Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы формирования у детей представлений о способах приспособления животных к среде




Содержание знаний о способах приспособления животных к окружающей природе детей старшего дошкольного возраста

Анализ содержания современных программ по формированию знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды

 

В настоящее время для дошкольных образовательных учреждений разработан и опубликован ряд программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Нами проанализировано, в каких экологических программах есть разделы, где отражены знания о взаимосвязи организма со средой обитания.

Для анализа были взяты три программы. Это программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», экологическая образовательная программа «Мы» - автор Н.Н. Кондратьева и программа «Тропинка в природу» - авторы В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфёнова [56, 31, 57].

Итак, в программе по экологическому воспитанию дошкольников «Наш дом – природа» автором была выделена следующая цель:

- воспитание с первых лет жизни гуманную, социально - активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозирующие возможные последствия своих поступков.

Исходя из цели, выделены задачи: формирование целостного взгляда на природу, место в ней человека, первоначальных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Программа состоит из разделов – блоков. Автор отмечает, что все разделы взаимосвязаны. Из 10 блоков мы решили рассмотреть два. Это блоки «Животные» и «Лес». Опираясь на названия блоков, мы решили, что они близки теме нашего исследования.

При изучении блока «Животные» автор Н.А. Рыжова предусматривает формирование следующих знаний:

- знакомство с разнообразием животного мира;

- отличительные черты представителей разных классов животных;

- значение внешних особенностей в жизни животных;

- питание животных, способы передвижения;

- место обитания, жилище животных;

- сезонные изменения в жизни животных;

- размножение животных.

Исходя из вышеизложенных знаний, мы выяснили, что блок «Животные» помогает раскрыть понятие – приспособление животных к среде обитания.

При изучении блока «Лес» были выделены два понятия, соответствующие тематике «организм и среда»:

- взаимосвязь живых организмов друг с другом;

- взаимосвязи живой природы с неживой.

В программе «Наш дом природа» были отражены понятия и закономерности общей экологии, а в частности аутэкологии, которая является теоретической основой нашей работы [56].

Следующая программа, подлежащая анализу – программа экологического образования «Мы», разработанная Кондратьевой Н.Н.

Цель данной программы: развитие у ребёнка гуманного отношения к миру, формирование экологической воспитанности ребёнка, являющейся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

- развитие у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

- формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;

- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Анализируя содержание программы, мы видим, что проблеме формирования знаний о приспособлении животных к среде автор выделила целую главу. Она называется «Как живые приспосабливаются к среде». В главе объясняется взаимосвязь организма со средой обитания, проявляющаяся в конкретных формах приспособления живого существа к её условиям. Так, рыбы приспособлены для жизни в воде: вытянутая форма тела и наличие плавников помогают им передвигаться в воде; чешуя защищает от внешних воздействий; цвет маскирует и помогает спасаться от врагов или добывать пищу. При помощи жабр рыбка дышит растворённым в воде кислородом. Рот расположен так, чтобы было удобно брать пищу: у верхоплавок – вверху, у рыб средних слоёв воды – посередине, у донных рыб – снизу. Всё, что необходимо рыбам для жизни, есть в водной среде, и они приспособлены удовлетворять в ней свои потребности.

Показано разнообразие сред обитания, приведён комплекс фактов, характеризующих каждую их них: так, водная среда может быть морской, речной, прудовой, озёрной – но воздух есть везде. Даются представления о том, как живые приспосабливаются к среде обитания и как меняется их жизнедеятельность в зависимости от сезонных изменений. Так, например, медведь в летне-осенний период усиленно питается, «нагуливает жир». Он ему необходим для выживания зимой. В связи с исчезновением в зимний сезон основных продуктов питания (ягоды, коренья, мёд, рыба и т.д.), медведь вынужден для выживания залечь в спячку. В это время его организм питается за счёт собственных жировых запасов.

Хотелось отметить, что автор Н.Н.Кондратьева предлагает также к разделу перечень книг о природе для детей с тематикой, раскрывающей знания данной главы [31].

Следующая программа, взятая нами для анализа, это «Тропинка в природу» авторов Смирновой В.В., Балуевой Н.И., Парфёновой Г.М.

Цель данной программы – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Программа состоит из четырёх разделов.

