Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обобщающая беседа о животных




Наблюдение 5.

Наблюдение 4.

Цель. Знакомство с искусственным домом природы (аквариумом) для водоплавающей черепахи.

Ход занятия. Сегодня мы с вами познакомимся с водоплавающими черепахами. Как вы думаете, в каких домах природы они могут обитать? Да, в болотах, озерах, реках. А мы в нашем экологическом кабинете сделали для них специальный искусственный дом природы: аквариум. Давайте внимательно осмотрим, как он устроен: что лежит на дне? Для чего нужен большой плоский камень - остров? Зачем в воду опущен градусник? Почему необходимы лампы освещения и подогрев воды?

Вот, видите, как много нужно, чтобы водоплавающая черепаха чувствовала себя хорошо у нас в экологическом кабинете!

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру с мячом. Становитесь в колонну друг за другом. Если я назову какой-либо дом природы (лес, болото, степь, луг, аквариум и т. д.), выловите мяч, а если животных - их обитателей, не ловите. Выигрывает тот, кто не ошибется в выборе.

Цель. Знакомство с особенностями внешнего вида, питания и повадками водоплавающей черепахи.

Ход. В прошлый раз мы с вами познакомились с искусственным домом природы для водоплавающей черепахи. Как он называется? (Аквариум) А теперь давайте внимательно рассмотрим водоплавающую черепаху. Обратите внимание на то, как она быстро плавает, ныряет. Почему? Потому, что у нее очень сильные лапы. А сейчас смотрите: я подношу свой палец к поверхности воды, и черепаха сразу же устремляется к нему, как бы «зависает» в воде, балансируя лапами, а голову высовывает из воды.

Посмотрите внимательно: на что похожа ее голова? Правильно, на голову змеи. Как вы думаете, что она хочет сделать? Да, она хочет схватить челюстями то, что увидела над водой. Ведь водоплавающая черепаха - хищник. Она охотится за тем, что движется в воде и на ее поверхности. Как вы думаете, что она ест? Правильно, мелких рыбешек и насекомых. У нее так же как и у степной черепахи, нет зубов, но челюсти очень сильные. А что вы можете сказать о ее панцире? Верно, он овальной формы, почти плоский и красиво окрашен, особенно со стороны живота.

Обратите внимание на ее длинный хвост и сильные лапы. Чем покрыты лапы? Чешуей. На каждой лапе есть длинные острые когти. А что вы видите между пальцами? Да. Это перепонки. Зачем они ей, как вы думаете?. С их помощью ей легче плавать. А на что похожи лапы водоплавающей черепахи? Да на ласты.

 

Занятие-путешествие «Степная и водоплавающая черепаха»

Цель: Закрепить знания о черепахе (внешний вид, связь окраски и строения тела с естественной чредой обитания, как ведет себя в разные сезоны, как размножается). Продолжать формировать представления о содержании степной черепахи в террариуме, о различных видах черепах и их местах обитания. Обобщить представления детей об особенностях животных и растений, обитающих в условиях жары (пустыня, степь).

Подготовка к занятию. Цикл наблюдений за поведением степной черепахи в террариуме, водоплавающей - в аквариуме. Таблицы: пустыня, степь. Карта мира: макет ландшафта пустыни с характерной для нее флорой и фауной; подготовка атрибутов для занятия-путешествия: лодки, весла, тельняшки, бескозырки, панамы, бинокль, фотоаппарат, атлас мира, иллюстрации и фотографии разных видов черепах, видеофрагменты о черепахах. Пища для кормления: зелень, фрукты, овощи; художественные произведения: сборник «Где зимуют раки» («Вот уж кто не знает страха») О. Молоткова; «Как черепашка покупала рубашку» Г. Муллина, загадки о черепахе.

Ход занятия.

Дети, подумайте и вспомните, какие вы знаете дома природы? (Лес, степь, болото, река, море, пустыня) чем один дом природы отличается от другого? Верно, в одних жарко (пустыня), в других тепло (степь), а в третьих холодно (северные моря, ледяные арктические пустыни). В одних домах природы солнце светит много, в других мало. В одних часто идут дожди и много влаги, а в других пересохшая почва, вода глубоко под землей, а дождей может быть много месяцев подряд (например, в пустыне). Видите, какие разные условия жизни в разных домах природы. Поэтому в каждом из них могут жить только те растения и животные, которые приспособлены к его условиям обитания.

