Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологическая карта экскурсии




ГОСТ Р 50681-94

Введение

ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Разработка культурно-познавательного тура

«Кострома. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

 

Автор работы ………………………………………………Турбаева И.В.

Номер зачётной книжки 126273...…………………… Группа

Направление подготовки ……………………………….. 100400 Туризм

Руководитель работы ………………………………………О.Р. Васильева

Работа защищена …………………………... Оценка ……………………

(дата)

Иваново 2016

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….................3

1. "Рассказы старой сплетницы о Костроме" (трассовая экскурсия Иваново – Кострома)...............................................................................................10

2. «здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» (обзорная экскурсия по

центру города с посещением музея-усадьбы Льна............................53

3. Искусствоведческий анализ: Богоявленский Анастасиин женский монастырь (чудотворная Феодоровская икона Божией матери)…….............................................................................................81

4. Анализ туристско-рекреационного потенциала……………………..94

5. Реклама маршрута. Буклет ……………………………………………..

Заключение …………………………………………………………………...

Используемая литература и ресурсы ………………………………………

«Портфель экскурсовода» ………………………………………………....

 

 

Когда говорят о Костромской земле и костромичах, в памяти всплывают мягкий, певучий, окающий костромской выговор, в основном голубоглазые светловолосые приветливые люди, а также высочайших пищевкусовых качеств молочные продукты, знаменитая порода костромского крупного рогатого скота, получивший мировую славу костромской лён и прелестные, комфортные и экологически совершенные изделия из него – рубашки, кофты, платья, накидки, головные уборы, скатерти, салфетки, нательное и постельное белье, занавеси, различные украшения и многое другое и, конечно, чудесные, абсолютно ни с чем не сравнимые по своему художественному достоинству произведения костромских мастеров-ювелиров из поселения Красное-на-Волге и самой Костромы, а также образы красивейших древних монастырей и храмов, которые ещё сильней акцентируют редчайшую живописность костромских мест, его речных просторов, лугов, полей и больших лесов.

Только побывав на Костромской земле, можно познать ритм жизни, уклад, традиции населения Поволжья. На Костромской земле всё ещё легко и свободно дышится, ощущается русская сущность, как говорится, «всё Русью пахнет», и крепнет желание хранить природную и рукотворную красоту России.

В Костромской области, не было и нет ёмких запасов полезных ископаемых, нет неистощимых источников больших и лёгких для присвоения денег, поэтому издавна сюда не стремились авантюристы и грамотные жулики. Правило «нет худа без добра» обернулось на Костромской земле естественным сохранением русской сущности и расселением в ней в основном порядочных, трудолюбивых, но в массе своей небогатых людей.

При всей видимой скромности Костромской земли в прошлом именно она неоднократно давала спасение, укрытие от врагов, помогала собирать силы для борьбы с недругами Руси русским великим князьям и царям. Так, в 1382 г. великий князь московский Дмитрий Иванович Донской, его семья, митрополит Киприан, московский воевода, наиболее знатные московские бояре при угрозе захвата Москвы ордынским ханом Тохтамышем срочно уехали именно в Кострому, где князь надеялся собрать войско для отражения этого грозного нападения. В 1408 г. его сын великий князь московский Василий I, спасаясь от хана Едигея, также прибыл в Кострому. Московские князья и церковные иерархи оценивали Костромскую землю как надёжное место, где можно собрать войско для борьбы с врагами, а Кострому ценили как безопасное место, где в трудный период можно переждать опасность и невзгоды.

Костромская земля стала местом, где свершилось в Ипатьевском монастыре в 1613 г. призвание на царство первого русского царя из династии бояр Романовых – Михаила Федоровича (1596—1645), и навсегда вошли в русскую и мировую историю как колыбель Августейшего рода Романовых.

Именно костромской крестьянин Иван Осипович Сусанин зимой 1613 г. ценой своей жизни спас избранного на престол молодого царя Михаила Федоровича Романова, которого поляки хотели убить. Новый царь, по сути, без должной охраны находился, как знали поляки, в костромском селе Домнино, вотчине бояр Романовых. Характерно и то, что в тревожное время Михаил Романов и его мать сочли целесообразным удалиться именно в их костромскую вотчину, труднодоступную для поляков.

