Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость и сущность управления. Дефиниция управления в научных исследованиях




Классификация органов государственного управления.

Содержание социальных и психологических методов управления.

Предмет и содержание общей теории государственного и муниципального управления.

Структура и содержание научных основ государственного и муниципального управления.

В наиболее тесной связи наука ГМУ находится с наукой административного права (отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (управленческие правоотношения), предметом которой является правовое регулирование общественных отношений в процессе деятельности органов ГМУ.С Теорией гос-ва и права: она определяет цели и функции госуд,сущность и природу гос.власти. ГМУ опирается на положения и выводы теории гос-ва и права в своих исследованиях.С.экономической теорией наука ГМУ связана по трем направлениям.Во-первых, экономическая наука определяет содержание функций ГМУ в сфере экономики.Во-вторых, экономической наукой формируются экономические методы управления, широко используемые в государственном и муниципальном управлении.В-третьих, на основе выводов и положений экономической науки вырабатываются критерии экономической эффективности ГМУ. Отношения науки ГМУ с социальной психологией определяется применением психологических методов управления, использованием выводов и положений социальной психологии по выявлению психологических особенностей людей, их мотивации по созданию необходимого психологического климата в коллективе органа управления, культуры делового общения и способов преодоления конфликтных ситуаций в коллективе. Связь науки ГМУ с социологией как наукой, исследующей общие законы функционирования и развития социальных систем (обществ, классов, социальных групп и т.д.) и взаимодействия их элементов, заключается, во-первых, в использовании социологических методов в организации и деятельности органов управления; Связь науки ГМУ с системным подходом к управлению заключается в рассмотрении субъектов и объектов управления в качестве систем как взаимосвязанных совокупностей их элементов.

Общая теория является составной частью науки ГМУ. Предметом этой теории является исследование управленческой деятельности в единстве с управленческими отношениями, складывающимися в процессе функционирования гос. и мун. управления. Управленческая деятельность – совершение действий, операций по осуществлению функций управления, направленных на достижение целей управления.. Бывают субординац,координац, организ,эконом,соц-психол Субординации – система связи между рук-лем и подч-м. Координация – согласованность действий органов работников для достижения общих целей. Под управленческими отношениями организации понимаются связи между субъектом и объектом управления, внутри субъекта управления между руководителями и подчиненными. Суть управленческих отношении организации заключается в установлении упорядоченности в субъекте и объекте управления и связей. В их основе лежат интересы людей а самовыражении, самоутверждении, экономические интересы. Экономические – это налоговые и договорные. Психологические – моральная мотивация людей, принести пользу. Общая теория ГМУотносится к организационно-политической науке, поскольку эта теория исследует политическую деятельность государства в ее организационных формах. Содержанием общей теории ГМУ является познание законов и закономерностей, разработка принципов и категорий функционирования и построения ГМУ. Способы обобщения структуры и процессов ГМУ обеспечиваются соответствующими методами. Общей методологической основой науки ГМУ является, как и для других наук, диалектический метод. Важное методологическое значение для науки ГМУ имеют такие общие методы познания, как системный подход, исторической и сравнительно исторический, аналогии, моделирования, конкретных социальных исследований".

