Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выявление уровня знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды детей старшего дошкольного возраста




 

Цель: определить уровень сформированности знаний у старших дошкольников о способах приспособления животных к условиям окружающей среды.

Задачи:

1. Подобрать методику диагностики уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста о способах приспособления животных к условиям окружающей среды.

2. Провести анкетирование воспитателей.

3. Проанализировать календарных планы воспитателей данной группы.

Исследовательскую работу мы начали с выявления уровня знаний детей старшего возраста о способах приспособления животных к условиям окружающей среды. Для этого мы использовали диагностику экологических знаний авторов В.В. Смирновой, Н.И. Балуевой, Г. М. Парфеновой.

При выявлении уровня знаний старших школьников мы применили опрос в процессе беседы.

Для диагностики были выделены три основные темы:

- приспособление строения и поведения организма к условиям среды (карта №1);

- приспособленность живых организмов к изменениям среды по сезонам (карта №2);

- приспособленность живых организмов к суточным изменениям в природе (карта №3).

При беседе детям был предложен ряд вопросов:

Карта №1.

1. Люди придумали слово «приспособление». Что оно означает? Каким словом его можно заменить?

2. Где может жить белка, птица, заяц, рыба?

3. А может ли рыба жить на воздухе?

4. Почему не может?

Карта №2.

1. Как приспособился заяц, медведь, волк жить зимой?

2. Как приспособились волк, лиса, заяц жить летом?

Карта №3.

1.Как приспособились звери, птицы (сова, грач, белка) к разным частям суток?

Диагностическая работа проходила с детьми старшей группе в количестве 30 человек.

Была разработана шкала баллов. За каждый ответ проставляли от 0 до 2-х баллов:

2 балла - уверенный, правильный ответ;

1 балл - ответ с подсказкой педагога;

0 баллов - затрудняется с ответом.

По результатам диагностики были разработаны следующие уровни знаний:

Высокий: Сформирован широкий круг знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды. Ребенок самостоятельно выделяет ряд приспособлений, выделяет основные понятия, устанавливает как частный таки общие связи. Этому уровню соответствуют знания детей с суммой баллов от 11 до 14.

Средний: у ребенка сложились некоторые существенные знания о способах приспособления животных к условиям окружающей среды. У конкретных животных выделяет внешние приспособительные признаки используя подсказки воспитателя. Указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптативных признаков. Средний уровень знаний у детей, набравших от 6 до 10 баллов.

Низкий: ребенок имеет небольшой объем не точных знаний. Отвечает неуверенно. Подолгу задумывается, с помощью подсказок и наводящих вопросов дает неполные ответы, не способен устанавливать связи и зависимости. Низкому уровню соответствуют знания детей с суммой баллов от 0 до 5.

Результаты диагностики в таблице №1.

Таблица №1- Результаты диагностики уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста о способах приспособления животных к условиям окружающей среды на констатирующем этапе эксперимента

 

Фамилия, имя Баллы по карте №1 Баллы по карте №2 Баллы по карте №3 Общий балл Уровень
  Никита.Б.         С
  Ариша. Ф.         В
  Настя. П.         В
  Настя. К.         С
  Богдан. Ф.         С
  Вика. Т.         Н
  Амина. А.         Н
  Арсен. И.         В
  Эмиль. Г.         С
  Аяз. Х.         С
  Алина. Х.         С
  Марина. О         Н
  Элина.С.         Н
  Алина С.         Н
  Данил. Ш.         В
  Ильяс.А.         С
  Артем. Д.         С
  Динара.П         Н
  Мират. В         Н
  Света.С.         С
  Андрей. Г.         С
  Артем. М.         Н
  Дима. В.         С
  Катя. В.         С
  Эмиль. Х.         Н
  Лэйла. Р         С
  Тимур. Б.         С
  Варя. М.         Н
  Альбина. А.         Н
  Элина. Г.         С

 

Условные обозначения: Н - низкий уровень;

С - средний уровень;

В - высокий уровень.

 

Количественный анализ: подсчет результатов показал, что высокий уровень знаний у 4 детей (13%), средний – 15 детей (50%) и низкий уровень знаний имеют 11 детей (37%) (см. диаграмму № 1).

Качественный анализ: анализируя данные диагностики мы выяснили, что дети имеют более устойчивые знания о способах приспособления животных к суточным изменениям в природе (карта №3). При ответе на вопросы по карте №2 у большинства детей возникли трудности. Дети разъясняли, как животные приспособились жить зимой, но причину такого поведения многие назвали после наводящих вопросов. Затруднения возникли у детей при ответе на вопросы по карте №1. Следует отметить, что на первый вопрос карты №1 (Что означает слово «приспособление»? каким словом его можно заменить?) ни один ребенок из двух подгрупп не смог ответить. Были дети, которые впервые слышали понятие «приспособление животных к среде». Дети понимают, что птица не может жить в воде, но выделить причину смогли не все.

 
 

 

Рисунок 1 - результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента

 

Для выяснения причин низкого уровня знаний детей, и выявления уровня владения методикой экологического образования дошкольников, воспитателям всех возрастных групп был предложена анкета для воспитателей. Для опроса были предложены следующие вопросы:

1. Какие знания о животном мире формируются у детей?

2. На какую литературу Вы опираетесь, работая по данному направлению?

3. С какими формами приспособления животных Вы знакомы сами?

4. Какие формы приспособления животных к окружающей среде формируете у старших дошкольников?

Ответы педагогов на вопросы анкеты представлены в приложении №1.

Анализируя ответы воспитателей на вопросы анкеты, мы сделали следующие выводы:

- воспитатели знают основные методы экологического образования старших дошкольников;

- используют в своей работе не только литературу по ознакомлению дошкольников с природой, но и современные программы, методики, технологии по экологическому образованию, наиболее часто в своей работе педагоги используют работы С.Н. Николаевой;

- воспитатели осведомлены об основных понятиях, с которыми необходимо познакомить детей при изучении способов приспособления животных к среде;

- педагоги старшей и подготовительной групп отвечая на четвертый вопрос анкет (Какие формы приспособления животных к окружающей среде формируете у старших дошкольников?) перечислили основные формы приспособления животных к временным изменениям среды.

Если детей старшего дошкольного возраста в течение учебного года не знакомили с формами приспособления животных к среде, то можно предположить что работа по данному направлению велась слабо. С целью выяснить так ли это мы решили ознакомиться с содержанием календарных планов старшей и подготовительной группы.

Вывод. При анализе календарных планов в старшей группе мы выяснили, что работа по формированию у детей знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды велась, но не регулярно. В начале учебного года у детей систематизировали знания о разнообразии сред обитания, а также о проживающих в них живых организмах. Осенью закрепляли представления детей о сезонных изменениях в жизни млекопитающих и птиц. Не были упомянуты земноводные, насекомые, пресмыкающиеся. В зимний сезон воспитатели уделяли больше внимания знакомству детей с ростом и развитием растений, с потребностями растущего организма на разных стадиях развития. Представления о способах приспособления животных к условиям окружающей среды закреплялись в дидактических играх («Путаница», «Кто где живет», «С чьей ветки детки»). В весенний период у детей углубляли знания о размножении птиц и млекопитающих на примере зайца и воробья. Были проведены ряд бесед и несколько занятий. Воспитатели сделали несколько дидактических игр. Использовали в работе детскую природоведческую литературу.

Анализ планов убедил нас в том, что причина низкого уровня знаний у детей - отсутствие системы в работе педагогов. В связи с этим мы предположили, что целенаправленная систематическая работа позволит сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о способах приспособления животных к условиям окружающей среды.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.