И. Сусанин – крестьянин села Деревеньки, расположенного близ села Домнино, был взят отрядом польской шляхты в качестве проводника до с. Домнино, но он намеренно завел поляков в непроходимый болотистый лес, и за это был ими замучен. И. Сусанин стал своего рода крестным отцом, спасителем и защитником царского рода Романовых. Он пожертвовал своей жизнью, но не допустил продолжения Смутного времени в России. Костромской крестьянин И. Сусанин стал героем освободительной войны русского народа против польских интервентов в начале ХVII в.

Не только И. Сусанин, но и другие костромичи результативно участвовали в начале ХVII в. в освобождении России от польских интервентов. Кострома сыграла значительную роль в организации ополчения К.М. Минина и Д.М. Пожарского.

Также самозабвенно они боролись с наполеоновскими захватчиками в составе русской армии и партизанских отрядов в 1812 г., а в ХХ в. сражались против гитлеровских оккупантов. Мощный патриотический настрой, определяемый надежным духовно-нравственным православным стержнем, всегда был и остается характерной чертой костромичей, одаренных от Бога крепким здоровьем и многими талантами, которые они щедро используют во благо России.

Уроженцы и жители Костромской земли еще в далеком прошлом прославили Русь или опередили (и порой опережают теперь) кое в чем Москву и другие известные русские, российские города. Так, еще в XII—XIII вв. в Костроме, тогда уже значительном городе и важном торговом пункте, возникла одна из первых и немногих на Руси мастерских по изготовлению стеклянных браслетов (пользовавшихся тогда широким спросом у населения), процветали качественные самобытные ювелирное и косторезное искусство, повсеместной была высокая оценка работ костромских мастеров-ювелиров.

И в наши дни настоящие знатоки, истинные ценители, действительно грамотные собиратели произведений русского ювелирного искусства непременно спрашивают в ювелирных магазинах, антикварных и церковных лавках работы именно костромских мастеров: из знаменитого исторического поселения Красное-на-Волге и из самой Костромы. Костромские художники и мастера-ювелиры, используя в своем творчестве народные традиции, достигли широкой известности в России и за рубежом, их продукция неоднократно отмечалась на международных ярмарках и выставках. Примечательно и то, что особенно большого и особой высоты мастерства добились костромичи в создании украшений в первую очередь из относительно недорогих серебра и металла с эмалью. Знающие толк в ювелирном искусстве, без сомнений, предпочтут серебряное изделие красносельских или костромских мастеров-ювелиров, а не чрезмерно дорогую золотую или серебряную поделку скороспелых мастеров из других, хотя и более известных и сановитых мест. Высочайшее качество и разумная цена костромских ювелирных изделий – это своего рода лакмусовая бумажка природной порядочности и духовного здоровья костромичей.

Все мало-мальски образованные люди знают о почитаемой с ХIII в. чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, пребывающей в Костроме в Богоявленском кафедральном соборе. Эта икона считается защитницей семейного благополучия, покровительницей брака, детей, юношества. Перед ней молятся об удачном завершении родов, о скором и благополучном разрешении от бремени. В древних летописях описаны случаи чудесных исцелений возле этой иконы от эпилепсии и беснований, паралича рук, болезней ног, а также возвращение зрения. Эта икона была обретена (обнаружена) костромским князем Василием Ярославичем в 1239 г. и издавна пребывает на Костромской земле, списки (копии) с неё пребывают в разных городах России.

Первым русским митрополитом (ХV в.) в статусе митрополита Московского и всея Руси, выбранным без согласия Константинопольского патриарха, стал именно костромич, уроженец окрестностей г. Солигалича, села Одноушева, вошедший в историю как митрополит Иона Московский, русский святой, всея России чудотворец. Святому Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси, молятся и просят о помощи при нашествии врагов и об избавлении от зубной боли. Он является одним из главных божественных покровителей не только его родной Костромской земли, но и Москвы, а также всей России.