Цель I-го раздела: формирование знаний о целостности природы и об основных признаках живых существ, научить ребёнка относить растения, животных и человека к живым существам.

Цель II-го раздела: сформировать знания о приспособлении живых организмов к среде обитания.

Цель III-го раздела: дать знания о росте и размножении живых организмов (на основе I и II разделов). Живое появляется только от живых существ.

Цель IV-го раздела: познакомить детей с основными экосистемами, характерными для нашей зоны (лес, луг, водоём, поле, сад, огород).

Необходимо отметить, что все разделы этой программы взаимосвязаны. На протяжении всей программы у детей формируют понятия – организм, среда обитания, особенности строения, взаимодействие с другими организмами, приспособление к среде и т.д.

Опираясь на вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу, что цель этой программы идентична цели нашего исследования.

Проанализировав все вышеназванные программы по экологическому образованию, мы пришли к следующему выводу, что в программах отражены знания о приспособлении организмов к среде: в программах «Наш дом – природа» и «Мы» авторы выделили этой теме по целому разделу, а программа «Тропинка в природу» целиком посвящена взаимодействию живого организма со средой обитания и морфофункциональной приспособленности организма к среде.

 

Таким образом, экологическое образование детей дошкольного возраста – сравнительно новое понятие, оно непосредственно связано с наукой экологией. В классической экологии центральным понятием является взаимодействие организма со средой обитания. Эти понятия в форме конкретных примеров из окружающей природы могут быть понятны ребёнку старшего дошкольного возраста и стать основой развивающего взгляда на природу.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического образования. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими исследованиями.

В экологическом образовании знания не самоцель, а необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру. При формировании у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний о способах приспособления животных к среде охватывается следующий круг знаний: связь живых организмов со средой обитания; морфофункциональная приспособленность к среде; связь со средой в процессе роста и развития.

На примере конкретных животных, их связью с определённой средой обитания и полной зависимостью от неё, позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают, что связующим механизмом является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Наблюдая рост и развитие животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития.

Анализ современных программ по экологическому образованию дошкольников показал, что при отборе содержания знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды авторы придерживались принципа научности. Этот принцип нашёл отражение в одном из центральных понятий классической экологии – понятии взаимодействия организма со средой обитания.


Глава 2 Методические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста

 

Исследованиями педагогов и психологов доказано, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания эти преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. Современные дошкольники получают большой объём информации о природе из телепередач, книг, журналов, однако эти сведения разрозненны. Задача педагога – активизировать в процессе обучения этот запас знаний и привести его в систему.

В наши дни в дошкольных учреждениях дети получают довольно большой объём знаний по математике, грамоте, иностранному языку. В то же время бытует мнение, что в экологическом образовании знания большого значения не имеют, а основной акцент необходимо делать на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природе.

Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде, однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даёт гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учётом психофизиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребёнка [13].

В экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста можно выделить первоначальные знания о приспособлении животных к среде из основного направления аутэкологии. Понимание природных закономерностей поможет детям осознать самоценность природы.

Итак, экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Например, потребность в воде, кислороде, питательных веществах, свете и т.д.

Следующее важное понятие – морфо-функциональная приспособленность организма к среде обитания. Оно раскрывает механизм взаимодействия живого организма со средой обитания, отвечает на вопрос – как происходит эта взаимосвязь [48]. Это понятие мы рассмотрим более подробно.

Приспособление живых организмов к среде обитания может происходить через морфологические особенности животных: особенности строения живых объектов доступны восприятию дошкольников, поэтому и, в целом, знания о приспособленности, демонстрированные на конкретных примерах, могут быть детям понятны и через поведение животных, так же доступных образному мышлению ребёнка. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что может делать внешними органами в таких условиях.

Исследователь Николаева С.Н. рассматривает эти два взаимосвязанных понятия на примере белки. Белка – лесной зверёк, сведения о котором дети получают в дошкольном возрасте. Как живое существо, она имеет потребности в пище, воде, тепле, воздухе и т.д., которые может удовлетворить лишь в своей среде обитания – лесу.

Среда обитания белки – это:

- деревья с крупными ветками, растущие друг от друга на некотором расстоянии;

- разное состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами – летом и голые зимой;

- другие животные леса, в том числе и хищники – враги белки;

- сезонно меняющиеся температурные условия.

