Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и понятие механизма управления




Управленческая инфраструктура как условие формирования профессионального менеджмента. Управленческое консультирование

Составные компоненты социально-хозяйственной системы, поддерживающей и обслуживающей ее развитие и функции.
Ранее: производственная, социальная.
Сейчас: инфраструктура рынка менеджмента.
Инфраструктура рынка – это система, поддерживающая и обслуживающая функции менеджмента. Сеть горизонтальных связей и услуг.
Инфраструктура менеджмента:
1. Широкая сеть ВУЗОВ
2. Законодательная база
3. Государственная поддержка на правительственном уровне
4. Консультативная база
5. Широкая Т.П.П.
6. Разветвленная система союзов
7. Рынок труда
Управленческая инфраструктура — комплекс услуг в области управления, обслуживающий как всю экономико-политическую систему, так и ее отдельные сегменты на микроуровне. На макроуровне — это консалтинговые и маркетинговые службы, бизнес-школы, бизнес-центры. На микроуровне — холдинги, промышленно-финансовые группы и др. Консалтинг — управленческое консультирование. В целом это услуги, осуществляемые высоко-профессиональными специалистами по рационализации управления, разработке организационных структур, совершенствование конторской работы.

 

Под механизмом управления понимается внутреннее устройство, совокупность состояний и процессов, из которых складывает­ся управление как явление социальной жизни. Механизм является производной кате­горией по отношению к управлению в целом как социальному яв­лению и служит средством выражения его осуществления.

Сущ­ность данного понятия состоит в том, что оно интегрирует основ­ные элементы управления, позволяет раскрыть их взаимозависи­мость и порядок реализации. Можно сказать, что механизм являет­ся связующим звеном между теорией управления и практикой.

Механизм управления проявляется, прежде всего, посредством управленческих отношений, то есть взаимосвязей в ходе управленческой деятельности, которые должны исходить из фун­кций, осуществляемых в системе управления, составляющих его содержание, реализуемых в порядке, определенном процес­сом управления, путем использования соответствующих мето­дов на основе принципов управления.
Процесс управления — это совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организа­цией выполнения принятых решений.

По мнению В.И. Рыкунова, в данной формуле отражается сущность механизма управления. Его компоненты не просто пе­речисляются, а показан порядок их реализации. Ниже будут раскрыты все компоненты в отдельности, их сущность, содер­жание, значение. Система управлениями управленческие отношения составля­ют основу механизма управления.

Системой управления являет­ся совокупность элементов, функционирование которых обеспе­чивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели, то есть запланированного результата. Управленческие отно­шения — это взаимосвязи и взаимозависимости элементов данной системы.

 

 

11. Управленческие отношения в системе управления.

Управленческие отношения – взаимосвязи, которые устанавливаются в процессе выполнения функции управления между руководителями различных уровней, между руководителями и подчиненными, между всеми подразделениями в организации.

Виды У.О.:

Отношения субординации.

Отношения реординации.

Отношения взаимодействия.

Управленческие отношения представляют собой сложную со­циальную систему связей между людьми, которая имеет место в процессе реализации функций управления.

Управленческие отношения носят непреходящий характер Управленческие отношения выступают в более или менее развитой форме в качестве структурного элемента обще­ства на любой стадии. Они возникают с появлением человечес­кого общества и будут существовать до тех пор, пока существу­ют общности и объединения людей.

Управленческие отношения содержат в себе два начала: субъективное и объективное. С субъективной стороны они пред­ставляют собой результат сознательных действий участников управленческой деятельности, которые отражают отношения друг к другу субъекта и объекта, а также их морально-психоло­гическое состояние. С объективной сто­роны эти отношения находятся в причинно-следственной связи с естественным развитием.

Объективность управленческих отношений проявляется прежде всего в том, что они отражают уровень развития обще­ства, который людьми может быть достигнут только при усло­вии соблюдении законов и закономерностей социального разви­тия, а также сформулированных в соответствии с ними прин­ципов, которые одновременно отражают особенности этапа раз­вития общества и уровня развития науки. Нам представляется что управленческие отношения, являются стержнем механизма управления, представляют собой особенное социальное отношение в организации, Т. е. это отноше­ние, в которое вступают объекты и субъекты управления, по поводу подготовки, принятия, реализации и контроля управ­ленческих решений. Эти отношения складываются в разных плоскостях; между целью и средствами ее достижения; между управляющей и уп­равляемой подсистемами; между решением и исполнением. Это свидетельствует о множественности форм проявления данных отношений, составляющих основу управляемости организацией.