Москва и Кострома – по сути, родные сестры, ибо у них один отец-основатель – князь Юрий Владимирович Долгорукий. Годом основания Москвы условно считают 1147 г., когда она была впервые упомянута в Ипатьевской летописи (но существовала до этого момента). В любом случае именно костромская Ипатьевская летопись в письменном виде датирует появление Москвы и, значит, является истоком ежегодного празднования Дня рождения нашей столицы, или Дня города. При этом нужно особо подчеркнуть, что Ипатьевская летопись (список конца XIV – начала XV в.) – это основной источник наших знаний об истории всей обширной Древней Руси. Абсолютно все, изучающие события в Древней Руси, обращаются именно к этой летописи. Ипатьевская летопись восходит к южнорусскому летописному своду конца XIII в. Она включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 г., Киевский свод конца XII в., Галицко-Волынскую летопись, и хранилась в костромском Ипатьевском Свято-Троицком мужском монастыре. Именно Ипатьевская летопись была и остается главным источником письменной информации о жизни в Древней Руси.

Если Москва – родная сестра Костромы, то совсем не удивительно, что у всемирно известной московской шатровой церкви Вознесения в Коломенском (1532) есть тоже родная сестра на Костромской земле – шатровая церковь Богоявления (1592) в выдающемся центре русского ювелирного искусства, историческом поселении Красное-на-Волге. При этом про московскую церковь знают почти все, а о дивной костромской церкви знают единицы. Конечно, церковь Богоявления размером поменьше, но это не умаляет ее красоту, стоит она в естественном природном окружении – так что взор приковывает, восхищает, пожалуй, сильнее. Символическое значение этих храмов, по сути, равное. Московский храм Вознесения воздвигнут великим князем московским Василием III в память о рождении у него долгожданного наследника – будущего первого русского царя-рюриковича Ивана IV Грозного. Костромская Богоявленская церковь, воздвигнутая боярами Годуновыми, была для них своего рода мольбой к Всевышнему, мечтой о трудно реализуемой, но такой притягательной возможности стать новой царской династией, дать России нового царя из рода Годуновых, что и произошло в 1598 г. С этой же мечтой они украшали и способствовали процветанию Костромского Ипатьевского монастыря, основанного якобы их предком, знатным татарским мурзой Четом, что не соответствует действительности.

Издавна на Руси, когда хотели возвести красивый и долговечный храм, монастырь, светские постройки, стремились приглашать именно костромских мастеров: зодчих, каменщиков, живописцев, иконописцев. Не случайно именно костромские иконописцы расписывали Троицкий собор (1422—1423) в подмосковном Троицком монастыре (Троице-Сергиева лавра), Успенский собор (1475—1479) Московского Кремля, а также Троицкий собор (ХVI—ХVII вв.) в Переславле-Залесском, Софийский собор (ХVI—ХVII вв.) в Вологде и многие другие знаменитые храмы. Именно костромским художникам доверили разрисовывать книги для малолетнего царевича Петра Алексеевича (будущего царя и императора Петра I); именно костромичи в 1673 г. выполнили миниатюры для «Потешной книги» царевича Петра Алексеевича.

Знаменитые костромские «чижовские училища» – это первые в России учебные заведения профессионально-технического образования; они были созданы по инициативе и на завещательные средства уроженца Костромы Ф.В. Чижова (ХIХ в.).

В Костроме родился и провел детские годы основатель русского театра Ф.Г. Волков (1829—1863). Также в Костроме родились великий русский поэт А.Н. Плещеев (1825—1893), выдающийся советский географ, академик АН СССР И.П. Герасимов, член-корреспондент АН СССР археолог П.Н. Третьяков, известный мореплаватель, адмирал, исследователь Дальнего Востока Г.И. Невельской (село Лосево, 1813—1876 гг.), талантливый писатель А.Ф. Писемский (село Раменье, 1821—1881 гг.), издатель-просветитель И.Д. Сытин (село Гнездниково, 1851—1934 гг.). С Костромской землёй также связаны жизнь и творчество поэта и переводчика, друга А.С. Пушкина – П.А. Катенина, философа В.В. Розанова, писательницы А.О. Ишимовой (к которой обращено последнее письмо А.С. Пушкина накануне роковой дуэли), собирателя русских древностей А.И. Мусина-Пушкина, поэта и драматурга А.А. Потехина, писательницы Ю.В. Жадовской. Предки поэта М.Ю. Лермонтова по линии его отца в силу исторических обстоятельств оказались перекинутыми из Шотландии именно в Костромскую землю, так что и родовые корни Лермонтова идут из костромских мест.

