Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кроссворд с ключевым словом «КОСТРОМА»




1. Какое здание было построено в 1823 году в центральной части города по

проекту архитектора П.И.Фурсова, самое высокое здание того времени в

Костроме? (Каланча)

2. Кто основал город Кострому? (Долгорукий).

3. Любимое место отдыха на берегу реки Волги великого драматурга

А.Н.Островского? (Беседка)

4. Что располагалось вблизи перевозной пристани? (Застава)

5. Отличительный знак, символ нашего города. (Герб)

6. Родина Снегурочки. (Щелыково)

7. Дом, где живет музыка. (Филармония)

8. Патриот земли Русской, наш с тобой земляк. (Сусанин)

 

Итак, начинаем.

В России есть много городов с давней многовековой историей. Одни из них стали большими городами и во многом утратили свой исконно русский облик в сомнительных стараниях быть похожими на лучшие зарубежные города, другие со временем превратились в безликий хозяйственный придаток основных городских российских центров, третьи нередко выродились чуть ли не в карикатурные лубочные городки – места развлечений для богатых отечественных и иностранных туристов, а также иных состоятельных визитеров, почти потеряв свой настоящий, подлинно русский визуальный облик и дух жителей, есть и другие грустные примеры.

Кострома выгодно выглядит на фоне всех этих городов. Кострома не утратила своего своеобразия: архитектурно-художественного, экономического, духовно-нравственного. Даже в жерновах одновременно сокрушительной и созидательной истории ХХ в. Кострома умудрилась сохранить свое историческое своеобразие, неброское истинно русское достоинство, скромный уют настоящего по образу и духу русского православного города. Приехав в Кострому, каждый ощущает, что здесь «всё Русью пахнет». Настраивают на добрый лад певуче-ласковое оканье костромичей – гостеприимных, несуетных, открытых, знающих великий вклад своей относительно небольшой Костромской земли в сохранение русской государственности, свободы и независимости всей огромной России. В Костроме всегда чувствуешь себя как дома – уютно и просто, причем вне зависимости от тяжести своего кошелька. Практически все гости Костромы привозят отсюда домой добротные и доступные всем гостинцы – сувениры из бересты, живописные полотна, вышивку, художественную аппликацию, разнообразные изделия из великолепного костромского льна (скорее всего лучшего в России), недорогие и уникальные по творческому почерку ювелирные изделия из серебра – кольца, броши, гривны, крестики, образки, брелки, ложечки (в том числе маленькие «на первый зубок», которые дарят при рождении ребенка), подстаканники и другие. Серебряные ювелирные изделия мастеров Костромы и легендарного поселения Красное-на-Волге не спутаешь ни с какими другими, для них характерны изысканное совершенство и простота форм, яркие неповторимые черты авторского почерка местных мастеров, уникальность рисунка чеканки, резьбы и черни по серебру. Действительно знающие толк в ювелирном искусстве люди в любом ювелирном магазине Костромы и других российских городов непременно попросят показать покупателю именно изделия мастеров-виртуозов из Красного-на-Волге и Костромы, ведь эти изделия лучше всех других украшений таят в себе и передают загадочный и поразительный русский дух, очарование всей Русской земли, неповторимой частью которой являются костромские просторы.

А знаете ли вы, дорогие друзья, откуда пошло название города? Кострома – слово женского рода, и неудивительно, что, как и любая красавица, знающая себе цену, она за всю свою многовековую историю так и не раскрыла многих своих тайн, в том числе истоков, причин её неисчерпаемой привлекательности и жизнеспособности, а также мудрости, терпения, редчайшей талантливости своих жителей.

До сих пор не разгадана тайна происхождения названия этого города. Одни краеведы и историки считают, что оно пришло из Киевского великого княжества. Другие утверждают, что название Костромы происходит от нагромождения, то есть своего рода костров льда, весною во время разлива вытесняющегося на берега реки Костромы. Есть и третья версия происхождения названия. В древних славянских летописях слова «костр», «кострум», «кострыга» встречаются в значении укрепленного места. В те времена каждый город, в том числе и Кострома, был крепостью, поэтому возможно, что это слово осталось за этим укрепленным пунктом в качестве его собственного имени. Четвертая версия происхождения названия города учитывает то, что в славянском языке слово «кострома» имело несколько, в том числе разных по смыслу, значений. По наиболее широко известному варианту, Костромой называли языческое божество, олицетворявшее весну. Сторонники этой версии утверждают, что город получил имя в честь именно этого древнего языческого божества и языческого праздника, знаменовавшего прощание с весной и наступление лета.

