Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзорная экскурсия по историческому центру города




Кострома, как и Москва, стоит на слиянии двух рек и на семи холмах. Среди больших и малых русских городов, окружающих столицу, она заметно выделяется собственным неброским, неповторимым, обликом. Её своеобразие определяет спокойная, величавая Волга, разделившая город на две почти равные части, чудом сохранившиеся архитектурные ансамбли городского центра XVIII-XIX веков, старинные храмы и монастыри.

Костромские улицы и площади несут глубокую печать столетий. И хотя сегодня не сохранилось даже остатков первого кремля, зато производят сильное впечатление его земляные валы XV века, часть которых возвышается прямо над набережной.

Под государственной охраной в Костроме находится 535 памятников архитектуры и истории, 27 памятников археологии от эпохи неолита до средних веков, 6 памятников монументального искусства (скульптуры). Наибольший интерес представляют ансамбли Ипатьевского и Богоявленского монастырей (XVI-XIX вв.), церкви XVII в. (Воскресения на Дебре, Вознесения на Дебре, Рождества Христова на Городище, Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, Спаса-Преображения за Волгой), уникальный ансамбль торговых рядов, включающий более 20 корпусов, архитектурный ансамбль центра с общественными и жилыми зданиями 1-й тр. XIX в. (присутственные места, Пожарная каланча, Главная гауптвахта, Дворянское собрание, дома Борщова, Колодезниковых, Стригалева и др.). Большой историко-культурный интерес представляет жилая застройка пр. Мира, улиц Островского, Симановского, Шагова, Свердлова, Советской, Чайковского, Лесной, отличающаяся своей цельностью.

От набережной вверх к административному ансамблю Костромы поднимается улица Чайковского, одна из самых живописных в городе. Фактически была застроена одна её сторона. Здесь сохранились особняки, построенные в стиле классицизма и принадлежавшие известным костромским дворянским фамилиям. Почти каждый дом здесь имеет свою неповторимую историю.

История главной улицы города, Советской (бывш. Русина), начинается в XIV столетии. Она является основной магистралью в плане застройки центра города. Современный вид она приобретает в XVIII веке.

Первый квартал возводился «сплошной фасадой» - все дома здесь имели общие торцовые стены. Для архитектуры Костромы это был необычный приём. Продолжением улицы является Советская площадь. Дома, построенные здесь, в основном имели административное назначение. Городская Дума и магистрат вместе с Губернскими присутственными местами образуют ансамбль административных зданий в стиле позднего классицизма.

По обеим сторонам площади устроены небольшие скверы. В одном из них установлен памятник князю Юрию Долгорукому – легендарному основателю города.

Если хочешь узнать город, ходи по нему пешком. К городу Костроме это относится в полной мере.

Наша с вами экскурсия, дорогие друзья начнётся с Центральной площади Костромы – Сусанинской. Она единственная в своем роде из сохранившихся в русской провинции. Два века назад на её месте вольготно текла река Сула, как раз около здания нынешнего областного суда. На левом берегу реки возвышались деревянные укрепления костромской крепости, так называемый Новый город, на правом – земли помещиков Борщовых и пышный сад фабрикантов Волковых. Большой пожар 1773 года практически истребил крепость, отстраивать заново её не стали.

Талантливые Петербургские архитекторы, работавшие над проектом застройки Костромы, грамотно использовали выгоды этого места — равноудалено от окраин, близко к Волге — и как раз здесь запланировали строительство центральной площади города. Для этого пришлось укрыть под землю Сулу и сравнять земляные валы крепости площадью: их разделяют Гостиный двор и Губернский присутственные места. Строительство началось во второй половине 1780-х годов. В честь царствовавшей Екатерины II площадь обрела имя — Екатеринославская. Первоначально конфигурация этой площади задумывалась полукруглой, но при осуществлении она получила «гранёную» форму.

Бытует известная всем костромичам легенда о том, что императрица бросила веер на землю и повелела там строить город. А вот то, что все отходящие от центральной площади, которую, игнорируя все официальные названия, костромичи упорно зовут Сковородкой, улицы были названы именами членов царской семьи, знают единицы. Так, сегодняшний проспект Мира был улицей Павловской, в честь Павла I. Современная улица Свердлова получила название Александровская, а нынешняя улица Ленина — Еленинская, по имени великой княжны Елены Павловны. Улица Шагова тогда называлась Марьинской улицей, а улицу Молочная гора, как и главную площадь, было решено назвать Екатеринославской. Вот только в народе это называние не прижилось. В разговорной речи это место всегда называли Молочная гора: сюда приезжали женщины из Заволжья торговать молоком. Эта же участь постигла Александровскую улицу. Её всегда называли Никольской, старожилы до сих пор используют это название, хотя официально улица никогда так не называлась: здесь расположен Никольский храм. Правда это или нет, но главная площадь Костромы действительно имеет сходство с распущенным веером — с разных сторон стекаются в одну точку семь улиц города, а противоположная им восьмая полого спускается к реке.