Очень многие россияне, и особенно творческие личности, приезжали и приезжают на Костромскую землю во имя творческого вдохновения, обновления и подпитки интеллектуальных возможностей, укрепления духовно-нравственных сил, упрочения связи, ощущения единства с простым русским народом и осознания того, что ты – его часть. Все они как один стремились в костромские места ради целительной силы красоты природы, волжских просторов, величия и разнообразных богатств мощных, обширных лесов, а также ради тишины и живописности речных пойм и террас, а также полей, лугов, просек, иных открытых местностей.

Костромская земля неизменно и надежно приносила вдохновение, спасала от бытовых неурядиц и тревог, поправляла здоровье, поднимала настроение великому русскому драматургу А.Н. Островскому (1823—1886), называвшему Костромской край второй родиной, где он создал или задумал почти половину своих произведений. Песенная прелесть стихотворных строк А.Н. Плещеева рождена в большой мере природными красотами его малой Родины, воспоминаниями и восхищением от Костромских мест – части столь любимой им России.

Очень сильно любил Кострому и её окрестности, часто гостил, отдыхал, охотился на Костромской земле певец русской природы – писатель М.М. Пришвин (1873—1954). С любовным пристрастием относился к Костромской земле замечательный русский художник Б.М. Кустодиев (1878—1927), который неоднократно приезжал в Кострому. Он купил в её окрестностях усадьбу Маурино, в костромских местах написал ряд своих известных полотен, сделал эскизы и зарисовки ко многим своим произведениям. Знаменитые торговые ряды Костромы можно увидеть на полотнах Б.М. Кустодиева; в 1900 г. в селе Семеновском-Лапотном (ныне село Островское) им была написана программная картина на звание художника «Базар», за которую ему была присуждена золотая медаль.

Любил и стремился приезжать на Костромскую землю прекрасный русский художник А.К. Саврасов (1830—1897). На его полотнах запечатлены многие костромские места. Так, на его широко известной картине «Грачи прилетели» (1871) изображена Воскресенская церковь (1690) в г. Костроме.

Современная Кострома, это в первую очередь город, донесший до нас уникальные архитектурные постройки и ансамбли. Это такие памятники архитектуры как Ипатьевский монастырь, Богоявленский монастырь, ансамбль Торговых рядов, церковь Воскресения на Дебре, Церковь Спаса в Рядах, а центр Костромы и её улицы сохранили историческую структуру планировки, которая была утверждена ещё в 1781 году Екатериной II. Всего в городе больше двадцати церквей, часовен и монастырей.

Итак, познать и понять великую Русь можно только проехав по её архитектурному и историческому наследию, вдоволь надышавшись духом старины, а Кострома – это как один из таких истинно русских городов с многовековой историей и легендарным прошлым.

Основой данной курсовой работы станет проектирование культурно-познавательного тура Иваново – Кострома с осмотром главных достопримечательностей города: Богоявленского Анастасииного женского монастря, храма Воскресения Христова на Дебре, самого сохранившегося в Роcсии комплекса торговых рядов XVIII-XIX веков….. А также посетим музей льна и бересты, где побываем на мастер-классе

В последнее время очень возрос интерес туристов к туристическому маршруту «Золотое кольцо России», а Кострому можно с уверенностью назвать - «жемчужиной» данного тура. Но у нас не всегда есть время и финансовые возможности на многодневные путешествия, а так хочется хоть ненадолго окунуться в атмосферу древней Руси.

Поэтому разработка однодневного культурно-познавательного тура Иваново–Кострома является - актуальной.

Исходя из актуальности темы исследования, определяется её цель и задачи курсовой работы.