Белка обладает хорошей морфофункциональной приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки можно отнести:

- острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и продвигаться по дереву;

- сильные и более длинные, чем передние ноги, которые дают возможность белке большие прыжки;

- длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий её в гнезде в холодное время года;

- острые самозатачивающиеся зубы, что позволяет грызть твёрдую пищу;

- линька шерсти, которая помогает белке не замёрзнуть зимой и хорошо чувствовать себя летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски [48, с.102].

Эти приспособительные особенности позволяют более легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать её, спасаться от врагов, делать гнездо и выращивать потомство, оставаться оседлыми животными, несмотря на существенные перепады температуры. Таким образом, осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.

Эта взаимосвязь проявляется в любых видах животного мира и во всех сферах жизни каждой особи. Задача педагога показать её на примере тех животных существ, которые встречаются в регионе проживания дошкольников или усвоение информации об их образе жизни предусмотрены программой. Аквариум с водными обитателями, зимующие птицы – всё это объекты, позволяющие продемонстрировать взаимосвязь экосистемы, центром которой является отдельно взятое живое существо.

Кроме понятий в экологическом образовании дошкольников могут быть использованы некоторые закономерности.

Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве. Это явление, повсеместно существующее в природе, называется конвергенцией. Н.Ф. Реймерс даёт такое определение конвергенции: «Возникновение у различных по происхождению видов сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды (форма тела у акулы и дельфина)»[47]. Эта закономерность целиком отвечает познавательным возможностям дошкольников, так как опирается на внешнее сходство явлений. С помощью этой закономерности у них может сформироваться не только конкретное представление о приспособленности отдельных живых существ к среде обитания, но и обобщённые представления о группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания.

Так, в группу летающих животных, которую могут наблюдать дети, входят насекомые и птицы. Все они имеют крылья, обеспечивающие полёт в воздушной среде, и ноги для передвижения по твёрдому субстрату. Водные, быстро плавающие животные также имеют много одинаковых сходных признаков: вытянутое, малорасчленённое тело, гладкую, скользкую поверхность, специальные органы для плавания в воде (ласты, плавники, перепонки на пальцах) и др. Следовательно, в одну группу можно объединить рыб, рыб, лягушек, живущих в водно-прибрежном пространстве какого-либо пруда.

Ещё одна закономерность, доступная пониманию детьми, это – различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе индивидуального развития. В ДОУ нередко у декоративных птиц, хомяков и других животных, которые содержатся в уголках природы, появляется потомство. Поэтому дошкольникам можно показать, что на разных стадиях роста и развития организм по-разному связан со средой обитания.

Например, на первоначальной стадии развитие зародыша птицы происходит за счёт питательных веществ, имеющихся в яйце, и внешнего тепла, которое даёт сидящая на яйцах самка или инкубатор. После того как птенец появился на свет, основную средообразующую функцию выполняют его родители. Они обогревают, кормят, защищают потомство – являются главным фактором, обеспечивающим его выживание [48].

Животный мир разнообразен и очень интересен маленьким детям – животные двигаются (ползают, летают, бегают, лазают, скачут) и тем самым олицетворяют жизнь.

Все дикие животные уникальны своей приспособленностью к той среде, которая является для них естественной, природной. В мире большое многообразие форм приспособленности животных к среде обитания: одни живут в толще воды всю жизнь, для других не только вода, но и берег – родная стихия. Одни виртуозно летают по воздуху (альбатрос, ласточка), другие замечательно лазают по деревьям (обезьяна), скачут по веткам (белка, куница), третьи чуть ли не круглый год находятся в толще плотной земли (крот). Одни имеют убежища, строят себе норы и гнезда, другие могут жить открыто. И всё это благодаря тонкому приспособительному механизму, в котором сочетаются особенности строения (морфологии), поведения (функционирования) и образа жизни в разные сезоны.

