КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обобщающая беседа о животных
Наблюдение 5. Наблюдение 4. Цель. Знакомство с искусственным домом природы (аквариумом) для водоплавающей черепахи. Ход занятия. Сегодня мы с вами познакомимся с водоплавающими черепахами. Как вы думаете, в каких домах природы они могут обитать? Да, в болотах, озерах, реках. А мы в нашем экологическом кабинете сделали для них специальный искусственный дом природы: аквариум. Давайте внимательно осмотрим, как он устроен: что лежит на дне? Для чего нужен большой плоский камень - остров? Зачем в воду опущен градусник? Почему необходимы лампы освещения и подогрев воды? Вот, видите, как много нужно, чтобы водоплавающая черепаха чувствовала себя хорошо у нас в экологическом кабинете! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру с мячом. Становитесь в колонну друг за другом. Если я назову какой-либо дом природы (лес, болото, степь, луг, аквариум и т. д.), выловите мяч, а если животных - их обитателей, не ловите. Выигрывает тот, кто не ошибется в выборе. Цель. Знакомство с особенностями внешнего вида, питания и повадками водоплавающей черепахи. Ход. В прошлый раз мы с вами познакомились с искусственным домом природы для водоплавающей черепахи. Как он называется? (Аквариум) А теперь давайте внимательно рассмотрим водоплавающую черепаху. Обратите внимание на то, как она быстро плавает, ныряет. Почему? Потому, что у нее очень сильные лапы. А сейчас смотрите: я подношу свой палец к поверхности воды, и черепаха сразу же устремляется к нему, как бы «зависает» в воде, балансируя лапами, а голову высовывает из воды. Посмотрите внимательно: на что похожа ее голова? Правильно, на голову змеи. Как вы думаете, что она хочет сделать? Да, она хочет схватить челюстями то, что увидела над водой. Ведь водоплавающая черепаха - хищник. Она охотится за тем, что движется в воде и на ее поверхности. Как вы думаете, что она ест? Правильно, мелких рыбешек и насекомых. У нее так же как и у степной черепахи, нет зубов, но челюсти очень сильные. А что вы можете сказать о ее панцире? Верно, он овальной формы, почти плоский и красиво окрашен, особенно со стороны живота.
Обратите внимание на ее длинный хвост и сильные лапы. Чем покрыты лапы? Чешуей. На каждой лапе есть длинные острые когти. А что вы видите между пальцами? Да. Это перепонки. Зачем они ей, как вы думаете?. С их помощью ей легче плавать. А на что похожи лапы водоплавающей черепахи? Да на ласты.
Занятие-путешествие «Степная и водоплавающая черепаха» Цель: Закрепить знания о черепахе (внешний вид, связь окраски и строения тела с естественной чредой обитания, как ведет себя в разные сезоны, как размножается). Продолжать формировать представления о содержании степной черепахи в террариуме, о различных видах черепах и их местах обитания. Обобщить представления детей об особенностях животных и растений, обитающих в условиях жары (пустыня, степь). Подготовка к занятию. Цикл наблюдений за поведением степной черепахи в террариуме, водоплавающей - в аквариуме. Таблицы: пустыня, степь. Карта мира: макет ландшафта пустыни с характерной для нее флорой и фауной; подготовка атрибутов для занятия-путешествия: лодки, весла, тельняшки, бескозырки, панамы, бинокль, фотоаппарат, атлас мира, иллюстрации и фотографии разных видов черепах, видеофрагменты о черепахах. Пища для кормления: зелень, фрукты, овощи; художественные произведения: сборник «Где зимуют раки» («Вот уж кто не знает страха») О. Молоткова; «Как черепашка покупала рубашку» Г. Муллина, загадки о черепахе. Ход занятия. Дети, подумайте и вспомните, какие вы знаете дома природы? (Лес, степь, болото, река, море, пустыня) чем один дом природы отличается от другого? Верно, в одних жарко (пустыня), в других тепло (степь), а в третьих холодно (северные моря, ледяные арктические пустыни). В одних домах природы солнце светит много, в других мало. В одних часто идут дожди и много влаги, а в других пересохшая почва, вода глубоко под землей, а дождей может быть много месяцев подряд (например, в пустыне). Видите, какие разные условия жизни в разных домах природы. Поэтому в каждом из них могут жить только те растения и животные, которые приспособлены к его условиям обитания.