Цель курсовой работы - разработка проекта культурно-познавательного тура «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»

Задачи курсовой работы:

- разработка трассовой экскурсии Иваново-Кострома под названием "Рассказы старой сплетницы о Костроме";

- подробное описание обзорной экскурсии по центру города Костромы с посещением Музея-усадьбы Льна и бересты;

- провести искусствоведческий анализ Богоявленского Анастасииного женского монастыря;

- раскрыть туристско-рекреационный потенциал города Костромы.

 

Программа тура:

08:00 выезд из Иваново, пл. Революции

10:00 прибытие в г.Кострому

10:30 Обзорная пешеходная экскурсия по центру города:

- осмотр главных достопримечательностей: Сусанинской площади, памятника Ивану Сусанину, скульптуры собаки, Пожарной каланчи, бывшей гауптвахты, Торговых рядов, здания "Присутственных мест", дома Рогаткина и Ботникова, дома-усадьбы Борщова.

12:30 Обед (кафе "Рога и копыта")

14:00 Посещение музея-усадьбы "Льна и Бересты":

- экскурсия по экспозициям музея (4 зала) в сопровождении работника музея;

- мастер-класс на выбор: по основам работы с берестой, ткачеству или изготовлению традиционных кукол;

- посещение выставки-продажи льняных изделий.

17:00 Отправление домой

19:00 Прибытие в г. Иваново

 

1. «…………..» (трассовая экскурсия Иваново-Кострома)

(Приложение Е)

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель туристского предприятия

_____________________________(ФИО)

«____» ________________ ______20 г.

 

М.П.

 

 

 

Тема экскурсии «Рассказы старой сплетницы о Костроме»

Продолжительность (ч.) 2 часа

Протяженность маршрута (км) 105 км

Автор и разработчик Турбаева Ирина

Содержание экскурсии: губернская Кострома, её история, интересные события и факты из провинциальной жизни

Маршрут экскурсии: Пл. Революции (Иваново) – Сусанинская площаь (Кострома)

 

 

Карта дороги из г. Иваново в г. Кострому

 

 

Участки (этапы) перемещения по маршруту   Места остановок   Объекты показа Продол- житель-ность Основное содержание информации   Указания по организации   Методические указания
             
г. Иваново пл. Революции Встреча экскурсантов у автобуса. Выезд из города   20 минут Знакомство с группой. Представление экскурсовода, водителя. Объяснение основных правил и маршрута экскурсии. Знакомство с главными достопримечательностями г.Иваново, встречающимися по пути следования автобуса: БИМ, музей промышленности и искусства им. Д.Г. Бурылина и ивановского ситца, художественный музей, один из шедевров конструктивизма - Дом-корабль. Перед началом трассовой экскурсии, туристы делятся на две команды и получают задание (огадать ключевое слово в кроссворде). Приложение 1. Выигравшая команда получает сувенир на память. Провести знакомство с группой. Провести краткий инструктаж о поведении во время трассовой экскурсии в автобусе, информация о правилах поведения во время остановок автобуса.
г. Иваново г. Кострома Трассовая экскурсия ведется по ходу движения автобуса. Остановки по требованию туристов. Оживленная беседа с туристами об интересных, возможно малоизвестных широким слоям населения фактах из жизни губернской Костромы и её жителей. 1 час 30 минут Экскурсовод знакомит туристов с историей названия Кострома, существует несколько версий и предположений. Рассказывает об основных исторических вехах города и края. О том какие промыслы издревле получили тут развитие. Но основной (подробный рассказ) будет о Костроме 19 - начала 20 века. Об укладе губернской жизни и интересных фактах из жизни костромичей.   В ходе экскурсии туристам будет предложен к просмотру документальный фильм «Кострома кинематографическая», который рассказывает о роли этого города в истории отечественного кинематографа. Главная задача экскурсовода- погрузить туристов в атмосферу той эпохи, заинтересовать историей своего края, возможно с последующим самостоятельным изучением прошлого родной земли, а также провести конкурсную викторину.  
г.Кострома Обзорная пешеходная экскурсия по историческому центру города. осмотр главных достопримечательностей: Сусанинской площади, памятника Ивану Сусанину, скульптуры собаки, Пожарной каланчи, бывшей гауптвахты, Торговых рядов, здания "Присутственных мест", дома Рогаткина и Ботникова, дома-усадьбы Борщова. 2 часа     Увлечь каждого туриста данной темой, следить за дисциплиной. Фото на память.
г.Кострома ул.Советская, д. 2/1 Обед свободное время Кафе "Рога и копыта" 2 часа   Кафе находится в исторической части города, рядом с Торговыми рядами, поэтому желающие смогут посетить торговый комплекс и сделать покупки. Главная задача экскурсовода- вызвать у туристов интерес к данным достопримечательностям города, сделать акцент на необычных фактах, легендах.
г.Кострома ул. В. Терешковой, д. 38   Посещение музея-усадьбы "Льна и Бересты":   2 часа В программу включено: - экскурсия по экспозициям музея (4 зала) в сопровождении работника музея; - мастер-класс на выбор: по основам работы с берестой, ткачеству или изготовлению традиционных кукол; - посещение выставки-продажи льняных изделий.   Качественно и быстро организовать массовый обед, проследить за дисциплиной туристов.
г.Кострома г.Иваново Дорога домой   2 часа     Увлечь каждого туриста данной темой, следить за дисциплиной. Фото на память.