А теперь посмотрите сюда. (дети рассматривают таблицу «Пустыня»). Какой дом природы здесь изображен? Что вы можете сказать об условиях жизни в пустыне? Какие растения здесь растут? Какие животные могут здесь жить: почему? Да, потому, что все они приспособлены к жизни в засушливой пустыне, где много солнца, очень жарко почти совсем нет воды.

К районам, где мало воды относятся также и степь. Взгляните на ее бескрайние просторы! И сегодня мы с вами поговорим об одном из животных, живущих в степях и пустынях. Как вы думаете, кто это?

Живет спокойно, не спешит. На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет…(черепаха).

Показывается видеофрагмент.

А вот и она, степная черепаха. Такая же черепаха живет в нашем детском саду. Давайте за ней еще раз понаблюдаем.

Перед детьми на столе появляется степная черепаха и им предлагается описать ее внешний вид. Особое внимание при этом уделяется назначению. Различных частей тела.

Как черепаха защищается от врагов? Верно, у нее прочный, как броня панцирь давайте послушаем веселые стихи о том, как маленькая черепашка искала себе именно такой очень прочный костяной панцирь.

Как черепашка покупала рубашку.

В магазин заползла черепашка и сказала:

- Нужна мне рубашка.

- Вам рубашка нужна, но какая? Подошла бы для вас голубая. Голубая из прочного ситца. Будет долго такая носится.

- Не велела такую мне мама, - черепашка сказала упрямо. - Не из ситца и не голубую, только я позабыла какую.

Продавец тут разводит руками:

- Вся одежда лежит перед вами. Вот есть шубки белее чем вата. В них зимою гуляют зайчата.

- Нет, не носим мы, мягкие шубы, их прокусят змеиные зубы.

- Вот спецовки из кожи и боты, их берут нарасхват бегемоты.

- Что вы, что вы в одежде из кожи на кого мы будем похожи?

- Ну, тогда посмотри-ка какая на витрине рубашка цветная.

- Щеголять в такой пестрой рубахе? Разве это к лицу черепахе?

Все товары назвав ходовые продавец побежал в кладовые. Долго в пыльных вещах он копался и вернувшись совсем расчихался. Прочихавшись, сказал:

- Черепашка! Вот, смотри костяная рубашка. Весит два или три килограмма! Не ее ли советует мама?

- Да, ее - закричала малышка, - Вот теперь я не буду голышкой.

Зачем же черепахе такой тяжелый, прочный щит - панцирь? Кто ее враги природе? Правильно, хищные птицы, волк, лиса, особенно для маленьких черепашат.

Вот уж кто не знает страха Так степная черепаха. От нее совсем нет толку Ни лисе, ни злому волку. А чего боятся ей Их зубов и их когтей? Знают все: ее спина - Это прочная стена. От беды ее спасет Бронированный живот. Чуть опасность - выход прост: Прячет голову и хвост. Знаешь, черепахи эти Много лет живут на свете. Волк напал, оскалив пасть, Черепаха ляжет спать, Тот стоит с открытым ртом Час, другой, а что потом? Можешь ты открыть свой рот И стоять так целый год? Встретишь ты ее на воле, Хоть в степи, хоть в чистом поле, Убирая урожай ты ее не обижай!  

На свете очень много разных черепах: больших и маленьких, живущих в степях и жарких пустынях, в разных частях света. Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в жаркие страны. Смотрите на карту: кто знает, как называется самая большая пустыня на Земле? Правильно, это сахара. И находится она в Африке. Как выдумаете, вы готовы к путешествию? Как вы одеты и почему? А как мы туда доберемся? (По воде). Что возьмем с собой в путешествие? (карту, бинокль, фотоаппарат). Приготовьтесь к долгому плаванию, возьмите весла. Поплыли! Вот мы и в Африке! Но как же мы попадем в пустыню? Как вы думаете, какое животное может нам помочь? Ну конечно верблюд! Это же кораблю пустыни! А вот и караван! (дети двигаются за караваном и поют).

Оранжевый, оранжевый Идет вожак верблюд. Верблюды вслед идут, Верблюды вслед идут Оранжевый, оранжевый Плетется караван, В оранжевый туман, В оранжевый туман. Оранжевым светом Пустыня одета, Оранжевым солнцем Пустыня согрета Оранжевым цветом Картину рисую И песню пою я, И песню пою я.