А теперь посмотрите сюда. (дети рассматривают таблицу «Пустыня»). Какой дом природы здесь изображен? Что вы можете сказать об условиях жизни в пустыне? Какие растения здесь растут? Какие животные могут здесь жить: почему? Да, потому, что все они приспособлены к жизни в засушливой пустыне, где много солнца, очень жарко почти совсем нет воды. К районам, где мало воды относятся также и степь. Взгляните на ее бескрайние просторы! И сегодня мы с вами поговорим об одном из животных, живущих в степях и пустынях. Как вы думаете, кто это?
Показывается видеофрагмент. А вот и она, степная черепаха. Такая же черепаха живет в нашем детском саду. Давайте за ней еще раз понаблюдаем. Перед детьми на столе появляется степная черепаха и им предлагается описать ее внешний вид. Особое внимание при этом уделяется назначению. Различных частей тела. Как черепаха защищается от врагов? Верно, у нее прочный, как броня панцирь давайте послушаем веселые стихи о том, как маленькая черепашка искала себе именно такой очень прочный костяной панцирь. Как черепашка покупала рубашку. В магазин заползла черепашка и сказала: - Нужна мне рубашка. - Вам рубашка нужна, но какая? Подошла бы для вас голубая. Голубая из прочного ситца. Будет долго такая носится. - Не велела такую мне мама, - черепашка сказала упрямо. - Не из ситца и не голубую, только я позабыла какую. Продавец тут разводит руками: - Вся одежда лежит перед вами. Вот есть шубки белее чем вата. В них зимою гуляют зайчата. - Нет, не носим мы, мягкие шубы, их прокусят змеиные зубы.
- Вот спецовки из кожи и боты, их берут нарасхват бегемоты. - Что вы, что вы в одежде из кожи на кого мы будем похожи? - Ну, тогда посмотри-ка какая на витрине рубашка цветная. - Щеголять в такой пестрой рубахе? Разве это к лицу черепахе? Все товары назвав ходовые продавец побежал в кладовые. Долго в пыльных вещах он копался и вернувшись совсем расчихался. Прочихавшись, сказал: - Черепашка! Вот, смотри костяная рубашка. Весит два или три килограмма! Не ее ли советует мама? - Да, ее - закричала малышка, - Вот теперь я не буду голышкой. Зачем же черепахе такой тяжелый, прочный щит - панцирь? Кто ее враги природе? Правильно, хищные птицы, волк, лиса, особенно для маленьких черепашат.
На свете очень много разных черепах: больших и маленьких, живущих в степях и жарких пустынях, в разных частях света. Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в жаркие страны. Смотрите на карту: кто знает, как называется самая большая пустыня на Земле? Правильно, это сахара. И находится она в Африке. Как выдумаете, вы готовы к путешествию? Как вы одеты и почему? А как мы туда доберемся? (По воде). Что возьмем с собой в путешествие? (карту, бинокль, фотоаппарат). Приготовьтесь к долгому плаванию, возьмите весла. Поплыли! Вот мы и в Африке! Но как же мы попадем в пустыню? Как вы думаете, какое животное может нам помочь? Ну конечно верблюд! Это же кораблю пустыни! А вот и караван! (дети двигаются за караваном и поют).
Вот мы с вами и в пустыне. Обратите внимание, какие здесь растения. Что вы можете сказать об их стеблях и листьях? Чем они отличаются от растений встречающихся у нас? зачем растениям пустынь такие толстые стебли, листья? Почему у некоторых их них листья превратились в колючки? А вот и наша знакомая черепаха. Посмотрите как уверенно она ползет по песку. Обратите внимание не ее когти. Зачем они ей. Обратите внимание на цвет песка и цвет панциря черепахи. Как вы думаете, легко ли заметить черепаху на таком фоне? Как вы думаете, какие еще бывают черепахи?
