Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусствоведческий анализ: Богоявленский-Анастасиин монастырь




Второй по значимости монастырский комплекс в пределах нынешней Костромы. В отличие от Ипатьевского, основанного в стороне от города, Богоявленский монастырь входил непосредственно в городскую черту, являясь одним из опорных пунктов в системе городских укреплений.

Богоявленский мужскй (с 1863 года – Богоявленский-Анастасиин женский) монастырь был основан в 1425– 62 гг. преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского.

Крепостные стены, его окружавшие, сначала деревянные, в 1642–48 гг. были заменены каменными, по образцу стен Нового города Ипатьевского монастыря, строившегося в это же время. Вкладчиками в дело строительства стен называют бояр Салтыковых.

План монастыря имеет форму трапеции. В системе нынешней планировки Костромы (а она менялась) его территория ограничена улицами: Богоявленской (Симановского) с запада, Ново-Троицкой (Козуева) с востока, Пятницкой с юга, Троицкой (Комсомольской) с севера. В систему стен входили квадратные башни, значительно выступавшие вперёд – четыре наугольные и две проездные, в середине западной и восточной сторон. Седьмая, в центре южного прясла, также квадратная, имела не значительный выступ наружу. Из всех башен, сохранились в перестроенном виде: угловая, юго-западная, переделанная впоследствии в Смоленскую церковь, и средняя, западная, надстроенная и обращённая в колокольню.

Среди сохранившихся монастырских комплексов Костромы судьба Богоявленского монастыря была особенно трагичной. Несчастия преследовали его, начиная с польского разорения, когда в 1609 году он был захвачен сторонниками «Тушинского вора» и выжжен дотла.

Периодически повторяющиеся пожары ставили его на грань полного уничтожения. И, наконец, события 1917 года и последующих лет привели к тому, что от древней и некогда славной обители остались отдельные фрагменты. Тем не менее и в нынешнем своём состоянии Богоявленский монастырь представляет несомненный интерес как памятник градостроительного культового зодчества. С 1991 года это центр Костромской епархии. В ещё уцелевших кельях понемногу возрождается монашеская жизнь.

Главное здание комплекса – Богоявленский собор – стал кафедральным собором Костромы.

Это наиболее древний из сохранившихся храмов монастыря.

Он возведён в 60-х годах XVI века, в эпоху Ивана Грозного, и наряду с Троицким собором Ипатьевского монастыря является самым старым культовым зданием в Костроме. Собор строг, монументален и весьма сдержан по декору. Он имеет подклет. Прежде с трёх сторон его окружала двухъярусная закрытая галерея. В традициях своего времени, он имел позакомарное покрытие – по три килевидных закомары с каждой стороны; причём средняя из закомар была шире и выше боковых. Неким контрастом к лапидарному объёму четверика воспринимаются барабаны пяти глав, с изящным кирпичным декором в карнизной части. Они живо напоминают вологодские образцы. Неоднократно меняли свою форму маковицы глав. Первоначально они имели очертание луковицы с небольшой пучинистостью. В XVIII веке, в период правления архиепископа Сильвестра Кулябки, они были переделаны и получили грушевидную форму (тогда подобным образом были изменены и маковицы кафедрального Успенского собора в Костромском кремле). Наконец в XIX веке, после катаклизмов, которые суждены были Богоявленской обители, главы собора получили нынешний вид. Во второй половине XVII века интерьер храма, включая его подклет, получил фресковые росписи.

Необычной формы была монастырская звонница. Её стройный призматический объём, в три яруса, с маковкой наверху, возвышался у юго-западного угла собора. Построена она, вероятно, в XVII веке.

Очевидно, тогда же появилось ещё одно церковное здание. Оно стояло по оси собора, к западу от него, между ним и нынешней колокольней. Его высокий двухэтажный параллелепипед, в плане вытянутый по оси север – юг, венчали две тонкие луковичные главки, поставленные над четырёхскатной кровлей. Здание не имело закомар (даже декоративных), отсутствовали и алтарные апсиды. Назначение его не вполне ясно.

Каменные Игуменские кельи, к северу от собора, построены в 70-х годах XVII века. Они имели два этажа и характерные для того времени оконные наличники, с трёхлопастным завершением с колонками из бус по сторонам. Воздушный переход в уровне второго этажа связывал кельи с собором. Надстроенные третьим этажом, они вошли в состав нынешнего Трапезного корпуса, составляя его северную половину.

Вторая половина XVIII века была ознаменована появлением монументального здания Никольской (Салтыковской) церкви. Её поставили к югу от Богоявленского собора, на территории монастырского кладбища. Стройная вертикаль нового храма (восьмерик на четверике, по-барочному изогнутый синий купол, усыпанный золотыми звёздами, золочёная маковка с крестом) завершила в общих чертах формирование уникального архитектурного ансамбля.

