Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование различных форм образовательной работы по формированию знаний о способах приспособления животных к природе детей старшего дошкольного возраста




Формирование знаний о способах приспособления животных к природе детей старшего дошкольного возраста

Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о способах приспособления животных к природе в процессе специальной образовательной работы.

Нами был разработан цикл наблюдений, занятий, бесед, в ходе которых детей знакомили с такими понятиями как строение и поведение животных, приспособление по сезонам, приспособления к суточным изменениям.

В ходе своей работы мы постарались познакомить детей с представителями основных классов животных.

 


Животные Программные задачи Способы приспособления к природе
М Л Е К О П И Т А Ю Щ И Е
  Белка закрепить представления детей о жизни белки: питается орехами, грибами, желудями, потрошит шишки; живет в дупле или гнезде; среда обитания белки - лес-бор, ельник, верхние этажи леса; учить детей устанавливать зависимость внешнего строения животных с особенностями среды обитания. -имеет острые когти и зубы, может легко лазать по деревьям; - защитная окраска маскирует ее; - запасает корм на зиму.
  Медведь систематизировать знания детей о диком животном – медведе; уточнить представления детей о его внешнем виде, повадках;совершенствовать знания о том, как медведь выращивает свое потомство, о приспособлении к сезонным изменениям в природе. - имеет острые когти и зубы, для защиты от врагов; - к зиме накапливает подкожный жир; - от холодной зимы спасается в берлоге, где рождается потомство и выкармливается медведицей
  Еж уточнить и закрепить знания детей о еже: внешний покров, питание, размножение, приспособление к жизни в природе. - защищаясь, сворачивается в клубок, шипит, покров - острые иглы, быстро бегает - длинные ноги. - зимний сон, жировые запасы; - хороший нюх, острое ночное зрение  
  П Т И Ц Ы  
    Грач уточнить представления детей о птицах; продолжить знакомить детей с особенностями строения, питания, поведения перелетных птиц на примере грача; уточнить представления детей о причинах миграции птиц. Закрепить названия зимующих и перелетных птиц. - окраска, большой клюв, строение ног; - миграция на зимний период.  
    Сова расширять знания детей о представителе класса птиц – сове, познакомить детей со способами приспособления совы к среде обитания. - сильные, мощные ноги с когтями, бесшумный полет, темный окрас перьев; - большой клюв, строение ног; - некоторые виды делают запасы на зиму, линька; - острые слух и зрение, особенно ночью.
    Сравнение грача, вороны и совы закреплять умения сравнивать трех представителей класса птиц. На примере сравнения отдельных внешних и поведенческих особенностей расширять представления о способе приспособления различных особей класса птиц. - сравнение внешних признаков – строение ротового аппарата, конечностей, способа полета; - сравнение потребляемой пищи; - сравнение поведения и повадков в различные времена года, суток и т.д.
  Наблюдения за птицами уголка природы: канарейки, волнистого попугайчика уточнить представления детей о птицах; продолжить знакомить детей с особенностями строения, питания, поведения птиц, живущих в неволе на примере канарейки, волнистого попугайчика; уточнить представления детей о повадках, поведении птиц, способах приспособления к среде обитания. - яркая покровительственная окраска, т.к. на родине декоративных птиц яркая растительность; - приспособленность ротового аппарата к потребляемой пище (например, у волнистого попугайчика крючковатый, довольно сильный, толстый клюв для передвижения и поедания орехов и другой твердой пищи); - строение ног позволяют легко цепляться и удерживаться на ветках деревьев.
З Е М Н О В О Д Н Ы Е
    Лягушка продолжать формировать знания о земноводных: внешний вид лягушек, способы питания, передвижения; живут на земле, размножаются в воде; учить детей устанавливать зависимость внешнего строения животных с особенностями среды обитания. - имеет покровительственную окраску; - разная длина передних и задних ног, что позволяет высоко и далеко прыгать; - длинный, липкий язык для ловли насекомых; - слизистая кожа, дышит кожей; - зимуют на дне водоемов.
  Тритон продолжать формировать знания о земноводных: внешний вид лягушек, способы питания, передвижения; живут на земле, размножаются в воде; учить детей устанавливать зависимость внешнего строения животных с особенностями среды обитания. - имеет покровительственную окраску; - ноги, по сравнению с ящерицей более короткие и слабые; - голая, слизистая кожа для плавания в воде; - зимуют в покинутых зверьками норках.
П Р Е С М Ы К А Ю Щ И Е С Я
  Ящерица продолжать формировать знания о классе пресмыкающихся, о внешнем виде, покрове, способах питания, среде обитания. -очень быстрая, верткая, имеет достаточно длинный хвост; - ноги сильные; - при ловле за хвост, отбрасывает его; - имеет покровительственную окраску.
Ужи, змеи (экскурсия) Продолжать расширять знания детей о классе пресмыкающихся: покров, окраска, строение тела, приспособление к окружающей среде. - покровительственная окраска; - сильные мышцы для передвижения и поглощения пищи; - способность замирать.  
Сухопутная и водоплавающая черепахи закрепить знания о черепахе (внешний вид, связь окраски и строения тела с естественной средой обитания, средства защиты от врагов, способ передвижения, чем питается, как ведет себя в разные сезоны, как размножается); продолжать формировать представления о содержании степной черепахи в террариуме, о различных видах черепах и их местах обитания. - покровительственная окраска; - замирает при опасности; - панцирь – укрытие, защищает мягкое тело от врагов; - мощные лапы для передвижения по суше, тупые когти для разгребания песка; - сильные челюсти - откусывать пищу.  
Р Ы Б Ы
Аквариумные рыбки - закрепить знания детей о внешнем виде рыб: продолговатое тело, покрыто чешуей, имеются брюшной, спинной и хвостовой плавники, жабры для дыхания; расширить знания о многообразии аквариумных рыб, особенностях их приспособления к среде обитания; отметить необходимость ухода и заботы со стороны человека. - овальное тело и слизистый покров позволяют быстро и легко передвигаться в воде: - рыбы-хищники имеют острые зубы; - придонные рыбы имеют покровительственную окраску; - мальки прячутся в зарослях растений от крупных рыб.
Рыбы природных водоемов: карась, карп, сом и т. д. закрепить знания детей о внешнем виде рыб: продолговатое тело, покрыто чешуей, имеются брюшной, спинной и хвостовой плавники, жабры для дыхания; расширить знания о многообразии по месту обитания рыб: речные, озерные, морские, океанические и т. д., по потребляемой пище: хищники, травоядные, всеядные; особенностях их приспособления к среде обитания; - овальное тело и слизистый покров позволяют быстро и легко передвигаться в воде: - рыбы-хищники имеют острые зубы; - придонные рыбы имеют покровительственную окраску; - мальки прячутся в зарослях растений от крупных рыб; - многие рыбы имеют такой орган как усы, позволяющие чувствовать приближающую «пищу»(например, сомы) и т.д.
Н А С Е К О М Ы Е  
    Кузнечик совершенствовать знания детей об особенностях строения внешних органов, об их назначении (большие глаза, большие задние ноги приспособлены к прыжкам, «уши» - на передней паре конечностей, «нос» - усики и др.) - покровительственная окраска; - замирает при опасности; - длинные, сильные задние ноги позволяют высоко и далеко прыгать; - усики позволяют хорошо чувствовать окружающую среду.  
  Бабочки на примере бабочки-павлиноглазки расширять знания детей о насекомых - бабочках: их внешний вид, поведение, приспособление к среде обитания. - маскировочная окраска; - отпугивающая окраска;  
  Жуки на примере «божьей коровки» расширять знания детей о насекомых - жуках: их внешний вид, поведение, приспособление к среде обитания. - маскировочная окраска; - отпугивающая окраска; - выделение жидкости с ильным запахом;

Тема занятия: «Белка»

Программное содержание: закрепить представления детей о жизни белки: питается орехами, грибами, желудями, потрошит шишки; живет в дупле или гнезде. Имеет острые когти и зубы, может легко лазать по деревьям, защитная окраска маскирует ее. Среда обитания белки - лес-бор, ельник, верхние этажи леса.

Учить детей устанавливать зависимость внешнего строения животных с особенностями среды обитания.

Материалы к занятию: шишка, иллюстрация белки, игрушка Старичок-лесовичек.

Методические приемы. Приход Лесовичка, загадывание загадок, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций белочки, рассказ детей о внешнем строении белки (ее приспособленности к среде), дети собирают мозаику, подвижная игра «Бельчата и хищник».

Следующему занятию предшествовало рассматривание серии картин: «Медвежья берлога», «Медведи весной», «Медведи в осеннем лесу».

Цель рассматривания: знакомить детей с жизнью медведей в разные сезоны. Учить находить изменения в их жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.