Многие сотни лет назад в Верхнем Поволжье существовал языческий праздник – Кострома, напоминающий русскую Масленицу, включавший народный обычай отмечать наступление лета так называемыми «похоронами Костромы». Было два варианта выполнения этого обычая, что определялось погодными условиями. В жаркую погоду девушки выбирали в своем селении самую красивую девушку, которая изображала Кострому. Её наряжали, водили вокруг неё хороводы, пели, потом клали на широкую доску и с песнями несли к реке. Пока Кострому купали, старшая из девушек била в лукошко, как в барабан. После этого все возвращались в селение, снова водили хороводы, плясали, пели. Чаще в начале лета погода прохладная, поэтому чаще этот обычай проходил по другому сценарию. Костромой называли сделанную из прутьев и соломы куклу, которую одевали в женское платье и украшали цветами, водили вокруг неё хороводы, пели, а потом её сажали в корыто и относили на берег реки. Там собравшиеся для проведения обряда разделялись на две части: одна старалась захватить Кострому, другая – защищала её. Обычно нападающие одерживали победу, брали Кострому в плен, срывали с нее одежду и бросали в воду или сжигали. А побежденные предавались притворному горю. Этот обряд сохранялся до XVIII в. в костромских селениях, прежде всего в деревнях.[1]

Какой версии доверять больше каждый из вас решит сам, мне лично нравится - последняя.

Датой основания Костромы официально считается 1152 год. Эту дату предложил историк В. Н. Татищев, связав это событие с деятельностью Юрия Долгорукого на северо-востоке Руси: "Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий, лишившись Киевского княжения, основал престол в Белой Руси (…) Потом зачал строить во области своей многие грады: Юриев поле, Перяславль у Клюшина озера, Владимир на Клязьме, Кострому, Ярославль и другие многие грады теми же имяны, как в Руси суть, хотя тем утолить печаль свою, что лишился великого княжения русского". Судьба города тесно связана с Юрием Долгоруким - её родителем, определившим прямое родство Костромы и Москвы, которую он также основал (1147). По сути Кострома и Москва - родные сёстры. [1]

Город Кострома расположен на Костромской низменности, на обоих берегах реки Волги, в 372 км к северо-востоку от Москвы.

24 октября 1767 г. Екатериной II был утвержден городской герб Костромы, который впоследствии послужил основой для губернского герба. Кстати, по некоторым сведениям, герб Костромы стал первым официально утвержденным российским городским гербом. Он был дарован императрицей в память о её путешествии по Волге. 14 мая 1767 г. флотилия прибыла в Кострому, где Екатерине II был оказан пышный приём, сопровождавшийся артиллерийским салютом, звоном колоколов, праздничной иллюминацией. На следующий день празднования и торжественные молебны продолжались до поздней ночи, и тронутая таким вниманием императрица «расплатилась» с городом гербом, на щите которого в голубом поле изображена золотая галера, плывущая на веслах влево по серебряным водам реки (в ходе поездки Екатерина II плыла на галере «Тверь») под императорским штандартом.

Долгое время Кострома находилась во владении удельных князей Владимиро-Суздальского княжества и даже один раз пострадала от родовых распрей.

В 1213 г. ростовский князь Константин сжег принадлежавшую его брату — владимирскому князю Юрию (оба были сыновьями великого владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо) — Кострому и отвел пленных жителей города в удельный Ростов.

Через несколько десятков лет город был отстроен и опять сожжен, но на этот раз уже войсками хана Батыя, разорившими все волжские города «до Галича Мерьского». Вновь отстроенный город в 1246 г. был передан во владение младшему сыну князя Ярослава Всеволодовича — Василию, после чего Кострома становится центром удельного княжества.

Однако он не переехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав её тем самым столицей Северо-Восточной Руси. Со смертью князя Василия Ярославича (он прожил недолго и умер в 1276 г., в возрасте 37 лет) столица вернулась во Владимир, а Кострома со временем превратилась в неприметный провинциальный городишко. Примерно в 1340 г. город был выкуплен Иваном Калитой и вошел в число городов Московского княжества.

Но это не сильно сказалоссь на развитии города — Кострома находилась на левом берегу Волги, в стороне от торговых сухопутных путей, соединявших Ростов, Ярославль, Суздаль, Москву.