 

 

Текст «"Рассказы старой сплетницы о Костроме"» (трассовая экскурсия Иваново-Кострома)

Здравствуйте дорогие друзья. Меня зовут Ирина, сегодня я буду вашим экскурсоводом в чудесный русский город, окутанный тайнами и легендами, сохранивший и по сей день древнюю красоту и патриархальность, который поистине является жемчужиной Золотого Кольца России – Кострому.

Наша экскурсия называется «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», в ходе которой мы познакомимся с наиболее интересными историческими местами центра города, посетим музей ….,. Надеюсь, что наша встреча принесёт вам массу приятных, и в тоже время полезных впечатлений, возможно, вы откроете для себя что- то новое и неожиданное, которое даст толчок для дальнейшего изучения истории нашего государства. Ведь, как сказал великий русский учёный Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Также в пути следования вас ждёт занимательная викторина.

Наша экскурсия будет выездной, все объекты, которые мы посетим, находятся в городе Костроме. Просьба во время экскурсии никуда не отлучаться. Также, у нас запланирована остановка на обед, в одном из кафе города. Во время неё убедительная просьба не отставать от общей группы.

Всего же наша экскурсия будет продолжаться примерно 12 часов. Ориентировочно в 20:00 мы вернемся в Иваново.

В ходе экскурсии вам будет предоставлена возможность приобрести сувениры, буклеты и сделать фотографии на фоне архитектурных сооружений и памятников.

Сейчас, у вас есть возможность задать мне вопросы, касательно организационной части экскурсии. Желаю вам приятного времяпрепровождения. Итак, начинаем!

Группа рассаживается в автобусе, и путешествие в «Государыню Кострому» начинается. Экскурсовод даёт 15-20 минут на подготовку туристов к восприятию и активному участию в трассовой экскурсии.

Прежде чем приступить к основной теме нашей встречи, хочу обратить внимание на объекты, которые нам встретятся, при выезде из города. Во-первых это здания Большой Ивановской мануфактуры, которое располагается на левом берегу реки Уводь. Кирпичные строения фабрики относятся ко второй половине XIX века и являются один из символов исторического центра города. История предприятия началась в 1751 году, когда крепостной Шереметевых Михаил Иванович Ямановский организовал небольшое ткацкое производство. Выпускали там ткани главным образом для военных нужд. Девять лет спустя Ямановский открыл отделочное производство. К 1785 году на нём имелись 45 набойных столов, 85 работников выпускали продукции на 51 000 руб. В начале XIX века она уступала по мощности только мануфактуре Грачёва. С 1812 года вырабатываются хлопчатобумажные ткани. В 1824 году часть предприятия из-за тяжёлого финансового положения Ямановских была ликвидирована. В 1840-х годах земля была продана Х.И. Куваеву, через 30 лет землёй занялись Бурылины. Они основали Товарищество Куваевской мануфактуры и выстроили в 1880-1894 годах нынешние корпуса предприятия. В 1913 году было выстроено здание электростанции. До революции Товарищество Куваевской мануфактуры было наиболее технически оснащённым в городе и выпускало качественные ткани. В 1886 году именно здесь впервые в промышленности была применена электросварка.