В 1823 г. площадь была вымощена, а в 1835 году указом Николая I переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. Поводом стало решение установить на ней памятник Ивану Сусанину.

И конечно нельзя не сказать несколько слов о самом памятнике, в честь которого и была переименована площадь.

Имя Сусанина прозвучало утром 8 октября 1834 года, во время посещения губернского города Николаем I когда государь в числе других депутаций местного населения принял и группу коробовских белопашцев – потомков Сусанина. Во время подготовки к его приезду в среде костромского дворянства родилась мысль о сооружении в Костроме памятника Михаилу Федоровичу Романову в Ипатьевском монастыре.

Высочайшее соизволение на сооружение памятника Михаилу Федоровичу Романову и Ивану Сусанину в Костроме последовало 8 июня 1835 года: «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». При этом предусматривалось возвести памятник не в Ипатьевском монастыре, а на центральной площади, которая в связи с этим переименовывалась из Екатеринославской в Сусанинскую (здесь обращаю ваше внимание, что император переименовывал площадь, названную в честь его царственной бабушки, дав ей имя крестьянина).

По этому поводу графиня Е. П. Ростопчина в стихотворении «На памятник, сооружаемый Сусанину», писала:

«Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,

Сусанин доблестный и верный гражданин,

Святой Руси достойный сын?

Тебя ли можем мы чрез памятник прославить?

Увековечим ли тебя в стране твоей

Деяньем рук и грудами камней?

Чугун растопится… полудня мрамор белый

Раздробят долгие морозы русских зим…»[3]

В 1900 г. решением городской Думы вокруг памятника был разбит сквер, получивший название Сусанинского.

14 марта 1851 г. в центре Костромы был торжественно открыт памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину по проекту скульптора В. И. Демут-Малиновского.

Памятник представлял собой колонну из красного гранита на четырехугольном пьедестале, увенчанную бюстом юного царя Михаила Фёдоровича в шапке Мономаха и бармах, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест.

В верхней части колонны (под царским бюстом) находился государственный герб — раскинувший крылья двуглавый орёл, в средней части её был укреплён «павловский» герб Костромской губернии. У основания колонны высилась коленопреклонённая фигура молящегося Сусанина, слева от которого лежали в виде свитков две жалованные грамоты его потомству.

Вся композиция была развернута в сторону Волги и Торговых рядов. На передней стороне облицованного гранитом постамента был вделан барельеф, изображающий сцену убийства Сусанина поляками. На задней стороне постамента золотыми буквами было написано: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство».

Памятник окружала «прекрасная решётка, украшенная арматурами из доспехов и распластанными Николаевскими орлами…». По углам её стояло четыре чугунных фонарных столба.

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину (1851)

барельеф на постаменте памятника

 

Сразу после Октябрьской революции над памятником нависла угроза уничтожения: декрет Совнаркома от 12 апреля 1918 года «О памятниках республики» предусматривал снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг». Памятник «идеально» подходил под эту формулировку: налицо были фигуры и царя, и «слуги». Разрушение памятника было начато накануне первой годовщины революции в 1918 году: с колонны и постамента были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина.

Бронзовые фигуры, по одним сведениям, были утоплены в Волге, по другим — будто бы где-то закопаны, по третьим — отправлены в переплавку. Тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 г.).

Почти десять лет колонна была закрыта деревянным обелиском, увенчанным красным флагом. На четырёх сторонах обелиска были укреплены портреты вождей российского и международного революционного движения. Пьедестал использовался как трибуна во время революционных торжеств.

К 1928 г. деревянный обелиск пришел в ветхое состояние, и городские власти распорядились сбросить колонну с постамента и закопать тут же в сквере.

Окончательный снос памятника был произведен в 1934 г. Гранитная и мраморная облицовка была разбита на щебень и использована для мощения «нескольких метров мостовой на площади и по Советской улице».

Колонна была позже выкопана при земляных работах и сохранилась. В первые годы XXI в. на месте снесенного памятника на Сусанинской площади колонна была установлена в положении «лёжа», позднее её убрали и установили на этом месте временный памятный знак, т.к. в рамках подготовки к празднованию в 2013 г. 400-летия династии Романовых памятник планировалось восстановить.

Однако в 2012 г. памятный знак был также убран, что свидетельствует об отмене проекта, связанного с восстановлением оригинального памятника.