В жарки странах живут также большие сухопутные черепахи. Кто из вас был в зоопарке, видел этих гигантских черепах. На них спокойно можно покататься, если сесть верхом и держать перед мордой привязанные к палке апельсин или банан. Вот посмотрите, на этой фотографии девочка едет на такой большой черепахе. А кто видел плавающих черепах? Давайте подойдем к нашему водоему и познакомимся с ним, (дети разглядывают и описывают внешний вид плавающих черепах, обращают внимание на отличие от степной черепахи по форме, цвету, рисунку панциря, строению конечностей и хвоста). А какие еще бывают черепахи? Кто видел морских черепах? Где? Как они выглядят? Да, они очень большие, их панцирь величиной с этот стол. Они могут весить 100, 200, 300 кг, а живут, как и все черепахи, очень долго. Морские черепахи живут в морях, питаются водными растениями, рыбой, водными животными, быстро плавают, работая всеми четырьмя лапами, хорошо ныряют. У всех плавающих черепах лапы похожи на ласты или на рыбьи плавники. Среди них есть красивые черепахи с большим зеленым панцирем. Раньше моряки, отправляясь в дальние плавания, ловили их и если вкусное мясо. Вот и все нам пора возвращаться домой (дети под фонограмму бодрого марша возвращаются домой). Понравилось вам путешествовать? С какими новыми животными мы позна4комились? Давайте посмотрим видеофрагмент о плавающих черепахах. А кто знает, как размножаются черепахи? Правильно, они откладывают яйца и закапывают их в теплый песок. Их яиц через некоторое время вылупляются маленькие черепашки. Панцирь у них очень тонкий и мягкий, узорчатый. Как много нового мы с вами узнали о черепахах! Это очень интересные животные, и вы можете каждый день открывать для себя что-то важное, новое в их жизни и поведении.
Тема беседы: «Кузнечик» Программное содержание: Дать представление о том, как насекомые приспосабливаются к среде обитания, на примере зеленого кузнечика. Совершенствовать знания детей об особенностях строения внешних органов, об их назначении (большие глаза, большие задние ноги приспособлены к прыжкам, «уши» - на передней паре конечностей, «нос» - усики и др.) Материалы к занятию: игрушка старичок-Лесовичок, модель демонстрирующая приспособление окраски кузнечика к среде: набор картинок из серии «насекомые», «земноводные», «птицы» цветная иллюстрация зеленого кузнечика. I часть. Звучит песня «В траве сидел кузнечик». Воспитатель: Мы будем м сегодня говорить о насекомых. Каких насекомых вы знаете? Дети перечисляют (бабочки, жуки, стрекозы и т.п.) Воспитатель: Сегодня я хотела пригласить в гости одно всем нам знакомое насекомое. Песню о нем вы слышали, когда вошли. Дети: Кузнечик. Входит старичок-Лесовичок. Он напевает песенку «В траве сидел кузнечик». Воспитатель: Здравствуй, старичок-Лесовичок! Ты поешь песенку про кузнечика, а ты его знаешь? Старичок-Лесовичок: Сейчас на лужайке я его встретил, он просил вам передать, что прийти не сможет - занят. Воспитатель: Дети, кузнечик занят, но мы можем пригласить остаться с нами старичка-Лесовичка. Он поможет нам узнать многое о кузнечике. Старичок-Лесовичок: Я готов остаться и помочь детям. Воспитатель: Спасибо, старичок-Лесовичок! Ребята, давайте еще раз послушаем песенку про кузнечика. Она нам может о нем рассказать. II часть прослушивание песенки. Воспитатель: Дети, что нам рассказала песенка? Дети: Кузнечик зеленого цвета, он питается травой, его враг - лягушка. Старичок-Лесовичок: Кузнечики бывают не только зеленые, но и серые. Воспитатель: А для чего им такая окраска? Дети: Кузнечика в траве не видно, хищники не видят его. Воспитатель: А серого кузнечика на земле не видно, что бы это проверить, воспользуемся уже знакомой моделью. Воспитатель предлагает одному из детей продемонстрировать движущуюся модель. Воспитатель: Ребята как еще кузнечик может спастись от преследования? Дети: Ему помогают ноги и крылья. Он большими ногами отталкивается и прыгает вверх. У него еще есть крылья, и он умеет летать. Старичок-Лесовичок: Откуда вы все это знаете? Дети: А мы недавно наблюдали за ним. Смотрели, как он прыгает. Воспитатель: Да, мы недавно рассматривали зеленого кузнечика. Мы нашли его на участке, а затем там же отпустили его. Старичок-Лесовичок: Вы многое о кузнечике знаете, а скажите где уши у кузнечика? Не знаете? А уши у кузнечика на передней паре ног. А сколько у него ног, знаете? Дети: Знаем, знаем. У него 6 ног. Почти у всех насекомых 6 ног. Воспитатель: Лесовичок, наблюдая