Постепенное развитие города началось в конце XIV в., когда его, опять же в силу географического положения, посчитали безопасным, и сюда начали стекаться беженцы из соседних княжеств, пострадавших от междоусобных войн и татарских набегов. В начале XV в. Кострома превратилась в достаточно крупный город, но его развитие было приостановлено вначале распрей московского князя Василия Темного с сыновьями Юрия Звенигородского — Дмитрием Шемякой и Василием Косым, претендовавшими на великое княжение московское, а затем неоднократными набегами казанских татар.

Иван Данилович Калита (1288—1340) — князь Московский, великий князь Владимирский, князь Новгородский. Прозвище Калита получил за свое богатство («калита» — старинное русское название денежной сумки, от тюркского слова «калта» — кошелек, небольшая кожаная сумочка, носимая на поясе; в современных тюркских языках, например, в казахском, «калта» означает карман).

В 1416 г. в городе случился сильный пожар, после которого князь Василий I вновь «заложи град Кострому» и построил новые крепостные укрепления.В плане эта крепость напоминает очертания неправильного прямоугольника. С трех сторон проходила линия валов и ров, а четвертая сторона, обращенная к Волге, имела хорошие естественные укрепления за счет крутизны берега. Деревянные стены крепости, общей протяженностью около 1 км, располагались на земляном валу и достигали 5-метровой высоты. Башни также были деревянные, рубленые, четырехгранной формы. Всего насчитывалось 14 башен, 3 из них имели проездные ворота: одни, именовавшиеся Спасскими, были расположены в районе торга; другие, Ильинские, — со стороны Дебри; третьи ворота выходили к Волге.

В начале XVII в., уже после окончания периода, названного в российской истории Смутным временем, к северу от Костромской крепости была пристроена еще одна. Тогда первоначальный укрепленный центр Костромы получил наименование Старый город, а вновь возведенный оборонный комплекс — Новый город. Последний был обнесен деревянными крепостными стенами и имел 12 башен, 3 из которых были проездными: Предтеченская, Благовещенская и Никольская.

XVII в. ознаменовался для Костромы важным историческим событием, имевшим общероссийское значение. В марте 1613 г. в Ипатьевском монастыре принял московское посольство и был призван на царство юный боярин Михаил Романов — основоположник царской, а затем и императорской фамилии. К середине XVII в. Кострома стала третьим по величине после Москвы и Ярославля городом России. Правда, Костромской кремль, который не раз выдерживал осады врагов, в этот период был почти разрушен и не восстанавливался. В XVIII в. он сгорел вместе со всеми постройками. Валы были срыты, рвы засыпаны, часть ранее занимаемой кремлем территории отвели для устройства бульваров, а оставшиеся земли передали Успенскому собору. Значение Костромы как крепости снизилось, однако заметно усилилась её роль как религиозного, культурного, а также промышленно-торгового центра.

История Костромы действительно очень длинная и богатая событиями, каждое из которых отмечено историческими памятниками и достопримечательностями.

Но мне бы в своём рассказе хотелось подробнее остановиться на фактах из жизни IХХ начала ХХ столетия.

Капиталистический строй, с его нещадной эксплуатацией трудового народа и поклонением «золотому тельцу», создал укоренившуюся мораль человеконенавистничества, подхалимства, лести и почитания тех, кто богат, знатен и всемогущ, так как только от них и зависело существование остальных. Чиновники преклонялись и льстили своим начальникам, приказчики и ремесленники своим хозяйчикам и работодавцам, мелкие торгаши крупным купцам с тем, чтобы обеспечить себя от них более крупным и долгосрочным кредитом. Рабочие были вынуждены унижаться перед подмастером, мастером и фабрикантом, чтобы не лишиться работы. Неискренность и лесть переплелись с недоверием и озлобленностью с обеих сторон.

Общественный строй лжи, наживы, паразитизма создал и профессии ему подобные, которые современному человеку могут показаться невероятными. А к ним можно отнести лжесвидетелей, провокаторов, шпиков, сводень, ростовщиков, притоносодержателей, проституток, сутенёров, вышибал, ворожей, знахарей, хиромантов, марафетчиков, барышников, приживал и приживалок, шулеров и занимающихся другими позорными делами.

В этой части своего рассказа, я не буду касаться основной массы жителей города Костромы, которые своим тяжёлым, но честным трудом добывали средства для существования и прокормления семьи, не будем говорить и о тех светлых личностях, которые, не мирясь с существующим строем, вступали в революционную борьбу с царским строем, а поговорим о тех, кто не находил в себе силы бороться против гнёта и произвола «сильных мира сего», опускался на житейское дно и существовал только сегодняшним днём, а также расскажем о некоторых личностях, находивших «оригинальное» применение своим капиталам, зачастую и не ими нажитым.

Возможно, кто-то из вас увидит аналогии с сегодняшним временем?

Прежде всего, коснёмся большой группы людей, которые, поддавшись соблазнам торгового города, в особенности его широко разрекламированных питейно-увеселительных заведений, спившись «с круга», попали в так называемую «золотую роту». Эта «корпорация» имела свою постоянную «резиденцию» на Молочной горе, где к её услугам были многочисленные чайные, портерные, «казёнка», а также столовая-чайная «Колпаки». Тут же, против спасательной станции, существовал ночлежный дом (прил. 5), созданный крупным костромским хлебным торговцем и пароходчиком Ф.И. Черновым. В этом доме каждый, не имеющий ночлега, мог бесплатно переночевать, а утром получить горячий кипяток, фунт хлеба и кусок сахара. В настоящее время этот дом заселён постоянными жильцами, но на чугунной доске (прил.5.1), смонтированной в стене у входа, сохранилась следующая надпись: «Сей ночлежный дом построен костромским купцом Фёдором Ивановичем Черновым на свой капитал для нуждающихся в бесплатном ночлеге, без различия всякого сословия, обоего полу и передан на вечные времена в костромское городское общество. Открыт 1890 года».

Правда, золоторотцы пользовались ночлежным домом только по зимам, а в тёплое время года предпочитали свободу волжского берега и штабеля дров и брёвен. Во всех волжских городах таких людей называли «босяками», у нас же, в Костроме, их звали «зимогорами». Трудно сказать, каково происхождение этого слова. Можно предполагать, что оно происходит от зимы и Молочной горы как постоянного местопребывания там этой категории людей, а может быть, составлено из сочетания слов «зима» и «горевать». В зимогоры в основном попадали оторвавшиеся от деревень неудачливые отходники, завлечённые круговоротом большого торгового города и ставшие рабами «зелёного змия». Они были различного возраста, но старше 45 лет редко кто из них был. Для доказательства честности костромских зимогоров можно в качестве примера привести такой случай.

Как-то (вскоре после японской войны), проснувшись ранним весенним утром, уважаемый в городе учитель Виктор Никанорович Лаговский увидел стоящих около своей кровати трёх здоровенных оборванцев. Сильно испугавшись, он крикнул: «Что вы тут делаете?» Один из них спокойно ответил: «Не пугайтесь. Мы ждём, когда Вы проснётесь. Входя в квартиру, мы не знали, что в ней никого нет. Мы хотели просить работы. Увидя Вас, мы не посмели выйти до Вашего пробуждения, боясь, что Вы могли бы подумать, что мы что-нибудь у Вас взяли. Соблаговолите нас обыскать и не откажите в двугривенном». Успокоившись, Виктор Никанорович побеседовал с ними ещё несколько минут и, посоветовав им в будущем быть такими же честными, на прощанье подарил целый рубль. Позже выяснилось, что его супруга и прислуга, уйдя на базар, забыли запереть квартиру.

Зимогор почти не нищенствовал и редко замечался в кражах. По летам он работал грузчиком на пристанях или на вокзале, переносил различные тяжести гражданам с базара и из магазинов, выполнял различные поручения торговцев. Зимой же занимался колкой дров, расчисткой снега и, вообще, не отказывался ни от какой работы, лишь бы заработать на кусок хлеба и, главное, на «косушку». Работать же постоянно на одном месте он не мог, так как при любом заработке обязательно напивался, а к вечеру всегда был пьян до бессознания. В отличие от коренного рабочего, зимогора всегда можно было узнать по опойному, небритому лицу, фартуку из грубой мешковины, зимой по лаптям, а летом по грязным, босым ногам. Его имущество всё было с ним. Лишнее немедленно пропивалось. Иногда пропивалась и самая необходимая одежда, без которой нельзя было выйти к людям. В этом случае он кругом обвязывался своим фартуком и шёл спать на берег в штабеля брёвен, а друзья в это время принимали меры к приобретению для него каких-нибудь штанов.

