КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленческое понимание организации как функции
Термин «организация» означает «придаю стройный вид, устраиваю». Организация — обеспечивающая функция управления, направленная на создание необходимых условий для достижения целей. Особенность функции организации состоит в том, что она обеспечивает взаимосвязь и эффективность взаимодействия всех остальных функций. Это процесс соединения всех ресурсов для достижения поставленных целей. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение всех сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования, то есть в формировании управленческих отношений. Цели функции организации: • во-первых, обеспечение перехода из имеющегося состояния объекта в желаемое; • во-вторых, определение способов, с помощью которых можно перевести с наименьшими затратами и в минимальные сроки имеющиеся в действительности показатели в планируемое состояние. Задачи функции организации: 1. Упорядочение всех сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. 2. Разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. 3. Обеспечение финансами, сырьем, помещением, информацией, материалами, трудовыми ресурсами, т. е. создание реальных условий для достижения целей. 4. Быстрая реакция на изменения факторов внешней среды. Критерием эффективности функции организации является достижение цели.
Принципы осуществления функции организации: 1) неразрывная связь с целями предприятия, определяемыми в ходе планирования; 2) делегирование полномочий; 3) координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство; 4) использование эффективных норм управляемости; Для выполнения функций организации в ней следует выделить управленческие процедуры: • 1. Построение организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач, функций. • 2. Осуществление процедуры отбора кадров. • 3. Установление соподчиненностей и взаимосвязей. • 4. Осуществление оперативного управления текущей деятельностью. • 5. Определение отношения к работе: с помощью организационно-распорядительных методов создать условия для осуществления процессов, не зависящих от индивидуальных качеств людей, а вытекающих из требований системы управления. • 6. Обеспечение всех работников необходимой информацией посредством создания эффективных коммуникаций. • 7. Формирование процесса подготовки, принятия, реализации и контроля управленческих решений.
23. Категории ОСУ: звено, ступень, связи, полномочия, делегирование, норма управляемости. Под структурой организациипонимается состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и управленческих процессов. Каждая организация, независимо от ее размера, базируется на формально и точно определенных взаимоотношениях между ее членами, что представляет собой организационную структуру управления (ОСУ). Структура управления должна обеспечить надежное функционирование системы в целом. Структуру управления обычно характеризуют с помощью таких понятий, как сложность, уровни формализации и централизации, механизмы координации. Звено управления — это обособленное подразделение со строго очерченными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функций управления, всю функцию или совокупность функций управления. Ступень управления — это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления. Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, которые подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их основное предназначение — способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании. Вертикальные связи — разноуровневое расположение звеньев управления по общности их функций — представляет собой соподчиненность звеньев управления снизу доверху. Делегирование полномочий Делегирование означает передачу задач иполномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование — акт, превращающий человека в руководителя. Цели делегирования: 1. Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей рутинной работы и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления- 2. Повысить дееспособность нижестоящих звеньев. 3. Активизировать «человеческий фактор», как можно больше вовлечь и заинтересовать работников. Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач. Полномочия являются именно ограниченным правом, так как имеют пределы, определяемые правилами, должностными инструкциями. Полномочия бывают следующих типов: - линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному, делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.- штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу. дивизиональные полномочия предполагают предоставление руководителям структурных подразделений оперативно-производственной или сбытовой самостоятельности с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. - проектные полномочия отличаются тем, что их принимают руководители временных целевых структур, в которых происходит их наложение на постоянную ОСУ, в результате чего возникают проблемы двойного подчинения, что порождает борьбу за власть. -сетевые полномочия формируются при перенесении рыночных отношений внутрь организации.
24. ОСУ: модели, виды, эволюция. Диалектика централизации и децентрализации в управлении Структура — взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Когда организация достигает некоторой величины и уровня сложности или когда в ней чрезмерное количество работающих, прямой контроль и взаимное согласование становятся уже неэффективными. Становится необходимой некоторая формальная структура-разделение на отдельные единицы, делающие возможными координацию всех усилий. Выделяются две большие группы. Это иерархические и адаптивные организационные структуры. Иерархические организационные структуры характеризуются жесткой иерархией власти в компании, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в деятельности. Адаптивные организационные структуры характеризуются размытостью иерархии управления, небольшим количеством уровней управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко определяемой ответственностью в деятельности. Исторически первым сформировался бюрократический тип. Второй упомянутый органическийтип Линейная структура управления. Она очень проста по своей сути: основным принципом построения линейной структуры является вертикальная иерархия, т. е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху. При структуре управления очень четко осуществляется принцип единоначалия: во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему звеньями и сосредотачивающий в своих руках все функции управления.
