Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для воспитателей детей старшего дошкольного возраста




АНКЕТА

1. Какие знания о животном мире формируются у детей? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. На какую литературу Вы опираетесь, работая по данному направлению? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. С какими формами приспособления животных Вы знакомы сами?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Какие формы приспособления животных к окружающей среде формируете у старших дошкольников?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо

Приложение Б

Тема: «Белка»

Программное содержание: закрепить представления детей о жизни белки: питается орехами, грибами, желудями, потрошит шишки; живет в дупле или гнезде. Имеет острые когти и зубы, может легко лазать по деревьям, защитная окраска маскирует ее. Может легко лазать по деревьям. Среда обитания белки - лес-бор, ельник, верхние этажи леса.

Учить детей устанавливать зависимость внешнего строения животных с особенностями среды обитания.

Материалы к занятию: шишка, иллюстрация белки, игрушка Старичок-Лесовичек.

Ход занятия:

I часть. Воспитатель сообщает, что к ним сегодня пришел гость - Старичек-Лесовичок.

Лесовичок приветствует детей и передает им подарок от лесной жительницы - шишки. Предлагает детям отгадать загадку:

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки в низ?

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?

Дети хором отвечают - белка.

Воспитатель просит назвать места, где можно встретить белку.

Дети отвечают, что в лесу, парке.

II часть. Лесовичок принес от белочки ее фотографию. Он предложил детям рассказать в каких лесах любит жить белочка? (в ельнике, в борах, в смешанных).

Воспитатель предлагает детям вспомнить рассказ М. Пришвина «Этажи леса». На каком этаже живет белочка? Дети отвечают, что в кроне деревьев.

Воспитатель предлагает детям вспомнить какие части тела должны быть у белки, что бы жить на дереве.

Дети перечисляют: острые когти на лапах - лазать по стволу дерева, сильные ноги - прыгать с ветки на ветку.

Воспитатель хвалит детей за знания. Рассказывает детям, что хвост у белки - это и руль и одеяло. Хвост помогает белке при прыжках и укрывает ее в холодные зимние ночи.

Воспитатель предлагает детям собрать разрезную мозаику и узнать, что за звери там изображены. Воспитатель предлагает рассказать, какие животные изображены.

Дети отвечают, что на иллюстрации изображены белочки разных цветов. Педагог интересуется, почему одна белка черная, а другая рыжая? Рыжей белка бывает летом. Осенью она линяет, покрывается серебристо-серым, густым мехом. У белки есть враги. Кто они? Дети перечисляют - сова, куница, ястреб. Воспитатель предлагает вспомнить, как называют животных питающихся мясом (хищники). А наша белка хищник? Нет - отвечают дети. Они перечисляют что ест белка (грызет орехи, желуди, шишки, поедает ягоды, грибы). Она травоядная.

Воспитатель интересуется - смогут ли дети разгрызть орехи, шишки, желуди? У белки острые крепкие зубы. Разгрызая шишку она достает семена, ядра орехов - запасает на зиму.

III часть. Лесовичок предлагает поиграть в подвижную игру «Бельчата и хищники» (Дети двигаются по группе, при произнесении названия хищника дети замирают, прячутся).

 

Тема занятия: «Как живет еж в лесу»

Программное содержание: Уточнить и закрепить знания детей о еже: внешний покров, питание, размножение, приспособление к жизни в природе.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, попробуйте угадать, что за зверек катится по дорожке и песню о себе поет:

«Я не домашний, а лесной Колобок,

Все зовут меня Колючий Бок!

Меня по амбару не мели, по сусекам не скребли,

На сметане не мешен,

В печку не сажен,

На окошке не стужен.

Я под кустом у мамы рос

И весь колючками оброс.

Всем я будто бы хорош,

А руками не возьмешь».

Дети высказывают предположения.

В дальнейшем действия моделируются на фланелеграмме.

- Здравствуй Еж Ежович, засмеялся Заяц. - Какой же ты колобок, ты самый обыкновенный Еж.

- А разве я не похож на колобка? Смотри! (еж свернулся в клубок; изображение на фланелеграмме свернувшегося в клубок ежа). Только колобок без колючек, а я с колючками. Такие у меня на спине и на боках волосы.

- Как это волосы? - удивился серый.

- Очень просто. У тебя они мягкие, а у меня в виде иголок, - объяснил колючий «колобок». - Только моя мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, для чего ежу колючки? Как он ими пользуется?

Ответы детей. Защищается от врагов, переносит на колючках в норку листву…

Воспитатель. При встрече с лесным зверем еж начинает фыркать и подпрыгивает, стараясь уколоть противника. Если это не помогает, он сворачивается в шар и подставляет нападающему хищнику свою колючую спину.