Морфофункциональная приспособленность животных к среди обитания имеет отчётливо выраженные и наглядно представленные закономерности:

- маскировочная (под фон окружающей среды) окраска покровов встречается у представителей любого класса животных и имеет значение для защиты от врагов, выращивания потомства;

- предостерегающая (ярко выделяющая окружающем фоне) окраска покровов бывает у насекомых и нередко сочетается с химическими способами защиты от врагов;

- гладкая поверхность и обтекаемая форма тела характерны для тех животных, жизнь которых полностью или частично связана с водой – средой, намного более плотной, чем воздух, и потому создающей большие трудности для быстрого передвижения в её толще, так необходимого в сферах питания, защиты от врагов, выращивании потомства;

- большая поверхность конечностей (крыльев, ласт, лап с перепонками, с широкими когтями) позволяет отталкиваться от воздуха, воды, опираться на рыхлый, вязкий и сыпучий грунт, что имеет значение во всех сферах жизни очень многих животных;

- твердые покрытия и острые выросты, необходимые для защиты от врагов, встречающиеся у наземных и водных обитателей;

- длинные конечности обеспечивают животным быстрый бег (полёт), а в сочетании с длинной шеей – лёгкую добыче пищи с высоких или глубоких мест; задние длинные конечности выдают прыгающих и скачущих животных;

- острые, загнутые когти (в отдельных случаях и клюв) – это специфика лазающих по деревьям животных;

- острые, самозатачивающиеся зубы грызунов позволяют им грызть твёрдые предметы (преграды) и твёрдую пищу;

- линька (смена шерсти, перьев, других покровов) имеет значение для роста молодых животных, для выживания в низких и высоких температурах и для защиты от врагов;

- разные формы запаса пищи, накапливания питательных веществ в организме в сочетании со спячкой или малоподвижным образом жизни позволяют животным пережить трудное холодное время года [49].

При формировании у детей экологических знаний необходимо учитывать то важное обстоятельство, что все приспособительные особенности строения животных сочетаются с соответствующими формами поведения – только в этом случае наблюдается полный эффект морфофункционального приспособительного взаимодействия животного с конкретными условиями его жизни.

Например, маскировочная окраска шерсти делает животное незаметным лишь в том случае, если оно неподвижно (заяц-беляк зимой на снегу в лёжке) или иглы становятся защитой, если они подняты и остриём направлены на нападающего.

Опираясь на вышеизложенные понятия и закономерности в экологии, были выделены формирующиеся у детей старшего дошкольного возраста знания:

- связь между средой обитания конкретных живых существ, особенности строения, поведения и образа жизни;

- связь состояния конкретных живых организмов с условиями их существования;

- сезонные изменения основных условий в разных средах обитания, пути приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах;

- степень удовлетворения потребностей живых организмов в разные сезоны;

- потребности животных в соответствующих условиях среды обитания, а также дифференцированности этих потребностей и способах их удовлетворения;

- сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в родстве.

Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «экология».

 

Знания о животных дети приобретают разными путями: через книги, иллюстрации, рассказ взрослого и моделирование. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой – наблюдение. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, кинестетическое и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных, учат ребёнка не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний [24].

В старшей и подготовительной к школе группах дети продолжают наблюдать на примерах механизм приспособления животных к среде обитания.

В каждой группе ДОУ есть уголок живой природы. Обитатели уголка природы – это рыбки, хомяки, сухопутная и морская черепахи, канарейки, попугаи и другие животные. Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками – это обстоятельство позволяет проводить длительные наблюдения в форме циклов. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные представления о данном объекте – его строении, функционировании, условиях жизни.

Умение наблюдать за животными включает три важные позиции:

- определение всех действий, движений, которые совершаемое животное всем телом или отдельными его частями в наблюдаемый момент, правильное словесное обозначение этих действий;

- объяснение, что означают действия животных, каково его состояние, какова направленность поведения;

- определение адекватной реакции людей на поведение животного.

Грамотно проведённое наблюдение способствует формированию у детей правильных представлений.

Весной, летом, осенью объектов для наблюдения много: это насекомые, пресмыкающиеся, птицы. Наблюдения за ними проводятся как длительные, так и эпизодические. Дети на прогулке нашли лягушку и ящерицу, в течение дня они рассматривали этих животных. Мы детям предложили ответить на вопросы: «Почему ящерица бегает, а лягушка прыгает?», а затем сравнили конечности этих животных. Дети обратили внимание, что у ящерицы конечности одинаковые, а у лягушки разные: передние короткие, а задние длинные. Воспитатель помог детям сделать правильный вывод: лягушка за счёт сильных задних лап совершает прыжки, а ящерица, имея одинаковые лапы, быстро бегает.