Вот мы с вами и в пустыне. Обратите внимание, какие здесь растения. Что вы можете сказать об их стеблях и листьях? Чем они отличаются от растений встречающихся у нас? зачем растениям пустынь такие толстые стебли, листья? Почему у некоторых их них листья превратились в колючки? А вот и наша знакомая черепаха. Посмотрите как уверенно она ползет по песку. Обратите внимание не ее когти. Зачем они ей. Обратите внимание на цвет песка и цвет панциря черепахи. Как вы думаете, легко ли заметить черепаху на таком фоне? Как вы думаете, какие еще бывают черепахи?

В жарки странах живут также большие сухопутные черепахи. Кто из вас был в зоопарке, видел этих гигантских черепах. На них спокойно можно покататься, если сесть верхом и держать перед мордой привязанные к палке апельсин или банан. Вот посмотрите, на этой фотографии девочка едет на такой большой черепахе.

А кто видел плавающих черепах? Давайте подойдем к нашему водоему и познакомимся с ним, (дети разглядывают и описывают внешний вид плавающих черепах, обращают внимание на отличие от степной черепахи по форме, цвету, рисунку панциря, строению конечностей и хвоста). А какие еще бывают черепахи? Кто видел морских черепах? Где? Как они выглядят? Да, они очень большие, их панцирь величиной с этот стол. Они могут весить 100, 200, 300 кг, а живут, как и все черепахи, очень долго. Морские черепахи живут в морях, питаются водными растениями, рыбой, водными животными, быстро плавают, работая всеми четырьмя лапами, хорошо ныряют. У всех плавающих черепах лапы похожи на ласты или на рыбьи плавники. Среди них есть красивые черепахи с большим зеленым панцирем. Раньше моряки, отправляясь в дальние плавания, ловили их и если вкусное мясо.

Вот и все нам пора возвращаться домой (дети под фонограмму бодрого марша возвращаются домой). Понравилось вам путешествовать? С какими новыми животными мы позна4комились? Давайте посмотрим видеофрагмент о плавающих черепахах.

А кто знает, как размножаются черепахи? Правильно, они откладывают яйца и закапывают их в теплый песок. Их яиц через некоторое время вылупляются маленькие черепашки. Панцирь у них очень тонкий и мягкий, узорчатый.

Как много нового мы с вами узнали о черепахах! Это очень интересные животные, и вы можете каждый день открывать для себя что-то важное, новое в их жизни и поведении.

 

Тема беседы: «Кузнечик»

Программное содержание: Дать представление о том, как насекомые приспосабливаются к среде обитания, на примере зеленого кузнечика. Совершенствовать знания детей об особенностях строения внешних органов, об их назначении (большие глаза, большие задние ноги приспособлены к прыжкам, «уши» - на передней паре конечностей, «нос» - усики и др.)

Материалы к занятию: игрушка старичок-Лесовичок, модель демонстрирующая приспособление окраски кузнечика к среде: набор картинок из серии «насекомые», «земноводные», «птицы» цветная иллюстрация зеленого кузнечика.

I часть. Звучит песня «В траве сидел кузнечик».

Воспитатель: Мы будем м сегодня говорить о насекомых. Каких насекомых вы знаете?

Дети перечисляют (бабочки, жуки, стрекозы и т.п.)

Воспитатель: Сегодня я хотела пригласить в гости одно всем нам знакомое насекомое. Песню о нем вы слышали, когда вошли.

Дети: Кузнечик.

Входит старичок-Лесовичок. Он напевает песенку «В траве сидел кузнечик».

Воспитатель: Здравствуй, старичок-Лесовичок! Ты поешь песенку про кузнечика, а ты его знаешь?

Старичок-Лесовичок: Сейчас на лужайке я его встретил, он просил вам передать, что прийти не сможет - занят.

Воспитатель: Дети, кузнечик занят, но мы можем пригласить остаться с нами старичка-Лесовичка. Он поможет нам узнать многое о кузнечике.

Старичок-Лесовичок: Я готов остаться и помочь детям.

Воспитатель: Спасибо, старичок-Лесовичок! Ребята, давайте еще раз послушаем песенку про кузнечика. Она нам может о нем рассказать.

II часть прослушивание песенки.

Воспитатель: Дети, что нам рассказала песенка?

Дети: Кузнечик зеленого цвета, он питается травой, его враг - лягушка.

Старичок-Лесовичок: Кузнечики бывают не только зеленые, но и серые.

Воспитатель: А для чего им такая окраска?