История возведения ныне существующего памятника насчитывает два десятилетия. Первым директивным документом по этому поводу стало постановление о проектировании и сооружении памятника, принятое в 1947 году сессией Верховного Совета РСФСР. Но реально работа над проектом памятника, лишенном монархических и религиозных символов, была начата только в 1959 году по поручению Министерства культуры РСФСР. Проект памятника создан молодым скульптором Н. А. Лавинским как выпускная студенческая работа еще в 1952 году. Торжественное открытие памятника состоялось 28 сентября 1967 года.

 

 

 

Есть на Сусанинской площади, ещё одна скульптура на которую мне хотельсь бы обратить ваше внимание. Это легендарный костромской пес — Бобка.

Уже более ста лет существует легенда о этой собаке. Она жила в городе в конце XIX века в пожарной части, расположенной на площади Ивана Сусанина. Пес Бобка был неотъемлемой частью местной пожарной команды. Он всегда сопровождал пожарных на выездах, помогая вытаскивать из огня людей или вещи. Бобка был настоящей местной легендой, о его подвигах говорили все костромичи.

История знаменитой собаки не канула в Лету, так как в середине XX века новую жизнь этому легендарному персонажу дал костромской писатель Леонид Колгушкин, описав героическую жизнь Бобки в своем рассказе. Благодаря этому память о подвигах пожарного пса продолжала жить.

По инициативе местной интеллигенции в 2006 году в городскую администрацию поступила просьба о создании памятника легендарному псу Бобке. Городское управление поддержало идею увековечить память о Бобке. Также был проведен конкурс творчества для детей «Собака Бобка – символ милосердия», для участия в котором откликнулись более 350 учащихся костромских школ.

Вскоре появился бронзовый памятник Бобке. Рядом с фигурой пса размещена копилка в виде мячика, в которую костромичи и гости города бросают деньги для центра поддержки животных. С этим памятником связано одно местное поверье: если сесть на спину собаки и погладить ее, то непременно будешь счастливым. Таким образом, пес дарит людям счастье, а своим собратьям – помощь.

костромской пес — Бобка

Раз уж мы с вами заговорили о пожарной собаке, самое время рассказать ещё об одной из главных достопримечательностей города - знаменитой Пожарной каланче.

Мы уже не раз говорили, что в древние времена все постройки Костромы были сделаны из дерева и располагались рядом друг с другом. В сохранившихся документах рассказывается, что город сгорал полностью четырнадцать раз. После самого сильного пожара 1773 года для предотвращения пожаров было сформировано пожарное депо и построены деревянные вышки, которые к сожалению тоже горели. По инициативе губернатора Баумгартена К.И. в 1825 году в Костроме была построена каменная калача. Проект был разработан известным и талантливым архитектором Фурсовым П.И. По замыслу автора Пожарная каланча должна была составить единый комплекс архитектурного ансамбля Сусанинской площади.

Здание было воздвигнуто из камня в виде античного храма с шестью портиками, по краям которого располагались пожарные депо. В здании каланчи располагались: жилые помещения, предназначенные для служащих и бойцов пожарного депо; сараи, где размещались машины, наполненные водой бочки, а на смотровой башне дежурил караульный.

Со смотровой площадки костромской пожарной каланчи, высота которой равна 35 метрам, караульный мог заметить очаг пожара, возникший в любой точке города. С неё он подавал сигнал о начавшемся пожаре, как гласят легенды: он звонил в колокол, оборудованный на смотровой площадке и пускал воздушные шары. Красный поднятый шар означал что возгорание в центре города, синий – на окраине. Ночью использовались сигнальные фонари – белый и красный.

В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!»), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.

Пожарная каланча имеет статус уникального памятника, который охраняется государством, а также ЮНЕСКО.

В 2005 году здание каланчи присоединили к костромскому музею заповеднику. В этом же году для гостей и жителей города тут открылся музей «Пожарного дела». В музее организована выставка, где представлены на всеобщее обозрение рукописи с летописью города, история строительства сооружения, выставлены старые фото.

А теперь обратите внимание на не менее колоритное здание, расположенное справа от Пожарной каланчи. Это бывшая гауптвахта. Построенна она в 1824-1825 годах на месте прежней деревянной, тем же архитектором, что и каланча - П.И.Фурсовым, в стиле ампир и по виду совсем не похожа на место для заключения провинившихся. Впрочем, её «постояльцами» были не простые люди, а армейские офицеры, дворяне, так что некоторая торжественность в облике здания гауптвахты должна была присутствовать.