Из последующих дополнений, падавших на первую треть XIX века, надо отметить устройство Смоленской и Никольской часовен и новой большой колокольни. Смоленская часовня, оформившая юго-западный угол монастырской стены, возникала на основе древней угловой башни, на южной стене ко торой издавна существовала фреска – икона Смоленской Божией Матери. Новые стены с двумя апсидами, окружившие её, выполняли роль своеобразно го защитного футляра для местночтимой святыни. В духе своего времени (1820-е годы) часовня получила классическое решение фасадов, с двухъярусным ордером из трёхчетвертных колонн, пологий купол с небольшой главкой.

На крепостной стене, примыкающий с востока к часовне, была устроена небольшая звонница о восьми столбах, с маленьким куполком. Часовня и её звонница живописно замыкали перспективу идущей от центра Богоявленской улицы.

Вторая часовня, Никольская, была надвратной. Её разместили над южной монастырской стеной, с отступом к востоку от промежуточной башни. Здесь пробили дополнительные, арочные ворота. Часовня, стоящая над ними, имела вид изящного павильона с угловыми башенками с дворовой стороны с большими стрельчатыми окнами.

Что касается новой колокольни на западной стене ограды, она была сделана путём надстройки над нижним квадратным основанием восьмигранного яруса звона с невысоким шатром наверху.

В таком виде Богоявленский монастырь пребывал до 1847 года. В сентябре этого года Кострома стала жертвой катастрофического пожара. Выгорело две трети города, испепелён был монастырь. Сожжённый, обескровленный город не в состоянии был помочь обители, и она была предана окончательному разрушению. На целое деcятилетие она обратилась в гигантскую каменоломню. Разобраны были галереи собора, звонница и двухэтажный храм подле неё. За исключением Смоленской часовни и проездной башни-колокольни, в центре западной стены, снесены все башни и западная стена XVII века. Чудом уцелел сам Богоявленский собор: спасло вмешательство императора. Древний монастырь, в центре губернского города, обратился в необитаемое пепелище.

Но нашлись люди, не позволившие погибнуть ему окончательно. По ходатайству матери Марии, игуменьи Костромского женского Анастасииного Крестовоздвиженского монастыря, Богоявленский монастырь был передан под её юрисдикцию и с 1863 года стал именоваться Анастасиино-Богоявленским.

Благодаря энергии и распорядительности новой настоятельницы, монастырь стал быстро возрождаться. Не пытаясь буквально воссоздать утраченное, новые хозяева монастыря совершенно по-новому реконструировали уцелевшие или повреждённые здания.

Богоявленский собор, лишившийся после 1847 года своих галерей, с двух сторон был обстроен обширными двухэтажными приделами; с западной стороны к нему примкнул новый большой собор, на подклете, с пятью главами и папертью с запад ной стороны. Эта паперть впоследствии была соединена с колокольней – на запад – сводчатым коридором. Колокольня в эти годы получает высокий восьмигранный шатёр с главой и четырьмя главками в основании.

Расширяется Игуменский корпус (к северу от собора). Он получает трёхчастный симметричный план, с ризалитом на главном фасаде; старое здание келий, включённое в новый корпус – названный Трапезным, – составляет его восточное крыло. Трапезный корпус на этом этапе имел разную этажность: трёхэтажными были торцевые части крыльев и средний ризалит. В восточном торце здания, на верху, устраивается домовая церковь с небольшим пятиглавием.

Обширный корпус возникает к востоку от собора

– двухэтажный, с домовой купольной церковью в восточном торце южного крыла и залом торжественных приёмов юго-западном углу. Как и церковь, он отмечен на фасаде световым куполом.

Для размещения рабочих, постоянно пребывавших в монастыре, у восточной стены устраивают Рабочий корпус, в два этажа, деревянный, оштукатуренный.

Восстанавливаются монастырские стены и отсутствующие башни, западная стена делается заново. К югу от колокольной башни, с некоторым интервалом, возводят двухэтажный корпус, между ним и колокольней устраиваются ворота. Вдоль восточный стены, начиная от Смоленской часовни, возводят двухэтажные Больничные кельи. Наконец, на прежнем месте восстанавливают Никольскую надвратную часовню, правда, в усложнённом виде.

Все эти – огромные по объёму – работы осуществлены в период с 1863 по 1887 гг.

В 1887 году Кострому постиг очередной пожар. Не миновал он и Богоявленского монастыря, но послужил и импульсом для дальнейших перестроек. Главнейшие из них: 1) надстройка третьим этажом всего Трапезного корпуса; 2) сломка Никольской часовни

в южной монастырской стене и устройство новой обширной купольной часовни в юго-восточной части двора; 3) коренная перестройка Смоленской часовни, получившей отныне вид византийско-русского храма.