Зимогры часто пили в складчину, или — как они говорили — «паяли». Небольшими партиями прямо на земле играли в карты или просто в «орлянку». Случались между ними ссоры и драки, но до убийств дело почти никогда не доходило. Полиция относилась к зимогорам весьма снисходительно и даже иногда прибегала к их помощи, когда нужна была физическая сила.

Иногда можно было видеть спящего на земле зимогора, у головы которого была дощечка с корявой надписью мелом или углем: «Без дела не будить!» или «На любую работу за пять копеек!» В золотую роту попадали люди и привилегированных классов. Таких людей увлекал туда всё тот же зелёный змий. Это были спившиеся чиновники, попы-расстриги, разорившиеся купцы, церковные певчие, неудачники-студенты и прочие.

Такие люди обычно старались держаться особняком от коренных зимогоров, подчёркивая этим своё некоторое превосходство, и только поневоле встречались с ними в полицейском участке или ночлежном доме. Такого сорта люди не любили физический труд, а, прожив остатки своего скарба, бродили по различным учреждениям — управам, судам, почтовым конторам, выискивая неграмотных клиентов, которым писали прошения, снимали копии, заполняли почтовые переводы, за что получали пятачки и гривенники, занимались и попрошайничеством, афишируя при этом свои прежние, порой придуманные, заслуги и достоинства. «Господа! Подайте бывшему студенту на хлеб!», «Окажите посильную помощь бывшему политическому ссыльному!», «Поддержите пострадавшего за справедливость поборника истины и честности!»

Такими приёмами эти «типы» вызывали чувство жалости к себе. Для большего эффекта иногда надевали потрёпанные чиновничьи или студенческие фуражки и даже куртки. Потеряв понятие о человеческом достоинстве и самолюбие, за стопку водки они всегда готовы были «ублажать» самодурство разгулявшихся купчиков, выполняя унизительные шутовские приёмы вроде представлений «утопленника» — бросались во всей одежде в воду, разыгрывая сцену «утопления», а также многое другое.

В качестве живого примера пропившегося интеллигента можно указать на бывшего мирового судью Ивана Александровича Кр…го. Вначале он изредка запивал месяца по два в году и, пропив всё, что приобретал в течение трезвых месяцев, снова возвращался к работе. Запои стали учащаться, и с первых дней он уходил из дома в ночлежку, получал «сменку» одежды и продолжал пить целыми месяцами. Он был совершенно одинок и не имел близких, которые могли бы вывести его из этого тяжёлого состояния и поддержать морально. В конце концов лишился работы, опустился безвозвратно и умер, как говорят, «под забором» в возрасте около 60 лет. Таких несчастных в те времена было много и все они имели одинаковый исход своей неудачной жизни.

О том, как прекратила своё существование эта позорная группа люмпен-пролетариев, будет сказано во второй части настоящего очерка.

Даже среди этих людей, дошедших до грани падения, находились такие, которые у остальных были посмешищем и объектами для насмешек и издёвок. К таким можно отнести «Тузьку». Это был мужчина средних лет, высокого роста, несколько сутуловатый, с лохматой нечесаной бородой. Он был или пьян, или с большого похмелья и постоянно голодный. Обладая нечеловеческим аппетитом и полным отсутствием брезгливости, он ел всё, что попадало ему на глаза, выбирал съедобное из помойных ям и мусорных ящиков, собирал объедки со столов в чайных и трактирах, складывая всё вместе в грязное ведро. При еде часто вместо ложки пользовался найденной в мусоре щепкой. Он не имел своего угла и ночевал в мусорных ящиках или под кустами, редко в ночлежном доме. Настоящее его имя было Кузьма, а собачью кличку дали ему зимогоры, для того, чтобы подчеркнуть этим его полное ничтожество. Тузька не отказывался ни от какой работы. На самую трудную и грязную работу рекомендовали только его. Тузька пытался скупать кости и тряпки, но на это мероприятие у него почти никогда не хватало «оборотного капитала». Поручали ему расклейку афиш увеселительных заведений, но он съедал клейстер, и его прогоняли. Однажды в общественную уборную какой-то купец уронил золотые часы с цепочкой. Никакими способами не могли их вытащить. Тогда решили позвать Тузьку. Купец обещал за эту работу три рубля. Тузька, не раздумывая, разделся и погрузился в яму, где содержимое было ему по грудь. Босыми ногами он нащупал часы, но поднять их с помощью ног никак не мог. Тогда, заткнув паклей нос и уши, он опустился в жидкость с головой и часы достал. Получив заработанные таким путём деньги, он убежал на Волгу, долго полоскался в холодной воде, а потом кутил несколько дней в одиночку, так как из брезгливости разделить с ним компанию не хотел ни один зимогор. Ещё хуже влачили своё существование одинокие люди, лишённые природой ума.