 

Невысокая, в особенности по сравнению с соседней пожарной каланчой, гауптвахта богато украшена; в её лепном декоре присутствуют главным образом символические военные мотивы, связанные с победой в войне 1812 года: доспехи, щиты, а также маскароны в виде львиных морд, собаки и раки. Выходящий на площадь фасад замечателен широким портиком из шести колонн дорического ордера, за которым расположена большая ниша с пятью арочными оконными и дверными проемами. По бокам от портика − два окна, чье убранство тоже привлекает внимание: они обрамлены мощными колоннами с коринфскими капителями, а сверху их украшают несоразмерно большие арки.

В настоящее время в здании гауптвахты находится Литературный музей.

А теперь друзья, давайте пройдём к знаменитым торговым рядам Костромы. Во многих российских городах возводили Торговые ряды, но только в Костроме старый торговый комплекс сохранился до наших дней в таком объеме. Его строительство заняло более столетия. И сегодня мы с вами сможем увидеть около 20 отреставрированных строений, в которых, как и два столетия назад, идёт ежедневная торговля. Путешествуя по огромной площади и вдоль аркады старинных зданий, можно легко представить себе далекое прошлое, когда здесь хозяйничали купцы, а магазины называли лавками.

Окунёмся немного в историю. Как же создавались Торговые ряды?

Центральная часть Костромы, расположенная на возвышенном левобережье Волги, стала местом торга с давних времен. Сюда из окрестных сёл и городов привозили, в основном, по реке продукты питания и изделия ремесленников. Торговля шла прямо перед древним Кремлём. Здесь стояли многочисленные деревянные лавки и склады, которые для удобства покупателей выстраивали рядами. Помимо лавок, на площади активно торговали прямо с саней и подвод. К XVII веку Кострома разбогатела и считалась одним из наиболее экономически развитых центров России.

В 1773 году в городе случился большой пожар. Конечно, это был не первый пожар в Костроме, но ущерб от него был огромен, и деревянный торговый центр выгорел практически полностью. После пожара городские власти начали разрабатывать план восстановления города. В те времена согласно указу императрицы Екатерины II о градостроительной реформе в большинстве российских городов составляли генеральные планы реконструкции. И Кострома не стала исключением. Торговый комплекс решено было построить добротно и по-новому – из камня. Основные работы по перепланировке улиц в самом центре города начались спустя два года после пожара.

Масштабное строительство заняло много времени, и было завершено только в первой трети XIX века. Причём, некоторые отдельные здания достраивали и реконструировали и в более позднее время. Для проектирования торгового комплекса и руководства строителями, город привлек лучших губернских архитекторов - Петра Ивановича Фурсова, Степана Андреевича Воротилова, Василия Петровича Стасова и Николая Ивановича Метлина. А авторство образцового проекта принадлежало известному зодчему из Владимирской губернии, немцу по происхождению, Карлу фон Клеру. Строительство развернули сразу на нескольких городских кварталах - на месте посада и частично по засыпанному рву, который в старые времена окружал костромской Кремль.

 

 

Сегодня старый купеческий комплекс считается лучшим из сохранившихся в России. Большинство зданий окружены изящными открытыми галереями или аркадами. Внутри за каждой из арок в свое время находилась отдельная купеческая лавка с витриной и собственным входом. Она имела размеры 4,5 на 7 м. Подвал и второй этаж в ней предназначались для складирования товаров, а наверху лавки обычно размещалась контора управляющего.

В центральной части торгового ансамбля стоят симметрично расположенные здания, принадлежавшие Гостиному двору и корпусу, где продавали муку, зерно, лен и фураж - Большим Мучным рядам. Они были возведены самыми первыми и определили характер всей последующей застройки. Вначале (1791 г.) был выстроен корпус Больших Мучных рядов. Потом приступили к строительству Гостиного двора (Красных рядов). Их называли так потому, что внутри велась торговля «красным» товаром – тканями, книгами, изделиями из кожи, обувью и мехом. Интересно, что именно здесь ещё до революции 1917 года появился первый магазин самообслуживания. Всего в Красных рядах для торговых лавок было оборудовано 86 отдельных помещений.

Внешне два первых здания Торговых рядов очень похожи. Это скругленные по углам замкнутые каре, внутри которых расположены просторные внутренние дворы. Традиция скруглять углы была архитектурной особенностью, широко распространенной в XVIII веке. А в провинциальных городах так продолжали строить дома до середины следующего, XIX века. Скругленные углы позволяли конным экипажам и повозкам легче проходить повороты, не задевая строения.

Размеры Красных рядов составляют 110 на 160 м, Мучной корпус еще больше – 122 на 163 м. Оба здания считаются одними их лучших архитектурных сооружений, выполненных в Костроме в традициях зрелого классицизма.