В ухоженном и благоустроенном состоянии вступал монастырь в XX век. В 1913 году, к 300-летию Дома Романовых, была выпущена монография, посвящённая истории древней обители. К этой дате вызолочены все главы собора. Ничто не предвещало близкой катастрофы.

Начиная с 1917 года Богоявленский монастырь, как и все духовные обители, разделяют судьбу завоёванной большевиками России. После неизбежных расстрелов монахинь, издевательств и осквернения храмов последовало официальное его закрытие и полное изгнание насельников. В освободившиеся жилые помещения хлынули полчища весьма разно шёрстной публики, и древний монастырь зажил «новой жизнью».

Первым мероприятием новых властей была полная сломка монастырских стен и башен. Уцелела монастырская колокольня в линии западной ограды и Смоленская часовня; видимо, для них нашлось применение. Уничтожили Никольскую часовню и одну из жемчужин старой Костромы – Никольский (Салтыковский) храм. За ними последовала ликвидация монастырского кладбища, с часовнями и мраморными надгробьями, двор монастыря наполнился бесчисленными сараями и сарайчиками новых обитателей. Богоявленский собор был обращён в огромное архивохранилище, что впоследствии сыграло роковую роль в его судьбе. Перед этим сняли золотое покрытие церковных куполов.

С уничтожением ограды территория монастыря стала открытой со всех сторон. С конца 1920-х годов по его периметру построили три трёхэтажных жилых здания: 1) по линии западной ограды, к северу от колокольни; 2) угловой корпус на северо-восточном углу; 3) вдоль ул. Пятницкой, с отступом внутрь; он сел на монастырское кладбище. В конце 1930-х годов построен трёхэтажный жилой дом по восточной линии, к северу от Рабочего корпуса. Довершили обстройку квартала ещё три здания. Построены они почти одновременно – в начале 1950-х годов: 1) трёхэтажный жилой дом (с эркерами) по север ной линии; 2) трёхэтажный корпус бывш. Совнархоза, на юго-восточном углу; 3) двухэтажное здание детского сада, вдоль западной линии, к северу от Больничных келий.

В сентябре 1981 года очередное несчастье обрушилось на Богоявленский собор, сохранявший, не смотря на все перипетии, уникальные фрески XVII века в интерьере. Вследствие умышленного поджога (но как потом выяснилось поджога не было, причиной пожара были шалости подростков) внутри его вспыхнул пожар. Запылали десятки тонн исторических архивных документов. Пожар длился двое суток. В пылающем жерле погибли все фрески – никем не исследованные, никем не сфотографированные, никем не виденные, в виду недоступности их в советское время. От огромного храма остался обгорелый остов.

С этого времени силами Костромской реставрационной мастерской начинается постепенное восстановление зданий Богоявленского монастыря. Работы проводились одновременно на двух объектах – Богоявленском соборе и Трапезном корпусе, к этому времени освобождённом. В соответствии с полученным заданием в нём были удалены поздние перегородки, восстановлена первоначальная планировка, восстановлен центральный зал с галереей. Произведена реставрация фасадов. Общую оценку работ можно признать достаточно удовлетворительной. К сожалению, не сделано понижение грунта вокруг здания до исконной отметки. Необходимость этого очевидна, особенно по отношению к западному крылу, погружённому в землю до подоконника и, как следствие, подверженному намоканию стен нижнего этажа.

В Богоявленском соборе, в возможной степени, восстановлены фасады и интерьеры, заново выполнены кровельные работы, вызолочено пятиглавие над древней частью здания.

Восстановлено завершение монастырской колокольни. Крупные работы проведены на Смоленской часовне. Воссозданы интерьеры и, что особенно важно, фасады, включая позолоту главы.

Подлинное возрождение древней обители началось с момента передачи основных монастырских зданий их исконному хозяину и творцу – Костромской епархии – в 1990 году.

К нашему времени не возвращён лишь Восточный, Настоятельский корпус, хотя вопрос об его передаче принципиально решён. Большие работы проведены при восстановлении собственно монашеских келий – Больничных, Игуменских (справа от колокольни), здания бывшего детского сада, включённого в монастырские владения, Рабочего корпуса (гостиница). Озеленена и благоустраивается территория бывшего кладбища. Восстановлена часть западной монастырской стены, сделаны новые ворота у колокольни. Наконец, размещение в монастыре епархиального управления, духовной семинарии и, особенно, превращение Богоявленского храма в кафедральный собор г. Костромы высоко подняло его авторитет.


Богоявленско-Анастасиин монастырь. Южное плечо Настоятельского корпуса после реставрации. Фото В. Шелёмина. 2005 г.

Южная стена Богоявленско-Анастасиина монастыря (вид с запада). Фото начала XX в.


Восточная стена Богоявленско-Анастасиина монастыря, вдоль ул. Ново-Троицкой (Козуева). Фото начала XX в.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.