за кузнечиком дети внимательно его рассмотрели. Они знают теперь все части тела кузнечика. (Воспитатель достает иллюстрацию кузнечика и приглашает одного ребенка рассказать о нем). Ребенок: У кузнечика как и у нас есть голова. На ней большие глаза и большие челюсти и усы. Его туловище состоит из двух частей - груди и брюшка. Спину и грудь прикрывают щитки. Они покрыты шероховатым покровом (Дети подсказывают - хитиновым). У него 6 ножек и 2 крылышка. Воспитатель и Лесовичок хвалят ребенка. Воспитатель: Ребята, после прослушивания песенки вы сказали, что кузнечик питается травой. Это не так. Кузнечик насекомое хищное. Он питается еще боле мелкими насекомыми (жужелицами, майскими жуками). Для этого ему и нужны мощные челюсти. Старичок-Лесовичок: Я принес вам новую игру. У меня в корзинке картинки. На одних нарисованы насекомые, а на других их враги. Давайте поиграем и разберем картинки. Дети делятся на 2 группы, каждая группа отбирает свои картинки. Старичок-Лесовичок: Молодцы ребята, быстро справились с заданием. Сейчас я вам расскажу как и зачем кузнечик на открытке играет. На левом надкрылье самца тонкий валик с зубчиками - это «смычок». На правом - округлая перепонка в рамочке и тоже с зубчиками - это «скрипка». Дрожат надкрылья кузнечика, трутся одно об другое и плывут в летней ночи нежные мелодии. Для кого? а разве не ясно? Для своей подруги. Услышит она звук и найдет его. Ну ребята загостился я у вас! Пора мне и в лес. До свидания! Дети прощаются с лесовичком. Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Теперь мы многое узнали о зеленом кузнечике.
Тема занятия: «Крылатая радуга» Программное содержание: Систематизировать знания детей о насекомых бабочках: их внешний вид, поведение, приспособление к среде обитания (маскировка, отпугивание). Познакомить детей с развитием бабочки. Материалы к занятию: рисунок бабочки «Павлиний глаз», схема развития бабочек. I часть. Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что насекомых очень много и живут они повсюду: в поле, в саду, в озерах. Каких насекомых вы знаете? Дети: Муравьи, бабочки, жуки и т.д. Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном виде насекомых. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел. Да, конечно, это бабочка. II часть. Давайте рассмотрим рисунок бабочки «Павлиний глаз». Из каких частей состоит тело бабочки? Дети: Крылья, голова, усики. Воспитатель: тело бабочки состоит из головки, брюшка, груди. Так же у бабочки есть крылья, ушки и ножки. Сколько у бабочки крыльев, усиков, ножек? Да, усиков - два, а вот крыльев не два и а четыре. С одной стороны два и с другой два. Ножек у бабочки шесть. Давайте вспомним нашего хорошего знакомого зеленого кузнечика. Сколько ног было у него, и какие это ноги? Дети: У кузнечика было 6 ног. Ноги разные: задние длинные и сильные, чтобы можно было прыгать, а другие небольшие. Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько ног у бабочки. Правильно - 6. Но у бабочки ножки одинаковые. Чем питается кузнечик? Дети: Он хищник. Питается насекомыми. Воспитатель: Чтобы узнать, чем питается бабочка, послушайте рассказ дедушки Лесовичка. Бабочки не просто порхают они заняты важной работой. Длинные хоботки нужны им для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они конечно не забывают: то раскроют крылышки, то закроют. Полюбуйтесь, какая красотка! Так порхает она от цветка к цветку, нарядная как радуга, а сядет на дерево сложит крылышки и нет ее! Слилась с корой, замаскировалась. Воспитатель: А теперь подумаем все вместе. Чем питаются бабочки? Как они собирают сладкий нектар? Дети: Питаются нектаром, достают его хоботком их цветов. Воспитатель: Как бабочки маскируются мы посмотрим на модели. Вот сидит бабочка «Павлиний глаз». Крылышки сложила - невидно ее на коре. Она замаскировалась, но вот раскрылись крылья и на вас глядят большие глаза - страшно. Эта бабочка не только маскируется, но и отпугивает, кого она отпугивает, кто питается бабочками? Дети: Птицы, грызуны, другие насекомые. Воспитатель: А как маскируется наш кузнечик? Дети: он зеленый, серый, если он не двигается его в траве не видно. Физкультигра «Бабочки, кузнечики и птицы» III часть. Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему развития бабочки на примере капустной белянки. Дети рассматривают схему и составляют по ней рассказ. Воспитатель: Давайте в конце занятия подведем итог: что же интересного мы узнали о бабочке?