Внутри Красных рядов в 20-30-е годы XIX века возвели четыре одноэтажных корпуса с купеческими лавками для продажи галантерейного товара – Мелочные ряды. Эти невысокие здания очень гармонично вписались в более массивный наружный корпус, и внутри образовались аккуратные «улицы».

Снаружи Торговые ряды производят обманчивое впечатление и поначалу кажутся небольшими. Однако, если мы с вами пройдём через просторную арку Гостиного двора, то попадаем внутрь, где становится видна масштабность старого торгового города. За одними строениями появляются другие, и в глубине Торговых рядов ощущения купеческого размаха и старины становятся все ярче и ярче. Причем этому совершенно не мешают размещенные на стенах современные рекламные вывески и стоящие у зданий автомобили.

Настоящим украшением Гостиного двора по праву считается старый храм Спаса в Рядах. Он имеет более древнюю историю и уцелел во время пожара 1773 года. При проектировании Торговых рядов эту, одну из старейших костромских церквей решено было сохранить, и храм умело встроили в Красные ряды. Сегодня он и стройная колокольня, возведенная в XIX веке, придают всему торговому комплексу необычный колорит и торжественность.

Церковь во Имя Всемилостивого Спаса в Гостином дворе

Вслед за первыми большими корпусами начали возводить и другие постройки. В конце XVIII и начале XIX веков появились типовые здания Пряничных, Хлебных, Квасных, Шорных, Мясных, Зеленных и Рыбных рядов. За ними поставили протяженный одноэтажный корпус Масляных рядов, который продолжил линию, начатую зданием Красных рядов.

Потом появились Овощные (Табачные) ряды – лаконичное здание, украшенное стройной колоннадой с капителями дорического ордена. Их возведением руководил известный архитектор В.П. Стасов. Благодаря ему, удалось вписать в стену нового здания остатки часовни, которая некогда принадлежала древнему Успенскому собору, и тем самым сохранить этот архитектурный памятник.

Позже других появились корпуса Малых Мучных и Дегтярных рядов, которые возвели по Молочной горе – улице, проложенной к волжскому берегу. В 1833 году, когда в городе жило 12 тыс. человек, в купеческом комплексе насчитывалось 288 работающих лавок. (рис.)

Протяженные Торговые ряды стали настоящим украшением волжского города. Помимо своей основной функции они служили местом, где любили бывать горожане и гости Костромы. Здесь назначали деловые и личные встречи, и приходили просто погулять. В XX веке старое купеческое место неоднократно использовалось для проведения киносъемок. В нём, например, снимались сцены из известного фильма «Жестокий романс».

Большую роль в жизни горожан и туристов играет торговый комплекс и в наши дни. Здесь можно хорошо провести время, прогуливаясь вдоль арок, осматривая архитектурные достопримечательности и отдыхая в кафе, ресторане или блинной. В Торговых рядах продают самые разные продукты питания и сувенирную

продукцию, а в центральной части комплекса размещен популярный у костромичей рынок. Время в Торговых рядах словно замерло, и гуляя здесь, можно ярко почувствовать ритм жизни старого купеческого города.

Давайте и мы с вами заглянем в одну из таких лавок.

Экскурсовод даёт время желающим сделать необходимые покупки, сфотографироваться.

А завершим мы с вами осмотр исторической части города Костромы - бывшим домом Рогаткина и Ботникова, особняком Борщёва и зданием Присутственных мест. Их объединяет то, что все они возводидись при участии Николая Ивановича Метлина, получившего в 1797 году должность первого костромского губернского архитектора.

Коренной москвич, сын архитектора, обучавшийся зодчеству на практике, он еще в Москве вёл некоторые строительные работы, главным образом в Китай-городе. С назначением в Кострому Метлин обрел желанную независимость. В 1806 году под его наблюдением началось строительство «Здания присутственных мест», предназначенного для размещения большинства губернских учреждений. Стройка велась на месте и частично на фундаментах прежнего каменного соляного магазина, у стены «Нового города». Как и обычно для казенных зданий, использовался «образцовый» проект, составленный А.Д.Захаровым.

Однако Метлин отнесся к данному проекту творчески. Во-первых, он развернул здание к площади не фасадом, а торцом, во-вторых, несколько уменьшил его в объёме из-за тесноты участка. Тем не менее это смелое решение не привело к объединению облика площади. Построенное в стиле классицизма, «Здание присутственных мест» и с торца выглядит весьма внушительно: с низким цокольным этажом, оживленным квадратными окнами, вдвое более высоким первым этажом, и вторым этажом еще больших размеров.