 

12. Законы, закономерности управления. Всякая наука характеризуется присущими только ей зако­нами и закономерностями. Объективные законы управления - это описы­ваемые научной теорией существенные, необходимые и повто­ряющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, системой управления и социальной средой.

Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отноше­ний, которые исторически складываются, закрепляются и вос­производятся в структуре и функциях управления.

Реализация законов зависит от многих условий (пе­ременных), прежде всего, от управляющего субъекта, его зна­ний, способностей, но также и от управляемого объекта.

Роль законов управления выражается в том, что они:

1)образуют теоретический фундамент науки;

2)способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;

3)позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

4)позволяют анализировать зарубежный опыт;

5)выражают качественные свойства и связи процессов и яв­лений, характеризующих отношения управления и направле­ния их развития.

Законы управления обнаруживают свои требования в реа­лизации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления.

Поэтому, на наш взгляд, на данном этапе научного осмысле­ния законов управления правомерно опираться на выводы ки­бернетики.

Кибернетика - это отрасль знания, объясняющая единство информационных и управленческих процессов в любых систе­мах: технических устройствах, живых организмах и человечес­ких организациях.

Закон управления -зависимость «выхода» системы, или значения ее целевой функции, от «входа» систе­мы, или значения аргументов - независимых переменных, ха­рактеризующих состояние объекта управления и внешней сре­ды, то есть это связь целей управления со средствами и метода­ми их достижения.

Категория «закон» относится к той же группе категорий. что и «закономерность».

В теории управления понятие закономерность рассматрива­ется как первоначальная формулировка закона в начале его те­оретического исследования или как часть закона.

 

13. Основное отношение и основное противоречие в менеджменте
Формализованные управленческие отношения
могут превра­щаться в односторонние способы воздействия «сверху вниз»:
а) автократические, когда работники подчиняются силе (воле) руководителя, который единолично принимает управленческие решения;
б) технократические, предполагающие подчинение работни­ков производственному процессу;
в) бюрократические, при которых работники подчиняются исключительно организационному порядку.
Они могут выступать в виде отношений реординации и вза­имодействие.

Вместе с тем они могут выступать как персонизованные управленческие отношения, которые являются:
а) демократическими, когда руководитель постоянно учи­тывает мнение работников в корректировке рабочего процесса, в том числе при разработке управленческих решений;
б) гуманистическими, когда он уважает человеческое досто­инство работников;
в),инновационными, когда руководитель, предоставляя сво­боду творчества работникам, организует внедрение инициатив­ных предложений.
Формализованное управление выполняет мобилизующую функцию, ибо включает работников в организацию на основе необходимых требований заставляя их подчиняться, персонизованное управление выполняет стимулирующую функцию, поскольку вовлекает работников самоорганизацию на основе раскрытия их способностей в деле. В этом смысле оно является вторич­ным, надстроечным.
Основное противоречие сис­темы управленческих отношений является источником разви­тия самой теории управления.
Выражая сущность закона единства и борьбы противополож­ностей, основное противоречие в своем развертывании прохо­дит несколько ступеней: различие, поляризация, столкновение, антагонизм. Высший момент в развитии основного противоре­чия в управлении - переход противоположностей друг в друга.

Основным противоречием в менеджменте, выступает противоречие между формализованными (безличны­ми) и персонизовaнными (личностными) отношениями управ­ления. Форм разрешения основного противоречия может быть мно­жество: от применения жестких административных методов и санкций до широкого вовлечения персонала и процесс выработки уп­равленческих решений; от традиционных, реактивных методов, до стратегических, формирующих потенциал развития организации.

Одной из форм разрешения основного противоречия являет­ся применение технологий управления.

14. Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция. Принцип:

1) основное исходное положение какого-либо учении, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.;

2) внутреннее убеждение, нор­мы поведения и деятельности;

3) основная особенность устрой­ства какого-либо механизма, прибора.

Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей

Принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам: это, во-первых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вторых, принципы формирования механизма управления и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с персоналом.

Принципы работы с информацией:

принцип объективности

Принцип адекватности

Принцип обогащения

Принцип перехода информации.

 

Организационные Принципы

Принцип целеполагания - один из важнейших

Принципов управления - можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.

Принцип объективности вытекает из того, что управление в любой сфере практически невозможно без познания и исполь­зования объективных закономерностей основной деятельности данной сферы.

Принцип основного звена

Принцип оптимальности и эффективности

Принцип регламентации задач и функции

Принцип обоснованности

Принципы работы с персоналом.

Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности

Принцип создания благоприятных условий для работы

Принцип делегирования или сочетания прав, обязанностей и ответственности

Принцип постоянного повышения квалификации

Принцип Обеспечения творческой инициативы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.