Умственно отсталым очень трудно было приспособиться к самостоятельной жизни, а на общественное призрение в богадельни они попадали очень редко. Примером таких людей может быть паренёк, по имени Вася, а по кличке «Кук». Имея достаточную физическую силу и почти полное отсутствие ума, он, кроме того, был косноязычен, двигался качающейся походкой и не был вовсе приспособлен к самостоятельной жизни. Этим воспользовался зажиточный человек А…кий, который, взяв его на своё попечение, нещадно эксплуатировал на самой тяжёлой физической работе, предоставив ему для сна и отдыха сараюшку вместе с дворовой собакой. За каждую оплошность хозяин наказывал Васю поркой и зуботычинами. Ребята окрестных дворов смеялись над Куком и всеми способами издевались над ним.

Однажды с Васей приключился печально кончившийся для него случай. Как-то летом хозяева всей семьёй куда-то уехали, оставив на попечение Васи запертый дом и пять штук овец, которых приказали ему кормить, а главное, чаще поить. Вода была оставлена в большом чане, покрытом брезентом. Вася усердно старался поить, ежечасно подтаскивал их к чану. Овцы, конечно, так часто пить не могли, он же расстраивался и даже плакал. Ребята в шутку посоветовали ему отрубить овцам головы и положить их в чан с водой — тогда, мол, они будут пить всё время. Кук так и сделал. Приехавший хозяин жестоко избил Васю и прогнал со двора. Что с ним стало впоследствии — неизвестно.

Много лет по улицам города ходила маленькая старушка, весьма странно одетая. Её звали «Матрёша-дурочка». Зимой и летом она носила старую соломенную шляпу с цветами и яркими лентами. В городе говорили, что в молодости она влюбилась в красивого дьякона, и, когда он уехал их Костромы, психически заболела, и всю жизнь ждала его возвращения. Жила она у дальних родственников в рабочем районе, а пропитание добывала сбором милостыни. В городе её знали все и часто вызывали на разговор о её «любимом». Тогда Матрёша мгновенно оживлялась и с молодым задором шепотом сообщала, что дьякон овдовел, скоро приедет в Кострому и они обязательно поженятся. Умерла она в глубокой старости, так и не дождавшись объекта своей любви. Матрёшу в Костроме любили и ребятам запрещали её дразнить. Малыши её очень боялись, принимая за бабу-ягу.

Немало было в старой Костроме странных личностей, но о всех написать невозможно. Много было вопиющей бедноты, добывающей себе пропитание сбором милостыни, но были и такие нищие, которые эту профессию рассматривали как выгодный и лёгкий источник дохода. Так, у одной нищей старухи, обитавшей в грязной конуре, после её смерти в 1910 году было найдено более 1500 рублей наличными деньгами и на несколько сот рублей процентного выигрышного займа, а по тому времени это был довольно приличный капитал для безбедного существования.

А теперь поговорим о тех, кому деньги не давали покоя и которые не находили правильного их применения. Одна молодая вдова, которой покойный муж оставил большой каменный дом на Муравьёвке и довольно приличный капитал в Госбанке, вдруг вообразила, что она серьёзно заболела, не может встать с постели, так как при этой попытке у ней немедленно выпадут все внутренности. Окружённая толпой домашней прислуги, заинтересованных продолжительностью болезни высокооплачиваемых врачей, она вылежала в постели девять лет, и только Октябрьская революция, освободив «больную» от движимой и недвижимой собственности, быстро излечила болезнь. Лишившись ухода, эта гражданка встала с постели и потом ещё много лет работала в советских учреждениях, полностью забыв о своём «недуге». А некая гражданка Т…ва, будучи одинокой старой девой, находила себе утешение в воспитании кошек, причём только женского пола, которых в количестве до 20 штук, при отличном кормлении, держала в двух специальных комнатах с соответствующей обстановкой. К ним были прикреплены две горничных, но кошки по прихоти барыни были лишены общения с котами. В таком же положении она семнадцать лет держала в хлеве тёлку, которая никогда не телилась и не доила. От своей многочисленной домашней прислуги хозяйка также требовала соблюдения безупречной нравственности.