- Правда, кое-кто моих иголок не боится, - с сожалением вздохнул Еж.

- Неужели кому-то не страшно уколоться? - удивился Зайка.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, кто у Ежа враги? (Ответы детей, предположения). Послушаем дальше разговор ежа с зайцем.

- Ночью для меня опасен филин. Летит он бесшумно, нападает неожиданно. Лапы у филина покрыты прочной чешуей. Поэтому мои иголки ему не страшны. Да и от лисицы, рыжей плутовки, спасения нет.

- Ничего не понимаю, - замотал головой заяц. - Но у лисицы на лапах никакой прочной чешуи нет.

- Э-э-э, друг. Лиса ведь хитрая. Она осторожно подкатывает меня лапой к берегу лесного болотца или лужицы и сбрасывает в воду. Вот ты в воде можешь лежать и мокнуть?

- Не-е-т, - протянул Заяц.

- Вот и я тоже не могу. В воде я расправляю спину, вытягиваю мордочку и плыву к берегу.

- Все понял, - перебил серый, - а лиса тут как тут.

- Зато в схватке с гадюкой я всегда выхожу победителем! - с гордостью сказал Еж.

- Давай с тобой дружить, - предложил Заяц. - А уж придет зима, вот мы с тобой по снегу побегаем, знаешь как он блестит на солнышке!

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что еж ответил зайцу? (Предположения, высказываемые детьми). Давайте послушаем ответ ежа.

- Нет уж вы зайцы бегаете, а мы ежи к зиме накопим жир, найдем себе убежище в кустах или ямках, засыпанных опавшей листвой среди лесного хвороста, и впадем в глубокую спячку. А уж в апреле у ежихи появятся ежата, слепые, с мягкими белесыми иголками. Ежиха вскармливает их молоком. Лишь поздней осенью ежата покидают дом и начинают жить самостоятельно.

- Ну что же, мне пора. Я рад нашей встрече, - сказал Заяц.

И они оба поспешили в лесную чащу.

Воспитатель. Что делает еж днем, а ночью? (В основном ведет ночной образ жизни). Чем питается еж? (мыши, жучки, черви…).

Дидактическая игра «Накорми животное».

 

Тема занятия «Медведь»

Программное содержание: систематизировать знания детей о диком животном - медведе. Уточнить представления детей о его внешнем виде, повадках. Совершенствовать знания о том, как медведь выращивает свое потомство, о приспособлении к сезонным изменениям в природе.

Материалы к занятию: игрушка медвежонок.

Занятию предшествовало рассматривание серии картин и иллюстраций.

I часть. Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости должен прийти маленький косолапый медведь - Мишутка.

Входит Мишутка. Здоровается с ребятами, обижается, что его назвали косолапым. Он объясняет, что он очень быстрый, подвижный и на деревья лазать умеет.

Воспитатель рассказывает детям. - С виду медведь неуклюж, а на самом деле он очень подвижный и ловкий: может быстро бегать. Что же еще умеет делать медведь?

Дети отвечают: далеко прыгать, влезть на деревья и хорошо плавать.

II часть. Воспитатель рассказывает детям о том, что в гору медведь бежит быстрее чем по ровному месту, так как задние лапы у него длиннее передних. Ходит мишка по лесу осторожно, стараясь не шуметь. Шагает медленно. Ноги ставит немного внутрь, косолапит. За это и прозвали медведя косолапым.

Мишутка рассказывает, что ходил с мамой медведицей за медом. На дерево за ней в дупло лазил, к пчелам. Мед очень вкусный.

Воспитатель предлагает подумать, как он смог залезть? (когти большие и острые).

- А почему медведя зовут «медведем»? потому, что этот зверь очень любит мед и знает, то есть ведает, где его надо искать. Вот и получается мед - ведает - медведь.

Мишутка говорит, что еще очень любит купаться. Раньше мама их купала, а теперь он сам может. Мама их купала всех по очереди, схватит зубами за загривок и отпускает на отмели в воду. А теперь он уже и плавать может.

Воспитатель рассказывает как в январе-феврале у медведицы рождаются два или три крошечных медвежонка: слепых, слабеньких. Мама держит их у себя на брюхе в теплой шерсти и согревает своим теплым дыханием, кормит их своим молоком. С наступлением тепла медвежата с мамой покидают берлогу.

Мишутка рассказывает, что у него есть старший брат, это медвежонок из прошлогоднего выводка. Он помогает маме их воспитывать. Его зовут Пестуном. Медвежата, как и все детеныши, любит резвиться, играть.