Наблюдения за живыми объектами ведутся в определённой последовательности: сначала ребята знакомятся с особенностями внешнего вида того или иного объекта. Затем выделяют характерные признаки данного представителя этого класса, и сравнивают этот объект с другими представителями этого же класса, подчёркивая общие и отличительные черты. В процессе наблюдения постепенно усложняется задача: предлагается определить среду обитания, зависимость способа передвижения, покрова от среды обитания и т.д. [8].

Дошкольников очень интересует жизнь диких животных. Наблюдать их в естественных условиях почти не удаётся, поэтому знакомство с ними идёт в основном опосредованным путём: дети с увлечением смотрят телепередачи, рассматривают картинки, слушают рассказы, задают много вопросов.

Формируя у детей представления о способах приспособления живых существ к среде педагоги используют разнообразный иллюстративно – наглядный материал: дидактические картины, репродукции, иллюстрации и т.д.

Иллюстративно – наглядный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. Для выявления приспособительного механизма у животных (особенности строения, поведения и образа жизни в разные сезоны) подбирают серию картинок. Вначале организуют рассматривание и анализ каждой, затем проводят сравнение серии по выделенному существенному признаку.Сравнение направляют на выделение общего и существенного явления [9].

Важным методом экологического образования является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, беседы – всё это разные формы речевой деятельности, которые помогают ребёнку понять новую информацию, обнаружить своё понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Для закрепления и систематизации знаний в работе с детьми широко используется художественная литература. Особое внимание хотелось бы уделить произведениям Виталия Бианки. Его познавательные сказки отвечают психологическому содержанию и возможностям детей. Сказки занимательны по форме и сюжету, поэтому вызывают эмоциональный отклик, а по существу демонстрируют морфофункциональную приспособленность к среде обитания («Голубой зверёк», «Хвосты», «Приспособился», «Чьи это ноги?»). В литературе можно назвать много писателей, которые пишут произведения о природе: это и И.Акимушкин («Жил-был медведь»), Б. Заходер («Русачек»), Я.Пинясов («Отчего лягушка сплющилась?»), Г. Снегирёв («Как птицы и звери к зиме готовятся») и другие. Они помогают в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы.

В познании дошкольниками окружающего мира большую помощь может оказать моделирующая деятельность.

При изучении темы «Защитная окраска покровов» можно использовать демонстрационную модель бабочки «Павлиний глаз». Необходимо отметить, что окраска покровов бывает маскировочная, отпугивающая и расчленяющая. На коре дерева, с помощью подвижных крыльев детям демонстрировали то маскировочную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне. Такую модель можно использовать многократно, показывая морфофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде [49].

Другая модель даёт возможность формировать у детей обобщённые представления о маскировке, как таковой. Используется белый лист бумаги и силуэт зайца из белой бумаги. Продвигали фигурку зайца по белому «полю» - дети следили за ней глазами. Как только «заяц» останавливался, дети теряли его из виду. После демонстрации модели дети начинали понимать, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски, совпадающей с фоном, и неподвижность. Таким образом, становится очевидной объективно существующая, но не скрытая от восприятия ребёнком связь между строением, поведением животного и его средой обитания.

 

Таким образом, исследованиями педагогов и психологов доказано, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания эти преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

В наши дни в дошкольных учреждениях дети получают довольно большой объём знаний по математике, грамоте, иностранному языку. В то же время бытует мнение, что в экологическом образовании знания большого значения не имеют, а основной акцент необходимо делать на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природе.

Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде, однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даёт гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учётом психофизиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребёнка. Понимание природных закономерностей поможет детям осознать самоценность природы.

Реальные достижения в работе с детьми могут быть выработаны лишь при знании и владении практическими методами и формами экологического образования.

При формировании знаний необходимо использовать комплекс методов экологического образования, которые позволят повысить уровень экологических знаний у детей. Метод чувственного познания природы – наблюдение. Он даёт возможность ребёнку прикоснуться к живым объектам, окружающей среде. Метод моделирования занимает значительное место в экологическом образовании детей. Он основан на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Словесно-литературный метод сопровождает любую деятельность, в том числе и экологическое образование. Он был реализован в форме бесед, рассказа воспитателя и чтения книг.


Глава 3 Опытно-экспериментальное Исследование формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.