелочными контрольными замками, без сохранения пользования сигналами производится в сле­дующем порядке

Дежурный по станции на основании записи электромеханика дает указание дежурному стрелочного поста о запирании стрелки на навесной замок или работнику дистанции пути о закреплении остряков в требуемом положении

Получив сообщение дежурного стрелочного поста о том, что стрелка заперта или ее остряки закреплены в требуемом положении, дежурный по станции или по его указанию дежурный стрелочного поста изымает из аппаратного замка ключ, передает его электромеха нику и вставляет в гнездо аппаратного замка красную табличку с надписью «Выключено» После этого дежурный по станции подпи­сывается под текстом записи электромеханика, разрешая ему присту пить к работе

Оба ключа от выключенной стрелки хранятся у электромеханика Передавать их работникам службы движения до окончания пронзвод ства работ запрещается

Окончив работу на стрелке, оборудованной стрелочными конт рольными замками, электромеханик сорместно с дежурным сгрелочно го поста проверяет действие этих замков возможность извлечения только одного ключа при запертом стрелочном контрольном замке


(проверяется в каждом положении стрелки), соответствие положения стрелки обозначению на вынутом из стрелочною контрольного замка ьлюче, невозможность запирания стрелки при закладке между остря­ком и рамным рельсом шаблона 4 мм, соответствие поюжения контрольных замков маркировке на рамном рельсе

После окончания проверки электромеханик по указанию дежурно­го по станции возвращает дежурному стрелочного поста ключ от стрелочного контрольного замка (при выключении стрелки без сохранения пользования сигналами), делает запись в журнале осмотра о включении стрелки и ее нормальной работе ДСП должен прове­рить с дежурным стрелочного поста соответствие положения стрелки ключу в аппарате и положению повернутой маршрутной рукоятки того маршрута, в который входит проверяемая стрелка, и, убедившись в этом, ставит свою подпись

Перевод выключенной стрелки для производства регулировочных работ производится дежурным стрелочного поста или электромеха­ником (электромонтером) с ведома дежурного по станции по разре­шению и под контролем дежурного стрелочного поста Для регулиров­ки стрелочных контрольных замков, их сборки и установки на стрелке электромеханик должен пользоваться только действующими ключами от стрелочных контрольных замков, пользоваться запасными ключами запрещается

Выключение изолированных участков с сохранением пользования сигналами производится в следующем порядке

Электромеханик, имея разрешение на выключение изолированного участка и согласовав с дежурным по станции время начала работ, делает запись в журнале осмотра о выключении В этой записи указывается цель и способ выключения, порядок перевода стрелок, входящих в изолированный участок (при электрической централиза­ции), и при необходимости способ разделки маршрутов

Дежурный по станции или по его указанию другой выделенный на это время работник надевает на стрелочные рукоятки (кнопки) стрелок, входящих в выключаемый участок, красные колпачки (при электрической централизации) После этого дежурный по станции подписывается под текстом записи электромеханика, разрешая вы ключнть изолированный участок

До окончания периода выключения дежурному по станции за­прещается открывать сигналы по маршрутам, в которые входит выключаемый изолированный участок

Получив разрешение, электромеханик обрывает электрическую цепь в месте включения макета, а дежурный по станции по кочтроль ным лампочкам убеждается что это сделано именно по тому участку, о котором сделана запись в журнале осмотра На табло выкпючаемыи участок должен иметь индикацию занятости

Установив вместо приборов выключаемого участка макет, электро­механик совместно с дежурным по станции убеждается в исправности его действия Для этого дежурный по станции готовит любой маршрут, в который входит выключенный участок, и открывает сигнал, ограж­дающий этот маршрут При электрической централизации, кроме того, должно быть проверено, что перевод с пульта управления стрелок, входящих в выключаемый участок, невозможен без пользования вспо могатсльной кнопкой

Убедившись, что выключение произведено правильно, электроме ханик в журнале осмотра делает вторую запись об окончании


                           
     
             
 


выключения участка, под которой расписывается дежурный по стан­ции.

На этом период выключения участка заканчивается. Дежурный по станции может осуществлять открытие сигналов по маршруту, в который входит выключенный изолированный участок, а электро­механик — приступить к выполнению указанных в записи работ

Выключение изолированного участка без сохранения пользования сигналами производится в следующем порядке.

Электромеханик, согласовав с дежурным по станции время начала работ, делает запись в журнале осмотра о выключении. Дежурный по станции или по его указанию другой работник движе­ния надевает на стрелочные рукоятки (кнопки) стрелок, входящих в выключаемый участок, красные колпачки После этого дежур­ный по станции подписывается под текстом записи электромеханика, разрешая выключить изолированный участок

Выключение изолированного участка производится отклю­чением обмотки путевого реле На табло выключаемый участок должен иметь индикацию занятости. Выключив изолированный участок, электро­механик совместно с дежурным по станции убеждается в невоз­можности отк^щтия одного из сигналов по маршруту, в который входит этот участок. При электрической централизации, кроме того, должно быть проверено, что перевод с пульта управления стрелок, входящих в выключенный участок, невозможен без поль­зования вспомогательной кнопкой. После этого электромеханик может приступить к выполнению работ.

Дежурный по станции может пропускать поезда по маршрутам, в которые входит выключенный участок, только после проверки фактической свободное™ этого участка от подвижного состава по­рядком, установленным ТРА станции.

Стрелки электрической централизации, входящие в выключенный изолированный участок, переводятся с помощью вспомогательной кнопки каждый раз с обязательной предварительной проверкой фактической свободности участка Разделка маршрута производится порядком, указанным в записи электромеханика.