Но леток сожалению скоро пройдет сообщает воспитатель. Исчезнет пища, которой питается медведь. Он всеяден: поедает орехи, ягоды, плоды, насекомых, рыбу и животных. У медведя очень сильные лапы. Ударом такой лапы он может убить лося, а костями и челюстями с острыми зубами разорвать его на части. К осени медведь запасает жир и становится толстым. Он устраивает берлогу где-нибудь в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнем пнем или в расщелине скалы и засыпает.

Многие считают, что мишка в берлоге сосет лапу. Он ее не сосет, а лижет. Зимой у медведя на подошве отслаивается старая, огрубевшая кожа. Молодая нежная зудит и мерзнет. Вот мишка и облизывает горячим языком подошвы, да еще и причмокивает губами. Если медведь плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Потому такие медведи выходят из берлоги, они ищут себе пищу. Таких медведей зовут шатунами. Встреча с ними для человека может быть опасной.

- Ребята, как вы думаете почему?

Дети предполагают, что голодный медведь может напасть и на человека.

III часть. Дидактическая игра «Кто как зимует». В течение недели для закрепления знаний детям читают сказку И. Акимушкина «Жил-был медведь».

 

Тема занятия: «Перелетная птица грач»

Программное содержание: Уточнить представления детей о птицах. Продолжить знакомить детей с особенностями строения, питания, поведения перелетных птиц на примере грача. Уточнить представления детей о причинах миграции птиц. Закрепить названия зимующих и перелетных птиц.

Материалы к занятию: ребусы в картинках, иллюстрация грача, мяч для дидактической игры.

Ход занятия.

I часть. Воспитатель предлагает детям рассмотреть ребус и отгадать что там зашифровано. Это слово и будет темой занятия. Дети предлагают варианты отгадок. Большинство думает, что зашифровано слово «птица». Воспитатель подтверждает догадки детей и спрашивает по каким символам дети догадались (перо, лапки птицы. Значок галочка, обозначающий в календаре природы птиц.

Воспитатель предлагает вспомнить каких птиц дети знают (дети перечисляют: вороны, синицы, дятел, воробьи, грачи и т.д.)

- В какой среде живут птицы? Дети называю землю, воздух, деревья.

Педагог напоминает, что большую часть времени птицы проводят в воздушной среде.

- За счет чего они держатся в воздухе? Что им помогает летать? Крылья, а что еще?

Детям предлагается вспомнить предыдущие занятия и опыты с пером и листом бумаги. Дети отвечают, что это перья. Педагог подтверждает их ответы. Пуховые перья обогревают и держат птиц в воздухе, а маховые помогают в передвижении вперед.

- Чем питаются птицы?

Дети перечисляют птиц и меню их питания (ласточки, стрижи - насекомых; синицы, вороны и другие - крошки, зернышки, насекомых).

II часть. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Дети хором отвечают, что это грач. Воспитатель подтверждает их ответ и просит еще раз внимательно послушать загадку. Из нее мы можем многое узнать и граче.

После повторного прочтения загадки дети называют спрятанное в ней понятие (грач птица перелетная, черного цвета, питается червями собирая их с земли). Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию грача и выделить части тела и их назначение. Дети по очереди называют части (крылья, и перья - для полета, глаза - разыскивать пищу, ноги - передвигаться по почве, клюв большой и крепкий - выковыривать из земли насекомых и червей).

Воспитатель предлагает детям подумать, почему у грача окраска темная? Так как грач прилетает ранней весной, когда холодно, темный цвет на солнце быстрее нагревается.

Воспитатель предлагает детям задачу найти на рисунке дом грача. Грачи ночуют на деревьях, но летом для выведения птенцов строят дома.

- Где строят дома, как они называются? Ответ найдите на рисунке.

Дети отвечают, что дома это гнезда. Их грачи строят на высоких деревьях, из веток.

Педагог интересуется, почему грач осенью улетает в теплые края? Двое детей отвечают, что ему нечем питаться.

- Почему нечем? Где все насекомые?

- Дети отвечают, что на холодное время года насекомые прячутся?

Воспитатель подтверждает правильность ответа. Он предлагает поиграть в игру.

III часть. Дидактическая игра «Перелетные птицы» (игра в кругу с мячом). Воспитатель подводит итог того, что дети узнали нового.

 

Тема беседы «Совы»

Программное содержание: Расширять знания детей о представителе класса птиц - сове. Познакомить детей с механизмом приспособления совы к среде обитания (маскирующая окраска, бесшумный полет, загнутый крючком клюв и большие когти, гибкая шея, острое зрение и слух).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.