Программное содержание: Создать условия для обобщения представления детей о приспособленности животных к разным средам обитания, которое проявляются во внешнем виде животных и особенности их жизнедеятельности (питании, движении, способах добывания пищи, защите от врагов, выращивании потомства и т.д.) Ход занятия. I часть. На мольберте - путаница, составленная из плоскостных фигур: медведь аист, заяц сидит на дереве, белка под водой, рыбы на дереве. Воспитатель: К нам пришел Емеля. Он говорит, что знает, кто такие животные и где они живут. Я попросила Емелю поместить животных туда где им хорошо и удобно. Посмотрите, что сделал Емеля. Правильно ли? Почему нет? Давайте разберемся. II часть. Воспитатель: Где живут рыбы? Почему они не могут жить на дереве? (Там нет воды, у рыб нет корма и т.д.) Как рыбы приспособлены для житья в воде? (Плавают, имеют овальную форму тела, покрыты чешуей, дышат растворенным в воде кислородом при помощи жабер и т.д.). Давайте разместим рыб правильно. Про рыб Емеля все понял. А как же быть со зверями? Посмотрите куда он их поселил - в воздух, под воду. Где живут эти звери? Почему белка не может жить под водой? Куда ее надо поселить? Почему белке удобно жить на сосне и ели? Какие у нее лапки? (Объяснения детей о строении конечностей, окрасе шерсти, особенностях питания). Почему медведь не может жить в воздухе? Где Емеля должен был поселить его? Почему медведю хорошо в лесу, как он приспособился для жизни в лесу? Воспитатель: Каких животных Емеля совсем не нашел? Звери - здесь. Рыба на месте. Про кого забыли? Дети: Про насекомых, птиц, и земноводных. Воспитатель: Где живут птицы, почему они не могут жить под водой. Дети: У них нет органов для дыхания под водой, у них другие строение тала и покров. Воспитатель: Как птицы приспособились жить в воздухе и на земле? Для чего птице перья? Вот три птицы: ласточка, галка, утка. Давайте попросим нашего Емелю их поселить. (Емеля помещает ласточку на землю, утку на дерево). Правильно сделал Емеля? Как надо было их разместить? Почему? Куда поместим ласточку? Почему в воздух? Почему галка не может жить на воде? Почему утка не сможет сидеть на дереве? Как она приспособилась плавать? Вспомните какие животные могут жить как в воде, так и на суше? Правильно - земноводные. Назовите, пожалуйста их. Дети: Жаба, краб. Воспитатель: Осталось расселить насекомых. У нас здесь кузнечик, стрекоза и бабочка. Подумайте, и разместите, кто где живет. А теперь трудные вопросы: Что будут делать разные животные при виде своего врага? Задание 1. Найдите тех животных, которые будут убегать, улетать. Задание 2. Найдите тех, кому не надо прятаться. Почему? III часть. Воспитатель: Для чего же приспосабливаются разные животные? Выживут ли они, если не смогут приспосабливаться?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |