Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция теории управления в зарубежных и отечественных исследованиях




Научный менеджмент. Отправным пунктом развития научного менеджмента назы­вают 1886 г., когда Г. Таун (1844-1924), президент мануфак­турной компании на ежегодном собрании Американского обще­ства инженеров-механиков.

Объектом исследования Ф. Тейлора была научная организация труда на уровне цеха. Для этого Ф. Тейлор выдвинул прин­ципы управления:

- первым принципом является - разделение труда.

второй принцип - соответствие типов работников видам работ;

- третий принцип- измерение труда.

- четвертый принцип - задачи-предписания.

- пятый принцип - программы стимулирования.

- шестой принцип - труд как индивидуальная деятельность.

- седьмой принцип - экономические стимулы.

- восьмой принцип - исключительная роль менеджеров.

- девятый принцип: роль профсоюзов должна быть сведена к минимуму.

Самым существенным вкладом школы научного менеджмента является открытие нормативного метода в управлении. Сущ­ность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмен­та, причем нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

- целевой подсистемы;

- функциональной подсистемы;

- обеспечивающей подсистемы.

Классическая, или административная школа

Видным представителем административной школы являет­ся американский профессор Гаррингтон Эмерсон. В 1912 г. вышел главный труд его жизни «12 принципов Производительности».

Принципы производительности по Эмерсону:

1 - точно поставленные идеалы или цели;

2 - здравый смысл;

3 - компетентная консультация;

4 - дисциплина;

5 - справедливое отношение к персоналу;

6 - быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

7 - диспетчирование;

8 - нормы и расписание;

9 - нормализация условий;

10 - нормирование операций;

11 - писаные стандартные инструкции;

12 - вознаграждение за производительность.

Административная школа в лице А. Файоля разработала основные принципы рационального управления про­мышленной фирмой.

Административный

Функциональный

Школа человеческих отношений. Появились исследователи менеджмента, которые увидели источники повышения произво­дительности труда совершенно в другой области - а именно: в изменении отношения работников самому процессу труда. Сре­ди них в первую очередь следует назвать Мери Паркер Фоллет, которой принадлежит определение менеджмента как обеспе­чения выполнения работы с помощью других людей.

 

 

16. Социальный менеджмент - современный этап эволюции менеджмента. Новая управленческая парадигма. Социальный менеджмент ориентируется на новую соци­альную группу в организациях - когнитариат, мощь которо­го основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. Теперь это необходимо, так как новые ин­формационные и другие высокие технологии могут осваиваться только когнитариатом, поэтому так важно наращивание этого «золотого фонда» организации.

Опыт зарубежного менеджмента дает все больше примеров меняющейся парадигмы управления и перехода к социальному менеджменту, основными принципами которого являются:

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, Выражающегося в убеждении, что успех определяется, прежде всего, рациональной организацией произ­водства продукции, т. е. воздействием управления на внутренние факторы производства.

2. Инновационность. Один из основных факторов успеха для менеджера заключается в умении внедрять инновации и моби­лизовать свой персонал быть готовым к ним.

3. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, ра­ботающими в организации. Особое значение для менеджмента имеет социальная ответ­ственность, предполагающая осознание широких социальных целей при принятии деловых решений

4. Отношение к людям как ключевому и неисчерпаемому ресурсу организации; в связи с этим социальный аспект управ­ления выходит на первый план.

5. Формирование организационной культуры, обеспечивающей удовлетворенность потребностей высших уровней и лояльность персонала, способствующей дости­жению результата.

6. Формирование эффективных коммуникаций. Открытые коммуникации формируют видение орга­низации для всех сотрудников, четкое определение всех про­блем и перспектив для достижения целей.

7. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах, предполагающее переход от системы распределения к системе вознаграждения.

8. Вовлеченные в процесс управления работники - ключ к повышению производительности.

9. Отказ от приростного и формирование предприниматель­ского типа организационного поведения. Это означает развитие интрапренерства, высвобождение творческой предприниматель­ской активности на внутрифирменном уровне.

10. Технологизация менеджмента как фактор эффективнос­ти управления и инновационное средство мотивации персонала к саморазвитию.

11. Самоменеджмент руководителя. Умение менеджера дать оценку своим управленческим качествам, результатам работы, вы­явить ограничения и слабости в своей деятельности, работать над собой в целях поиска резервов и постоянного совершенствования также является важным поведенческим ресурсом повышения эфективности управления.

Современный менеджмент не только допускает, но и предпо­лагает множественное состояние объекта управления (люди), тру­довую самодеятельность работника, автономию группы, множественность целей. Менеджер должен уметь ограничить свое прямое управленческое воздействие, предоставив возможность людям (группам) самим находить оптимальные Пути решения проблем.

 

17. Функция планирования: сущность, принципы, процедуры.

Планирование - это вид управленческой деятельности, свя­занной с составлением планов организации в целом, ее подраз­делений, функциональных подсистем, отделов и служб.

Планирование как функция управления представляет собой процесс, состоящий из совокупности различных видов деятель­ности - управленческих операций и процедур:

- анализ ситуации и факторов внешней и внутренней среды;

- прогнозирование; установление целей и задач;

- разработка стратегий, программ и планов для достижения целей;

- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

- доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

Кроме того, с помощью функции планирования во многом решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Принципы планирования определяют требования к харак­теру и содержанию плановой деятельности в организации. Пра­вильное соблюдение принципов планирования создает предпо­сылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возмож­ность отрицательных результатов планирования.

Принцип единства (системности) Поскольку организация - это целостная система, то все ее составные части должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации свя­зана с плановой деятельностью всей организации.

Принцип участия. Принцип участия тесно связан с Принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член организации становит­ся участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Принцип непрерывности. Смысл принципа непрерывности заключен в том, что: процесс планирования на предприятиях должен осуще­ствляться постоянно; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точно­сти, которая возможна. Так, например, в стратегических пла­нах определяются общие направления деятельности, а в крат­косрочных планах информация прорабатывается и конкретизи­руется.

Принцип гибкости. Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывнос­ти и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникнове­нием непредвиденных обстоятельств.

 

18. Роль и место цели в управлении: определение, виды, критерии, иерархия.

Цель - это желаемое состояние объекта в будущем.

Цель - это понятие, выражающее идеальное предвосхище­ние результата деятельности, - это, как известно со времен Аристотеля, - «то, ради чего».

Организационная цель - это идеальный проект будущего состояния организации.

Я.B. Радченко определяет основные функции организацион­ных целей:

1. Целевое назначение управления - выработка целенаправ­ленного воздействия.

2. Благодаря цели "управления можно уяснить категорию «закон управления 3. Организационные цели служат задаче легитимации. Ле­гитимация есть узаконение, признание организации ее внешней средой.

4. Цели выступают ограничителями организационного поведения людей.

5. Цели выступают мотиватором организационного поведе­ния. Они побуждают организацию искать и находить средства их достижения.

6. Цели организации способствуют сокращению уровня нео­пределенности в развитии и функционировании организации (упрощается процесс принятия управленческих решений.

7. Цели организации, в том случае если они не противоречат целям персонала помогают развивать в работниках чувство пре­данности и сопричастности к судьбе организации. 8. Цели помогают обучению организации и ее персонала.

Миссия образует фундамент для установления целей всей организации, а также ее подразделений и функциональных под­систем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т. п.), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия. Для упорядочения всего множества целей организации при­меняют их группировку (классификацию) по определенным кри­териям.

 

19. Формы планирования: стратегическое, тактическое, оперативное. Система планов в управлении организацией.

Планирование - это вид управленческой деятельности, свя­занной с составлением планов организации в целом, ее подраз­делений, функциональных подсистем, отделов и служб.

Планирование, один из важнейших процессов принятия уп­равленческих решений на предприятии, состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.

Процесс планирования независимо от вида планов включает

три этапа:

- постановку задачи планирования;

- разработку плана;

- реализацию планового решения.

Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени - от 10 ДО 25 лет. Среднесрочное планирование Горизонт времени среднесроч­ного планирования равнялся 5 годам. Краткосрочное планирование - это разработка планов на 2 года.

Стратегические планирование. Состоит в определении мис­сии организаций, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как прави­ло, ориентировано на период пять и более лет. Оно Основано на разработке стратегических альтернатив, предлагаемых в резуль­тате анализа внешних и внутренних факторов.

Тактическое планирование заключается в поиске и согласо­вании наиболее эффективных путей и средств реализации при­нятой стратегии развития организации.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует.

Результатом планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. Планирование - один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии. Оно состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.