 

Особую роль не только для «Здания присутственных мест» играет оформление центрального входа. Первоначально Метлин возвел шестиколонный портик с фронтоном, поднятый на стилобат, и широкую наружную лестницу из известняка. Но он не учёл непрочности материала — ступени выщербились, а зимой на них появлялась наледь Чиновники и посетители стали бояться ходить по высокой и крутой лестнице, т. к. не раз, поскользнувшись, кубарем катились с нее вниз. В 1814 году Николай Иванович предложил «имеющуюся из белого камня лестницу наружную, протоптанную от многой ходьбы ногами, от неудобности ходить обшить досками».

Конечно, это был временный выход, да и выглядела такая лестница некрасиво. В 1832 году нижегородский архитектор И.Ефимов частично перестраивает фасад здания - наружную лестницу перенес внутрь, разобрал старый портик и сделал новый нетрадиционной композиции — с четырьмя ионическими колоннами, попарно поставленными на прорезанные арками подиумы, поддерживающими фронтон.

Выдвинутый далеко на тротуар, портик отчетливо просматривается с площади и служит ее украшению, в то же время он находится на одной оси с портиками Красных рядов, выходящими в сторону Волги, что включает здание присутственных мест в единый с ними ансамбль.

Известный писатель А.Ф.Писемский, сам служивший в середине прошлого века некоторое время асессором размещавшегося здесь губернского правления, описал здание присутственных мест в ряде произведений. Например, тут на самом верху «в маленьких и сильно грязноватых комнатах», занимаемых Приказом общественного призрения, обитал долгие годы герой повести «Старческий грех» бухгалтер Иосаф Иосафыч Ферапонтов.[1]

Здание присутственных мест было достроено и занято под учреждения в 1809 году. А еще ранее, в сентябре 1808 года, богатый костромской хлебник, владелец пяти домов (в т. ч. и двухэтажного кирпичного на самой площади) Илья Рогаткин и его тесть купец Иван Ботников подали прошение о разрешении им постройки большого трехэтажного каменного дома по лицу Екатеринославской площади между Павловской (ныне пр.Мира) и Еленинской (Ленина) улицами. Сообразуясь с потребностями прижимистых заказчиков, Н.И.Метлин составил проект здания с фасадом, обходящимся минимумом декора: утяжеленный первый этаж является как бы постаментом для двух верхних, антаблемент имеет лишь основные членения.

 

К 1810 году дом был уже заложен, но из-за Отечественной войны 1812 года строительство затянулось до 1815 года. В своей половине, выходившей на Павловскую улицу, Рогаткин открыл постоялый двор, главным образом для приезжавших на базар в Больших мучных рядах крестьян. В 1834 году эту часть здания приобрел подпоручик А.А.Лопухин, устроивший вдобавок к постоялому двору питейный дом в нижнем этаже. Постоялый двор Лопухина пользовался дурной славой. В августе 1841 года в нем останавливался путешествовавший по России известный историк М.П.Погодин. Он записал в дневнике, что был поселен в отвратительной комнате, где не мог заснуть ни на минуту, атакованный полчищами клопов. Все тело его вспухло, он только и восклицал: «О, Русь!» — и принужден был «спасаться в тарантасе».[2]

В конце апреля 1848 года здесь же прожил несколько дней драматург А.Н.Островский, совершавший с семейством отца первую поездку из Москвы в усадьбу Щелыково. В путевых записках он поясняет, что выбора у них не было, так как лучшие гостиницы города сгорели в сентябрьский пожар 1847 года. Теперь о том, что в доме жил, пусть и недолго, Островский, напоминает мемориальная доска.[2]

Одновременно с ним останавливался на ночлег на постоялом дворе Лопухина М.Е.Салтыков-Щедрин, проезжавший в сопровождении жандармского офицера из Петербурга в вятскую ссылку за публикацию первых своих повестей, вызвавших державный гнев Николая I. В Костроме великий сатирик тоже обозрел ещё свежие следы грандиозного пожара, о котором немало писали и газеты. Это событие, сопровождаемое анекдотическими действиями растерявшихся местных администраторов, нашло отображение в «Истории одного города» при описании пожара в Глупове.

В конце XIX в. Лопухину продали свою часть дома генеральше Колзаковой — там в предреволюционные времена размещалась гостиница «Россия», содержавшаяся Костровой, и кинотеатр «Муленруж», а после Октября — организации партии большевиков. Тогда здание называлось Домом коммунистов, а с его балкона, выходившего на площадь, выступали перед горожанами видные деятели партии и государства, приезжавшие в Кострому.

По-иному складывалась судьба второй, «ботниковской» части дома. Она довольно сильно пострадала от пожара 1847 года, и полуразоренные Ботниковы в 1855 году продали её А.Н.Григорову (1799—1870), отстроившему дом заново и поселившемуся в нем. Сохранилось описание интерьера этого дома: комнат «в нижнем этаже 6, во 2-м — 5 и в 3-м — 7. Все комнаты отапливаются посредством двух механических печей, устроенных в нижнем этаже, от которых проведены во все этажи душники. Полы досчатые, окрашенные в 1-м и 3-м этажах под паркет масляной краской, а во 2-м этаже дубового паркета. Во 2-й этаж от входа ведёт чугунная лестница, а в 3-й этаж — деревянная, окрашенная масляною краской, с балюстрадой. Стены в бельэтаже в трёх комнатах отделаны под мрамор, а в остальных этажах и трёх комнатах бельэтажа оклеены лучшими французскими обоями». Во дворе находились каменное здание «людской», погреб, конюшня, амбар, каретный сарай с сеновалом и баня с прачечной.[2]

Новый владелец оставил по себе в Костроме благодарную и долгую память. Туляк по рождению, занесенный волной 1812 года в принадлежавшую матери костромскую усадьбу Березовку, он получил хорошее домашнее образование, в 1821 году вступил в военную службу юнкером в 20-ю артиллерийскую бригаду и вскоре был произведен в офицеры. Бригада дислоцировалась на Украине, в городе Тульчине — центре Южного тайного общества. Там Александр Николаевич сблизился с многими декабристами, в частности с юным графом С.Н.Булгари, разделяя их убеждения. Однако, женившись и выйдя в отставку, он поселился в купленном им имении Александровское Кинешемского уезда — расправа над декабристами обошла его стороной. Прожив много лет в деревне, Григоров перебрался в Кострому, где его избрали совестным судьей. В 1855 году умер брат его жены миллионер и меценат П.В.Голубков, оставивший Григоровым громадное состояние, значительную часть которого Александр Николаевич пожертвовал на благотворительные цели и общественные нужды Костромы. В 1858 году им была на собственные средства основана и материально обеспечена первая в России женская гимназия, получившая название «Григоровской».

После смерти А.Н.Григорова дом унаследовала его дочь Людмила, в замужестве Пенская. Рано овдовев, она в основном проживала в кинешемской усадьбе с семьей брата, дом же в Костроме сдавала под контрольную палату. Это учреждение возникло в 1864 году, в эпоху буржуазных реформ, и осуществляло надзор за финансовой деятельностью банков и т. д. А в годы нэпа здание занимал ресторан «Белый медведь».

Земля по углу площади с улицей Шагова и проспектом Мира издавна принадлежала богатому дворянскому роду Борщовых, имевших здесь деревянный дом с огородом. Из них наибольшую известность снискал Сергей Семенович Боршов (1754—1837). Маститый воин суворовской эпохи, генерал-лейтенант, он в Отечественную войну 1812 года занимал важный и ответственный пост генерал-провиантмейстера (начальника снабжения) русской армии. Назначенный после завершения войны сенатором, Борщов хотел возведением роскошного особняка в самом центре Костромы как бы подчеркнуть перед земляками свое высокое служебное положение.

 

 

Строительство началось в 1819 году — в основу положен т. н. «образцовый проект № 10», частично измененный наблюдавшим за работами Н.И.Метлиным. Сооружение этого единственного в Костроме жилого здания дворцового типа было в основном закончено к 1822 году. Он органично вошел в архитектурный ансамбль центра. Повышенная за счёт антресольного этажа центральная часть главного фасада особняка выделена восьмиколонным портиком коринфского ордера. Колоннада поставлена на постамент и выглядит монументально и торжественно. В интерьере особняка заслуживает внимания чугунная лестница, ведущая на второй этаж из главного вестибюля. Парадные двусветные залы, занимающие часть дома, составляют анфиладу».

В 1820—1830-х годах в доме не раз гостила младшая сестра хозяина Наталья Семеновна (1759—1843). Умная и красивая девушка, она воспитывалась в Смольном институте и в 1774 году была увековечена в стихах А.П.Сумарокова «Письмо к девицам Нелидовой и Борщовой», а через два года запечатлена на портрете Д.Г.Левицкого (хранится в Русском музее). Закончив в 1776 году «с шифром» институт, Борщова жила при царском дворе, являясь с 1809 года гофмейстриной над фрейлинами и «кавалерственной дамой». Она дважды была замужем: за К.С.Мусиным-Пушкиным и за генералом бароном В. фон дер Ховеном.

В Русском же музее находится пастельный портрет дочери Борщова Александры Сергеевны, в замужестве Бибиковой, выполненный А.Г.Венециановым около 1808 года.