Дети: Кузнечика в траве не видно, хищники не видят его.

Воспитатель: А серого кузнечика на земле не видно, что бы это проверить, воспользуемся уже знакомой моделью.

Воспитатель предлагает одному из детей продемонстрировать движущуюся модель.

Воспитатель: Ребята как еще кузнечик может спастись от преследования?

Дети: Ему помогают ноги и крылья. Он большими ногами отталкивается и прыгает вверх. У него еще есть крылья, и он умеет летать.

Старичок-Лесовичок: Откуда вы все это знаете?

Дети: А мы недавно наблюдали за ним. Смотрели, как он прыгает.

Воспитатель: Да, мы недавно рассматривали зеленого кузнечика. Мы нашли его на участке, а затем там же отпустили его.

Старичок-Лесовичок: Вы многое о кузнечике знаете, а скажите где уши у кузнечика? Не знаете? А уши у кузнечика на передней паре ног. А сколько у него ног, знаете?

Дети: Знаем, знаем. У него 6 ног. Почти у всех насекомых 6 ног.

Воспитатель: Лесовичок, наблюдая за кузнечиком дети внимательно его рассмотрели. Они знают теперь все части тела кузнечика. (Воспитатель достает иллюстрацию кузнечика и приглашает одного ребенка рассказать о нем).

Ребенок: У кузнечика как и у нас есть голова. На ней большие глаза и большие челюсти и усы. Его туловище состоит из двух частей - груди и брюшка. Спину и грудь прикрывают щитки. Они покрыты шероховатым покровом (Дети подсказывают - хитиновым). У него 6 ножек и 2 крылышка. Воспитатель и Лесовичок хвалят ребенка.

Воспитатель: Ребята, после прослушивания песенки вы сказали, что кузнечик питается травой. Это не так. Кузнечик насекомое хищное. Он питается еще боле мелкими насекомыми (жужелицами, майскими жуками). Для этого ему и нужны мощные челюсти.

Старичок-Лесовичок: Я принес вам новую игру. У меня в корзинке картинки. На одних нарисованы насекомые, а на других их враги. Давайте поиграем и разберем картинки.

Дети делятся на 2 группы, каждая группа отбирает свои картинки.

Старичок-Лесовичок: Молодцы ребята, быстро справились с заданием. Сейчас я вам расскажу как и зачем кузнечик на открытке играет. На левом надкрылье самца тонкий валик с зубчиками - это «смычок». На правом - округлая перепонка в рамочке и тоже с зубчиками - это «скрипка». Дрожат надкрылья кузнечика, трутся одно об другое и плывут в летней ночи нежные мелодии. Для кого? а разве не ясно? Для своей подруги. Услышит она звук и найдет его.

Ну ребята загостился я у вас! Пора мне и в лес. До свидания!

Дети прощаются с лесовичком. Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Теперь мы многое узнали о зеленом кузнечике.

 

Тема занятия: «Крылатая радуга»

Программное содержание: Систематизировать знания детей о насекомых бабочках: их внешний вид, поведение, приспособление к среде обитания (маскировка, отпугивание). Познакомить детей с развитием бабочки.

Материалы к занятию: рисунок бабочки «Павлиний глаз», схема развития бабочек.

I часть. Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что насекомых очень много и живут они повсюду: в поле, в саду, в озерах. Каких насекомых вы знаете?

Дети: Муравьи, бабочки, жуки и т.д.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном виде насекомых.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел.

Да, конечно, это бабочка.

II часть. Давайте рассмотрим рисунок бабочки «Павлиний глаз». Из каких частей состоит тело бабочки?

Дети: Крылья, голова, усики.

Воспитатель: тело бабочки состоит из головки, брюшка, груди. Так же у бабочки есть крылья, ушки и ножки. Сколько у бабочки крыльев, усиков, ножек? Да, усиков - два, а вот крыльев не два и а четыре. С одной стороны два и с другой два. Ножек у бабочки шесть.

Давайте вспомним нашего хорошего знакомого зеленого кузнечика. Сколько ног было у него, и какие это ноги?

Дети: У кузнечика было 6 ног. Ноги разные: задние длинные и сильные, чтобы можно было прыгать, а другие небольшие.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько ног у бабочки. Правильно - 6. Но у бабочки ножки одинаковые. Чем питается кузнечик?

Дети: Он хищник. Питается насекомыми.

Воспитатель: Чтобы узнать, чем питается бабочка, послушайте рассказ дедушки Лесовичка.