Такая невинная во всех отношениях забава требовала больших, бесполезных затрат, но ведь нетрудовые деньги цены не имеют. Бывали случаи, когда за несколько часов азартной карточной игры люди лишались десятков и даже сотен тысяч рублей. Известен случай, когда каменный двухэтажный дом на Русиной улице (Советская 55) его владельцем вместе с тройкой лошадей был проигран в карты за одну ночь.

Особенно не давали покоя деньги известному в начале этого века богачу, кутиле и выдумщику, купцу и пароходчику У…ву. Живя в основном в Нижнем Новгороде, он, имея предприятия в Костроме, часто приезжал сюда, проводя время в бесшабашных кутежах. Его приезда с нетерпением ожидали многочисленные собутыльники, а главное, владельцы гостиниц и буфетчики, так как его приезд всегда сулил огромные доходы.

Зная буйный нрав, к его приезду из зал и кабинетов гостиниц и ресторанов убиралась вся ценная обстановка и зеркала, которые заменялись похожими, но дешёвыми. Буфетчики в пустые бутылки из-под шампанского наливали лимонад, а в винные подкрашенную воду. Опьяневший У…ов обязательно бил зеркала и оконные стёкла бутылками, хватая их с буфетной стойки, куда буфетчики предварительно и ставили фальшивые. Он любил обливать шампанским своих друзей и «случайных подруг», но для этого, конечно, подавались настоящие вина. После кутежа У…ов щедро оплачивал предъявленные счета, в которых лимонад фигурировал как лучшее шампанское, а дешёвые зеркала как обрезные «бемские».

Однажды летом У…ов, подобрав десятка два зимогоров и одевшись в шубу, валенки и тёплую шапку, сел в сани и заставил зимогоров, под пение «Дубинушки» и похабных частушек, возить себя вдоль Русиной улицы и по площади. Блюстители порядка, боясь гнева, препятствий его развлечению не чинили, зная, что и им перепадёт немалый куш.

А купцу С…ву не давал покоя Богоявленский женский монастырь. Всем было известно, что некоторые молодые монахини, в особенности послушницы, ходящие по городу и окрестным селениям с кружечным сбором на «благолепие храма Божьего», отличались неравнодушием к мужчинам. С…ов, закупив у крестьянина деревни Тепры Шунгенской волости целый воз плетёных люлек для укачивания детей, направил их в монастырь с запиской на имя игуменьи. Этот случай вызвал большие толки в городе, и игуменья вынуждена была расстаться с монастырём. Бывая за церковной службой в монастыре, С…ов постоянно отпускал плоские шутки в адрес молодых монахинь, а однажды, когда его пытались вывести из церкви за нарушение порядка, он взял под руки подошедших к нему двух монахинь и с пеним: «Вот мчится тройка почтовая…» — начал бегать по церкви, произведя полное смятение среди монахинь и молящихся.

«Нашему ндраву не препятствуй!» — был девиз купечества того времени, и костромские купцы в этом не отставали от прочих. Не случайно М. Горький взял прототипом для романа «Фома Гордеев» костромского купца Чернова. Был и такой случай: один загулявший купчик, будучи в «Большой московской гостинице» и зная, что в это время года охота на дичь запрещена, потребовал на закуску свежей дичи; метрдотель растерялся и побежал к старшему повару, по прозвищу «Головушка». Тот, не растерявшись, нашёл ружьё-дробовину, набил в саду ворон и галок и вкусно приготовил их под каким-то замысловатым соусом. Купец был в восторге, щедро дал повару «на водку», а когда того спросили, что это была за дичь, тот ответил: «Тетеревиный выводок из Ушаковского бора» — намекая этим на городские свалки, бывшие в то время на Ушаковских ямах в конце Жоховской улицы (ул. Войкова).

Вот такие контрасты существовали в то исторически недалёкое время. Один не доедал сухой хлебной корки, другие не находили применения своим огромным капиталам. Последних было немного, но они в своих цепких руках держали тысячи тружеников, которые своим потом, кровью, здоровьем и даже жизнью создавали блага для этой кучки эксплуататоров и тунеядцев.

Для того, чтобы дать полное представление о Костроме недалёкого прошлого, давайте сейчас поговорим о городском театре, о визитёрах, о «широкой масленице», о пожарных и коснёмся пригорода Костромы — Татарской слободы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.