Закончив работу на изолированном участке, электромеханик включает его с ведома дежурного по станции и проверяет правиль­ность работы участка, напряжение на путевом реле, чередование полярности в рельсовой цепи (при производстве работ, связанных с отключением проводов) и совместно с дежурным по станции — соответствие фактического состояния участка контролю на табло и контроль занятия всех ответвлений путем наложения испытатель­ного шунта В правильности работы изолированного участка дежурный по станции убеждается по индикации на табло

После проверки электромеханик делает запись в журнале осмотра о включении участка и под текстом этой записи расписывается дежурный по станции

Независимо от способа выключения изолированного участка с начала его проверки и до оформления записи о включении в журнале осмотра дежурному по станции запрещается открывать сигналы на разрешающие показания для движения поездов по маршру­ту, в который входит выключенный участок При пропуске первых поездов необходимо убедиться, что последовательность занятия и освобождения включенного и смежных с ним участков на табло правильна.


В случаях когда выключаемый станционный изолированный учас­ток входит в цепь извещения переездной сигнализации, порядок следования поездов и автогужевого транспорта устанавливается мест­ной инструкцией

Работы по замене изолирующих элементов в изолирующих стыках, сережках остряков, связных полосах и распорках стрелоч­ных переводов, а также в арматуре устройств обдувки и обогре­ва стрелок производятся работниками дистанции пути по графику или по заявке электромеханика, как правило, без выключения изолированно­го участка.

При выполнении работ, в том числе и путевых, связанных с нарушением действия изолированного участка, являющегося нега­баритным по отношению к другим, этот участок может быть выклю­чен с сохранением пользования сигналами.

Реконструкция, модернизация и ввод новых устройств СЦБ При реконструкции, модернизации или вводе новых устройств СЦБ на станции в каждом отдельном случае составляется местная инструкция, регламентирующая этапность переключения и порядок организации движения поездов, утверждаемая начальником дороги или начальником отделения. Работники службы движения должны изучить ее, а также техническую документацию и инструкцию о порядке пользования вновь вводимыми устройствами. Только после проверки знаний можно вводить новые устройства в эксплуатацию. Специальная приемочная комиссия проверяет соответствие их утверж­денной проектной документации и техническим условиям.

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ УСТРОЙСТВ СЦБ

Работники службы движения должны хорошо знать аппараты сигнализации, централизации и блокировки, на которых они работа­ют Порядок пользования устройствами СЦБ при приеме, отправлении поездов и маневровой работе, и особенно в период нарушения их действия и выключения, с учетом местных условий излагается в специальной инструкции, разрабатываемой для каждой станции. На промежуточных станциях участка с типовыми устройствами СЦБ может быть одна инструкция

Дежурный по станции, переводя рукоятки, нажимая кнопки, поворачивая ключи, не должен прилагать усилий сверх обычных, в противном случае он должен путем дополнительной проверки убедиться в правильности своих действий Аналогично нужно посту­пить и в других случаях, когда устройства не исполняют зада­ваемую им программу действия прежде, чем делать заключение о их порче

Аппараты СЦБ на станциях должны быть надежно закрыты и опломбированы, а в помещении, где они установлены, пывс-шсмы описи приборов, подлежащих опломбированию, с указанием числа пломб на каждом из них Управляют приборами сигнализа­ции, централизации и блокировки на станции — дежурный по стан­ции или по его распоряжению оператор или дежурный стрелочного поста, на исполнительном посту — оператор поста централизации, при диспетчерской централизации — поездной диспетчер и начальник


станции. Запрещается дежурному по станции разрешать управление приборами другим лицам при приготовлении маршрута

Дежурные по станции и постам, сигналисты и дежурные стре­лочных постов при вступлении на дежурство обязаны.

проверить наличие пломб на аппаратах согласно описи, обра­щая при этом внимание на ясность оттисков и целостность нитки; соответствие показаний приборов на аппаратах поездному положению на станции и перегонах;

просмотреть записи, сделанные ранее в журнале осмотра, обра­щая особое внимание на то, устранены неисправности или нет;

получить доклад от подчиненных работников смены и при необ­ходимости сделать запись о состоянии устройств СЦБ в журнале осмотра

За целостность пломб на аппаратах и кнопках несет ответственность дежурный по станции. Работая у пульта управления, он должен следить по контрольным приборам за действием всех устройств, обращая особое внимание на контроль занятости изолированных путей и стрелочных участков, последовательность освобождения их при приеме и отправлении поездов, своевременное изменение показа­ний повторителей сигналов, возвращение возвратных кнопок в нормаль­ное положение. О всех неисправностях устройств СЦБ дежурный по станции обязан немедленно сообщить электромеханику или дежур­ному инженеру дистанции СЦБ и связи и оформить запись в журнале осмотра

Централизованные стрелки необходимо содержать в чистоте, своевременнв""бчи1дать от снега и льда В период весеннего таяния снега должен быть обеспечен отвод воды Дежурный по станции, сигналист и дежурный стрелочного поста обязаны содержать в чисто­те все доступные им части аппаратов СЦБ, находящиеся в их поль­зовании.

При опломбировании устройств СЦБ после осмотра или ремонта, прежде чем подписать запись электромеханика в журнале осмотра, дежурный обязан вместе с ним проверить их действие и убедиться в том, что они исправны, а показания контрольных приборов соот­ветствуют фактическому поездному положению, число навешенных пломб — описи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.