5. Законы, закономерности и принципы, исследуемые общей теорией государственного и муниципального управления. Под закономерностью понимается наиболее устойчиво действующие существенные причинно-следственные связи изучаемых явлений. Эту же сущность выражает и закон. В теории управления понятие «закономерность» рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования. Закон лежит на основе закономерности. К закономерностям ГМУ относятся:- единство методов и основных функций социального управления на всех уровнях ГМУ: федеральном, субъектов, муниципальных образований; - единство общих и частных функций ГМУ и образуемых на основе их реализации процессов управления на каждом уровне управления. — оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий органов ГМУ(делегирование полномочий) Разделяют законы гос.управления на законы функционирования(-закон оптимального дополнения и уравновешивания гос. полномочий полномочиями органов общественного самоуправления) и законы развития (-закон нарастающей демократизации и закон неравномерности развития и конфликтности) Закон участия граждан устанавливает органическую связь демократии с дальнейшим развитием творческой инициативы граждан и их участия в управлении государством или территориальным образованием, укрепления организованности и дисциплины, повышением от ответственности органов управления и должностных лиц перед народом, строжайшим соблюдением законности. Закон Паркинсона, сущность которого заключается в том, что «всякая админ единица склонна жить для себя самой и увеличивать как объем своих задач, так и число работников, необходимых для их выполнения», из этого общего закона следуют два частных: закон роста подчиненных и закон роста объема работ. Закон роста количества подчиненных заключается в том, что любая администрация, которая получила новое задание, считает, что его выполнение возможно только в том случае, если количество работников будет увеличено. Закон роста объема работ состоит в том, что каждый чиновник считает своим долгом увеличить объем своей служебной деятельности. В литературе по управлению производством под принципами управления объективные основы на которые базируется структура и процесс управления. Они делятся на общие и частные, построения и совершенствования. понимаются правила, основными положения которыми руководствуются в процессе управления. К общим принципам ГМУ относятся:1. Верховенства КРФ, ФКЗ и ФЗ, изданных в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов.2. Народовластия 3. Ответственности4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина 5. Разделения властей 6. Федерализма.7. Демократического централизма. 8. Сочетания централизации и децентрализации управления.9. Гласности. 10. Законности. 11. Функционально-отраслевой 12. Линейно-функциональный.13. Сочетание единоначалия и коллегиальности. 14. Ситуационного управления. 15. Программно-целевой. 16. Плановости. 17. Научности. 18. Делегирования полномочий.19. двойного подчинения.

6. Сущность и содержание теории искусства государственного и муниципального управления. Теория искусств-теория взаимствования наилучших результатов, а также взаимствования моделей из исторического прошлого. Предмет – исследование конкретных образцов управленческой деятельности. Теория искусства на основе эмпирических обобщений, получаемых на базе конкретного опыта социального управления, создает образцы управления, конкретные ситуации. Она не имеет универсальных принципов, закономерностей, общих правил поведения. Это специфическая теория, представленная в наборе конкретных ситуаций.

7. Сущность управленческой деятельности и управленческих отношений. Классификация управленческих отношений. Термин «управленческая деятельность» означает совершение действий, операций по осуществлению функций управления, направленных на достижение целей управления. Под управленческими отношениями организации понимаются связи между субъектом и объектом управления, внутри субъекта управления между руководителями и подчиненными. Суть управленческих отношении организации заключается в установлении упорядоченности в субъекте и объекте управления и связей, управленческие отношения организации устанавливают порядок функционирования субъекта и объекта управления и порядок действия связей между ними.(взаимозависимость!) Управленческие отношения субординации (между руководителем и подчиненными). Субординационные управленческие отношения разделяются на: линейные(между вышестоящими и нижестоящими органами,наприм.между правительсятвом и органом гос.упр.области) и функциональные(строятся по определенным группам, проблемам) Функциональная форма управленческих отношений осуществляется при условии специализации управленческих работ, выполняемых на основе указаний квалифицированных специалистов.Самостоятельно не осуществл.(линейно-функцион.отношения)Управленческие отношения координации направлены на согласованность действий органов, работников, сопоставление целей, ресурсов, форм и методов деятельности, взаимное приспособление для достижения общих целей. Суть управленческих отношений координации заключается в обмене информации о состоянии дел для объединения усилий по достижению общей цели. Имеют место между руководителем органа и подчиненными ему работниками. Организационные отношения устанавливают порядок функционирования субъекта объекта управ.и порядок действий между ними. осуществляются посредством реализации организационных методов управления, базирующихся на властной мотивации. Экономические управленческие отношения органов ГМУ с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в собственности соответствующего территориального образования, осуществляются посредством реализации экономических методов управления. (отношения взаимодействия,а не управления). Налоговые отношения имеют четко выраженный в виде налоговых льгот, предоставляемых им органами ГМУ в соответствии с законодательством, например, для симулирования некоторых видов предпринимательской деятельности. экономический характер, вследствие чего они относятся к экономическим отношениям. Договорные отношения также можно отнести к экономическим, поскольку они предусматривают экономическую ответственность сторон, заключивших договор. К неформальным отношениям относятся социально-психологические отношения между работниками. Они базируются на моральной мотивации людей, ориентированной потребности человека в самоутверждении в коллективе и обществе, на его желании принести своей работой пользу обществу, получить удовлетворение от сознания общественной значимости своего труда.