После смерти С.С.Борщова дом унаследовал его сын Михаил Сергеевич. Тот, будучи камергером, постоянно жил в столице, Кострому же навещал редко. В 1847 году здание сильно пострадало во время пожара. Борщов не пожелал тратиться на его восстановление и в марте 1849 года продал дом александровскому купцу А.А.Первушину, который капитально его отремонтировал и открыл в нём лучшую в городе гостиницу «Лондон». Такое название часто обыгрывалось местными шутниками. А.Н.Островский в пьесе «Бесприданница» изобразил Кострому под именем Бряхимова, а «Лондон» переделал в «Париж».

Летом 1858 года приехал и остановился в одном из номеров гостиницы Первушина поэт Н.А.Некрасов, предполагавший поохотиться в окрестностях Костромы. Ему требовалось найти спутника по охоте, который мог бы показать богатые дичью места. Утром Николай Алексеевич пил чай, сидя у окна и глядя на площадь. Он увидел вышедшего из Еленинской улицы и направлявшегося на рынок в Больших Мучных рядах человека, увешанного связками битой птицы. Некрасов послал за ним слугу, и тот вскоре привел охотника, оказавшегося крестьянином из деревни Шода Костромского уезда Гаврилой Яковлевичем Захаровым. Их долгая беседа продолжилась застольем — охотник так и заночевал в номере у Некрасова, а на другой день на нанятых тройках лошадей они отправились в Шоду, по пути останавливаясь и удачно охотясь на пернатую дичь.

Позднее Гаврила стал постоянным спутником Николая Алексеевича в его экспедициях по костромским лесам и болотам. Сметливый и наблюдательный егерь многое порассказал писателю о примечательных местных событиях, очевидцем которых бывал,— один из его рассказов об убийстве здешним лесником двух захожих торговцев поэт положил в основу сюжета своей знаменитой поэмы «Коробейники», изданной им в 1861 году с посвящением «другу-приятелю».

Впрочем, Н.А.Некрасов был не первым известным поэтом, жившим в «доме Борщова». Здание, лучшее в городе, являлось резиденцией коронованных особ при их проездах через Кострому. В 1834 году в нем останавливался Николай I, в 1837 году — наследник престола, будущий император Александр II. Последнего в поездке по России сопровождал его воспитатель поэт В.А.Жуковский. За недолгое пребывание в Костроме Василий Андреевич не только осмотрел местные достопримечательности и познакомился со здешними литераторами, но и принял и поддержал видного краеведа Михаила Яковлевича Диева, подвергшегося преследованиям со стороны костромского архиерея за то, что будучи священником массу времени и сил уделял историческим и этнографическим изысканиям.

В 1865 году произошел пожар в новопостроенном здании городского театра на Павловской улице. Его восстанавливали два года, в продолжении которых труппа давала представления в доме Первушина.

После отмены крепостного права в России был проведен ряд буржуазных реформ. Наиболее последовательная из них — судебная, осуществленная в 1864 году. Вместо старого сословного суда — цитадели взяточничества и крючкотворства — учреждался новый, гласный суд с участием присяжных заседателей. Реформа вводилась в стране постепенно — лишь в мае 1871 года в Костроме был открыт окружной суд для разбора уголовных и гражданских дел всех сословий. Заждавшиеся костромичи приготовили для него щедрый подарок — на собранные среди населения деньги купили и передали суду дом Первушина.

Закончив рассказ об архитектурном комплексе Сусанинской площади и Торговых рядах, экскурсовод интересуется, есть ли у кого-нибудь вопросы и пожелания (сфотографироваться в памятных местах). После чего, предлагает сделать перерыв на обед, в одном из кафе города.

Затем, проходим к автобусу и переезжаем к следующему (заключительному) объекту нашей экскурсии.

А сейчас, дорогие друзья, мы отправляемся с вами к музею-усадьбе Льна и бересты. Он занимает достойное место среди достопримечательностей города. Основанный в 2005 году, музей, имеющий вид сказочного терема, сегодня является одним из самых посещаемых туристами. Музей «Льна и бересты» имеет несколько залов, по которым проводят экскурсии. Зал льна и зал бересты имеют уникальные образцы экспозиций начала прошлого века. В ассортименте представленных изделий, также присутствуют и современные работы. Экскурсия, которую проводит работник музея, обещает быть интересной: плетеные персонажи русских сказок, традиционные тканые изделия изо льна, лоскутные куклы, настоящий самовар из бересты и многое другое вас непременно удивят. Рассказы экскурсовода заставят вас отправиться в увлекательное путешествие по русским обрядам и традициям. Также вы сможете принять участие в мастер-классе, у каждого желающего, будет возможность изготовить берестяной сувенир своими руками.

Музей имеет и сувенирный отдел, где вы сможете купить современные льняные изделия: салфетки и скатерти, полотенца и постельное белье, традиционные народные рубахи, сарафаны и платья.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.