Бабочки не просто порхают они заняты важной работой. Длинные хоботки нужны им для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они конечно не забывают: то раскроют крылышки, то закроют. Полюбуйтесь, какая красотка! Так порхает она от цветка к цветку, нарядная как радуга, а сядет на дерево сложит крылышки и нет ее! Слилась с корой, замаскировалась.

Воспитатель: А теперь подумаем все вместе. Чем питаются бабочки? Как они собирают сладкий нектар?

Дети: Питаются нектаром, достают его хоботком их цветов.

Воспитатель: Как бабочки маскируются мы посмотрим на модели. Вот сидит бабочка «Павлиний глаз». Крылышки сложила - невидно ее на коре. Она замаскировалась, но вот раскрылись крылья и на вас глядят большие глаза - страшно. Эта бабочка не только маскируется, но и отпугивает, кого она отпугивает, кто питается бабочками?

Дети: Птицы, грызуны, другие насекомые.

Воспитатель: А как маскируется наш кузнечик?

Дети: он зеленый, серый, если он не двигается его в траве не видно.

Физкультигра «Бабочки, кузнечики и птицы»

III часть. Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему развития бабочки на примере капустной белянки.

Дети рассматривают схему и составляют по ней рассказ.

Воспитатель: Давайте в конце занятия подведем итог: что же интересного мы узнали о бабочке?

 

Программное содержание: Создать условия для обобщения представления детей о приспособленности животных к разным средам обитания, которое проявляются во внешнем виде животных и особенности их жизнедеятельности (питании, движении, способах добывания пищи, защите от врагов, выращивании потомства и т.д.)

Ход занятия.

I часть. На мольберте - путаница, составленная из плоскостных фигур: медведь аист, заяц сидит на дереве, белка под водой, рыбы на дереве.

Воспитатель: К нам пришел Емеля. Он говорит, что знает, кто такие животные и где они живут. Я попросила Емелю поместить животных туда где им хорошо и удобно. Посмотрите, что сделал Емеля. Правильно ли? Почему нет? Давайте разберемся.

II часть. Воспитатель: Где живут рыбы? Почему они не могут жить на дереве? (Там нет воды, у рыб нет корма и т.д.) Как рыбы приспособлены для житья в воде? (Плавают, имеют овальную форму тела, покрыты чешуей, дышат растворенным в воде кислородом при помощи жабер и т.д.). Давайте разместим рыб правильно.

Про рыб Емеля все понял. А как же быть со зверями? Посмотрите куда он их поселил - в воздух, под воду. Где живут эти звери? Почему белка не может жить под водой? Куда ее надо поселить? Почему белке удобно жить на сосне и ели? Какие у нее лапки? (Объяснения детей о строении конечностей, окрасе шерсти, особенностях питания). Почему медведь не может жить в воздухе?

Где Емеля должен был поселить его? Почему медведю хорошо в лесу, как он приспособился для жизни в лесу?

Воспитатель: Каких животных Емеля совсем не нашел? Звери - здесь. Рыба на месте. Про кого забыли?

Дети: Про насекомых, птиц, и земноводных.

Воспитатель: Где живут птицы, почему они не могут жить под водой.

Дети: У них нет органов для дыхания под водой, у них другие строение тала и покров.

Воспитатель: Как птицы приспособились жить в воздухе и на земле? Для чего птице перья? Вот три птицы: ласточка, галка, утка. Давайте попросим нашего Емелю их поселить. (Емеля помещает ласточку на землю, утку на дерево). Правильно сделал Емеля? Как надо было их разместить? Почему? Куда поместим ласточку? Почему в воздух? Почему галка не может жить на воде? Почему утка не сможет сидеть на дереве? Как она приспособилась плавать?

Вспомните какие животные могут жить как в воде, так и на суше? Правильно - земноводные. Назовите, пожалуйста их.

Дети: Жаба, краб.

Воспитатель: Осталось расселить насекомых. У нас здесь кузнечик, стрекоза и бабочка. Подумайте, и разместите, кто где живет.

А теперь трудные вопросы: Что будут делать разные животные при виде своего врага?

Задание 1. Найдите тех животных, которые будут убегать, улетать.

Задание 2.

Найдите тех, кому не надо прятаться. Почему?

III часть.

Воспитатель: Для чего же приспосабливаются разные животные? Выживут ли они, если не смогут приспосабливаться?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.