8. Функции в социальном и государственном управлении: понятие и классификация. Функция- 1) комплекс однородных повторяющихся работ 2) комплекс действий с помощью которых субъект воздействует на объект управления в итоге это представляет процесс управления. Они делятся на 4 группы: основные, общие, частные и вспомогательные. Основные: (стадии управленческого цикла) планирование, организация, контроль и учет, координация и регулирование. Общие:1. Прогнозирование, программирование и планирование социального экономического развития территориального образования и контроль выполнения планов и программ. 2. Организация деятельности органа государственного и муниципального управления. 3. Контроль исполнения распорядительных документов. 4. Учет записи актов гражданского состояния. 5. Регулирование функционирования хозяйства территориального образования. Частные (отрасли хозяйства): управление здравоохранением, образованием, соц. Защита. Вспомогательные: направлены на организационное, информационное, правовое, делопроизводственное, финансовое, хозяйственное обеспечение деятельности органа управления.

9. Соотносительность функций государственного управления с функциями государства. Функции государства разделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям они относят хозяйственно-организаторскую, регулирование меры труда и меры потребления, охраны правопорядка; к внешним — оборону от нападения извне, борьбу за мир и мирное существование, экономическое сотрудничество с другими странами. Первые из этих функций (хозяйственно-организаторская и регулирование меры труда и меры потребления) соответствует понятию государства в узком смысле — как подсистемы управления. Остальные функции — понятию государства в широком смысле. При таком подходе к определению понятия государства получается, что государство, рассматриваемое в узком смысле, является подсистемой управления государства, рассматриваемого в широком смысле. Указанное противоречие при рассмотрении понятия государства в узком и широком смысле исчезают при условии рассмотрения государства не в качестве управляющей подсистемы, а в качестве сложной социально-экономической, политической, правовой, экологической системы, основными элементами которой являются население, территория, народное хозяйство, природная среда, публичная власть. Под функциями государства в литературе /*по теории государства понимаются основные направления его деятельности. В статье 7 Конституции Россия рассматривается как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По существу, такое определение государства может рассматриваться как его цель. Оптимальным путем является определение функции государства как системы в виде суммы функций ее управляемой подсистемы (объекта управления) и функций подсистемы управления (субъекта управления). Каждая подсистема должна, во-первых, обладать собственной целью; во-вторых, цель подсистемы должна носить подчиненный характер относительно цели системы. Достижение основной цели подсистемы управления государства, осуществляется посредством реализации общих, частных и вспомогательных функций государственного".управления. Совокупность функций управляемой подсистемы государства и функции подсистемы государственного управления составляет функция государства.

10. Методы государственного управления. Понятие и классификация. Мотивационная природа. Под методом ГМУ понимается способ, средство, прием воздействия субъектв управ.на коллективы людей или их отдельн.членов как объекты управл.для достижения целей управления. Др.словами-конкретный способ,средство, прием осуществл.задач и функц.управл. Методы разделяются по признакам властной, материальной и моральной мотивации, в связи с тем что управляющее воздействие ориентировано на мотивы деятельности работника. При этом каждая из указанных мотивации включ. положит. (стимулирование) и отриц. мотивацию (санкции). К методам на основе властной мотивац. относятся административные и организационные, которые предназначены для воздействия на субординационные, организ. и контрольн. управленческ. отношения. Эти методы выражают государственно-властный хар-ер управления и определяются обязательностью исполнения.(административные и организационные методы) Методы управления на основе материальной мотивации- относятся экономические, которые базируются на материальных интересах людей. эти методы выступают как средства реализации требований экономических законов, они предназначены для воздействия на экономические управленческие отношения.(эконом.стимулиров, эк.ответственность, хозяйств. расчет) Методы управления на основе моральной мотивации - ориентированы на моральные интересы людей, связаны с самоутверждением и самовыражением людей, получением морального удовлетворения работой. Социально-психолгический климат в коллективе.(Социальные и психологические методы)

11. Содержание административных и организационных методов государственного управления. Административные методы управления осуществляются в виде прямого административного воздействия на объекты управления в различной категоричной форме: постановления, распоряжения, приказа, указания. Постановления явл правовыми актами, определяющими общие правила, нормы деятельности, поведения, рассчитанные на неоднократное применение. Постановления принимаются органами ГМУ общей компетенции как коллегиальными (правительство), так и единоначальными (главы администраций территорий). Кроме того, постановления также принимаются коллегиальными органами ГМУ межотраслевой компетенции (комитеты). Распоряжения, являясь правовыми актами, имеют персонифицированный характер, издаются в основном для решения оперативных вопросов. Распоряжения издают председатели правительства и главы администрации территорий Руководители коллегиальных органов управления межотраслевой компетенции издают приказы по вопросам деятельности аппарата этого органа. Административное воздействие должно быть обоснованно, в том числе и экономически, с точки зрения возможных последствий. Организационные методы управления представляют собой совокупность организационных воздействий субъекта управления на управляемый объект, а также на субъект управления, т.е. на самого себя. Разделяются на организационное регламентирование, организационное нормирование-и-организационно-методическое инструктирование. Организационное регламентирование как организационный метод воздействия на объект управления осуществляется, например, в установлении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, торговли и обслуживания населения; порядка приема граждан органами государственного или муниципального управления, непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания. Организационное нормирование заключается в разработке норм жилой площади на одного человека при получении жилья из официальных фондов, расхода питьевой воды в промышленных целях и т.п. Организационный метод воздействия на объект управления в виде организационно-методического инструктирования выражается в разработке и утверждении органом государственного или муниципального, управления различного рода инструкций для предприятий и организаций, а также граждан. Например, инструкций по обеспечению пожарной безопасности, по санитарно-эпидемиологическим вопросам и т.д.

12. Содержание экономических методов управления. К методам управления на основе материальной мотивации относятся экономические методы, которые базируются на материальных интересах людей. Они лежат в основе экономического механизма ГМУ. Экономические методы выступают как средства реализации требований экономических законов, они предназначены для воздействия на экономические управленческие отношения. К экономическим методам в литературе по управлению относят экономическое стимулирование, экономическую ответственность, хозяйственный расчет. Экономическое стимулирование как метод управления базируется на экономических интересах работников. Исходным его положением является формирование доходов работников в зависимости от вклада в общие результаты труда. Главное место в экономическом стимулировании отводится материальному стимулированию. Основной стимулирования является оплата труда, При этом основная роль принадлежит заработной плате; величина которой определяется в зависимости от личного труда каждого работника, и премиальной системе. Методам экономической ответственности за результаты деятельности органов гос. и мун. управления. Такая ответственность органов управления устанавливается законодательством. Метод компенсации потерь возникающих по вине органов ГМУи их должностных лиц. Так, законодательством установлена экономическая ответственность за причиненный ущерб, в результате неправомерных действий, подлежащих возмещению предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, которым причине ущерб, на основании решения суда или арбитражного суда за счет собственных средств администраций и их органов. В качестве одного из основных экономических методов управления выступает хозяйственный расчет. Под хозяйственным расчетом понимается соизмерение затрат на производство продукции или услуг с полученным от их реализации доходом. Содержание хозяйственного расчета характеризуется его принципами: хозяйственная самостоятельность, рентабельность, самоокупаемость, материальная заинтересованность работников в результате труда.

Методы управления на основе моральной мотивации ориентированные на интересы людей, связанные с самоутверждением и самовыражением человека в трудовом коллективе, его стремлении получения морального удовлетворения в труде. Под социальными методами управления понимаются конкретные способы и приемы с воздействия на социальные процессы формировании и развития коллектива. К социальным методам управления относятся: убеждение, социальное нормирование, социальное регулирование, моральное стимулирование, широкое информирование руководителем работников, а также методы управления социально-массовыми процессами, методы управления группами, методы управления индивидуально-личностным поведением. Под психологическими методами управления понимаются способы, приемы, воздействия на регулирование отношений между людьми посредством Создания оптимального психологического климата как проявление группового сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений. В качестве психологических методов управления, используются методы комплектования малых групп и коллективов, методы гуманизации труда, методы психологического побуждения, методы профессионального отбора и обучения. Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Менеджер согласно своей роли, находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

По уровням управления органы управления делятся на:

— федеральные;

— субъектов Федерации;

— муниципального управления.

По видам организационно-правовой формы деятельности органы управления разделяются на:

— правительства, советы министров, имеющие статус правительства;

— министерства;

— комитеты;

— службы;

— агентства;

— администрации;

— главные управления, управления;

— отделы.

По объему и характеру компетенции различаются органы управления:

— общей компетенции;

— отраслевой компетенции;

— межотраслевой (координация по вопросам, отнесенным к их ведению) компетенции.

В зависимости от территориальной сферы деятельности органы ГМУ разделяются на:

1. Федеральные органы государственного управления, включающие:

1.1. Высший орган государственного управления общей компетенции — Правительство Российской Федерации.

1.2. Центральные органы государственного управления отраслевой компетенции — министерства российской Федерации.

1.3. Центральные органы государственного управления межотраслевой компетенции — агентство Российской Федерации.

1.4. Центральные органы государственного управления по контролю и надзору в установленной сфере деятельности — федеральные службы Российской Федерации.

2. Органы государственного управления субъектов РФ, включающие:

2.1. Высший орган государственного управления субъекта Российской Федерации— орган общей компетенции.

2.2. Органы государственного управления субъекта РФ отраслевой компетенции — управления, отделы.

2.3. Органы государственного управления субъекта РФ межотраслевой компетенции— комитеты.

3. Органы муниципального самоуправления (городских, сельских поселений и других территорий), включающие:

3.1. Органы муниципального управления общей компетенции— администрации городов, поселков, районов, сельских округов, других муниципальных образований.

3.2. Органы муниципального управления отраслевой компетенции – управления, отделы городов, районов.

3.3. Органы муниципального управления межотраслевой компетенции — комитеты городов, районов. В зависимости от порядка принятия управленческих решений подразделяются на органы управления действующие на принципе единоначалия или коллегиальности.

Необходимость управления обусловлена в первую очередь фактом разделения труда. Именно это сделало труд обществен­ным. Общественный труд — это деятельность людей, связан­ных разделением труда, т, е. это совместная деятельность, пред­полагающая кооперацию труда. Сущность управления состоит в том, что это особая функция общественного труда, которая возникает из необходимости организации совместной деятельности и порождается, с одной стороны, разделением труда, а с другой— социально-истори­ческими условиями общества, определяющими кооперацию труда. Следовательно, как совместный труд людей составляет осно­ву всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом, функцией этого общего труда, суще­ствования и развития общества. В любой организаций существуют две внутренние органич­ные формы разделения труда.
Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, то есть горизонтальное разделение груда. Вторая называется вертикальным разделение труда, отделяет работу по координированию действий от самих действий.
В многообразии подходов к определению понятия управле­ния сложилось два основных, получивших наибольшее распро­странение.
Первый отражает представление о сущности управления как функции общественного труда и как специфического вида трудовой деятельности.
Второй подход к определению понятия управления связы­вает данную суть с целенаправленным воздействием на коллек­тивы людей, занятых в общественном производстве.
Понятие «управление» обозначает преимущественно внешнее целеполагающее воздействие на систе­му, воздействие, являющееся фактором сохранения и стимулирования определенной направленности саморазвития системы.
Под субъектом управление понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Объектом управления, то есть тем, на что направлено вла­стное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социальные, социально-эко­номические системы и процессы.

Дефиниция определение понятий, построенное по принципам формальной логики и служащее конструкционной основой научной концепции.

 

3.Теория управления: проблемы становления и развития.

Возникновение управление связанно с необходимостью достичь целей, которые невозможно достичь в одиночку. Это были, прежде всего, хозяйственные оборонные и другие цели, которые требовали совместных действий людей, разделения функций между ними и координации коллектива.

В доисторическую эпоху возникли охотничьи племена, скотоводческие кочевые племена, земледельческие общины. Эти три способа предлагали разделение людей на две группы: на тех, кто занят трудовой деятельностью и на тех, кто управляет ими. Между этими двумя группами стали складываться определенные отношения - отношения управления. Следующим этапом развития управления стало образование аппарата государства. Один из крупнейших исследователей истории управления Л. Маморорд охарактеризовал данный этап в своей работе "Миф машины". Для данного этапа характерно создание аппарата управление в государственном масштабе с четкими разделением труда, командной иерархией, стандартизацией, проектированием и планированием.

Создание государства существенно раздвинуло границы человеческих возможностей. Создание государства обусловило и возникновение городов. Черпая ресурсы из большого разнообразия человеческих способностей, город создал эффективное средство организации управления, основанные на богатейшем ансамбле квалификаций, способностей и интересов.

Однако при своем многообразии форм городского самоуправления города не могли заменить собой государство, ибо задачи управление города и государства не идентичны, и города-государства оказались весьма хрупкими организациями.

Следующим этапом является развития управления, связанный с возникновением и распространением христианства. Новыми социальными инструментами уже в настоящем становятся бенедиктинские монастыри, которые представляли собой небольшие группы людей, принимавших труд по завету святого Бенедикта Нурсийского не как проклятие раба, но как моральный и религиозный долг свободного человека. В этих монастырях сохранялась и власть, и дисциплина, и субординация. Но принадлежность к монастырю была добровольной, контакты были личными, физические и интеллектуальные занятия были тщательно продуманы и организованы.

Бенедиктовская система показала, как эффективно может быть выполнена любая работа, когда она упорядочена, когда принуждения заменяют сотрудничеством, когда используются все способности человека.

Аналогичные выводы можно сделать и рассматривая опыт управления экологической деятельностью монастырей в России, где монастыри как хозяйство отличались высокой культурой, четкой организацией и духом сотрудничества.

В России сложилась новая форма трудовой деятельности - артель. Каковы же отличительные особенности русской артели как формы управления.

Во-первых, артель была добровольным товариществом совершенно равноправных работников, которые на основе взаимопонимания и взаимовыручки могли решать практически любые хозяйственные и производственные задачи.

Во-вторых, члены артели были связаны между собой круговой порукой. Эта ответственность друг за друга важнейший отличительный признак.

В третьих, в артели, как в любой организации, один из членов выполнял распорядительные функции, но если он пытался эксплуатировать других членов артели, то такие попытки жестоко пресекались. В руководителях артели ценилась твердая воля, выражающая интересы артели, но не подавляющая самостоятельность ее рядовых членов.

Артель можно рассматривать как самоуправляемый трудовой коллектив.

 

4. Типология управления. Характеристика категорий «управление» и «менеджмент».

Управление - это всеобъемлющая категория. Характеризуя окружающий мир исследователи выде­ляют 3 компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать классифика­цию процессов управления по его основным классам: - процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук; - процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изу­чения естественных наук; - процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми, или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.
Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления и подразделяемся на основных 2 подкласса: управление индивидуальной деятельностью и управление коллективной деятельностью, и на три вида; - административно-государственное управление - управление социально-культурной сферой - управление производственной сферой
Классификация видов социального управле­ния соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая, культурная, экономическая, Таким образом, объектам изученияв социальном управле­нии выступают социальные системы, а предметом – система управления ими.
Управление
— более широкое понятие, чем менеджмент. Во-первых, они различаются по объекту управления. Объекты социального уп­равления в человеческой истории многообразны — это племена, войска, государства. Объектом социального управления в менеджменте является организация, производящая товара или услуги в конкурентной рыночной среде. Во-вторых, менеджмент и управление различаются в исто­рической аспекте. Социальное управление является атрибутом всех человеческих цивилизаций, поскольку появилось в связи с разделением и кооперацией труда. В-третьих,менеджмент — это научный этап и управлении.
Менеджмент — это теория и практика уп­равления организацией (фирмой, предприятием) в условиях конкурентной рыночной среды. Следовательно, объектом менеджмента является не отрасль, не регион, а первичная социальная организа­ций, производящая товары и услуги (фирма, учреждение, ин­ститут, предприятие, орган власти), и поведение человека в ней. Менеджмент трактуется, как многозначимый термин, которым обозначаются раз­ные социальные явления: 1.Социальный и экономический институт.2. Совокупность лиц, занятых управленческим трудом в орга­низации. 3. Профессия. 4.Научная дисциплина. Таким образом, менеджмент — это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные управленцы создают предприятия и управляют ими путем постанов­ки целей и разработки способов их достижения. Конечной це­лью менеджмента является обеспечение прибыльности и кон­курентоспособности предприятия. Важнейшая задача менедж­мента— создать условия для производства товаров и услуг с учетом интересов потребителей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 4243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.