Рабочие мануфактуры активно участвовали в революционном движении: в 1905 они бастовали 72 дня; в 1915 приняли участие в общегородской демонстрации; в 1916 на фабрике создана большевистская организация; в 1917 избран первый фабричный комитет, который организовал боевую дружину. В 1920 году БИМ стала первой из 22 ударных предприятий, которые начали работать после разрухи, вызванной Гражданской войной. На БИМе несколько раз выступали большевики М.В.Фрунзе и М.И.Калинин.

Теперь, обратите пожауйста своё внимание на правый берег реки Уводь. Мы проезжаем с вами два музея: ивановского ситца и музей промышленности и искусства им. Д.Г. Бурылина. Эти два особняка (1914, архитектор Трубников) принадлежали фабриканту-меценату Дмитрию Бурылину (1852—1924). Музей промышленности и искусства с начала XX века по праву считается одним из лучших провинциальных музеев России. Его торжественное открытие состоялось 26 декабря 1914 года.

У истоков собрания «древностей и редкостей» Д.Г.Бурылина была коллекция старопечатных книг и старинных монет собранная его дедом - Диодором Андреевичем Бурылиным. Свои коллекции Диодор Бурылин называл «сокровищами» и бережно хранил в особом помещении своего дома. Внук Дмитрий с большим интересом рассматривал их, внимательно слушая рассказы деда о собранных им вещах. Но коллекции Диодора Бурылина, не покидали стен родового дома и оставались доступными вниманию лишь его близких родственников. Бабушка Евдокия Михайловна, заметив тягу внука к коллекционированию, после трагической гибели Диодора Андреевича в 1860 году, в 1864 году передала Дмитрию все дедовы редкости.

Увлёкшись коллекционированием, Дмитрий Геннадьевич значительно пополнил собрание «сокровищ» Д.А.Бурылина. В 1885 году, когда Дмитрию Геннадьевичу исполнилось 33 года, только в его нумизматической коллекции насчитывалось около 100 тысяч монет, орденов и медалей XVI – XIX веков из 236 государств и городов. В цокольном этаже дома Бурылиных также хранилось множество книг, старинных и редких вещей.

В этот период Д.Г.Бурылин начинает понимать, что его коллекционное собрание переросло границы дома и начинает испытывать страстное желание сделать свои «древности и редкости» открытыми и доступными как можно большему количеству людей. Уникальная коллекция «древностей и редкостей», собранная меценатом стала достаточно известной в России ещё до того как в 1914 г. в г. Иваново-Вознесенске открылся Музей промышленности и искусства. Д.Г.Бурылин представлял широкой публике свои коллекции на выставках не только в своём родном городе, но и в других городах Российской империи и за рубежом.

Если вас заинтересовала эта история, вы можете посетить музей с экскурсией, я думаю она не оставит вас равнодушной.

Что касается музея ситца, то он более узко направлен, хотя второй этаж там отдан под выставку модельера Вячеслава Зайцева, уроженца Иваново. Музей находится в родовом особняке Д. Г. Бурылина, построенном в стиле модерн (архитектор А. Ф. Снурилов), и имеет сложную планировку, витражи и декор. Выставочный зал и музейная библиотека расположены во дворе особняка, в здании каретного сарая.

Из Музея ивановского ситца ведут три подземных хода. До настоящего времени хорошо сохранился тот что, соединяет здание Музея ивановского ситца и здание музея имени Дмитрия Бурылина. Этот ход, построенный Бурылиным в 1915 году, вел от дома Дмитрия Геннадьевича к зданию, которое Бурылин построил специально под музей.

Подземный ход является мистическим, таинственным пространством, обладающим магической привлекательностью. С ним связано несколько городских легенд. Согласно одной из них, в коллекции Бурылина было три мумии: одну он привез из Египта (сейчас она в Ивановском художественном музее), другую купил у коллекционера Дурова, а третья, возможно, была мумифицированной в колоде с медом славянкой. Она стала часто сниться Дмитрию Геннадьевичу, поэтому он решил предать её земле и захоронил в этом подземном переходе. Вторая легенда связана с зарытыми в переходе сокровищами. Её можно объяснить тем фактом, что исследователи до сих пор не смогли понять для чего нужны огромные пустоты, которые в большом количестве наличествуют в стенах подземного перехода. Третья городская легенда рассказывает о появляющемся в переходе призраке женщины из рода Бурылиных. Многие сотрудницы музея слышали стук каблучков по зданию... Наиболее впечатлительные даже видели женщину в старинном голубом платье.

Но даже если забыть о легендах, подземный переход достоин того, чтобы его посетить. Вход в подземелье удивляет всякого приближающегося к нему. Ожидаешь увидеть мрачные стены с плесенью и сочащейся водой, темноту. А вместо этого… Разгадка тайн ждет своих исследователей.

А сейчас, вновь обратим свой взор на левобережье. Сейчас мы проезжаем мимо третьего музея - художественного. Он расположен в здании бывшего реального училища (1886, архитектор Троицкий и Сикорский), и основу его составляют коллекции египетских и греческих древностей всё того же Бурылина. А также дарственные поступления рубежа 1920-х - 30-х годов из Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.

Дальше нас поджидает один из шедевров конструктивизма - "Дом-корабль" (архитектор Фридман). Внешне облик здания почти полностью повторяет очертания корабля. Один из торцов здания скошен по принципу "носа" корабля, а второй имеет многоэтажную башню, имитирующую корму. Сам "корпус" окрашен в темно-коричневый цвет, стены дома выполнены из кирпича и оштукатурены. Каждая деталь продумана, чтобы ни у кого не вызвало сомнений, что перед нами - настоящий корабль. Уличный фасад устроен так, чтобы зрительно повторялись контуры и очертания корабельного корпуса. Здание по всей ширине опоясывают балконы, имеющие металлические поручни по аналогии с ограждениями на палубах. На 3 и 4 этажах имеются отдельные балкончики со стенками из бетонных плит, окрашенных в белый цвет. Они похожи на ограниченные со всех сторон части палубы верхних ярусов - мостики. Важными элементами являются угловые балконы и треугольные эркеры. Сама крыша прекрасно выполняет роль палубы, а несколько высоких антенн позволяют еще сильнее приблизить внешний вид строения к образу настоящего корабля. У кормы имеется многоэтажный прямоугольный элемент, создающий иллюзию смотровой башни. Второй корпус здания – прямоугольный, он имеет форму двух ступеней. Дом-корабль - многоквартирный жилой дом, который строился для рабочих текстильных предприятий. Оба его корпуса разделены на 11 секций с квартирами, а первый этаж приспособлен для продовольственных магазинов и аптеки. Нижний этаж здания изначально был полностью застеклен, имитируя водную поверхность и отделяя сам "корабль" от земли. Позже стены забетонировали, убрали стеклянные витрины. Это, конечно, испортило внешний вид первоначального здания, но сооружение по-прежнему создает ощущение, что по центру города плывет настоящий корабль.

Дальше экскурсовод задаёт вопрос о том, известны ли туристам ещё какие-нибудь интересные объекты города Иваново-Вознесенска, построенные в стиле конструктивизма. За правильные ответы туристы получают символический подарок на память.

Предполагаемые ответы:

дом- "подкова"

дом - "птица"

дом - "пуля"

"дом коллектива"

фабрика - кухня

После данного правильного ответа, экскурсовод дает краткую историческую информацию о данных объектах, показывает фотографии.

А теперь, дорогие друзья, обратимся к основной теме нашего путешествия - славному городу "Государыне Костроме". Но для начала разделимся на две команды "правых" и "левых". В конце нашей экскурсии каждая команда получит задания, ответить на которые смогут только внимательно слушавшие меня туристы. какая из команд быстрее отгадает кроссворд, и прочитает ключевое слово - получит приз.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.