Дивизиональные (отделенческие) структуры управления являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа, и порой их даже считают чем-то средним между бюрократическими (механистическими) и адаптивными структурами. Адаптивные структуры управления Для адаптивных организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решения, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности. Проектные структуры — это структуры управления комплексными видами деятельности, которые из-за их решающего значения для компании требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего воздействия при жестких ограничениях по затратам, срокам и качеству работ. Одной из наиболее сложных структур управления адаптивного типа признается матричная структура. Матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства, двух организационных альтернатив. Вертикальное направление — управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании. Горизонтальное — управление отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений компании. 25. Функция мотивации в управлении: сущность, категории, теории. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. В зависимости от того, какие задачи и цели решает мотивирование, можно выделить два его основных типа.Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предложения человеку в качестве компенсации за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование — это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.
26. «Кризис труда»: причины, формы, проблемы. Эффективные формы стимулирования труда и формирование трудовых отношений «качества жизни» Менеджеру необходимо учесть, что его восприятие и восприятие подчиненного могут различаться. 1. Одним из наиболее верных способов выявить, имеется ли у сотрудника чувство несправедливости, — дать возможность человеку высказаться и быть услышанным. 2. Чтобы изменить восприятие подчиненных, менеджеру необходимо больше общаться с ними, слушать их, обсуждать планы и итоги работы, делиться своими заботами. 3. Менеджер должен воздействовать на подчиненных силой позитивных ожиданий, высказывая уверенность в положительном результате. 4. Менеджеру следует вместе с сотрудниками сформулировать цели, в достижении которых сотрудник заинтересован. 5. Менеджер должен предоставлять сотруднику возможность знать, что такое успех, полученный в результате достижения цели. 6. Сотрудник должен узнать себя в результате своего труда и выражении себя в труде, ощущать свою значимость как в конкретном деле, так и в общем итоге, поэтому менеджеру нужно развивать в подчиненных чувство собственного достоинства. 7. Менеджеру необходимо давать сотрудникам общаться, не разрушать неформальные группы, если они не наносят организации ущерба; это повышает чувство принадлежности. Критерием оптимального стимулирования является удовлетворение менеджера и сотрудника результатами труда. Имеются следующие группы мотивов, образующие в совокупности единую систему (ММТ): - это мотивы содержательного труда; - общественной полезности труда; - статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; - мотивы получения материальных благ; - мотивы, ориентированные на определенную потребность. «Мотив труда» и «стимул труда» по сути почти тождественны. Однако «мотив труда» относится к работнику, а «стимул труда» — к органу управления, предоставляющему работнику возможность получить блага при условии эффективной трудовой деятельности. Характеристика качества трудовой жизни 1. Вознаграждение за вклад в результат. 2. Безопасные и здоровые условия труда. 3. Непосредственная возможность для работника использовать и развивать свои способности, удовлетворять потребности в уважении, самореализации и самовыражении. 4. Возможность профессионального роста и уверенность в будущем. 5. Хорошие взаимоотношения в коллективе, правовая защищенность персонала. 6. Достойное место работы в жизни человека. 7. Общественно полезная работа. Рассматривая свою работу с позиции перечисленных составляющих качества трудовой жизни, работник оценивает имеющиеся у него возможности раскрыть свой потенциал как всю совокупность его знаний, опыта, интеллектуальных творческих и организаторских способностей. При положительном результате такой оценки формируется мотивационный настрой на высокопроизводительный труд и стабильное положение в организации. На наш взгляд, формирование качества трудовой жизни на российских предприятиях является конструктивной альтернативой «кризису труда», затянувшемуся в РФ еще до перестроечных времен.
27. Контроль как функция управления: сущность, виды, этапы, принципы, методы. Контроль — это форма проявления целенаправленного воздействия субъекта управления на коллективы людей, предусматривающая наблюдение за их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм и правил, требований в процессе реализации планов. Таким образом, контроль представляет собой систему наблюдения и проверки в процессе любой деятельности для выявления отклонений от планов, затрудняющих достижение поставленной цели. Цель контроля — обеспечение эффективного осуществления всех функций менеджмента. Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента. Резюмируя, можно сказать, что управленческий контроль выполняет следующие функции: - оперативную; - упорядочивающую; - превентивную; - коммуникативную; - информативную; - защитную. Контроль — это исключительно важная функция управления, так как только она обеспечивает обратную связь в системе управления, информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту. Остальные функции являются прямой связью с объектом управления. Управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа, элементов выхода и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля, процедуры контроля, среда контроля, система учета. Контроль является информационной системой, включающей сбор, обработку, хранение и передачу контрольной информации. Посредством информации контроль связан с другими системами и подсистемами. Эта связь характеризуется информацией, создаваемой внутри системы контроля, которую он получает от других систем и которую он посылает в окружающую среду.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |